Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ВКЛАД ПЕЧАТИ В МОБИЛИЗАЦИЮ МОЛОДЁЖИ НА ОТПОР ВРАГУ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (НА МАТЕРИАЛАХ ЖУРНАЛА «СМЕНА»)

Орлова Е.И. 1 Чайковский А.Е. 1 Чайковская Н.А. 1
1 Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Статья посвящена деятельности советской печати по мобилизации населения Советского Союза на отпор фашистским захватчикам в годы Великой Отечественной войны, особое внимание уделяется формам и методам работы с молодёжью в плане привития юношам и девушкам чувства патриотизма. Опыт работы средств массовой информации этого периода особенно важен в современных условиях, поскольку в настоящее время СМИ во многом утратили способность с помощью приёмов пропаганды и агитации объединять население на решение задач, которые ставит положение страны, находящейся под прессом экономических и политических санкций. Авторами впервые вводится в научный оборот материал публикаций журнала периода 1943 года. Опыт работы журнала «Смена» в годы войны может быть чрезвычайно полезен научным работниками, изучающим рассматриваемы период отечественной истории, работниками масс-медиа, педагогам и психологам.
патриотизм
средства массовой информации
Великая Отечественная война
литературные произведения
мобилизация
1. Из выступления В.В. Путина на совещании представителей власти и общественности по вопросам нравственного и патриотического воспитания молодежи, Краснодар, 12 октября 2012 г. http://ros-idea.ru/site/163.
2. Послание президента Федеральному Собранию 2012 http://spkgimo.ru/content.
3. Смена,21-22, ноябрь 1943,с.6.
4. Смена,13-14, июль 1943, с.5-7.
5. Смена,21-22, ноябрь 1943,с.6.
6. Смена,1-2, январь 1944, с.12.
7. Смена,5, март 1943,передовая.
8. Смена,1-2, январь 1943,с.6.
9. Смена, 9-10, май 1943, передовая, с. 2.
10. Смена,18, сентябрь 1943,с.20-21.
11. Смена, 23-24, декабрь 1943,с.22.
12. Смена, 9-10, май 1943,с.3, 15.
13. Смена,5, март 1943,с.15-16.
14. Смена,11-12, июнь 1943,с. 16.
15. Чайковский, А.Е. Работа журнала «Смена» по формированию гражданина-патриота и повышению культурного уровня молодёжи в годы Великой Отечественной войны. Актуальные вопросы истории: Материалы межвузовской научной конференции. 20 мая 2009 г.- Н.Новгород: НКИ,2009. С.215.
Справедливо отмечено, что «всё дальше уходят в прошлое суровые военные годы, всё меньше остаётся живых свидетелей этого героического периода жизни народов нашей Родины, и всё значимее становятся свидетельства массового патриотизма уходящих поколений». [15]

Следует подчеркнуть, что актуальность исследования работы советской прессы по консолидации населения на отпор фашистским захватчикам усиливается в настоящий период в связи с меняющейся геополитической ситуацией: усиливающимся противостоянием США и России, России и Европы, попытками сломать стратегический паритет в области вооружений, ростом влияния исламского фундаментализма, подъёмом нацистских сил на Украине.  Всё это требует большего сплочения населения нашей страны, активизации работы по воспитанию чувства патриотизма, любви к отечеству, прежде всего у молодёжи.

 В этом неоценимо значение опыта средств массовой информации СССР в годы Великой Отечественной войны. Особенно это относится к молодёжным СМИ, центральное место среди которых занимал литературно-художественный и общественно-политический журнал Центрального Комитета ВЛКСМ «Смена».

Журнал издается с января 1924 года. На протяжении своей более чем 90-летней истории всегда публиковал журналистские материалы аналитического, полемического и разъясняющего характера, а также востребованные широкой публикой литературные произведения.  На страницах «Смены» печатались первые рассказы Михаила Шолохова и Александра Грина, стихи Владимира Маяковского. В тридцатых годах здесь опубликовали свои первые произведения Константин Паустовский, Лев Кассиль, Валентин Катаев. Были напечатаны отрывок из нового романа Алексея Толстого «Петр I» и его сказка «Приключение Буратино», один из последних рассказов Николая Островского «Восстание», отрывки из романа Юрия Тынянова «Пушкин», очерк Михаила Зощенко, новые рассказы Максима Горького, очерки и рассказы Андрея Платонова и множество других великолепных материалов.

В годы военного лихолетья журнал с честью исполнял роль коллективного пропагандиста, агитатора и организатора. Безусловно, на его страницах нашла отражение идеологическая зашоренность, свойственная всем советским СМИ, однако это не снижает его роли в формировании у молодёжи чувства глубокой любви к родной стране, горячего желания встать на её защиту и  ненависти к захватчикам.

В этом плане большое значение имела публикация свидетельств очевидцев, переживших немецкую оккупацию. В ноябре 1943 года публикуются воспоминания харьковчан: Виктора Чубченко «Меня пытали», Вали Сербиной «Как мы жили при немцах», Валентины Славатинской «На немецкой каторге».[2]

Большое эмоциональное воздействие на читателей оказывали фотографии, отражавшие зверства фашистов. Примером может служить их подборка к статье Ю.Филоновича «Письма из Ставрополья». Общий заголовок подборки: «Здесь были немцы». Подписи под изображениями призваны вызвать чувство боли за родную землю и соотечественников и ненависти к захватчикам: «Они сожгли все лучшие здания Пятигорска - школы, больницы, жилые дома; они оставили после себя руины и смерть», «Сколько их, мирных советских жителей, обманутых и зверски расстрелянных немцами!»  или «В глубоких противотанковых рвах люди находят трупы близких, и сердца их наполняются жаждой мщения!»[3]. Особенно впечатляет зрелище зверски замученных детей города Макеевки [4].

Бурю эмоций вызывали у читателей материалы, подобные рассказу Михаила Сандомирского «Пуговица», где описывается как после взятия одного из населённых пунктов в плен попал немецкий ефрейтор, на шинели которого была оторвана пуговица. Как потом нашли в колодце больше десятка детских трупов, в руке одного из них была зажата та самая пуговица.

Можно себе представить, как после этого читатель воспринимал стихи замечательного поэта М. Исаковского с призывом разгромить врага:

«...И пусть Германия не ждёт

    Домой солдат своих,

    Да будет сорок третий год

    Последним годом их!

    В лесах, в степях, при свете звёзд,

    Под небом фронтовым,

    Мы поднимаем этот тост

    Оружьем боевым!»[5]

Красной нитью через все публикации проходит идея о том, что, только закалив свою волю, овладев современным оружием, укрепив дисциплину можно одолеть врага. Этому посвящены даже отдельные номера. Например, мартовский номер журнала за 1943 год открывает передовая статья «Тот истинно храбр, кто повинуется» с подзаголовком «О воинской и трудовой дисциплине». Разрядкой подчёркнута мысль: «Дисциплина - это, прежде всего, повиновение воле командира, начальника, старшего». Далее приводится высказывание М.И. Кутузова: «Не тот истинно храбр, кто по произволу своему мечется в опасности, а тот, кто повинуется» и аналогичные цитаты из А.В.Суворова и П.Багратиона. Автор приводит примеры самоотверженности при выполнении приказов из практики идущей войны.

Передовица формулирует вывод о том, что железный порядок, первооснова победы, должен базироваться на чувстве ответственности перед родиной и народом: «И не страх, а высокое сознание долга руководит нами! Будем же крепить дисциплину!»[6]

Продолжает тему номера батальонный комиссар Г. Рекун «О строгости», который утверждает: «Чёткое и моментальное исполнение приказа, полное подчинение воле командира в сочетании с сообразительностью, смекалкой и умением, физическая и моральная закалка, чёткость и самоконтроль должны стать отличительными качествами каждого нашего молодого бойца.» Он приводит конкретные примеры, когда ослабление дисциплины приводит к трагическим последствиям.

