Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Попова Н.А. 1
1 ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»
В статье рассматривается новое видение целей образования и возможностей их реализации на практике, требующее основательной философской работы по осмыслению феномена образования, а также предполагающее переход от теоретико-идеологических представлений о смыслах и задачах образования к принципиально другим практическим. Обращение к проблеме образования настоятельно диктуется также условиями, связанными с особенностями изменений социокультурных реалий современного общества. В результате всеохватывающего анализа изменяется представление о различных аспектах и гранях феномена образования, обеспечивается разносторонность его видения. По мнению автора, во многих странах мира происходит переориентация задач образования с большим акцентом на социализацию личности, под которой подразумевают развитие индивидуальной свободы, самостоятельности и солидарности, способности общаться, обмениваться мнениями и сопоставлять позиции, признавать и принимать различия других. Отмечая значимость внешнего мира в социализации молодежи, специалисты подчеркивают особую роль образовательного учреждения в подготовке полноценных граждан демократического общества.
образование
культура
инкультурация
социализация
личность
общество
1. Бакланов И. С., Бакланова О. А., Ерохин А. М. Эпистемологические и лингвистические исследования в аналитической философии науки: семантика конструктов // Вестник СевКавГТИ. – 2015. – Т. 1. - № 2 (21). – С. 156-159.
2. Бакланова О. А., Бакланов И. С. Современная российская социальность в контексте социального конструкционизма // Вопросы социальной теории. – 2015. – Т. 7. - № 1-2. – С. 168-177.
3. Болховской А.Л., Говердовская Е.В., Ивченко А.В. Образование в глобализирующемся мире: философский взгляд // Экономические и гуманитарные исследования ре¬гионов. – 2013. - № 5. – С. 80-85.
4. Говердовская Е.В. Особенности проектирования об¬разовательного пространства высшей школы в поликультурном регионе // Экономические и гуманитарные исследова¬ния регионов. – 2014. - № 4. – С. 7-10.
5. Говердовская Е.В., Димидова М.А., Телицына И.В. Формирование профессиональной успешности преподава¬теля как средство оптимизации воспитательного процесса // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2014. - № 3. – С. 15-19.
6. Говердовская Е. В., Ивченко А. В., Шпунтов В. И. Качество образования как педагогическое понятие // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2013. - №3. – С. 103-105.
7. Гончаров В. Н., Шумакова А. В. Общественная и научная информация: научное исследование в системе социального развития // Фундаментальные исследования. – 2015. - №2-22. – С. 5053-5056.
8. Гончаров В. Н., Лобейко Ю. А. Научная информация и научные знания: социально-образовательный аспект // Фундаментальные исследования. – 2015. - №2-25. – С. 5720-5724.
9. Гончаров В. Н., Лобейко Ю. А. Социально-философский и научно-образовательный аспекты исследования научной информации // Фундаментальные исследования. – 2015. - №2. – 25. – С. 5725-5729.
10. Гончаров В. Н. Социально-философский анализ информационной потребности в контексте социокультурного развития общества // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2015. - №4. – С. 104-108.
11. Гончаров В. Н. Информационно-научный аспект развития общества // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2015. - № 2(81). – С. 5-10.
12. Ерохин А. М. Религиозное сознание в контексте общественных отношений // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2015. - № 2 (81). – С. 18-22.
13. Ерохин А. М. Научно-информационный аспект исследования социокультурного развития общества в области культуры и искусства // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2015. - № 2. – С. 123-128.
14. Ерохин А.М., Ерохин Д. А. Проблема «профессио¬нальная культура ученого» в контексте социологического знания // Наука. Инновации. Технологии. – 2011. - № 5-1. – С.167-176.
15. Камалова О.Н. Проблема интуитивного познания в иррациональной философии // Гуманитарные и социаль¬но-экономические науки. – 2010. - № 4. – С. 68-71.
16. Камалова О. Н., Джиоева Д. А. Перспективы развития сенсорных технологий и проблема расширения чувственных возможностей человека // Северо-Восточный научный журнал. – 2011. - №1. – С. 37-40.
17. Колосова О. Ю., Несмеянов Е. Е. Социокультурные трансформации в условиях глобализационных процессов // Фундаментальные исследования. – 2015. - № 2-14. – С. 3201-3204.
18. Колосова О. Ю. Политическая сфера общества: социально-психологический аспект общения // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2015. - № 2. – С. 128-133.
19. Колосова О. Ю. Концепция устойчивого развития и экологическая безопасность России // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. – 2012. - № 3. – С. 130-138.
20. Колосова О.Ю. Соотношение религии и науки в христианстве в контексте общественного развития // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2015. - № 2 (81). – С. 22-26.
21. Колосова О. Ю. Социально-философские аспекты глобализации // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2014. - № 45. – С. 130-134.
22. Лобейко Ю. А. Социальная активность личности в обществе: социально-педагогические аспекты формирования // European Social Science Journal. – 2014. - № 7-2 (46). – С. 282-284.
23. Лобейко Ю. А. Педагогическая деятельность и педагогическое сознание: социальный аспект // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. – 2014. - № 13. – С. 102-107.
24. Лобейко Ю. А. Проблема адаптации в условиях современной высшей школы // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2014. - №3. – С. 23-25.
25. Несмеянов Е. Е. К проблеме предмета философии образования // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2008. - №5. – С. 165-172.
26. Несмеянов Е.Е. Проблема преподавания религиове¬дения и духовно-нравственной культуры в поликонфессиональном регионе // Гуманитарные и социально-экономиче¬ские науки. – 2010. - № 3. – С. 94-95.
27. Редько Л.Л., Леонова Н.А. Антропологическая парадигма профессиональной подготовки педагогов в системе вузовского образования: методологический аспект // Фундаментальные исследования. – 2015. - № 2-15. – С. 3391-3394.
28. Шумакова А. В. Кризис системы образования в контексте глобальных проблем общества: обоснование образовательной парадигмы // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2013. - № 1. – С. 12-18.

