Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ СОЗДАНИЯ АГРОТУРИСТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА В РЕГИОНЕ

Якубенко М.Н. 1 Ремизова А.А. 1 Шумакова О.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина»
Определены преимущества кластерной формы развития агротуристической деятельности в регионе. Определена цель создания агротуристического кластера – это обеспечение устойчиво высокого уровня жизни сельского населения и увеличение прибыли организаций агропромышленного комплекса, предприятий инфраструктурного комплекса и организаций культуры и отдыха; сохранение природных, архитектурных, исторических и культурных объектов региона; создание и обеспечение потребностей населения к жизни в сельской местности и знакомство с нею. Определены этапы создания регионального агротуристического кластера: анализ агротуристического потенциала региона; определение факторов, сдерживающих развитие сельского туризма; формирование концепции создания и функционирования агротуристического кластера в регионе, включая создание кластерных проектов; определение модели функционирования кластера, основных его участников и принципов их взаимодействия; создание благоприятной экономической среды для успешного функционирования всех субъектов агротуристической деятельности и организаций их обслуживающих. Выделены организационный и экономический блоки механизма создания кластера.
организационно-экономический механизм
агротуристическая деятельности
агротуристический кластер
1. Методика оценки агротуристического потенциала сельских территорий / О.В. Шумакова [и др.] // Фундаментальные исследования. – 2015. - №2-24. – С.5478-5471.
2. Понятие агротуризма в теории и практике управления сельскими территориями [Электронный ресурс] / О.В. Косенчук [и др.] // Современные проблемы науки и образования. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/129-21435.
3. Постановление Правительства Омской области от 15 октября 2013 г. № 251-п «Об утверждении государственной программы Омской области «Развитие культуры и туризма» на 2014-2020 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://omsk-turinfo.com/zakonodatelstvo-v-sfere-turizma.
4. Рабканова, М.А. Устойчивое социально-экономическое развитие сельских территорий (на материалах Омской области) Автореф. дис. канд. экон. наук. – Новосибирск, 2014. – 28 с.
5. Туристический портал Омской области «Омское Прииртышье» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://omsk-turinfo.ru/ (дата обращения 20.10.2015).
6. Шумакова, О.В. Формирование агротуристического кластера как фактор повышения устойчивого развития сельских территорий / О.В. Шумакова, О.А. Блинов, М.А. Рабканова // Вестник Алтайской науки. – 2013. – №2-2. – С. 192-196.
Агротуризм является одним из секторов туристической отрасли, ориентированный на обеспечение физического и/или психологического отдыха, познание исторических достопримечательностей и этнокультуры, включающий в себя сельский туризм (основанный на развитом аграрном производстве, инфраструктуре и предпринимательской активности сельского населения) и природный туризм (ориентированный на уникальные природные, геологические объекты и сельскую местность с первозданной экологией) [2].

Развитие агротуристического сектора региональной экономики невозможно без единой комплексной системы, объединяющей организационные, экономические и административно-управленческие инструменты, обеспечивающие создание необходимых условий для установления и развития эффективных экономических, социальных и институциональных взаимоотношений субъектов агротуристической деятельности.

По нашему мнению, наиболее эффективным способом организации и развития агротуристической деятельности в регионе является создание агротуристического кластера как неформального объединения участников туристической деятельности и организаций, включенных в инфраструктурный комплекс.

Целью исследования является разработка теоретических положений механизма создания агротуристического кластера в регионе.

Создание кластерной формы развития туристической деятельности обусловлено ее преимуществами, а именно:

- повышение конкурентных позиций участников кластера на региональном и межрегиональном уровнях;

- создание мультипликационного и синергетического эффекта от объединения ресурсов участников кластера;

- географическая близость участников кластера;

- развитие кооперационного движения между участниками кластера;

- возможность создания устойчивых информационных и маркетинговых связей и др.

Целью создания агротуристического кластера является:

- обеспечение устойчиво высокого уровня жизни сельского населения и увеличение прибыли организаций агропромышленного комплекса, предприятий инфраструктурного комплекса и организаций культуры и отдыха;

- сохранение природных, архитектурных, исторических и культурных объектов региона;

- создание и обеспечение потребностей населения к жизни в сельской местности и знакомство с нею.

