Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

MONITORING OF PROFESSIONAL PLANS OF GRADUATES EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION OF URAL-SIBERIAN REGION

Dus T.E. 1
1 branch the Federal State Autonomous Educational Institution Higher Professional Education Russian State Vocational Pedagogical University in Omsk
В статье представлены результаты анализа и интерпретации данных мониторинга системы непрерывного профессионального образования Урало-Сибирского региона. Автор выделяет из полученного массива данных результаты анкетирования выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования. В статье предложен новый подход к анализу результатов мониторинга: сочетание анализа общей генеральной тенденции развития региональной системы непрерывного профессионального образования и анализа тенденций развития аналогичных систем в отдельно взятых областях. Данные области классифицированы как инновацонные, инерционные и депрессивные. В ходе исследования профессиональных планов выпускников были выявлены актуальные для данных респондентов программы профессионального образования; образовательные траектории; ограничения; потребности; степень удовлетворенности качеством образовательных услуг. Полученные результаты на основе выбранного автором подхода могут быть положены в основу региональных программ модернизации систем профессионального образования.
The article presents the results of the analysis and interpretation data of monitoring of system of continuing professional education of Ural-Siberian region. The author singles out from the resulting data set results of the survey of graduates of educational institutions of secondary vocational education. This paper proposes a new approach to the analysis of the monitoring results: the combination of a general analysis of the overall trends in the development of a regional system of continuing professional education and the analysis of trends in the development of similar systems in individual areas. These areas are classified as innovative, inertial and depressive. During study of professional plans of graduates were found relevant to these respondents vocational education program; educational trajectories; restrictions; needs; degree of satisfaction with the quality of educational services. The results that are based on the selected author approaches can be the basis for regional programs to modernize vocational training systems.
the interpretation of the survey results.
kinds of analyze
monitoring the system of continuing professional education

В настоящее время вопрос развития региональных систем непрерывного профессионального образования является одним из приоритетных в сфере государственной политики в области развития образования [5,7]. Решение данного вопроса актуализирует необходимость проведения мониторинга региональных систем непрерывного профессионального образования. В этой связи автором были разработаны теоретические основы мониторинга [4] в соответствии с которыми было организовано и проведено исследование профессиональных планов выпускников профессиональных образовательных организаций. В данной статье приводятся результаты анализа той части мониторинга системы непрерывного профессионального образования, которая касается анализа результатов анкетирования выпускников профессиональных образовательных организаций Урало-Сибирского региона, осуществляющих в качестве основной цели их деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования (далее - выпускники СПО). Результаты анкетирования других групп потребителей образовательных услуг в системе непрерывного профессионального образования Урало-Сибирского региона будут представлены в последующих публикациях.

Приступая к разработке анкет, мы определили ключевые характеристики системы непрерывного профессионального образования Урало-Сибирского региона, информацию о которых мы хотели бы получить по результатам опроса. Эти характеристики должны позволить дать оценку системы с точки зрения её внутренней интеграции, взаимосвязи отдельных её подсистем и элементов. Мы сочли адекватными целям нашего исследования характеристики, выделенные С.А.Беляковым с соавторами [8]. К таким характеристикам относятся: образовательные траектории; элементы инфраструктуры непрерывного профессионального образования; субъекты (отдельные граждане и группы граждан, активно реализующие свои образовательные потребности в системе непрерывного профессионального образования); возможности и ограничения участия субъектов  в тех или иных формах образовательной деятельности; потребности, установки, ожидания, удовлетворенность субъектов качеством полученных образовательных услуг. Отличие нашего исследования от исследований вышеназванных авторов состоит в качественной переработке содержания анкет и в проведении двух видов анализа в рамках указанной модели: анализ общей генеральной тенденции развития системы непрерыного профессионального образования Урало-Сибирского региона и анализ тенденций развития систем непрерывного профессионального образования в отдельно взятых областях, относящихся к инновационным, инерционным и депрессивным. Данная классификация областей была проведена на основании выделенных автором показателей. В свою очередь предложенная автором группа показателей была определена на основании анализа литературы по проблеме территориальных диспропорций социально-экономического развития [1,2,3,6]. Модель анализа и интерпретации данных мониторинга выглядит следующим образом: обозначаются группы людей, рассматриваемых в качестве субъектов системы непрерывного профессионального образования; выделяются программы профессионального образования, пользующиеся спросом  для данных субъектов; определяются ведущие тенденции в выборе образовательных траекторий и наиболее значимые для данных субъектов ограничения; уделяется внимание потребностям, установкам, ожиданиям, удовлетворенности субъектов качеством полученных образовательных услуг. Анализ проводится в целом по Урало-Сибирскому региону, затем по областям в соответствии с выбранной нами классификацией. Анализ результатов анкетирования выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования, проведенный в соответствии с вышеобозначенной моделью анализа и интерпретации данных мониторинга, позволил получить следующие результаты.

