Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

РОДИТЕЛЬСКИЕ УСТАНОВКИ МАТЕРЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

Персиянцева Е.Н. 1
1 Российский государственный педагогический университет А.И. Герцена
В работе рассматриваются психологические аспекты качества жизни, которые оказывают влияние на родительские установки. Показано, что психологическую структуру качества жизни матерей определяют: уверенность и настойчивость в достижении своих целей, высокий уровень притязаний; активность в достижении собственного благополучия, высокий интерес к жизни; гармоничное восприятие жизненной перспективы. Установлено, что наибольшее влияние на родительские установки оказывают психологические аспекты качества жизни, связанные с межличностным общением (оценка своей нужности людям, оценка своей зависимости от людей), субъектная активность (оценка интереса к жизни), состояние здоровья (оценка риска ухудшения здоровья), личностные особенности матери (уровень притязаний). Выявлено, что более высокий уровень субъективного качества жизни опосредует как оптимальные, так и менее конструктивные родительские установки.
родительские установки
качество жизни
психология материнства
1. Далгатов М.М. Каузальная атрибуция и деятельность: феноменология, исследования и изменение. Монография. М.: УМК «Психология», 2006. — 278 с.
2. Мащенко И.В. Метод оценки индивидуального качества жизни – Минск: изд-во ГУО «Белорусская медицинская академия последипломного образования», 2009, 16 с.
3. Мащенко И.В. Метод оценки индивидуального качества жизни – Минск: изд-во ГУО «Белорусская медицинская академия последипломного образования», 2009, 16 с.
4. Методика PARI (Е.С. Шефер, Р.К. Белл; адаптация Т.В. Нещерет) / Психологические тесты. / Под ред. А.А. Карелина. — М., 2001. — Т. 2. — С. 130–143.
5. Родители и дети. Психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой. — М.: Когито-центр, 2003, 230 с.,
6. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М., 2004. – С. 273–279.
7. Рыбакова Е.Н. Структурные компоненты самосознания матери // Журнал практического психолога. – 2008. — № 2. — С. 116–122
8. Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей [Текст] / В.С. Торохтий. – М., 1996. – С. 34–52.
9. Шамионов P.M. Психология субъективного благополучия: (к разработке интегративной концепции) [Текст] / P.M. Шамионов // Мир психологии. — 2012. — № 2. — С. 143–148.
10. Allen S., Daly K. The Effects of Father Involvement: A Summary of the Research Evidence. Newsletter of the Father Involvement Initiative - Ontario Network, Volume 1, Fall 2002. — P. 1–11
11. Irving E. Sigel etc. Parental Belief Systems: The Psychological Consequences for Children. Lawrence Erlbaum Associates, Publishers 1992, Hillsdale, New Jersey Hove and London., 508 p.

В междисциплинарных исследованиях современной семьи подчеркивается значимость материнства, его определяющая роль в развитии ребенка. По этой причине одним из наиболее глубоко проработанных направлений в психологии материнства является изучение родительских установок. Родительская установка представляет собой готовность матери действовать для воплощения своих представлений и требований к психическим качествам и свойствам ребенка [7]. По мнению Е.А. Савиной [5], в родительской установке отражаются эмоционально-ценностное отношение к ребенку, представления и ожидания, связанные с его развитием. Таким образом, в родительских установках матерей можно выделить когнитивный, оценочный и поведенческий компоненты, а также ценностный компонент, определяющий восприятие ими своего ребенка и самих себя [5]. Среди социально-демографических факторов, оказывающих влияние на установки матерей, можно указать на экономический статус семьи [10], удовлетворенность браком [9]. Родительские установки матерей испытывают влияние и со стороны когнитивных факторов, таких как представления о причинах поведения ребенка, основанные на собственном детском опыте [1]. Личностные особенности матерей также оказывают влияние на родительские установки. С точки зрения Е.Н. Рыбаковой [6,] такие компоненты самосознания, как самопознание, самоотношение и самореализация, определяют тип материнского отношения к ребенку. Одним из значимых факторов, определяющих родительские установки, исследователь считает переживание матерями субъективного благополучия. Субъективное благополучие характеризуется сложной структурой, в состав которой включается понятие «качество жизни», имеющее социально-психологическую природу и выражающее отношение матери к различным аспектам жизни в связи со своими потребностями, уровнем запросов, самодостаточностью, уровнем притязаний, состоянием здоровья, которое сопровождается чувством удовлетворения [2, 8]. Значимой исследовательской проблемой в данном случае является оценка влияния, которое оказывает каждый из психологических аспектов качества жизни на родительские установки матерей.

