Таблица 1
Основные компетенции педагога дошкольного образования
в соответствии с ФГОС ДО
Компетенция |
Показатель |
Обеспечение эмоционального благополучия детей |
- непосредственное общение с каждым ребенком; - уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям |
Поддержка индивидуальности и инициативы детей |
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; - создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; - недирективная помощь детям, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности |
Установление правил взаимодействия в разных ситуациях |
- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; - развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; - развитие умения детей работать в группе сверстников |
Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ребенка |
- создание условий для овладения культурными средствами деятельности; - организация видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; - поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; - оценка индивидуального развития детей |
Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка |
- непосредственное вовлечение родителей (других членов семьи) в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семь |
Высокую планку задает современному педагогу и профессиональный стандарт, нацеленный на повышение качества образования. В нем определяются не только основные требования к квалификации воспитателя, но и требования к его личностным качествам: воспитатель должен обладать личностными качествами, которые неотделимы от его профессиональных компетенций.
В профессиональном стандарте представлены новые компетенции педагога:
работа с «одаренными» обучающимися;
работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;
обучение детей, для которых русский язык не является родным;
работа с обучающимися, имеющими проблемы в развитии;
применение ИКТ-технологий в образовательном процессе;
мониторинг и экспертиза качества обучения, соответствующие международным стандартам[4].
Введение нового профессионального стандарта педагога, а также ФГОС ДО влечет за собой изменение в подготовке и переподготовке педагогических кадров. К сожалению, существующая система подготовки воспитателей не отвечает тем требованиям, которые задаются стандартами.
Так, например, ФГОС ДО декларирует внедрение в практику работы ДОО технологий, способствующих становлению личности ребенка дошкольного возраста, что будет гарантом социальной готовности ребенка к школьному обучению и жизни в дальнейшем. Следовательно, несомненную актуальность на современном этапе развития науки и практики приобретает развитие готовности воспитателей к личностно-ориентированному профессиональному взаимодействию с детьми дошкольного возраста. Кроме того, гуманизация и демократизация образования в качестве прерогативы выдвигает личностно-ориентированный процесс обучения и воспитания, в котором центральное место занимает личность ребенка, ее развитие и самоценность.
При подготовке воспитателей в системе дополнительного профессионального образования, следует обратить внимание на одну из актуальных проблем - готовностьвоспитателей к личностно-ориентированному взаимодействию с детьми дошкольного возраста.
С целью определения готовности воспитателей к личностно-ориентированному взаимодействию с детьми дошкольного возраста, нами было проведено анкетирование более 105 воспитателей ДОО. Анкетирование проводилось среди слушателей Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. В анкетировании участвовали воспитатели ДОО со стажем работы менее 5 лет - 20%, от 5 до 25 лет - 45% и 35 % воспитателей со стажем более 25 лет.
Анкета состояла из трех блоков вопросов. Первый - направлен на исследование теоретических знаний воспитателей в области личностно - ориентированного взаимодействия. Второй - направлен на выявление профессионально значимых личностных качеств и особенностей личностно-ориентированного взаимодействия. Третий - позволяет выявить уровень готовности воспитателя к использованию личностно-ориентированной технологии во взаимодействии с детьми дошкольного возраста.
Мы полагали, что вопросы первого блока дадут нам возможность понять, насколько правильно воспитатели понимают, что такое «воспитание», «педагогическое взаимодействие» и «личностно-ориентированное взаимодействие». Анализ ответов первого блока вопросов показал, что респонденты дают следующие определения понятиям «воспитание» и «педагогическое взаимодействие». Под понятием «воспитание» 16% анкетируемых понимают всестороннее развитие ребенка; 12% - создание условий для развития личности ребенка; 14% - процесс влияния взрослого на развитие личности ребенка с целью формирования у них положительных качеств; 18,5 % - воздействие на детей разными способами; 12% - формирование человека нужного обществу; 12,5% - умение вести себя в обществе; 15% воспитателей уклонились от ответа на вопрос. Таким образом, 58% опрошенных воспитателей рассматривает воспитание как объект воздействия и влияния на ребенка, где ребенок выступает как объект воспитания, и только 42% респондентов рассматривает ребенка в качестве личности, для развития которой необходимо создание определенных условий.