Большинсто из опрошенных выпускников СПО (60% от общего числа опрошенных) планируют после окончания своего учебного заведения совмещать работу с учебой и ещё 6% планируют посвятить себя только учебе. Основной причиной отказа от продолжения образования выпускники СПО указывают достаточность полученного образования в современных социально-экономических условиях (30 % выпускников СПО, указавших, что не желают продолжать образование). Они демонстрируют и четкие представления о том, где будут работать: 44% респондентов утверждают, что будут работать на государственных предприятиях, ещё 26% собираются приступить к работе на частных предприятиях. Полученное образование оцениваеся такими выпускниками СПО как удовлетворяющее потребности также в связи с тем, что, по мнению данных субъектов предоставляет высокие шансы на получение желаемой работы (см. таблицу 1).

Таблица 1

Оценка выпускниками СПО возможностей успешного нахождения работы

Шансы сразу после окончания СПО получить интересующую вас работу (5 баллов - наибольшие шансы, 1 балл - наименьшие)

Доля от числа ответивших

2

10%

3

20%

4

40%

5

30%

Общий итог

100%

 

Таким образом, можно констатировать, что выпускники СПО, отказывающиеся от продолжения образования, удовлетворены полученным образованием, считают, что нашли свою профессиональную и социальную нишу и в этой связи не помышляют о вхождении в систему непрерывного профессионального образования.

Выпускники, которые считают необходимым продолжить образование, в качестве приоритетных указывают мотивы, явно демонстрирующие карьерные установки (см. таблицу 2).

Таблица 2

Мотивы продолжения образования выпускников СПО, ориентированных на продолжение образования

Почему вы решили продолжать образование?

Доля от числа ответивших

Да

Нет

Всего

Для повышения шансов на рынке труда

33%

67%

100%

Для карьерного роста

45%

55%

100%

Нужно приобрести знания, необходимые для успеха в профессии

32%

68%

100%

Нужно приобрести знания, необходимые для смены профессии

4%

96%

100%

Запрашивалось работодателем

3%

97%

100%

Для удовлетворения интереса и развития способностей, для самосовершенствования

17%

83%

100%

В соответствии с вышеобозначенной моделью анализа и интерпретации данных мониторинга нам было необходимо выделить программы профессионального образования, пользующиеся спросом для данных субъектов системы непрерывного профессионального образования. Выпускники СПО Урало-Сибирского региона единодушно выбрали программы высшего образования (94% опрошенных). Однако логика нашего исследования не позволила нам остановиться только на первом шаге образовательной траектории выпускников СПО. Наличие планов на продолжение образования в текущий момент времени не говорит о готовности продолжить образование в будущем. В этой связи нам было важно выявить наличие мотивации непрерывного профессионального образования. Результаты анкетирования показывают, что данная мотивация присутствует (см. таблицу 3) и поступление в образовательные организации высшего образования не является конечным шагом в образовательной траектории выпускников СПО.

Таблица 3

Готовность выпускников СПО к непрерывному профессиональному образованию

Планируете ли вы после этого нового этапа закончить учиться, или собираетесь продолжать свое образование?

Доля от числа ответивших

Закончу учиться и начну работать

54%

Буду работать и продолжу учиться дальше

40%

Продолжу учиться дальше

6%

Общий итог

100%

Согласно выбранной модели анализа мониторинга мы также рассмотрели удовлетворенность субъектов качеством полученных образовательных услуг. Планируя дальнейшее продолжение образования, выпускники СПО в то же время достаточно высоко оценивают полученное ими образование и считают его достаточным для самостоятельной подготовки к поступлению (см. таблицу 4) и в этой связи рассматривают свои шансы на поступление в образовательную организацию более высокого уровня как достаточно высокие (таблица 5).