Актуальность исследования связана с тем, что качество жизни как важное условие психического здоровья матери определяет успешность ее взаимодействия с ребенком и является важным условием его гармоничного развития.

Цель работы состояла в выявлении психологических аспектов качества жизни, оказывающих наибольшее влияние на родительские установки. Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что существуют различия в выраженности конструктивных родительских установок матерей с разным уровнем качества жизни. Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы в планировании программ психологической помощи матери и ребенку.

Методы методики исследования

Для изучения родительских установок была использована методика РARI [4], которая позволяет оценить отношение матерей к семейной роли, а также различные аспекты отношения к ребенку. Изучение качества жизни проводилось при помощи опросника И.В. Мащенко [3], раскрывающего особенности самооценки участницами обследования и удовлетворенности как жизнью в целом, так и ее различными аспектами. Обработка данных проводилась в программе Statisticа 6.1

Выборка. К исследованию были привлечены матери старших воспитанников ГДОУ г. Санкт-Петербурга. Возраст участниц обследования варьировал от 25 до 43 лет. Группа была уравновешена по следующим социально-демографическим характеристикам: все женщины на момент исследования воспитывают детей в полной семье, более 80% испытуемых имеют высшее образование, экономический статус семей является сходным.

Результаты исследования. Для количественной оценки удовлетворенности различными аспектами жизни матерей нами был проведен анализ различий в группах женщин с «низким качеством жизни» (группа 1) и «высоким качеством жизни» (группа 2) с использованием t-критерия Стьюдента. Основанием для выделения групп послужил показатель «общая оценка качества жизни», результаты анализа приведены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели различий в оценках удовлетворенности у матерей с различным уровнем качества жизни

Психологические аспекты качества жизни

Группа 1

Группа 2

t-знач

Р

Среднее и стандартное отклонение

М1

S1

М2

S2

Оценка удовлетворенности жизнью

3,57

0,37

3,96

0,45

-3,28

0,0019

Оценка требований к жизни (прошлое)

3,65

0,46

4,05

0,58

-2,69

0,0100

Оценка своей нужности людям

3,33

0,56

4,01

0,68

-3,82

0,0004

Оценка зависимости от людей (самодостаточность)

2,32

0,73

2,44

0,87

-0,56

0,58

Оценка своих перспектив

3,48

0,49

4,08

0,56

-4,02

0,0002

Оценка уровня притязаний

3,85

0,44

4,30

0,44

-3,57

0,0008

Оценка интереса к жизни

3,55

0,41

4,21

0,50

-5,12

0,0001

Оценка значимости своей деятельности

3,39

0,40

4,03

0,37

-5,83

0,0000

Оценка своего здоровья

3,35

0,46

3,90

0,65

-3,39

0,0014

Оценка риска ухудшения здоровья

2,32

0,57

2,37

0,79

-0,30

0,77

Интегральные индексы

 

 

 

 

 

 

Общая оценка качества жизни

32,81

1,19

37,36

1,26

-6,67

0,0001

Субъективный позитивный настрой

17,28

2,15

20,15

2,62

-5,77

0,0001

Субъективный негативный настрой

15,53

1,19

17,21

1,26

-4,77

0,0001

Данные, приведенные в таблице, позволяют охарактеризовать матерей с высоким уровнем качества жизни. Наиболее выраженными психологическими особенностями этих женщин являются высокий уровень притязаний, выраженный интерес к жизни, оценка своих перспектив и требований к жизни. Полученные результаты указывают на то, что психологическое качество жизни в большей степени определяется: 1) особенностями личности матери, в частности ее уверенностью и настойчивостью в достижении своих целей (уровень притязаний); 2) активностью в достижении собственного благополучия, что проявляется в более высоком интересе к жизни, в стремлении к новизне, изменениям и саморазвитию; 3) более высокая способность к личностной саморегуляции, которая основывается на более позитивной оценке своего прошлого (оценка требований к жизни) и будущего (оценка перспектив жизни). Также в психологической структуре качества жизни у женщин из обеих групп выделяются два показателя, по которым различия не выявлены: «оценка зависимости от людей» (самодостаточность) и «оценка риска ухудшения здоровья». Оба этих показателя выражены на среднем уровне, что позволяет говорить о сбалансированности, реалистичности представлений женщин о данных аспектах своей жизни.

