Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ГОРОД КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА)

Обертас О.Г. 2 Петухов В.В. 1, 2
1 ГОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет»
2 ГОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»
Авторы статьи на примере архитектурных деталей исторической городской застройки г. Владивостока рассматривают процесс графической визуализации теоретических знаний, получаемых студентами архитектурно-дизайнерских специальностей ведущих высших учебных заведений города. В настоящее время во Владивостоке существует три высших учебных заведения, чья деятельность тем или иным образом связана с изучением истории культуры и искусства, и поэтому вполне логично рассматривать определенные этапы ее развития непосредственно на архитектурных памятниках своего города. Архитектурная деталь несет информационный пласт художественных стилей эпохи, способна олицетворять и пропагандировать определенные идеалы культуры, общества, оказывать эмоциональное воздействие на человека, быть значительным акцентом и завершающим штрихом в композиции здания. Высокая культура архитектурной детали эпохи модерна во Владивостоке позволяет относиться к ней как к знаковому композиционному элементу на фасадах городских зданий и использовать как объект для овладения профессиональной проектной графикой. Актуальность исследования обусловлена интересом туристов к архитектурно-исторической среде Владивостока как города — носителя европейской культуры в Азиатско-Тихоокеанском регионе и взглядом на городскую среду как образовательное пространство для профессиональной подготовки студентов художественных специальностей.
городское образовательное пространство
элементы архитектурного декора
архитектурная деталь
модерн во Владивостоке
архитектурное наследие Дальнего Востока России
архитектурный памятник
1. Артемьева А.А., Модерн в архитектуре дальневосточных городов: автореф. … канд.искусств. – Хабаровск, 2007. – C. 5.
2. Баклыкская Л.Е., Восток и Запад в дальневосточной архитектуре. – Хабаровск, Изд-во ТОГУ, 2015. – С. 77.
3. Иконников А.В., Архитектура и история. М.: Аrchtectura, 1993. – С. 32.
4. Лисовский В.Г., Стиль модерн в архитектуре. – М.; Воскресный день, 2013. – С. 221
5. Обертас О.Г., Хисамутдинов А.А. Каменные лики маскароны Владивостока: иллюстрированная монография. – Владивосток, 2015. – С. 10.
6. Памятники истории и культуры города Владивостока: материалы к своду. – Владивосток: Светлана. 2012. – С. 34.
7. Памятники истории и культуры города Владивостока: материалы к своду. – Владивосток: Светлана. 2012. – С. 37.
8. Японский Владивосток: романтические легенды, необычная архитектура. — [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://primamedia.ru/news/vladivostok / 29.12.2014 /412049 (дата обращения 10.05.2015).

Города имеют свою историю.  Здания, как люди — носители этой истории.  Город в своей истории рождается не весь и не сразу, совмещая новое и старое. Соседство этих разновременных городских форм и обусловливает появление четвертого измерения —  времени. Как замечает А.В. Иконников, «город играет роль одной из форм ее материализованной памяти» [3].

В настоящее время во Владивостоке существует три высших учебных заведения, чья деятельность тем или иным образом связана с изучением истории культуры и искусства, и поэтому вполне логично рассматривать определенные этапы ее развития непосредственно на архитектурных памятниках своего города.

Образовательная деятельность в учебных заведениях должна носить интегральный характер, вовлекая в учебный процесс возможно больший информационный материал, касающийся выбранной специальности.  И в этом отношении городская среда являет собой неиссякаемый кладезь объектов изучения.

            Первые шаги в овладении основами проектной графики связаны с известными принципами представления объемных объектов материального мира на плоском листе ватмана.  Идет усвоение принципов проекционного чертежа, преодоление плоскости бумаги путем светотеневого моделирования в технике отмывки изучаемого объекта. Заключительным этапом является демонстрационный чертеж — точная графическая фиксация изучаемого объекта.  Этот процесс можно обогатить расширением информации о своем городе, выявлением декоративных архитектурных деталей, отмеченных высокой культурой исполнения, и использованием их в качестве исходного информационного материала, предлагаемого к изучению.  

