Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

САМООТНОШЕНИЕ У ПОДРОСТКОВ С ХРОНИЧЕСКИМИ АЛЛЕРГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

Леушина Е.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
В настоящей работе представлены результаты эмпирического изучения отношения к себе у подростков с хроническими аллергическими заболеваниями дыхательных путей и кожных покровов. В результате исследования 59 подростков с бронхиальной астмой и сопутствующими аллергическим ринитом и атопический дерматитом было показано, что у хронически болеющих подростков в меньшей степени развиты такие компоненты самоотношения как «саморуководство» и «самоуважение», нежели чем у их здоровых сверстников. Однако болеющие подростки обладают более выраженным чувством самопринятия. Изучение влияния возраста начала заболевания и его длительности на самоотношение подростков с аллергическими заболеваниями показало их положительное влияние на такие компоненты как «отраженное самоотношение», «самоценность» и «аутосимпатия». При рассмотрении отношения подростков к особенностям своих физических возможностей, психических качеств и социальным характеристикам было показано, что болеющие подростки склонны более высоко оценивать особенности своей психической сферы, при том, что эта оценка возрастает по мере взросления подростка.
аллергические заболевания.
Самоотношение; подростковый возраст
1. Личко А.Е. Подростковая психиатрия / А.Е. Личко // М.: Медицина, 1985. – С. 416.
2. Мотовилин О.Г. Жизненная ситуация ребенка с хроническим телесным заболеванием и ее роль в психическом развитии ребенка и динамике заболевания / О.Г. Мотовилин // Психология телесности между душой и телом. – М.: АСТ, 2007. – С. 732.
3. Мохов В.А. Особенности детско-родительских отношений в семьях с тяжело больными детьми [Электронный ресурс] / В.А. Мохов, М.А. Крештапова, О.С. Шибкова, О.Н. Дианова // Медицинская психология в России: электрон. науч. Журнал, 2011. - № 6(11). URL: http://www.mprj.ru/archiv_global/2011_6_11/nomer/nomer19.php. (Дата обращения: 24.10.15).
4. Недельская С.Н. Социально-психологическая адаптация детей с бронхиальной астмой к школьному обучению [Электронный ресурс] / С.Н. Недельская, Е.В. Раскина, Е.Ю. Акулова // Здоровье ребенка, 2013. - № 1(44). URL: http://www.mif-ua.com/archive/article/35336. (Дата обращения: 24.10.15).
5. Ненашева М.Н. Бронхиальная астма и сопутствующие заболевания: в фокусе аллергический ринит / М.Н. Ненашева // Лечебное дело, 2014. - № 1. – С. 18-26.
6. Петрова Т.А. Программа исследования и развития самоотношения у младших подростков страдающих вегето-сосудистой дистонией / Т.А. Петрова // Прикладные информационные аспекты медицины. – 2007. - № 1. – Т. 10. – С. 186-191.
7. Свиридова Т.В. Исследование самоотношения младших подростков с хроническими заболеваниями (на примере пациентов с хроническим гломерулонефритом) / Т.В. Свиридова, Л.С. Намазова-Баранова, Т.В. Маргиева, С.Б. Лазуренко, А.С. Буслаева // Педиатрическая фармакология. – 2013. - № 5. – Т. 10. – С. 74-78.
8. Федотова С.А. Психологические особенности больных с дисплазией соединительной ткани / С.А. Федотова // Вестник Ярославского Государственного Университета им. П.Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. – 2012. - № 2. – С. 160-162.
9. Фролова О.В. Психологические особенности больных хроническими соматическими заболеваниями / О.В. Фролова // Казанский педагогический журнал, 2009. - № 9-10. – С. 104-112.
10. Чевачина А.В. Особенности становления самоотношения в подростковом возрасте / А.В. Чевачина // Инициативы XXI века. – 2012. - № 1. – С. 147-148.
В современной психологической науке важное место занимает изучение особенностей развития в условиях хронического соматического заболевания. Значительным аспектом психического развития является формирование самоотношения личности. Однако исследования отношения к себе у подростков с хроническими заболеваниями носят единичный характер: преимущественно внимание исследователей сосредоточено вокруг изучения особенностей самоотношения у подростков с нарушениями психического развития.

В современной литературе имеются данные, свидетельствующие об определенной динамике особенностей самоотношения в подростковом периоде. Согласно данным психологических и педагогических исследований, развитие отношения личности к себе проходит в подростковом возрасте ряд стадий, имеющих свои специфические характеристики: в 10-11 лет подросток способен преимущественно к анализу отдельных своих поступков и только к 12-13 годам акцент смещается на некоторые стороны своего характера; в 13-14 лет имеет место всплеск критичности при рассмотрении сторон собственной личности, однако, к 15-16 годам отношение к себе выравнивается [10]. Представляется, что описанные особенности динамики особенностей самоотношения связаны, в первую очередь, с различными этапами прохождения кризиса подросткового возраста.