Таблица 4

Предпочитаемые выпускниками СПО программы дополнительного образования

Занимаетесь ли вы сейчас дополнительно:

Доля от числа ответивших

да

нет

всего

Самостоятельным изучением учебных дисциплин сверх часов и программ, предусмотренных учебным планом

36%

64%

100%

На подготовительных курсах для поступления в другую образовательную организацию

6%

94%

100%

С репетитором  - для улучшения успеваемости или подготовки в другую образовательную организацию

5%

95%

100%

На компьютерных курсах

6%

94%

100%

На профессиональных курсах

4%

96%

100%

Изучением иностранного языка, предусмотренного программой вашей образовательной организации

1%

99%

100%

Изучением еще одного иностранного языка

2%

98%

100%

В музыкальной, художественной, танцевальной школе

8%

92%

100%

В спортивной секции

19%

81%

100%

Другое

4%

96%

100%

 Таблица 5

Оцените по пятибалльной шкале ваши шансы сразу после окончания ОО СПО поступить в интересующую вас образовательную организацию

Доля от числа ответивших

3

22%

4

44%

5

34%

Общий итог

100%

 Самооценка выпускниками СПО степени готовности к вступительным испытаниям

 

Остается нераскрытым вопрос о барьерах на пути продолжения получения образования. С точки зрения наличия-отсутствия «площадок» для продолжения учебы (программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, а также реализующих их организаций) барьеров для выпускников СПО не возникает. Все респонденты в анкетах указывают образовательные организации, которые могут удовлетворить их запросы. Проблемы возникают другого рода. При решении вопроса о продолжении образования выпускники СПО не свободны от оценки своего материального состояния и благополучия. Как видно из таблиц 6 и 7 у респондентов актуальна потребность в материальных ресурсах.


Таблица 6

Ресурсные возможности выпускников СПО

Готовы ли вы платить за продолжение образования?

Доля от числа ответивших

Да, столько, сколько это стоит

49%

Да, но ограниченно

40%

Нет, не готов (а)

11%

Общий итог

100%

Таблица 7

Мотивация выбора совмещения работы и учебы выпускниками СПО

Почему вы решили совмещать работу и учебу?

Доля от числа ответивших

Чтобы ни от кого не зависеть

40%

Чтобы платить за учебу

16%

Потому что с опытом работы и дополнительным образованием мне будет легче устроиться в жизни

44%

Общий итог

100%

 

В отношении результатов анкетирования выпускников СПО с точки зрения нахождения различий в зависимости от типа области (инновационная, инерционная, депрессивная) значимые отличия выявлены при решении выпускниками ключевого вопроса о продолжении или окончании дальнейшей учебы (см. таблицу 8) Как видно из таблицы 8 выпускники СПО депрессивной области представляют наиболее массовую группу потенциальных субъектов системы непрерывного профессионального образования.

Таблица 8

Дифференциация профессиональных планов выпускников СПО в зависимости от уровня социально-экономического развития области

Что вы думаете после окончания образовательной организации СПО ?

Доля ответивших

Инновационная область

Инерционная область

Депрессивная область

Только работать

16%

32%

2%

Только учиться

6%

7%

4%

Совмещать работу с учебой

56%

43%

74%

Пойду в армию

22%

18%

20%

Общий итог

100%

100%

100%

 

Подводя итоги вышесказанному, мы приходим к выводу, что анкетирование выпускников СПО Урало-Сибирского региона позволило выявить ключевые характеристики системы непрерывного профессионального образования Урало-Сибирского региона, позволяющие образовательным организациям и органам управления образованием обратить внимание на удовлетворение образовательных потребностей именно данной группы. К таким характеристикам относятся: образовательные траектории; элементы инфраструктуры непрерывного профессионального образования; возможности и ограничения участия субъектов в тех или иных формах образовательной деятельности; потребности, установки, ожидания, удовлетворенность субъектов качеством полученных образовательных услуг. В соответствии с выбранной моделью анализа и интерпретации результатов мониторинга системы непрерывного профессионального образования Урало-Сибирского региона был проведено два вида анализа в рамках указанной модели: анализ общей генеральной тенденции развития вышеуказанной системы и анализ тенденций развития систем непрерывного профессионального образования в отдельно взятых областях, относящихся к инновационным, инерционным и депрессивным. Результаты анализа мониторинга показали значимые различия в сложившихся областных системах непрерывного профессионального образования, что дает основания для выдвижения гипотезы о возможности создания вариативного прогноза развития системы непрерывного профессионального образования Урало-Сибирского региона в зависимости от уровня социально-экономического развития.


Рецензенты:

Маврина И.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры социальной педагогики и социальной работы ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск;

Петрусевич А.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск.