В междисциплинарных исследованиях современной семьи подчеркивается значимость материнства, его определяющая роль в развитии ребенка. По этой причине одним из наиболее глубоко проработанных направлений в психологии материнства является изучение родительских установок. Родительская установка представляет собой готовность матери действовать для воплощения своих представлений и требований к психическим качествам и свойствам ребенка [7]. По мнению Е.А. Савиной [5], в родительской установке отражаются эмоционально-ценностное отношение к ребенку, представления и ожидания, связанные с его развитием. Таким образом, в родительских установках матерей можно выделить когнитивный, оценочный и поведенческий компоненты, а также ценностный компонент, определяющий восприятие ими своего ребенка и самих себя [5]. Среди социально-демографических факторов, оказывающих влияние на установки матерей, можно указать на экономический статус семьи [10], удовлетворенность браком [9]. Родительские установки матерей испытывают влияние и со стороны когнитивных факторов, таких как представления о причинах поведения ребенка, основанные на собственном детском опыте [1]. Личностные особенности матерей также оказывают влияние на родительские установки. С точки зрения Е.Н. Рыбаковой [6,] такие компоненты самосознания, как самопознание, самоотношение и самореализация, определяют тип материнского отношения к ребенку. Одним из значимых факторов, определяющих родительские установки, исследователь считает переживание матерями субъективного благополучия. Субъективное благополучие характеризуется сложной структурой, в состав которой включается понятие «качество жизни», имеющее социально-психологическую природу и выражающее отношение матери к различным аспектам жизни в связи со своими потребностями, уровнем запросов, самодостаточностью, уровнем притязаний, состоянием здоровья, которое сопровождается чувством удовлетворения [2, 8]. Значимой исследовательской проблемой в данном случае является оценка влияния, которое оказывает каждый из психологических аспектов качества жизни на родительские установки матерей.
Актуальность исследования связана с тем, что качество жизни как важное условие психического здоровья матери определяет успешность ее взаимодействия с ребенком и является важным условием его гармоничного развития.
Цель работы состояла в выявлении психологических аспектов качества жизни, оказывающих наибольшее влияние на родительские установки. Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что существуют различия в выраженности конструктивных родительских установок матерей с разным уровнем качества жизни. Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы в планировании программ психологической помощи матери и ребенку.
Методы методики исследования
Для изучения родительских установок была использована методика РARI [4], которая позволяет оценить отношение матерей к семейной роли, а также различные аспекты отношения к ребенку. Изучение качества жизни проводилось при помощи опросника И.В. Мащенко [3], раскрывающего особенности самооценки участницами обследования и удовлетворенности как жизнью в целом, так и ее различными аспектами. Обработка данных проводилась в программе Statisticа 6.1
Выборка. К исследованию были привлечены матери старших воспитанников ГДОУ г. Санкт-Петербурга. Возраст участниц обследования варьировал от 25 до 43 лет. Группа была уравновешена по следующим социально-демографическим характеристикам: все женщины на момент исследования воспитывают детей в полной семье, более 80% испытуемых имеют высшее образование, экономический статус семей является сходным.