            По данным Т.А. Петровой, у младших подростков с вегето-сосудистой дистонией (ВСД) величина интегрального самоотношения, его компонентов, значимо ниже, чем в группе здоровых подростков. Данный факт объясняется иной социальной ситуацией развития, вызванной определенными ограничениями мобильности, способов освоения действительности, возможностей самоактуализации. Подростки с ВСД характеризуются чувством низкой положительной оценки от взрослых, что, по мнению автора,  предполагает меньшее самоуважение, а также меньшую потребность изучать и принимать себя [6]. В работе Федотовой С.А. показано отрицательной влияние дисплазии соединительной ткани на формирование самоотношения в подростковом возрасте [8]. Т.В. Свиридовой получены экспериментальные данные, свидетельствующие о том, что у подростков с хроническим гломерулонефритом такие показатели самоотношения как «самоуверенность», «отношение других», «самопринятие», «самоинтерес» ниже, чем у здоровых подростков. Были обнаружены гендерные различия в самоотношении мальчиков и девочек, как в контрольной, так и в экспериментальной группах: у девочек-подростков более высокие показатели по таким показателям как «самоинтерес» и «самоуверенность». Автор объясняет данный факт более ранним созреванием девочек в сравнении с мальчиками [7].

Анализ практических данных, посвященных изучению самоотношения у подростков с хроническими соматическими заболеваниями, показывает их разрозненный характер, затрудняющий выделение общих закономерностей и нозоспецифических особенностей. Данный факт диктует необходимость детального и системного изучения особенностей отношения личности к себе в условиях хронического заболевания. В данной работе представлены данные экспериментального исследования самоотношения у подростков с хроническими аллергическими заболеваниями дыхательных путей и кожных покровов (бронхиальная астма, аллергический ринит, атопический дерматит). Высокая распространенность ситуации развития детей в условиях хронического соматического заболевания обуславливает актуальность изучения вклада физического здоровья в формирование отношения к себе и оценки своих качеств и возможностей.

            Материалы и методы исследования. Целью данного экспериментально-психологического исследования - изучение особенностей самоотношения подростков с хроническими аллергическими заболеваниями.

В данном экспериментально-психологическом исследовании приняли участие 158 подростков в возрасте от 12 до 15 лет, называемом негативной стадией пубертатного периода. Выбор данного возрастного интервала обусловлен принятым психолого-психиатрической литературе разделением подросткового возраста на негативную и позитивную стадии. Негативная стадия представляет собой этап, когда подросток зачастую противопоставляет себя окружающим и имеет в своем поведении тенденцию к неподчинению общепринятым правилам [1].

            Экспериментальную группу составили 59 подростков с хроническими аллергическими заболеваниями (АЗ) (бронхиальная астма, аллергический ринит, атопический дерматит), из которых 30 человека - девочки и 29 - мальчики; средний возраст испытуемых 13,2±1,2 года. В связи с тем, что бронхиальная астма характеризуется высокой частотой сопутствующих и коморбидных состояний [5], в экспериментальную группу вошли подростки, страдающие бронхиальной астмой, ассоциированной с аллергическим ринитом и атопическим дерматитом разной степени тяжести. Контрольную группу составили 99 условно здоровых (УЗ) подростков, из которых 55 человека - девочки и 44 - мальчики; средний возраст испытуемых 13,0±1,1 года.

            Исследование самоотношения проводилось с помощью «Методики исследования самоотношения» С.Р. Пантелеева и В.В. Столина, а также модифицированного варианта методики «Незаконченные предложения», направленного на изучение отношения к своим физическим, психическим и социальным возможностям.

            Результаты исследования. Полученные в процессе экспериментально-психологического исследования данные свидетельствуют о том, что для подростков с аллергическими заболеваниями в меньшей степени, чем для здоровых сверстников, свойственно считать себя источником собственной активности, успехов и достижений, что подтверждается более низкими оценками по шкале «Саморуководство» (при р≤0,05). Болеющие подростки в меньшей мере считают себя источником развития собственной личности, придавая значение внешним обстоятельствам. Для них характерно в меньшем количестве ситуаций переживать именно собственное «Я» как координатора активности, а также организатора поведения в целом. Описанные особенности снижают способность подростков с аллергическими заболеваниями прогнозировать свои действия и поступки, оказывать сопротивление внешним влияниям. К тому же здоровым сверстникам в большей степени свойственен контроль над эмоциональными реакциями и переживаниями по поводу собственной личности.