Повышение потенциала адаптивных возможностей и перспектив социокультурного развития познания [15], предполагает развитие образования - одного из наиболее значимых средств социального воспроизводства профессиональных сообществ и всего общества в целом.

Основные социокультурные функции образования заключаются в социализации и инкультурации личности посредством трансляции фрагментов общего и специализированного социального опыта, накопленного человечеством в целом и собственно сообществом в частности, введение человека в нормы и правила социальной и культурной адекватности обществу [17].

Коллективная жизнедеятельность членов сообщества и поддержание необходимого уровня социальной консолидированности людей в основе процессов формирования личности, усвоение ею норм и ценностей, что, несомненно, ведет к непосредственному социальному воспроизведению сообщества как культурной системной целостности, а процессы социализации человека, усвоения им норм и технологий исполнения определенной социальной роли преследуют цель подготовки квалифицированных кадров для поддержания и повышения уровня адаптивных возможностей сообщества в постоянно меняющихся исторических условиях его существования посредством выполнения и развития необходимых видов деятельности, познания, технологий, инструментов [4; 5; 19; 16; 27].

В процессе развития общества и культуры актуализируется роль специализированного образования, а само образование, исторически подразделяется на общее и специализированное. Это связано с повышением требований к  уровню знаний современного человека, его способностям активно реагировать на изменения, происходящие в информационном обществе [11; 13; 14]. Определяющее влияние на способ постановки и решения проблемы имеют, во-первых, характер мышления той эпохи, в которую формулируется проблема, и, во-вторых, уровень знания о тех объектах, которых касается возникшая проблема «в определенной, фиксирующей этот мир структуре - в языке и в сознании» [1, c. 156-159].

Как социальный институт, образование представляет собой сложную систему, включающую различные элементы и связи между ними: подсистемы, управление, организацию, кадры. С позиции воспроизведения культуры, образование сформировалось как определенная система, которая характеризуется целью, содержанием, структурированными учебными программами и планами, в которых учитываются предыдущие уровни образования и прогнозируются последующие [24]. Основные понятия философии образования: образование, идеал образованности, социокультурный тип образования, образовательная парадигма, образовательные технологии [25].

Являясь частью культуры, образование всегда характеризуется историческим периодом социальных отношений [3]. В связи с этим важно обозначить понятие социокультурный тип образования.

Общая характеристика образования, вписанного в конкретный социальный и культурный контекст - социокультурный тип образования. Это совокупность образовательных целей и ценностей данного общества, социально значимые представления о результатах образовательной деятельности, выраженные в идеале образованности, содержание образования и способы его отбора, тип коммуникации в образовательном процессе (непосредственное, опосредованное), социальных институтов. Таким образом, конкретному обществу соответствует определенный тип образования, поскольку цели образования - социальные цели. Образование - это механизм подготовки человека к условиям совместного существования в обществе [22; 23].

Цель образования, является системообразующей составляющей образовательной системы, то есть ответ на вопрос, какого человека требует и ожидает общество на данном этапе его исторического развития. В каждой стране, начиная с древних времен, образование как система формировалось в соответствии с теми конкретными общественно-историческими условиями, которые характеризовали каждый конкретный временной период ее развития, учитывая духовно-нравственные аспекты [12; 20; 26]. Специфичной является и история становления образования в различных его ступенях в разных странах.

Как система, образование может рассматриваться в трех измерениях: социальный масштаб (образование в мире, определенной стране); ступень образования (дошкольное, школьное, высшее); профиль образования - общее, специальное (математическое, гуманитарное, естественно-научное), профессиональное, дополнительное.