Воспитатели с разным стажем работы в ДОО понятие «педагогическое взаимодействие» трактуют по-разному: воспитатели со стажем менее 5 лет как «особый вид деятельности педагога, направленный на раскрытие возможностей ребенка» (20%); со стажем работы от 5 до 25 лет как «специально организованный процесс, ведущей целью которого является развитие личности» (45%); со стажем работы более 25 лет как «раскрытие, демонстрацию и передачу личностного опыта воспитателя воспитаннику» (35%). Полученные нами ответыдемонстрируют недостаточный уровень теоретической компетентности воспитателей, в том числе и в понимании сути «педагогического взаимодействия». При этом «педагогическое взаимодействие» рассматривается нами как процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе воспитательно-образовательной работы и направлен не только на развитие личности ребенка, но ина взаимное обогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сфер участников этого процесса.
Показательным является тот факт, что лишь 45% опрошенных дали достаточно четкое определение понятию «педагогическое взаимодействие», 55 % воспитателей обнаружили недостаточное понимание сущности понятия «педагогическое взаимодействие». Все вышесказанное позволяет подчеркнуть безусловную важность понимания воспитателями понятия «педагогическое взаимодействие» с точки зрения данного нами определения и рассмотрения«педагогического взаимодействия»как одногоиз ключевыхпонятийпедагогикиинаучныйпринцип,лежащийвосновевоспитания.
В ходе анкетирования воспитателям было предложено ответить на вопрос «Как вы понимаете личностно-ориентированное взаимодействие?». Были представлены следующие ответы:
- процесс взаимодействия направленный на развитие личности ребенка – 19%;
- взаимодействие, в котором необходимо учитывать индивидуальные особенности и личностные качества - 18%;
- взаимодействие с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка – 17%;
- работа педагога с каждым ребенком индивидуально – 10%;
- индивидуализация личности ребенка, раскрытие его возможностей – 10%;
- выбор методов воспитания с учетом проблем воспитания – 9%;
- ориентация ребенка на самовоспитание, самозащиту, самореализацию – 9%.
- подбор подходящих методов помощи и поддержки ребенка – 8%;
В ходе анализа данных было выявлено, что у воспитателей ДОО, в целом, правильное понимание понятия«личностно-ориентированное взаимодействие», но определение понятия даются неточныеи понимается воспитателями неоднозначно.
Таким образом, с учетом данных тенденций подготовка слушателей в системе дополнительного профессионального образования должна быть ориентирована на обеспечение осознания приоритетности личностно-ориентированного взаимодействия.
Второй блок анкеты позволил выявить профессионально значимые личностные качества, которыми, по мнению слушателей, с целью их профессионального становления, должен обладать современный воспитатель.Воспитателям был задан вопрос: «Какие качества личности педагога вы считаете главными (определяющими)?». На вопрос было предложено ответить воспитателям с разным стажем работы в ДОО (табл. 2, рис. 1).