Результаты исследования. Для количественной оценки удовлетворенности различными аспектами жизни матерей нами был проведен анализ различий в группах женщин с «низким качеством жизни» (группа 1) и «высоким качеством жизни» (группа 2) с использованием t-критерия Стьюдента. Основанием для выделения групп послужил показатель «общая оценка качества жизни», результаты анализа приведены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели различий в оценках удовлетворенности у матерей с различным уровнем качества жизни
Психологические аспекты качества жизни |
Группа 1 |
Группа 2 |
t-знач |
Р |
||
Среднее и стандартное отклонение |
||||||
М1 |
S1 |
М2 |
S2 |
|||
Оценка удовлетворенности жизнью |
3,57 |
0,37 |
3,96 |
0,45 |
-3,28 |
0,0019 |
Оценка требований к жизни (прошлое) |
3,65 |
0,46 |
4,05 |
0,58 |
-2,69 |
0,0100 |
Оценка своей нужности людям |
3,33 |
0,56 |
4,01 |
0,68 |
-3,82 |
0,0004 |
Оценка зависимости от людей (самодостаточность) |
2,32 |
0,73 |
2,44 |
0,87 |
-0,56 |
0,58 |
Оценка своих перспектив |
3,48 |
0,49 |
4,08 |
0,56 |
-4,02 |
0,0002 |
Оценка уровня притязаний |
3,85 |
0,44 |
4,30 |
0,44 |
-3,57 |
0,0008 |
Оценка интереса к жизни |
3,55 |
0,41 |
4,21 |
0,50 |
-5,12 |
0,0001 |
Оценка значимости своей деятельности |
3,39 |
0,40 |
4,03 |
0,37 |
-5,83 |
0,0000 |
Оценка своего здоровья |
3,35 |
0,46 |
3,90 |
0,65 |
-3,39 |
0,0014 |
Оценка риска ухудшения здоровья |
2,32 |
0,57 |
2,37 |
0,79 |
-0,30 |
0,77 |
Интегральные индексы |
|
|
|
|
|
|
Общая оценка качества жизни |
32,81 |
1,19 |
37,36 |
1,26 |
-6,67 |
0,0001 |
Субъективный позитивный настрой |
17,28 |
2,15 |
20,15 |
2,62 |
-5,77 |
0,0001 |
Субъективный негативный настрой |
15,53 |
1,19 |
17,21 |
1,26 |
-4,77 |
0,0001 |
Данные, приведенные в таблице, позволяют охарактеризовать матерей с высоким уровнем качества жизни. Наиболее выраженными психологическими особенностями этих женщин являются высокий уровень притязаний, выраженный интерес к жизни, оценка своих перспектив и требований к жизни. Полученные результаты указывают на то, что психологическое качество жизни в большей степени определяется: 1) особенностями личности матери, в частности ее уверенностью и настойчивостью в достижении своих целей (уровень притязаний); 2) активностью в достижении собственного благополучия, что проявляется в более высоком интересе к жизни, в стремлении к новизне, изменениям и саморазвитию; 3) более высокая способность к личностной саморегуляции, которая основывается на более позитивной оценке своего прошлого (оценка требований к жизни) и будущего (оценка перспектив жизни). Также в психологической структуре качества жизни у женщин из обеих групп выделяются два показателя, по которым различия не выявлены: «оценка зависимости от людей» (самодостаточность) и «оценка риска ухудшения здоровья». Оба этих показателя выражены на среднем уровне, что позволяет говорить о сбалансированности, реалистичности представлений женщин о данных аспектах своей жизни.
На следующем этапе исследования нами оценивалось влияние на родительские установки матерей различных психологических аспектов качества жизни. Для этой цели использовался t-критерий Стьюдента, в качестве независимых переменных поочередно рассматривались все приведенные в таблице 1 компоненты психологической структуры качества жизни. Каждая независимая переменная включала две градации («низкая» (группа 1) и «высокая» (группа 2)) выраженности оценки удовлетворенности тем или иным аспектом жизни. В качестве зависимых переменных рассматривались родительские установки (отношение матерей к семейной роли, различные аспекты отношения к ребенку). Достоверно значимые различия в родительских установках приведены в таблицах 2.1, 2.2.