Создание регионального агротуристического кластера и результативное взаимодействие его участников невозможно без государственного регулирования и поддержки. Государственные органы должны стать инициаторами и организаторами кластерной политики в регионе по развитию агротуристической деятельности. Так в Омской области в рамках государственной программы Омской области «Развитие культуры и туризма» на 2014-2020 годы, утвержденной 15.10.2013 гг. постановление Правительства Омской области № 251-п, утверждена подпрограмма «Туризм» [3]. Одной из задач данной подпрограммы является формирование и развитие туристского кластера Омской области. Однако подпрограмма не предусматривает механизма создания туристического кластера, не определяет ядро кластера (основных субъектов туристической отрасли) и оболочку кластера (инфраструктурные объекты).

Механизм создания регионального агротуристического кластера должен включает в себя следующие этапы:

1) анализ агротуристического потенциала региона; определение факторов, сдерживающих развитие сельского туризма;

2) формирование концепции создания и функционирования агротуристического кластера в регионе, включая создание кластерных проектов;

3) определение модели функционирования кластера, основных его участников и принципов их взаимодействия;

4) создание благоприятной экономической среды для успешного функционирования всех субъектов агротуристической деятельности и организаций их обслуживающих.

1 этап. Проведение анализа территорий региона на наличие особых природных, культурных, исторических, археологических и других объектов. Исследование анализа рынка туристических услуг: количество туристических агентств, организаций гостиничного бизнеса, санаторно-курортных организаций, организаций отдыха. Анализ современного состояния материально-технического оснащения инфраструктуры туризма в регионе для определения уровня предоставления туристских услуг как по качественным, так и по количественным характеристикам.

Низкая конкурентоспособность средств размещения, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, слабое развитие инженерной инфраструктуры: сетей автодорог с твердым покрытием, связывающих места проживания с местами отдыха и туристскими объектами, сетей энергоснабжения, водоснабжения, очистных сооружений - являются основными факторами, сдерживающими формирование и развитие туристского кластера в регионе.

Указанные проблемы определяют необходимость разработки системы мер, направленных на создание условий для устойчивого развития туризма, в том числе формирования и развития туристского кластера; повышения качества туристских услуг; продвижения туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках [5].

2 этап. Целью формирования агротуристического кластера является создание условия для устойчивого развития сельских территорий и эффективного функционирования лиц и организаций, занимающихся сельским туризмом. Достижение данной цели возможно при решении следующих задач:

- объединение субъектов туристической отрасли на небольших природных территориях по выделенным направлениям развития туризма: уникальные природные и геологические объекты, культурные и исторические достопримечательности; уникальный этнос и народные промыслы [1];

- создание и/или развитие инфраструктуры, которая должна включать в себя наличие коммуникационных сетей, автодорог, торговых объектов и др.

- формирование устойчивых договорных связей между участниками кластера;

- создание новых уникальных туристических продуктов, объединяющих различные туристические объекты;

- объединение лиц и организаций, занимающихся предоставлением и продажей туристических продуктов в единую сеть, организуемую и управляемую туристическим оператором;

- осуществление государственной поддержки участников кластера при его создании и дальнейшем функционировании, включая предоставление субсидий для осуществления новых и реализации имеющихся туристических продуктов, а также развитие транспортной и инженерной инфраструктуры; инвестирование средств в кластерные проекты.

- развитие туристического кластера должно быть включено в региональную программу развития сельских территорий как одно из направлений диверсификации экономики.

3 этап. Построение модели функционирования кластера включает в себя организационный и финансовый аспект. При построении организационной модели должны быть определено «ядро» кластера. По нашему мнению, центральным звеном построения кластера должны служить домохозяйства, предприниматели, организации, непосредственно оказывающие туристические услуги (проживание в сельской местности, организация и проведение туристических маршрутов, знакомство с сельским укладом жизни и сельскохозяйственной деятельностью и др.). Субъекты туристической отрасли не несут финансовых вложений при входе в кластер, могут образовывать различные объединения и союзы. Остальные организации, являющиеся обслуживающими (транспортные организации, торговые предприятия, организации жилищно-коммунального сектора, строительные организации и др.) при входе в агротуристический кластер осуществляют финансовые вложения. Взаимодействие участников кластера осуществляется на основе долгосрочных договорных отношений. При этом субъекты туристической отрасли имеют постоянных поставщиков, предоставляющих свои товары и услуги по сниженным ценам, а субъекты инфраструктурного комплекса имеют постоянных круг покупателей, обеспечивающих ритмичность продаж.