            Система архитектурных деталей — это важная информативная составляющая архитектуры города.  Архитектурные детали способны олицетворять и пропагандировать определенные идеалы культуры, общества, оказывать эмоциональное воздействие на человека, быть значительным акцентом и завершающим штрихом в композиции здания.
Система архитектурных деталей способна во многом определять масштабный строй произведения, корректировать ощущения масштаба. Архитектурная деталь используется для взаимосвязи масштаба человека с масштабом постройки, масштаба постройки — с масштабом города.

            Архитектурная деталь – неотъемлемый элемент архитектурной композиции. С этой точки зрения к архитектурной детали относятся все относительно малые, композиционно значимые пластические элементы сооружения. За счет разновеликости деталей, своеобразной ступенчатости их размеров, мелкой разработки крупной формы возникает иерархия пластических элементов, система бесчисленных прямых и перекрестных размерных сопоставлений, что позволяет постичь истинные габариты здания и соотнести их с нашими размерами [5]. 

В этих целях проведен анализ архитектурной среды города Владивостока, выявлены стилевые направления, обнаруженные в архитектуре старого города, что позволяет подготовить исходный материал, который целесообразно использовать как основу для овладения основами проектной графики и оценки композиционных стилевых особенностей.

Одним из распространенных стилей мировой архитектуры на рубеже XIX–XX вв. (период интенсивной застройки Владивостока) является модерн [1]. В рамках этого преобладающего стиля можно встретить и заимствование декоративных элементов из любой исторической эпохи и национальной культуры. Тройное венецианское окно соседствует с готическими башенками, ордерные формы — с грифонами, но все это только обогащает городское пространство, делает его многообразно информативным, визуально разнообразным и привлекательным. В данном исследовании мы остановимся на рассмотрении элементов именно стиля модерн в зданиях и сооружениях города. Главный жанр архитектуры модерна – доходные дома. Именно они чаще всего являются носителями интересных с художественной точки зрения деталей.

Азы профессионального графического языка обучающиеся познают на первых этапах обучения профессиям архитектора, дизайнера, строителя, и очень важно, чтобы выбранный объект отличался высокой художественной культурой и был пространственно ясен.  Поэтому-то в качестве исходного материала для овладения графическими навыками целесообразно использовать доступный для изучения объект, которым и может явиться отобранная из существующей городской среды деталь. При этом органично происходит погружение студента в историю ее возникновения, осуществляется связь с исторической средой, историей строительства самого здания, что делает процесс обучения графическому мастерству более разносторонним. 

Именно культура исполнения позволяет на практике проанализировать ее композиционное построение, а доступность обозрения – грамотно выстроить ее графическое моделирование, завершаемое в дополнение ортогональными проекциями и светотеневой моделировкой объекта, выполненной в академической тушевой отмывке.

Собранные в процессе изучения детали исторические материалы оформляются студентом в виде краткой аннотации, размещаемой на том же демонстрационном планшете с выбором характерного для периода создания детали шрифта. Этот метод овладения профессиональной проектной графикой представляется более эффективным, нежели использование готовых увражей, поскольку приближает проект к практической деятельности: сам измеряю, сам вычерчиваю, и всегда есть возможность соотнести графическую визуализацию с реально существующим объектом.

Студент анализирует городскую среду с позиций ее художественной привлекательности, формирует представление об истории ее создания, параллельно узнает авторов архитектурного объекта, что на ранних этапах обучения позволяет сформировать профессиональный взгляд на городскую среду родного города, что немаловажно для  дальнейшей профессиональной деятельности.  И хотя не все города, имеющие центры подготовки архитекторов и дизайнеров, являются городами с многовековой историей, всегда можно и в советской архитектуре найти объекты, созданные высокими профессионалами. Подобной работе предшествуют городские прогулки, фотофиксация наиболее интересных с точки зрения архитектуры зданий, их пластических деталей. 