Журнал утверждает, что формировать качества воина-патриота необходимо ещё в школе. Так, в январе 1943 года целый разворот отведён статье заведующего военным отделом ЦК ВЛКСМ Д. Постникова «Воспитание воина начинается в школе». В ней содержится критика системы довоенного воспитания. Автор ссылается на М.И. Калинина, который писал, что в наших школах «...изнеживают ребят и это приводит к печальным результатам». Постников считает: «Теперь только умение стрелять недостаточно: стране нужны смелые, выносливые и умелые воины, овладевшие всеми элементарными формами ведения боя».[7]Чрезвычайно актуально звучит мысль о том, что «молодой человек, заканчивающий школу, должен быть созидателем и воином, обладающим знаниями человеческой культуры, среди которых военные знания - первые среди равных».[8]

Далее в статье ставятся задачи перед комсомолом и делается вывод: «Родина требует теперь, чтобы ребята в школе  старательно изучили военное дело, - значит,  все силы надо отдать овладению большим и сложным искусством боя!».[9]

Практически те же задачи нам нужно ставить перед современной школой, недаром начинают возвращаться нормы ГТО, уроки начальной военной подготовки, игра «Зарница» и так далее.

Причем, как подчеркнул В.В. Путин, «Нам необходимо в полной мере использовать лучший опыт воспитания и просвещения, который был и в Российской империи, и в Советском Союзе»[10] В послании Федеральному Собранию президент РФ отметил, что «в Конституции общенародная ответственность за Родину перед нынешними и будущими поколениями провозглашается как фундаментальный принцип российской государственности. Именно в гражданской ответственности, в патриотизме вижу консолидирующую базу нашей политики. Быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории, хотя, безусловно, это очень важно, а, прежде всего, служить обществу и стране»[11]

Интересен приём контраста, используемый редакцией: передовая статья номера «Патриотизм требует дела» содержит информацию Ставропольского крайкома комсомола о подвиге Доры Корбут, заместителя секретаря Сталинского райкома ВЛКСМ, которая, попав тяжело раненной в лапы фашистов, под пытками не выдала расположение партизанского отряда. Стойкость и верность долгу - тоже подвиг. К месту приведена ссылка на авторитет - цитата из М.Е. Салтыкова-Щедрина: «...история отметила много видов геройства и самоотверженности, но забыла об одном: о геройстве и самоотверженности русской крестьянской женщины. Это скромное, беспримерное геройство, никогда не прекращающееся, не ослабевающее: ни при первом крике петела, ни при третьем. Это геройство... всегда стоящее на страже и готовое встретить врага».[12]

Вообще тема «Женщина на войне» занимает много места в журнале. В этом же номере на второй странице очерк Б. Цейтлина «Самолёт вернулся на базу» о том, как в ходе боевого вылета погибла командир экипажа самолёта У-2, Герой Советского Союза Евдокия Носаль. Её штурман, Ирина Каширина, несмотря на блокировку органов управления телом подруги, сумела привести самолёт на базу. На фото мы видим прелестную, застенчивую девушку Иру, и вид у неё совсем не героический.[13]

Девушкам - героям войны посвящён и разворот номера 18 за сентябрь 1943 года. 24 фотографии с кратким описание их подвигов. Среди них Герои Советского Союза Лиза Чайкина, Наташа Ковшова, Мария Поливанова, Любовь Шевцова, Ульяна Громова и другие. В Комментариях к фотографиям редакция отмечает: «Образы этих героинь вошли в нашу жизнь. Они освещают наш путь. И вместе с тем, мы чувствуем их близость, их живительную теплоту, особенности каждой из них - голос, походку. Мы знаем их, как своих добрых знакомых».[14]

Не обойдена вниманием и тема сопротивления в тылу врага. Примером может служить заметка Л. Коробова «Неуловимые мстители» о партизанах Белоруссии. В ней рассказывается об отряде, возглавляемом секретарём Дорушанского райкома комсомола Варварой Вырвич, о её боевой работе. Любопытно то, что журнал приводит фото листовки, выпущенной немецкой администрацией города Гомель, в которой за поимку Варвары обещаны 3 000 марок, 5 пудов соли и земельный надел в 25 гектаров.[15] Удивительно и то, что приводится фотография Вырвич и её бойцов, сделанная корреспондентом журнала. Немцы, думается, дорого бы дали за это изображение. Видимо, редакция  справедливо полагала, что немцы не читают советскую прессу.