На следующем этапе исследования нами оценивалось влияние на родительские установки матерей различных психологических аспектов качества жизни. Для этой цели использовался t-критерий Стьюдента, в качестве независимых переменных поочередно рассматривались все приведенные в таблице 1 компоненты психологической структуры качества жизни. Каждая независимая переменная включала две градации («низкая» (группа 1) и «высокая» (группа 2)) выраженности оценки удовлетворенности тем или иным аспектом жизни. В качестве зависимых переменных рассматривались родительские установки (отношение матерей к семейной роли, различные аспекты отношения к ребенку). Достоверно значимые различия в родительских установках приведены в таблицах 2.1, 2.2.

Таблица 2.1

Показатели различий в родительских установках у матерей с разным уровнем качества жизни

Родительские установки

Среднее значение

t-знач.

P

Оценка удовлетворен-

ности жизнью

Оценка требований к жизни

Оценка своей нужности людям

Оценка зависимости

от людей

1

группа

2

группа

1 группа

2 группа

1 группа

2 группа

1 группа

2 группа

Ощущение самопожертво-

вания

17,54

13,61

 

 

 

 

 

 

3,01

0,004

 

 

16,17

13,31

 

 

 

 

2,41

0,020

 

 

 

 

15,33

12,76

 

 

1,86

0,05

Чрезмерная забота

 

 

 

 

12,22

13,69

 

 

-1,77

0,083

Доминирование матери

 

 

 

 

 

 

13,12

11,27

2,07

0,044

Несамостоя-тельность матери

 

 

 

 

 

 

15,88

13,67

2,91

0,005

Излишняя строгость

 

 

 

 

 

 

12,47

10,80

2,20

0,032

Исключение внутрисемейных влияний

 

 

 

 

 

 

13,79

12,47

2,04

0,047

Таблица 2.2

Родительские установки

Среднее значение

t

P

Оценка

своих перспектив

Оценка

уровня притязаний

Оценка интереса к жизни

Оценка значимости своей деятельности

Оценка

риска ухудшения здоровья

1 группа

2 группа

1 группа

2 группа

1 группа

2 группа

1 группа

2 группа

1 группа

2 группа

Чрезмерная

забота

 

 

12,00

13,58

 

 

 

 

 

 

 

 

-2,13

0,04

 

 

11,44

13,29

 

 

 

 

 

 

-2,50

0,02

 

 

 

 

 

 

 

 

12,11

13,86

-2,18

0,03

Безучастность

мужа

 

 

10,89

12,32

 

 

 

 

 

 

-2,17

0,04

 

 

 

11,19

12,55

 

 

 

 

-2,12

0,04

Партнерские отношения

 

 

12,33

14,10

 

 

 

 

 

 

-2,60

0,01

 

 

 

 

12,52

14,59

 

 

 

 

-3,26

0,00

Подавление

воли

 

 

 

 

12,74

14,05

 

 

 

 

-2,24

0,03

Подавление агрессивности

 

 

 

 

11,59

13,45

 

 

 

 

-2,53

0,01

 

 

 

 

 

 

 

 

11,94

13,64

-2,06

0,05

Уклонение от контакта

 

 

 

 

 

 

10,14

11,86

 

 

-2,75

0,01

Сверхавторитет родителей

 

 

 

 

 

 

 

 

14,46

16,71

-2,90

0,01

Излишняя

строгость

 

 

 

 

 

 

 

 

11,40

13,36

-2,57

0,01

Исходя из результатов, приведенных в таблицах 2.1, 2.2, можно оценить характер влияния каждого компонента качества жизни на родительские установки.

Так, ощущение самопожертвования наиболее характерно для матерей, которые в меньшей степени удовлетворены своей жизнью, предъявляют к ней меньше требований, однако переоценивают свою необходимость для других людей. Чрезмерную заботу к ребенку, а также стремление настаивать на сверхавторитете родителей в сочетании с излишней строгостью склонны проявлять матери, оптимистично оценивающие свою жизненную перспективу, с высоким уровнем притязаний, при этом опасающиеся ухудшения здоровья. У матерей, считающих себя независимыми от других людей, отмечается конфликтное отношение к ребенку, в котором могут одновременно проявляться тенденции доминирования и несамостоятельности; они склонны к проявлению излишней строгости, стремятся исключать внутрисемейные влияния. Женщины, для которых характерен высокий уровень притязаний, интерес к жизни, стремятся развивать партнерские отношения с ребенком. Тем не менее именно эти матери чаще отмечают безучастность мужа в семейных отношениях. По-видимому, стремление этих женщин компенсировать недостаток внимания отца по отношению к ребенку приводит к проявлению установок, связанных с подавлением воли и агрессии ребенка. Высокая оценка значимости своей деятельности приводит к тому, что матери чаще проявляют уклонение от эмоционального контакта с ребенком.