Таблица 2
Качества педагогов, выбранные респондентами (%)
Качества педагога |
Молодые педагоги (менее 5 лет) |
Педагоги со стажем работы (от 5 до 25 лет) |
Педагоги со стажем работы (более 25 лет) |
Умение понять ребенка, принять его таким, какой он есть |
50 |
62 |
75 |
Доброта |
71 |
42 |
30 |
Любовь к детям |
38,6 |
31,4 |
26 |
Уважение к личности ребенка |
25 |
35 |
28 |
Интерес к педагогической деятельности |
47,5 |
68,4 |
73,2 |
Открытость, искренность во взаимодействии с детьми |
12 |
20 |
37 |
Объективность и требовательность |
6 |
14 |
17 |
Педагогическое мастерство |
32,6 |
50,7 |
68,4 |
Стремление к самосовершенствованию |
73,7 |
38,5 |
24,6 |
Рис. 1. Диаграмма представлений воспитателей об определяющих качествах личности педагога
Представленные данные анкетирования доказывают, что в определении требований к личности педагога, воспитатели выделяют две составляющие - личностные и профессиональные качества педагога. Нами отмечено, что большинство анкетируемыхвыделяют следующие личностные качества:уважение к личности ребенка, открытость, искренность во взаимодействии с детьми, любовь к детям, а такие личные качества как объективность и требовательность оценивают очень низко. А. С. Макаренко подчеркивал, что к человеку нужно предъявлять как можно больше требований, но вместе с тем и как можно больше уважения. Он считал, что доброжелательность без требовательности приводит к нарушению дисциплины, неорганизованности, непослушанию, а требовательность является своеобразной мерой уважения к личности [1].
Таким образом, грамотное проявление педагогической требовательности: во-первых, подразумевает уважение к личности ребенка, посильность предъявляемых требований, поддержку и стабильность в проявлении, мотивацию детей; во-вторых, исключает прямые директивные высказывания и опирается в большей мере на косвенные формы выражения педагогического требования. Данный факт свидетельствует о недооценке воспитателями данных качеств личности, что негативно влияет на организацию личностно-ориентированного взаимодействия с детьми дошкольного возраста. Так как именно эти качества личности педагога являются важнейшими характеристиками личностно-ориентированного взаимодействия воспитателей с детьми.
Проанализировав ответы воспитателей, было отмечено, что воспитатели со стажем работы менее 5 лет, высоко оценивают такие профессиональные качества личности как стремление к самосовершенствованию, интерес к педагогической деятельности. Это подтверждает понимание воспитателями значимости профессионально важных личностных качеств, способствующих профессиональному становлению, что дает нам возможность сформировать у воспитателей не только значимые качества, но и представление о профессии педагог.
Воспитатели со стажем от 5 лет и более высоко оценивают педагогическое мастерство. Ещё Б.Т. Лихачев отмечал, что педагогическое мастерство является частью педагогического искусства и выражается в современном владении педагогом методами и приемами, всем арсеналом педагогических умений и навыков, обеспечивающих практическое воплощение педагогического искусства в процессе формирования личности [3, с. 284].Мы считаем, чтовыбираяпедагогическое мастерство, воспитатели выбирают профессиональное умение, которое включает в себя следующие составляющие: педагогическую культуру; профессиональную компетентность педагога; педагогические умения и способности; речевую культуру преподавателя;педагогическое взаимодействие, умение управлять собой; педагогическое общение и этику; психолого-педагогические знания[6, с. 6]. Итак, профессиональное мастерство неразрывно связано с личностными качествами педагога. В педагогической науке педагогическая деятельность, технология и мастерство - понятия одного ряда и определяют высокий уровень профессиональной подготовленности педагога. Таким образом, результаты ответов заставляют задуматься о необходимости разработки программы подготовки воспитателей к личностно-ориентированному взаимодействию с детьми дошкольного возраста в системе дополнительного профессионального образования.
Целью следующего вопроса было выявить: «Какими профессиональными компетенциями должен обладать современный педагог для того, чтобы обеспечить эффективность образовательного процесса?»
Респонденты представили следующие ответы:
уважительное отношение к каждому ребенку, к их чувствам и потребностям – 25%;
обеспечение эмоционального благополучия детей через непосредственное общение с каждым ребенком – 20%;
поддержку индивидуальности детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности – 20%;
взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка – 19%.
поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности – 15%;
построение вариативного развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ребенка – 15%;
Ответы воспитателей доказывают правильное понимание значимости и важности профессиональных компетенций. Таким образом, воспитатели понимают, что им необходимо обладать определенным набором компетенций, так как повышение компетентности и профессионализма является необходимым условием повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.
Третий блок анкеты предполагал выяснить наиболее часто встречающие трудности, связанные с готовностью использования личностно-ориентированной технологии взаимодействия с детьми дошкольного возраста.
