Идеи национально-культурной автономии не поддерживались российскими марксистами, резко отрицательно о НКА высказывался В.И. Ульянов (Ленин) и И.В. Джугуашвили (Сталин). Причина такого отношения состояла в том, что НКА вела к разделению пролетариата по национальному признаку, разрушала его единство в борьбе против капитала. Несмотря на негативное отношение к НКА, в СССР в 20-30-ые годы на практике существовали национально-культурные автономии для национальных меньшинств. На языках национальных меньшинств было организовано обучение в школах и даже в вузах, печатались газеты и книги, действовали клубы и театры, но все это к концу 30-х годов фактически прекратило свое существование.
Вплоть до конца 80-х годов ХХ в. вопрос о НКА в советской историографии упоминался в негативном ключе. И только на исходе перестроечной эпохи в СССР, когда в стране начались этнические трения и конфликты, пробудился интерес к этнической проблематике и в том числе и к проблеме национальных меньшинств, федерализму, автономиям, национальным меньшинствам и НКА. В постсоветской России необходимость эффективного решение проблем межэтнического взаимодействия, задачи сохранения и развития этнических групп, сохранение территориальной целостности и стабильного развития государства потребовали многообразия и гибкости в вопросах национальной политики.
В этой связи для постсоветской РФ особое значение приобретала идея национально-культурной автономии, т.к. ее развитие и реализация в государственной национальной политике позволяет сделать ее объектами многочисленные диаспоральные группы, способствуя усилению устойчивости многонационального общества. Институт национально-культурной автономии появился в Российской федерации 17 июня 1996 г. В этот день вступил в силу Федеральный закон № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»[9], в котором было дано следующее определение понятия НКА: «Национально-культурная автономия в РФ - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящегося в ситуации этнического меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры»[9].
Закон впервые создавал правовую базу для экстерриториального самоопределения этнических общностей России, право добровольного объединения последних для решения вопросов культуры. Закон касался только национальных меньшинств, но из-за ряда противоречий в законе на практике не учел реальную политическую и межэтническую ситуацию в стране. На пути реализации Закона было немало преград в силу ряда причин. Первая из них - неоднозначность толкования и понимания самого термина. Вторая - юридическая нечеткость ряда положений закона. Третья - сопротивление реализации Закона об НКА, возникшее в ряде республик и территориально-национальных образований в России [8].
В Закон о НКА вносились поправки - в 2003, 2004, 2005 и 2014 гг. Эти поправки сняли ряд противоречий, но говорить о том, что в Законе все теперь ясно и четко, преждевременно. Одной из важнейших проблем, стоящих перед НКА, является проблема верификации феномена этнического и феномена этнического меньшинства[5] . По сути, неясность в терминологии затрудняло правовое регулирование этнических вопросов. В связи с этим, О.Е. Кутафин указывал, что одной из практических проблем стало создание нескольких конкурирующих НКА, состоящих из представителей одного этноса, что нередко приводит к конфликтам. Далее он указывал, что правоприменительная практика идет по пути признания возможности создания на каждом из территориальных уровней только одной одноименной автономии, представляющей одну этническую общность[4]. Хабриева Т. А. считает, что « Порядок учреждения национально-культурной автономии и сам ее характер создают большие возможности для тесной взаимосвязи индивидуальных прав человека и прав коллектива людей, по каким - либо причинам не имеющего условия для создания территориальных форм национальной автономии. Это ... позитивный прием соединения коллективного и индивидуального. Через индивидуальные права реализуется этническая свобода личности. Посредством прав коллектива обеспечиваются специфические интересы этнических общностей. Особая форма комбинаторики индивидуальных прав и прав коллектива в этой области отношений - важный (если не главный) элемент в понятии национально-культурной автономии» [10].
НКА имеют и существенное политическое значение как элемент гражданского общества, играют важную роль в диалоге власти и общества по национальным вопросам, в межнациональном диалоге под эгидой органов власти и управления, где требуются участники, имеющие четко определенный статус, выраженную внутреннюю структуру. Особенно актуально это на местном уровне, в том числе для снятия взаимных претензий представителей этнических групп, для проведения мероприятий по профилактике межэтнических противоречий. Однако сохранение иерархии автономий местная - региональная - федеральная, причем по одной на каждом уровне, противоречит принципам общественных организаций и не предусматривает горизонтальные (равноправные) связи между ними [6]. Территориальный статус определяет и специфику функционирования НКА. Так, местные и региональные занимаются проблемами своих регионов, а федеральные НКА в той или иной степени координируют активность региональных организаций и занимаются проблемами своей этнической группы в масштабах страны.
На практике НКА не могут эффективно решать декларируемые цели и задачи. Будучи общественными организациями, даже при наиболее благоприятных условиях своей деятельности не в состоянии сами решить вопросы сохранения национальной самобытности. Одной из наиболее острых и сложных проблем остается проблема финансовой поддержки НКА, которая может осуществляться за счет самих НКА, их учреждений и организаций, частных лиц, а также бюджетов РФ. Закон декларирует финансовую поддержку национально-культурным автономиям на федеральном, региональном и местном уровнях. Однако не в каждом субъекте, регионе и муниципалитете есть возможность оказать эту поддержку и в большинстве случаев финансовая поддержка остается декларацией.
Несмотря на все трудности, число НКА в РФ растет. К настоящему времени в РФ имеются более 20 федеральных НКА, которые различаются по статусу и имеют свои особенности. Наибольшее количество НКА создано на региональном и местном уровне. Процесс образования НКА в республиках Северного Кавказа начался со второй половины 1990-х годов и имеет свою специфику. Первой НКА на Северном Кавказе стала еврейская, которая была образована в 1997 г. в Кабардино-Балкарии и объединила евреев, (горских и европейских, проживающих в Кабардино-Балкарии). Следует отметить, что горско-еврейская община существует в Кабардино-Балкарии с 30 годов XIX века, когда недалеко от крепости Нальчик поселились несколько семей горских евреев, переселившихся из Дагестана. Позднее к ним присоединились еще несколько десятков семей, а место проживания евреев получило название еврейская колонка. В начале ХХ века колонка вошла в состав слободы, а позднее стала частью г. Нальчика. До настоящего времени этот район города сохраняет название еврейская колонка. В конце 19 века в горской колонке функционировала синагога, в советские годы она официально не действовала. В конце 1980-х годов в период роста национального самосознания институционально оформилась еврейская этнокультурная общественная организации «Товуши» (позднее национально-культурный центр). В начале 1990-х годов среди представителей горско-еврейская общины активизировались иммиграционные настроения, вызванные ухудшением экономической, этнополитической и криминогенной ситуации в Кабардино-Балкарии. В этот период по отношению к евреям возросли угроз и шантаж со стороны различного рода преступных группировок с целью экономического вытеснения евреев из их сфер деятельности [1] , а также с целью отъема их жилья (находящегося в центральной части столицы КБР) и накоплений. Не менее важную роль в отъезде евреев занимала политика Израиля и желание евреев Кабардино-Балкарии жить на земле обетованной. К концу ХХ века из 12 тысяч евреев в республике осталось около 2 тыс. человек, что было обусловлено их эмиграцией за пределы страны в Израиль, Канаду и США. Оставшаяся часть общины консолидировалась вокруг культурного центра «Товуши». Центр активно занимался этнокультурными проблемами, поддержкой языка, традиций, религиозных обрядов и вопросами социальной поддержки еврейского населения Кабардино-Балкарии. При культурном центре «Товуши» был создан детский творческий коллектив, в котором принимали участие дети разных национальностей, а сам творческий коллектив активно выступает на международных и всероссийских фестивалях, пропагандируя культуру не только еврейского, но и других народов КБР [2]. На протяжении 1990-х годов еврейская община республики получала