В таблице 3 результаты исследования структурированы в соответствии с видами установок.

Таблица 3

Родительские установки и оказывающие на них влияние психологические аспекты качества жизни

Родительские установки

Психологические аспекты качества жизни

Отношение к семейной роли

 

Ощущение самопожертвования

Оценка удовлетворенности жизнью, оценка требований к жизни, оценка своей нужности людям

Безучастность мужа

Оценка уровня притязаний, оценка интереса к жизни

Доминирование матери

Оценка зависимости от людей

Несамостоятельность матери

Оценка зависимости от людей

Сверхавторитет родителей

Оценка риска ухудшения здоровья

Отношение родителей к ребенку

 

Оптимальный эмоциональный

контакт

 

Партнерские отношения

Оценка уровня притязаний, оценка интереса к жизни

Излишняя эмоциональная дистанция

с ребенком

 

Излишняя строгость

Оценка зависимости от людей, оценка риска ухудшения здоровья

Уклонение от контакта

Оценка значимости своей деятельности

Излишняя концентрация на ребенке

Чрезмерная забота

Оценка своей нужности людям, оценка своих перспектив, оценка

уровня притязаний, оценка риска ухудшения здоровья

Подавление агрессивности

Оценка интереса к жизни, оценка риска ухудшения здоровья

Исключение внутрисемейных влияний

Оценка зависимости от людей

Подавление воли

Оценка интереса к жизни

Из приведенной таблицы видно, что влияние психологических аспектов качества жизни практически поровну разделяется между родительскими установками, связанными с отношением к семейной роли, и установками, отражающими отношение к ребенку. Наибольшее влияние на родительские установки оказывают психологические аспекты качества жизни, связанные с межличностным общением (оценка своей нужности людям, оценка своей зависимости от людей), субъектная активность (оценка интереса к жизни), состояние здоровья (оценка риска ухудшения здоровья), личностные особенности матери (уровень притязаний). Таким образом, поставленная в нашем исследовании гипотеза подтвердилась лишь частично: более высокий уровень субъективного качества жизни опосредует как оптимальные, так и менее конструктивные родительские установки. Полученные результаты отражают сложность психологических механизмов качества жизни современной женщины-матери. Перспектива исследования, на наш взгляд, должна быть связана с комплексным подходом к изучению родительских установок, который позволит рассмотреть их во взаимосвязи как с социокультурными детерминантами, так и с глубинными процессами, протекающими во внутреннем мире женщины, ее самосознании.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы.

1. Психологическую структуру качества жизни матерей в большей степени определяют: 1) особенности личности (уверенность и настойчивость в достижении своих целей, высокий уровень притязаний);

2) активность в достижении собственного благополучия (высокий интерес к жизни);

3) гармоничное восприятие жизненной перспективы (высокая оценка требований к жизни, которые сложились в прошлом, и позитивная оценка будущего).

2. Наибольшее влияние на родительские установки оказывают психологические аспекты качества жизни, связанные с межличностным общением (оценка своей нужности людям, оценка своей зависимости от людей), субъектная активность (оценка интереса к жизни), состояние здоровья (оценка риска ухудшения здоровья), личностные особенности матери (уровень притязаний).

3. Более высокий уровень субъективного качества жизни опосредует как оптимальные, так и менее конструктивные родительские установки:

1) матери, оптимистично оценивающие свою жизненную перспективу, с высоким уровнем притязаний, при этом опасающиеся ухудшения здоровья, проявляют чрезмерную заботу о ребенке, настаивают на сверхавторитете родителей в сочетании с излишней строгостью;

2) самодостаточные матери, считающие себя независимыми от других людей, проявляют конфликтное отношение к ребенку, в котором одновременно проявляются тенденции доминирования и несамостоятельности;

3) матери, для которых характерны высокий уровень притязаний, интерес к жизни, стремятся развивать партнерские отношения с ребенком, однако при безучастности отца в семейной жизни подавляют волю и агрессивность ребенка;

4) матери, высоко оценивающие значимость своей деятельности, чаще проявляют уклонение от эмоционального контакта с ребенком.

Рецензенты:

Королева Н.Н., д.псх.н., Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург;

Кораблина Е.П., д.псх.н., Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург.


Библиографическая ссылка

Персиянцева Е.Н. РОДИТЕЛЬСКИЕ УСТАНОВКИ МАТЕРЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22973 (дата обращения: 01.10.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074