Далее следуют анализ и отбор собранного материала, на основе которого делается окончательный выбор в пользу одной детали, которая и используется в качестве объекта изучения. Заключительная стадия – демонстрационный планшет.  Во всем многообразии представленного материала формируется весьма разнообразный и привлекательный визуальный образ городской среды родного города. 

Таким способом можно сохранить и исчезающие порой образы городской среды (деревянная резьба, декоративная лепнина, скульптурные детали), которые по истечении некоторого времени могут быть по представленному материалу восстановлены.

            Архитектурная деталь, широко повторяющаяся на значительном количестве зданий в различных вариациях, становится узнаваемым элементом, формируя характерный архитектурный образ города. Появившаяся впервые в Вене на жилом доме Отто Вагнера на Линке-Винцайле № 40 деталь «кольцо в кольце» устойчиво внедрилась в архитектуру Владивостока и стала в различных вариациях характерной деталью венского сецессиона на зданиях города (рис. 1). 

Отто Вагнер использовал неглубокие параллельные каннелюры для вертикального членения плоскостей стен и пилястров. Вагнеровские каннелюры всегда обрываются, не доходя до земли; их нижние концы обычно образуют направленный вниз треугольник. В соединении с окружностями, столь любимыми мастерами сецессиона, деталь напоминает стилизованный венок или серьгу и широко используется многими мастерами венского и немецкого модерна. Именно в венском модерне мы наблюдаем упрощение и герметизацию архитектурного языка, получившие распространение во Владивостоке.

 

            

Рис. 1. Характерная деталь венского сецессиона «кольцо в кольце» и спускающиеся ленты

 

Второй характерной деталью владивостокского модерна является гротескное использование гуттов из форм классической архитектуры, рельефных украшений в виде маленьких усеченных конусов, пирамид, цилиндров на нижней поверхности выступов деталей (рис. 2).

                                                                  

Рис.  2. Гутты  в  архитектурной детали Владивостока

Характерным элементом фасадов часто являются декоративно-пластические вставки из искусственного мрамора с достаточно тонкой проработкой рисунка, обогащающие в целом архитектуру фасадов (рис. 3).

       

Рис. 3. Скульптурно-декоративные вставки на фасадах здания

Помимо запоминающихся деталей и элементов, архитекторы, создававшие здания в стиле модерн, экспериментировали с вариантами облицовок фасадов сооружений. Характерным приемом отделки фасадов во Владивостоке стала фактурная штукатурка.  Сочетание ее с гладкой оштукатуренной поверхностью придает тоновый  контраст архитектурному сооружению  (рис. 4).

 

Рис. 4. Характерное использование  гладкой  и  грубой штукатурки

            Модерн, возникший под лозунгом антиисторизма, ставший «стилем без образца, без примера, совсем новым, самостоятельным и современным», в архитектуре Владивостока причудливым образом эклектически переплетался с элементами других стилей. В 1896 г. Отто Вагнер провозгласил, что «..не может быть и речи о каком-либо возрождении Возрождения» [4],  возможно только использование ограниченного числа традиционных мотивов. Именно поэтому во Владивостоке модерн приобрел неповторимую многоликость.

Опираясь (хотя и формально) на стилистические детали ранней греческой классики, архитектурные произведения этого периода часто имели колонны классического коринфского, дорического или ионического ордеров, венчаемые фронтоном [2].

В фасадах городских зданий прослеживаются композиционные решения в рамках нового стиля, сочетающиеся с элементами классического прошлого. Нагляднее всего это проявилось в облике архитектурных деталей бывшего Японского консульства, расположенного во Владивостоке на углу ул. Фокина и Океанского проспекта (рис. 5) и гостиницы «Версаль» на улице Светланской [6].