Публикации стихов широко используются изданием. Регулярно помещаются стихотворные строки, привлекаются известные поэты. Так, в майском 1943 года номере Павел Антокольский выступает с произведением «Баллада про Катю Козлову». Здесь же проникнутая духом патриотизма подборка стихов молодых поэтов, которых в будущем ждала громкая слава. Это - С. Гудзенко, М. Дудин, Петрусь Бровка и другие.

Важно то, что в стихах украинца Гудзенко, белорусов Бровки и Кулешова патриотизм воспринимается как чувство межнациональное. Родина понимается как СССР, а не как только Украина или Белоруссия. В этом единстве тоже был один из главных залогов победы. Характерно в этом отношении стихотворение А. Кулешова «Над братской могилой»:

«Мы друзей засыпаем землёй,-

 Ленинградцы, татары, узбеки,-

 Кровью врагов

 Напоить белорусские реки

 Мы клянёмся!

 Мы салют отдаём,

 Мы не плачем -

 Кручина безгласна,

 Наши слёзы стыдятся

 Суровых винтовок и касок.»

(Перевёл с белорусского Николай Берендорф) [16]

Активно использует редакция и крупные литературные формы, поскольку они позволяют значительно более глубоко  и всесторонне представить в художественной форме основные идеологические постулаты. Хорошей иллюстрацией данной мысли служит роман Николая Чуковского «Девять братьев», который печатался с продолжением в течение целого года, начиная с майского (1943 г.) номера. Читатель вместе с тринадцатилетним Павликом, героем романа, проходит страшный путь ленинградской блокады, постигая истинный смысл героического подвига его жителей и защитников. Следует подчеркнуть, что роман начал печататься ещё до окончательного снятия блокады 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 г.). При такой актуальности и речи не могло быть о присутствии в произведениях подобного рода даже грана лжи.

«Смена» постоянно «держала руку на пульсе» литературного процесса. Существовала специальная рубрика: «Заметки о книгах», в которой ведущие литературные критики анализировали наиболее значительные произведения советских писателей и поэтов, работы драматургов. Л. Успенский, представляя книгу Н. Тихонова «Ленинградский год», сравнивает автора с летописцами Нестором и Пименом, отмечает мастерство, с которым тот  описывает ужасы блокады и призывает читателя проникнуться болью ленинградцев и отомстить за их страдания[17].

 В рамках этой рубрики следует также отметить рецензию М. Осипова  «Будни войны» о военных рассказах Вадима Кожевникова. «Герои Кожевникова, - отмечает автор, - люди скромные и простые, с достоинством выполняют свой долг перед родиной - истребляют немцев»[18]. Л. Константинов обращает внимание читателей журнала на поэму белорусского поэта-фронтовика Аркадия Кулешова «Знамя бригады» в переводе М. Исаковского. Он отмечает, что поэма наполнена болью за Белоруссию, лежащую под пятой оккупантов и верой в скорое её освобождение. В ней содержится призыв ко всем патриотам страны бить врага как на фронте, так  и в партизанских отрядах [19].  Здесь же помещён отзыв на книгу стихов И. Френкеля, в которой содержалось знаменитое «Давай закурим», прославленное исполнением К.И. Шульженко.

Анализируемые материалы убеждают в том, что опыт агитационно-пропагандистской работы по мобилизации населения, и прежде всего молодёжи, на отпор врагу, достижению единства нации в годы испытаний и использования для этого средств массовой информации чрезвычайно полезен сегодня. Он важен для всей системы образования и воспитания  подрастающего поколения, в умы и сердца которого усиленно внедряются сейчас через средства масс-медиа идеи индивидуализма, достижения личного успеха любой ценой.  Главная мысль, которую проповедовала советская печать - «раньше думай о Родине, а потом о себе» - должна стать главной мыслью российской печати.

Рецензенты:

Ермаков С.А., д.ф.н., профессор кафедры культуры и психологии предпринимательства, Нижегородский университет им.Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород;

Трофимов О.В., д.э.н., профессор кафедры экономики фирмы, Нижегородский университет им.Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Орлова Е.И., Чайковский А.Е., Чайковская Н.А. ВКЛАД ПЕЧАТИ В МОБИЛИЗАЦИЮ МОЛОДЁЖИ НА ОТПОР ВРАГУ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (НА МАТЕРИАЛАХ ЖУРНАЛА «СМЕНА») // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23173 (дата обращения: 23.02.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074