Анкета предполагала ответ на вопрос «Что должен учитывать педагог при личностно-ориентированном взаимодействии с детьми дошкольного возраста?». Воспитатели указали: «индивидуальные особенности ребенка», «возраст ребенка», «особенности здоровья», «настроение», «личностные и индивидуальные особенности ребенка», «темперамент», «психологические особенности ребенка», «интерес к деятельности».
Из вышесказанного можно сделать вывод, что разброс ответов, данных респондентами, говорит о многоаспектности охвата вопросов, связанных с организацией личностно-ориентированного взаимодействия в представлении воспитателей.
На вопрос, «Какие формы и методы обучения Вы предлагаете использовать в подготовке воспитателей к личностно-ориентированному взаимодействию с детьми дошкольного возраста в системе дополнительного профессионального образования?» ответы респондентов были следующими: «лекции», «тренинги», «семинары», «игровые занятия», круглые столы», «дискуссии», «мастер-классы», «консультации», «увеличение доли практики в содержании подготовки», «многообразие форм проектного обучения». Анализ ответов позволяет сделать вывод о том, что слушатели выбирают практические формы и методы обучения (рис. 2).
Рис. 2. Диаграмма форм и методов обучения, предлагаемых слушателями к использованию в подготовке воспитателей к личностно-ориентированному взаимодействию с детьми дошкольного возраста в системе дополнительного профессионального образования
Таким образом, выявляется необходимость разработки программ по повышению педагогической компетентности воспитателей в построении личностно-ориентированного взаимодействия с детьми дошкольного возраста с увеличением доли практики в содержании программы.
На вопрос: «Что изменится в деятельности субъектов образования, если в работе будет использована технология личностно-ориентированного взаимодействия?» были представлены следующие ответы. Респонденты считают, что в деятельности воспитателя, появятся:
открытость во взаимодействии воспитателя и воспитанника, преодоление трудностей в общении – 54%;
творческий процесс воспитания и обучения – 20%;
смена авторитарного стиля взаимодействия на личностно–ориентированный - 14%;
принятие ребенка как уникальной, развивающейся личности –9 %;
повышение профессиональной компетентности педагога (воспитателя) – 8%.
Ответы респондентов убеждают, что воспитатели не понимают в чем принципиальное отличие личностно - ориентированной модели взаимодействия с детьми от учебно-дисциплинарной модели.Поэтому в системе дополнительного образования в процессе освоения учебной дисциплины необходимо использовать элементы проблемного обучения, где будут рассматриваться технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, используемые в образовательном процессе ДОО.
Позиция личностно-ориентированной педагогики предполагает, что ребенок рассматривается в совокупности всех своих индивидуальных проявлений, включая возрастные. При этом самореализация личности педагога является условием для самореализации личности воспитанника, и, наоборот, успешный личностный рост воспитанника – это стимул для развития и совершенствования личности педагога.
Таким образом, готовность воспитателей к личностно-ориентированному взаимодействию с детьми дошкольного возраста должна включать следующие компоненты: знания воспитателей и осознание необходимости перехода к модели личностно-ориентированного взаимодействия; владения методами, приемами, техниками личностно-ориентированного взаимодействия; личностные и профессиональные качества воспитателя. На современном этапе развития образования значимым является поиск средств и методов оптимизации внедрения личностно-ориентированного взаимодействия в практику работы ДОО.
Полученные данные открывают перспективы для дальнейшего исследования использования воспитателями личностно-ориентированных технологий в своей практической деятельности.
Рецензенты:Коновалова Л.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики и педагогических технологий ЛГУ им. А.С. Пушкина, г.Санкт-Петербург;
Баряева Л.Б., д.п.н., профессор, профессор кафедры логопедии РГПУ им. А.И. Герцена, г.Санкт-Петербург.
Библиографическая ссылка
Задворная М.С. ГОТОВНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЕЙ К ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23138 (дата обращения: 10.02.2025).