Таблица 2.1
Показатели различий в родительских установках у матерей с разным уровнем качества жизни
Родительские установки |
Среднее значение |
t-знач. |
P |
|||||||
Оценка удовлетворен- ности жизнью |
Оценка требований к жизни |
Оценка своей нужности людям |
Оценка зависимости от людей |
|||||||
1 группа |
2 группа |
1 группа |
2 группа |
1 группа |
2 группа |
1 группа |
2 группа |
|||
Ощущение самопожертво- вания |
17,54 |
13,61 |
|
|
|
|
|
|
3,01 |
0,004 |
|
|
16,17 |
13,31 |
|
|
|
|
2,41 |
0,020 |
|
|
|
|
|
15,33 |
12,76 |
|
|
1,86 |
0,05 |
|
Чрезмерная забота |
|
|
|
|
12,22 |
13,69 |
|
|
-1,77 |
0,083 |
Доминирование матери |
|
|
|
|
|
|
13,12 |
11,27 |
2,07 |
0,044 |
Несамостоя-тельность матери |
|
|
|
|
|
|
15,88 |
13,67 |
2,91 |
0,005 |
Излишняя строгость |
|
|
|
|
|
|
12,47 |
10,80 |
2,20 |
0,032 |
Исключение внутрисемейных влияний |
|
|
|
|
|
|
13,79 |
12,47 |
2,04 |
0,047 |
Таблица 2.2
Родительские установки |
Среднее значение |
t |
P |
|||||||||
Оценка своих перспектив |
Оценка уровня притязаний |
Оценка интереса к жизни |
Оценка значимости своей деятельности |
Оценка риска ухудшения здоровья |
||||||||
1 группа |
2 группа |
1 группа |
2 группа |
1 группа |
2 группа |
1 группа |
2 группа |
1 группа |
2 группа |
|||
Чрезмерная забота
|
12,00 |
13,58 |
|
|
|
|
|
|
|
|
-2,13 |
0,04 |
|
|
11,44 |
13,29 |
|
|
|
|
|
|
-2,50 |
0,02 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12,11 |
13,86 |
-2,18 |
0,03 |
|
Безучастность мужа |
|
|
10,89 |
12,32 |
|
|
|
|
|
|
-2,17 |
0,04 |
|
|
|
11,19 |
12,55 |
|
|
|
|
-2,12 |
0,04 |
||
Партнерские отношения |
|
|
12,33 |
14,10 |
|
|
|
|
|
|
-2,60 |
0,01 |
|
|
|
|
12,52 |
14,59 |
|
|
|
|
-3,26 |
0,00 |
|
Подавление воли |
|
|
|
|
12,74 |
14,05 |
|
|
|
|
-2,24 |
0,03 |
Подавление агрессивности |
|
|
|
|
11,59 |
13,45 |
|
|
|
|
-2,53 |
0,01 |
|
|
|
|
|
|
|
|
11,94 |
13,64 |
-2,06 |
0,05 |
|
Уклонение от контакта |
|
|
|
|
|
|
10,14 |
11,86 |
|
|
-2,75 |
0,01 |
Сверхавторитет родителей |
|
|
|
|
|
|
|
|
14,46 |
16,71 |
-2,90 |
0,01 |
Излишняя строгость |
|
|
|
|
|
|
|
|
11,40 |
13,36 |
-2,57 |
0,01 |
Исходя из результатов, приведенных в таблицах 2.1, 2.2, можно оценить характер влияния каждого компонента качества жизни на родительские установки.
Так, ощущение самопожертвования наиболее характерно для матерей, которые в меньшей степени удовлетворены своей жизнью, предъявляют к ней меньше требований, однако переоценивают свою необходимость для других людей. Чрезмерную заботу к ребенку, а также стремление настаивать на сверхавторитете родителей в сочетании с излишней строгостью склонны проявлять матери, оптимистично оценивающие свою жизненную перспективу, с высоким уровнем притязаний, при этом опасающиеся ухудшения здоровья. У матерей, считающих себя независимыми от других людей, отмечается конфликтное отношение к ребенку, в котором могут одновременно проявляться тенденции доминирования и несамостоятельности; они склонны к проявлению излишней строгости, стремятся исключать внутрисемейные влияния. Женщины, для которых характерен высокий уровень притязаний, интерес к жизни, стремятся развивать партнерские отношения с ребенком. Тем не менее именно эти матери чаще отмечают безучастность мужа в семейных отношениях. По-видимому, стремление этих женщин компенсировать недостаток внимания отца по отношению к ребенку приводит к проявлению установок, связанных с подавлением воли и агрессии ребенка. Высокая оценка значимости своей деятельности приводит к тому, что матери чаще проявляют уклонение от эмоционального контакта с ребенком.
В таблице 3 результаты исследования структурированы в соответствии с видами установок.