существенную поддержку от государства Израиль. При финансовом содействии Израиля было организовано преподавание в школе № 10 г. столицы КБР языка иврит, учитель языка был прислан из Иерусалима. Кроме того по соглашению между государством Израиль и Кабардино-Балкарской республикой начали работать различные программы, которые давали еврейским детям возможность получить образование сопоставимое с израильскими стандартами. В 1997 г. институционально была оформлена национально-культурная автономия (Еврейская НКА). В 1999 г. она была зарегистрирована, а в 2003 году прошла перерегистрацию и в ее состав вошли культурный центр «Товуши» и еврейский благотворительный фонд милосердия «Хэсэд Имид». ЕНКА КБР входит в Федеральную Еврейскую Национально-Культурную Автономию (ФЕНКА). Неформально входит в ЕНКА КБР и религиозная организация «Горско-еврейская религиозная община города Нальчика» (официально она входит в ФЕОР). В еврейской общине КБР религиозная жизнь никогда не прерывалась. В конце 1980-х годов власти столицы республики выделили под строительство молитвенного дома (синагоги) земельный участок и в 1993 г. в Нальчике состоялось открытие нового здания синагоги, который был построен по проекту архитектора А. Ноткина. Средства для строительства собрали сами члены общины, определенные финансовые средства выделили и власти республики. Так как прежний раввин синагоги Мардахай Гилядова эмигрировал в Израиль, община одно время осталась без раввина, но вскоре из Израиля прибыл новый раввин Шабаев Леви. Исполнительным директором НКА с 1999 до 2006 г. работал Абрамов Михаил Борисович. С. 2006 г. НКА возглавляет Шаулова Софья Владимировна.
Цель еврейской национально-культурной автономии - возрождение еврейской общины, развитие культуры, образования, истории, традиций. Среди задач автономии: удовлетворение национальных и культурных потребностей, возрождение и развитие национальных традиций, культуры, развитие и укрепление межнациональных связей. Еврейская НКА КБР самостоятельно определяет свою деятельность - в их числе проведение национальных праздников Рош-а-Шана, Ханука, Пурим, Песах, чтение лекций по истории и традициям еврейского народа. При ЕНКА собирается семейный клуб, объединяющий более 70 человек всех возрастов. При ЕНКА существует и молодежный клуб «Имид» («Надежда»), где дети проводят шабаты, изучают традиции. При ЕНКА КБР есть библиотека, работает воскресная школа для интенсивного обучения иврита.
ЕНКА КБР входит в совет Федеральная еврейская национально-культурная автономия (ФЕНКА), которая финансирует некоторые культурные мероприятия ЕНКА КБР. Еврейская национально-культурная автономия в 1999-2007 г. издавала газету «ЕСК»- евреи Северного Кавказа, с 2008 г. она выходит под названием «Шори» (Радость - на горско-еврейском языке). Газета печатает новости о событиях, происходящих в общине, статьи об истории евреев, их культуре и религии, в газете также есть колонка для поздравлений членов общины с радостными и важными событиями в жизни.
С момента возникновения еврейская национально-культурная автономия играла ключевую роль в сохранении культуры и языка, формировании этнической идентичности, сохранении межэтнического мира в КБР.
В настоящее время Кабардино-Балкарии зарегистрированы 19 общественных организаций и культурных центров. И то обстоятельство, что в республике есть только одна национально-культурная автономия, свидетельствует о том, что есть определенные сложности и препятствия в этом деле. Как показывает опыт КБР, для создания национально-культурной автономии необходимо организационная и финансовая поддержка. Эта поддержка может быть внешней (как с еврейской НКА), или же поддержка может исходить от региональных органов власти или федеральных структур. Опыт становления и функционирования Еврейской НКА Кабардино-Балкарии может быть применен при выработке управленческих решений в сфере национальной политики и развития институтов гражданского общества.
Рецензенты:
Сабанчиев Х.-М. А. д.и.н., профессор кафедры культурологи, этнологии и истории народов КБР, ФГБОУ ВПО Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик;
Кушхабиев А.В. д.и.н., ведущий научный сотрудник Центра социально-политических исследований ФГБУН Кабардино-Балкарский научный центр РАН, г. Нальчик.
Библиографическая ссылка
Аккиева С.И., Сампиев И.М. ЕВРЕЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИИ В КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23227 (дата обращения: 09.11.2024).