            Система архитектурных деталей обеих построек обусловлена особеностями неоклассического стиля: симметричная трактовка плоскости главного фасада, колонный портик, треугольный фронтон, членение фасада пилястрами, венчающий карниз, прямоугольная форма окон, балюстрада на крыше или аттик.

            Здание бывшего Японского консульства несет мощный отпечаток европейского неоклассицизма, пронизанного духом архитектурных мотивов античной Греции, что во многом объясняется его принадлежностью немецкому архитектору Якобу Шафрату [6, 8].

            Во время пеших практических занятий-экскурсий по исторической части города студенты получают наглядное представление о характере языка классических форм: мощный рустованный гранитный стилобат, дорический портик с фронтоном, ризалиты.

Рис. 5. Здание бывш. Японского консульства. Арх. Я.Шафрат, 1916

Не менее убедителен и насыщен наглядными примерами скульптурный декор здания консульства, хотя и дошедший до нашего времени с некоторыми утратами. Тем не менее он является важнейшим инструментом визуализации по истории архитектурных стилей Греции. Фигура греческой богини Ники венчала треугольник фронтона (к сожалению, не сохранилась), скульптуры фантастических грифонов на пилонах над входом, театральные трагедийные маски на стенах угловой ротонды, пальметты на балюстраде и т.д. (рис. 6).

            Рис. 6. Скульптурный декор здания: пальметты, грифоны и театральные маски

Гостиница «Версаль» на улице Светланской [7] представляет собой трехэтажное здание с аттиковым этажом, увенченное четырехскатной крышей. Главный фасад здания с явно выраженной симметрией, подчеркнутой расположением на ее оси главного входа, внушительного по форме окна во втором этаже, трехчастного окна третьего этажа и треугольного фронтона классических пропорций с характерным проемом полуциркульной формы (рис. 7).

IMG_7055

Рис. 7. Здание гостиницы «Версаль». Арх. И. Мешков, 1909

Композиция фасада гостиницы основана на выделении центральной части слабо выраженным ризалитом. Классицистический характер фасаду постройки придают спаренные полуколонны и пилястры ионического ордера, треугольные сандрики в навершиях окон, сухарики под карнизом, рустованные углы и лопатки. В оформлении окон  используются ордерные мотивы и ритмические ряды проемов с арочными завершениями.

Таким образом, из проведенного нами обзора можно сделать следующие выводы.

1.                  Высокая культура архитектурной детали эпохи модерна во Владивостоке позволяет относиться к ней как к знаковому композиционному элементу на фасадах городских зданий и использовать как объект для овладения профессиональной проектной графикой.

2.                  Наличие в городе Владивостоке учебных заведений, готовящих специалистов в области культуры, туризма, архитектуры и дизайна, позволяет рассматривать городскую среду как архитектурно-образовательное пространство, в котором на конкретных и ярких образцах можно изучать характерные признаки модерна, неоготики и неоклассицизма.

3.                  Анализ архитектурной детали города Владивостока позволяет выявить характерные признаки фасадного декора, отражающие геометрическую суть венского сецессиона. Использование изображений этих деталей в графической продукции рекламного характера позволит сформировать запоминающийся образ российского порта на Дальнем Востоке, им стать как бы визитными символами городской архитектуры.

4.                  Позиционирование города Владивостока как культурно-туристического центра предполагает, что туристов в немалой степени привлекает и архитектурно-историческая среда, которая должна быть выявлена, сохранена и осмыслена. Использование ее характерных пластических особенностей в качестве объектов учебного проектирования позволит обогатить будущих профессионалов знаниями региональных ценностей городской среды.

Рецензенты:

Домбраускене Г.Н., д. искусствоведения, профессор, директор Морского гуманитарного института, Морского государственного университета им. Невельского, г. Владивосток;

Федоровская Н.А., д. искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой изобразительного искусства Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток.


Библиографическая ссылка

Петухов В.В., Обертас О.Г., Петухов В.В. ГОРОД КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА) // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22986 (дата обращения: 23.02.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074