Таблица 3
Родительские установки и оказывающие на них влияние психологические аспекты качества жизни
Родительские установки |
Психологические аспекты качества жизни |
Отношение к семейной роли |
|
Ощущение самопожертвования |
Оценка удовлетворенности жизнью, оценка требований к жизни, оценка своей нужности людям |
Безучастность мужа |
Оценка уровня притязаний, оценка интереса к жизни |
Доминирование матери |
Оценка зависимости от людей |
Несамостоятельность матери |
Оценка зависимости от людей |
Сверхавторитет родителей |
Оценка риска ухудшения здоровья |
Отношение родителей к ребенку |
|
Оптимальный эмоциональный контакт |
|
Партнерские отношения |
Оценка уровня притязаний, оценка интереса к жизни |
Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком |
|
Излишняя строгость |
Оценка зависимости от людей, оценка риска ухудшения здоровья |
Уклонение от контакта |
Оценка значимости своей деятельности |
Излишняя концентрация на ребенке |
|
Чрезмерная забота |
Оценка своей нужности людям, оценка своих перспектив, оценка уровня притязаний, оценка риска ухудшения здоровья |
Подавление агрессивности |
Оценка интереса к жизни, оценка риска ухудшения здоровья |
Исключение внутрисемейных влияний |
Оценка зависимости от людей |
Подавление воли |
Оценка интереса к жизни |
Из приведенной таблицы видно, что влияние психологических аспектов качества жизни практически поровну разделяется между родительскими установками, связанными с отношением к семейной роли, и установками, отражающими отношение к ребенку. Наибольшее влияние на родительские установки оказывают психологические аспекты качества жизни, связанные с межличностным общением (оценка своей нужности людям, оценка своей зависимости от людей), субъектная активность (оценка интереса к жизни), состояние здоровья (оценка риска ухудшения здоровья), личностные особенности матери (уровень притязаний). Таким образом, поставленная в нашем исследовании гипотеза подтвердилась лишь частично: более высокий уровень субъективного качества жизни опосредует как оптимальные, так и менее конструктивные родительские установки. Полученные результаты отражают сложность психологических механизмов качества жизни современной женщины-матери. Перспектива исследования, на наш взгляд, должна быть связана с комплексным подходом к изучению родительских установок, который позволит рассмотреть их во взаимосвязи как с социокультурными детерминантами, так и с глубинными процессами, протекающими во внутреннем мире женщины, ее самосознании.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы.
1. Психологическую структуру качества жизни матерей в большей степени определяют: 1) особенности личности (уверенность и настойчивость в достижении своих целей, высокий уровень притязаний);
2) активность в достижении собственного благополучия (высокий интерес к жизни);
3) гармоничное восприятие жизненной перспективы (высокая оценка требований к жизни, которые сложились в прошлом, и позитивная оценка будущего).
2. Наибольшее влияние на родительские установки оказывают психологические аспекты качества жизни, связанные с межличностным общением (оценка своей нужности людям, оценка своей зависимости от людей), субъектная активность (оценка интереса к жизни), состояние здоровья (оценка риска ухудшения здоровья), личностные особенности матери (уровень притязаний).
3. Более высокий уровень субъективного качества жизни опосредует как оптимальные, так и менее конструктивные родительские установки:
1) матери, оптимистично оценивающие свою жизненную перспективу, с высоким уровнем притязаний, при этом опасающиеся ухудшения здоровья, проявляют чрезмерную заботу о ребенке, настаивают на сверхавторитете родителей в сочетании с излишней строгостью;
2) самодостаточные матери, считающие себя независимыми от других людей, проявляют конфликтное отношение к ребенку, в котором одновременно проявляются тенденции доминирования и несамостоятельности;
3) матери, для которых характерны высокий уровень притязаний, интерес к жизни, стремятся развивать партнерские отношения с ребенком, однако при безучастности отца в семейной жизни подавляют волю и агрессивность ребенка;
4) матери, высоко оценивающие значимость своей деятельности, чаще проявляют уклонение от эмоционального контакта с ребенком.
Рецензенты:
Королева Н.Н., д.псх.н., Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург;
Кораблина Е.П., д.псх.н., Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург.
Библиографическая ссылка
Персиянцева Е.Н. РОДИТЕЛЬСКИЕ УСТАНОВКИ МАТЕРЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22973 (дата обращения: 09.05.2025).