4 этап. Агротуристический кластер является «площадкой» для объединения организаций различных отраслей и формирования конкурентоспособного и прибыльного туристического продукта как за счет собственных средств, так и за счет привлечения инвестиций. Участник кластера получает доступ к рынкам сбыта, специализированным поставщикам, квалифицированной рабочей силе, что позволяет снизить транзакционные издержки, укрепить конкурентоспособные преимущества, повысить инвестиционную привлекательность. Наиболее важную роль в данном процессе играют региональные и муниципальные органы государственной власти, которые обеспечивают развитие транспортной и инженерной инфраструктуры в регионе.

Механизм создания агротуристического кластера (рис. 1) включает в себя два блока организационный и экономический. Организационный блок представляет собой совокупность элементов, определяющих направления развития агротуристического кластера. Экономический блок - совокупность элементов, способных создать благоприятные и эффективные условия для развития участников кластера [4].

Рис. 1. Организационно-экономический механизм создания агротуристического кластера

Организационный блок включает в себя следующие элементы:

1) нормативно-правовое регулирование создания и функционирования агротуристического кластера - инициатором и главной движущей силой создания кластера являются региональные органы государственной власти, которые формируют нормативно-правовую базу, кластерную политику региона, осуществляют координацию создания и развития кластера в рамках социально-экономического развития региона;

2) кадровое и научное обеспечение участников кластера - обеспечение научной поддержки создания агротуристического кластера и кластерных проектов на уровне формирования бизнес-планов;

3) мониторинг и информационное обеспечение кластера - оценка агротуристического потенциала региона, выявление факторов, сдерживающих развитие сельского туризма, оценка приоритетных направлений развития туристической деятельности, информирование и привлечение заинтересованных субъектов туристической отрасли и инфраструктурных организаций о создании и условиях участия в деятельности кластера;

4) создание рабочей группы и органов управления агротуристическим кластером (координационного совета) - организуют работу на начальном этапе создания кластера по разработке приоритетных направлений развития и определения набора эффективных кластерных проектов.

Экономический блок механизма создания агротуристического кластера включает в себя следующие элементы:

1) оценка экономического потенциала - анализ имеющихся материально-технических и экономических ресурсов, анализ потребностей для создания новых туристических продуктов;

2) меры государственной поддержки, включая льготное налогообложение - возможность участия участников агротуристического кластера в грантовой поддержки; предоставление субсидий для развития туристических объектов и объектов инфраструктуры; снижение налоговых ставок региональных налогов и единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, предпринимателям и организациям, занятым предоставлением агротуристических услуг;

3) кредитная политика - разработка кредитных продуктов для новых туристических объектов с привлечением государственной поддержки;

4) привлечение инвестиций - формирование кластера позволяет аккумулировать ресурсы участников кластера, что повышает их инвестиционную привлекательность. Развитие кластера создает благоприятные условия для привлечения инвестиций к действующим и новым туристическим объектам за счет выгодных условий совершения сделок между его участниками, снижения издержек и других экономических преимуществ.

5) рыночное регулирование - удовлетворение спроса потребителей в туристических продуктах, установление скидок по потребляемые ресурсы;

6) развитие внешнеэкономических отношений - участниками регионального агротуристического кластера могут быть не только предприниматели и организации одного региона, например, вспомогательные и обслуживающие предприятия могут территориально находиться в других регионах, но быть участниками кластера.

Эффективное взаимодействие организационного и экономического блоков позволяет процессу создания агротуристического кластера противостоять воздействию негативных факторов.

Организационно-экономический механизм может быть дополнен процессом самоорганизации сельских территорий, который является одним из путей возможного развития и учитывает практический опыт. Автоматически процесс самоорганизации не происходит, для этого необходимо административно-управленческое воздействие или личная инициатива участников самоорганизации. В результате самоорганизации возникают новые, более устойчивые формы развития за счет взаимосвязи различных видов деятельности [6].

Создание агротуристического кластера в регионе позволит создать и модернизировать туристические объекты, повысить качества услуг в сфере туризма, а также будет способствовать продвижению туристских ресурсов на региональном и межрегиональном туристских рынках, что обеспечить устойчивое развитие сельских территорий.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ. «Организационно-экономический механизм создания и функционирования агротуристического кластера Омской области», проект № 15-12-55011.

Рецензенты:

Боровских Н.В., д.э.н., доцент, профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского учета и финансов АНО ВПО «Омский экономический институт», г. Омск;

Стукач В.Ф., д.э.н., профессор, профессор кафедры менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина», г. Омск.


Библиографическая ссылка

Якубенко М.Н., Ремизова А.А., Шумакова О.В. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ СОЗДАНИЯ АГРОТУРИСТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА В РЕГИОНЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23029 (дата обращения: 02.04.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074