Также образование как систему в целом можно характеризовать следующим образом: образование как система может быть светским или клерикальным, государственным, частным, муниципальным или федеральным; образование как система характеризуется уровневостью, ступенчатостью, в основе деления преимущественно возрастной критерий. Однако во всех странах при достаточно больших вариациях есть дошкольное образование, затем школьное с тремя ступенями (начальное, среднее, старшее), где формами могут быть гимназии, лицеи, и высшее образование: институты, университеты, академии. Каждая ступень имеет свои организационные формы обучения - урок, лекция, семинар, а также специфические формы контроля - опрос, зачет, экзамен.

Как система, образование может характеризоваться преемственностью уровней, управляемостью, эффективностью, направленностью. Образовательная система имеет качественную и количественную характеристику, специфическую для своих подсистем.

В Российской Федерации система образования представляет собой совокупность:

- федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, образовательных стандартов и требований, устанавливаемых университетами; образовательных программ различных уровня и направленности, а также программ профессиональной подготовки;

- организаций, осуществляющих образовательную деятельность, их работников и обучающихся;

- органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, создаваемых ими консультативных, совещательных и иных органов;

- организаций, осуществляющих научно-методическое, методическое, ресурсное, производственное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования;

- объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования.

Образование, являясь одним из наиболее важных каналов социальной мобильности, играет значимую роль в процессах социального структурирования общества, выполняя функцию социального контроля распределения индивидов по социальным слоям, в соответствии с уровнем и качеством полученного образования [6]. Вместе с тем, оно способствует углубляющемуся процессу социального расслоения, усилению социального неравенства. Взаимосвязь науки, образования, общественных процессов в системе социального развития - тема, привлекающая внимание философов и социологов [7; 8; 9]. Совершенно определенно, образовательный дискурс выступает состязательным полем для больших социальных групп. Под образовательным дискурсом здесь понимается регламентируемая определенными историческими и социокультурными кодами (традициями) смыслообразующая и смысловоспроизводящая деятельность, направленная на трансляцию, воспроизводство и регуляцию определенных ценностей, знаний, навыков и моделей поведения в контексте социально-культурного развития общества [2; 10].

С двумя антиномичными установками образования, связывается перспектива изучения образования. С одной стороны, образование интерпретируется как перманентное достраивание позиции индивида соответственно социальному и культурному контексту в широком смысле, постоянное включение и до-включение индивида в социальное и культурное поле. При этом социальная, или даже социально-пространственно-временная обусловленность образования указывает на наличие некоторых сил, легитимирующих его эффективность. С другой стороны, образование ориентировано на стимулирование «личностного роста» (саморазвития), на развитие внутреннего (творческого) потенциала индивида, на создание и развитие индивидуальности.

Образовательный дискурс, можно трактовать, понимая дискурсную позицию как необходимое условие существования социокультурных феноменов, как своеобразное прогнозирование будущего или желаемого положения дел в социокультурной действительности в контексте социально-психологического общения [18]. Образовательный дискурс базируется на решении проблемы, во-первых, профессионального образования, во-вторых, социокультурного воспроизводства и, в-третьих, формирования личности.

Культурные функции образования предполагают непрерывное конструирование, воспроизводство и поддержание определенных социальных образцов, что, главным образом, осуществляется в дискурсной практике. Важным вопросом является, кто определяет значимость реальности, и, соответственно, кто наделяет дискурс образования ресурсами формирования. Очевидным является то, что субъектами, адресантами воспроизводящего дискурса являются не только собственно педагоги, но и политики, административные работники, учёные, медики - то есть все субъекты, заинтересованные в значимости трансляции социокультурного опыта, мировоззрения, ценностей, а также в целостности восприятия реальности «объектами образования». Это обстоятельство позволяет говорить о еще одной проблеме образовательного дискурса - поиске способов закрепления культурных и институциональных ценностей в условиях дискурсной борьбы с ценностями иных институтов или иных культур и субкультур.

Роль образования становится тем более важной, что в последнее время его рассматривают в аспекте общества, основанного на знаниях, что предполагает интерпретацию общественных процессов и ситуаций в зависимости от конвертации информационного ресурса и информационных потоков в знания в исторической и социокультурной перспективе [21]. Данная парадигма предполагает преемственность в развитии современных обществ и культур воспроизводством не столько уклада жизни и коллективных привычек, сколько жизненно необходимого знания, именно оно трактуется как основа существования любого культурно-специфичного сообщества [28]. Таким образом, образование представляет собой мощнейший механизм воспроизводства и модернизации социальной реальности и культуры в системе общественного развития.

 

Рецензенты:

Бакланов И. С., д.ф.н., профессор, профессор кафедры философии Гуманитарного института ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь;

Гончаров В. Н., д.ф.н., доцент, профессор кафедры философии Гуманитарного института ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь.


Библиографическая ссылка

Попова Н.А. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22953 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674