Более высокие оценки у болеющих подростков по шкале «Самопринятие» (при р≤0,05) свидетельствуют о более выраженном чувстве симпатии к собственной личности, проявляющемся в согласии со своими побуждениями и желаниями, принятии себя невзирая на недостатки и слабости. В меньшей мере склонны воспринимать неудачи и трудности как основание считать себя плохим человеком. Предположительно, такая особенность самоотношения хронически болеющих подростков связана с особой ситуацией развития, когда родители избирают преобладающим стилем поведения потакающую гиперопеку, стараясь учесть и исполнить все, даже мельчайшие потребности ребенка, превознося имеющие у ребенка ограничения в рамки «культа» [2, 3, 4]. Также, вероятно, более выраженное чувство самопринятия у подростков с аллергическими заболеваниями может иметь компенсаторный характер, восполняя представления о невысокой оценке возможностей и успехов со стороны окружающих.

Исследование показало, что в целом, здоровые подростки обладают более высокими суммарными оценками по независимому фактору «Самоуважение» (при р≤0,05), включающему в себя значение таких шкал как «Открытость», «Самоуверенность», «Саморуководство» и «Отраженное самоотношение». Данный фактор отражает характер отношения собственного «Я» в сопоставлении с социально-нормативными критериями, описывающими следующие качества: приверженность моральным нормам, успешность в различных сферах деятельности, сила волевого контроля поведения, целеустремленность, а также способность получать социальной одобрение.

При изучении влияния возраста дебюта, длительности и тяжести имеющегося аллергического заболевания на особенности самоотношения подростков было выявлено, что чем раньше началось заболевание и чем дольше оно длилось, тем выше развито представление субъекта о своей способности вызвать у других людей уважение и симпатию, что подтверждается корреляционной зависимостью данных показателей с оценками по шкале «Отраженное самоотношение» (при р≤0,05 и р≤0,01 соответственно). Также была показана связь между возрастом дебюта имеющегося заболевания, его длительностью и выраженности ощущения собственной ценности для других: более раннее начало и большая длительность заболевания связаны с большей выраженностью ощущения себя как индивидуальности и оценкой себя как неповторимой личности, что подтверждается корреляционной зависимостью данных показателей и оценками по шкале «Самоценность» (при р≤0,05). Аналогичные результаты получены при сопоставлении данных факторов и суммарной оценкой по независимому фактору «Аутосимпатия» (при р≤0,05), включающему в себя такие шкалы как «Самопринятие» и «Самопривязанность» и отражающему эмоциональное отношение испытуемого к своему «Я». Предположительно, столкновение с ситуацией хронического заболевания в более позднем возрасте предполагает ситуацию снижения качества жизни индивида и является фактором, утяжеляющим прохождение кризиса подросткового возраста.

Еще одной характерной особенностью самоотношения подростков с хроническими заболеваниями является более высокая оценка своих психических качеств (общих способностей, эмоциональных качеств, целеустремленности, способов совладания с неудачами в делах), нежели чем у здоровых сверстников, что, вероятно, связано с компенсаторными психологическими механизмами, т.е. желанием восполнить недостаточные физические возможности, а также трудности в сфере социальных взаимоотношений. Однако более высокая оценка своих психических качеств может являться не только результатом механизмов компенсации, но и соответствовать действительности: образ жизни, ассоциированный с ограничениями физической активности, предполагает выбор занятий и игр, связанный с развитием психической сферы. Кроме того, была выявлена корреляционная зависимость между уровнем оценки своих психических качеств и возрастом подростка (при р≤0,01): чем старше он становится, тем более развитыми кажутся ему собственные психические качества.

            Выводы:

1.                  Болеющим подросткам в меньшей степени свойственно видеть источником личностной активности собственное «Я», считать себя автором своих успехов и достижений и быть способным оказывать противодействие влияниям окружающей среды, а также более свойственен контроль над эмоциональными переживаниями по поводу себя. Кроме того, у подростков с аллергическими заболеваниямименьше развито чувство самоуважения.

2.                  У подростков с хроническими аллергическими заболеваниями в большей мере развито чувство симпатии к себе, несмотря на имеющиеся недостатки и слабости. Также было показано, что раннее начало и большая длительность заболевания положительно влияют на представление подростка о способности вызывать у окружающих симпатию и уважение и на представление о себе как о неповторимой личности.

3.                  Рассматривая отношение подростков к своим способностям, качествам и возможностям во всех сферах человеческого бытия (физической, психической и социальной), было выявлено, что подростки с аллергическими заболеваниями склонны более высоко оценивать свои умственные, эмоциональные качества, стратегии совладания с неудачами, нежели чем их здоровые сверстники. Также было выяснено, что оценка своих психических качеств возрастает по мере взросления болеющего подростка.

Рецензенты:

Горьковая И.А., д.псх.н., профессор кафедры психологии человека ФГБОУ ВПО «Российский Государственный Педагогический Университет им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург;

Кораблина Е.П., д.псх.н., профессор кафедры клинической  психологии и психологической помощи ФГБОУ ВПО «Российский Государственный Педагогический Университет им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург.


Библиографическая ссылка

Леушина Е.А. САМООТНОШЕНИЕ У ПОДРОСТКОВ С ХРОНИЧЕСКИМИ АЛЛЕРГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22951 (дата обращения: 06.04.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074