В современной литературе имеются данные, свидетельствующие об определенной динамике особенностей самоотношения в подростковом периоде. Согласно данным психологических и педагогических исследований, развитие отношения личности к себе проходит в подростковом возрасте ряд стадий, имеющих свои специфические характеристики: в 10-11 лет подросток способен преимущественно к анализу отдельных своих поступков и только к 12-13 годам акцент смещается на некоторые стороны своего характера; в 13-14 лет имеет место всплеск критичности при рассмотрении сторон собственной личности, однако, к 15-16 годам отношение к себе выравнивается [10]. Представляется, что описанные особенности динамики особенностей самоотношения связаны, в первую очередь, с различными этапами прохождения кризиса подросткового возраста.
По данным Т.А. Петровой, у младших подростков с вегето-сосудистой дистонией (ВСД) величина интегрального самоотношения, его компонентов, значимо ниже, чем в группе здоровых подростков. Данный факт объясняется иной социальной ситуацией развития, вызванной определенными ограничениями мобильности, способов освоения действительности, возможностей самоактуализации. Подростки с ВСД характеризуются чувством низкой положительной оценки от взрослых, что, по мнению автора, предполагает меньшее самоуважение, а также меньшую потребность изучать и принимать себя [6]. В работе Федотовой С.А. показано отрицательной влияние дисплазии соединительной ткани на формирование самоотношения в подростковом возрасте [8]. Т.В. Свиридовой получены экспериментальные данные, свидетельствующие о том, что у подростков с хроническим гломерулонефритом такие показатели самоотношения как «самоуверенность», «отношение других», «самопринятие», «самоинтерес» ниже, чем у здоровых подростков. Были обнаружены гендерные различия в самоотношении мальчиков и девочек, как в контрольной, так и в экспериментальной группах: у девочек-подростков более высокие показатели по таким показателям как «самоинтерес» и «самоуверенность». Автор объясняет данный факт более ранним созреванием девочек в сравнении с мальчиками [7].
Анализ практических данных, посвященных изучению самоотношения у подростков с хроническими соматическими заболеваниями, показывает их разрозненный характер, затрудняющий выделение общих закономерностей и нозоспецифических особенностей. Данный факт диктует необходимость детального и системного изучения особенностей отношения личности к себе в условиях хронического заболевания. В данной работе представлены данные экспериментального исследования самоотношения у подростков с хроническими аллергическими заболеваниями дыхательных путей и кожных покровов (бронхиальная астма, аллергический ринит, атопический дерматит). Высокая распространенность ситуации развития детей в условиях хронического соматического заболевания обуславливает актуальность изучения вклада физического здоровья в формирование отношения к себе и оценки своих качеств и возможностей.
Материалы и методы исследования. Целью данного экспериментально-психологического исследования - изучение особенностей самоотношения подростков с хроническими аллергическими заболеваниями.
В данном экспериментально-психологическом исследовании приняли участие 158 подростков в возрасте от 12 до 15 лет, называемом негативной стадией пубертатного периода. Выбор данного возрастного интервала обусловлен принятым психолого-психиатрической литературе разделением подросткового возраста на негативную и позитивную стадии. Негативная стадия представляет собой этап, когда подросток зачастую противопоставляет себя окружающим и имеет в своем поведении тенденцию к неподчинению общепринятым правилам [1].
Экспериментальную группу составили 59 подростков с хроническими аллергическими заболеваниями (АЗ) (бронхиальная астма, аллергический ринит, атопический дерматит), из которых 30 человека - девочки и 29 - мальчики; средний возраст испытуемых 13,2±1,2 года. В связи с тем, что бронхиальная астма характеризуется высокой частотой сопутствующих и коморбидных состояний [5], в экспериментальную группу вошли подростки, страдающие бронхиальной астмой, ассоциированной с аллергическим ринитом и атопическим дерматитом разной степени тяжести. Контрольную группу составили 99 условно здоровых (УЗ) подростков, из которых 55 человека - девочки и 44 - мальчики; средний возраст испытуемых 13,0±1,1 года.
Исследование самоотношения проводилось с помощью «Методики исследования самоотношения» С.Р. Пантелеева и В.В. Столина, а также модифицированного варианта методики «Незаконченные предложения», направленного на изучение отношения к своим физическим, психическим и социальным возможностям.
Результаты исследования. Полученные в процессе экспериментально-психологического исследования данные свидетельствуют о том, что для подростков с аллергическими заболеваниями в меньшей степени, чем для здоровых сверстников, свойственно считать себя источником собственной активности, успехов и достижений, что подтверждается более низкими оценками по шкале «Саморуководство» (при р≤0,05). Болеющие подростки в меньшей мере считают себя источником развития собственной личности, придавая значение внешним обстоятельствам. Для них характерно в меньшем количестве ситуаций переживать именно собственное «Я» как координатора активности, а также организатора поведения в целом. Описанные особенности снижают способность подростков с аллергическими заболеваниями прогнозировать свои действия и поступки, оказывать сопротивление внешним влияниям. К тому же здоровым сверстникам в большей степени свойственен контроль над эмоциональными реакциями и переживаниями по поводу собственной личности.
Более высокие оценки у болеющих подростков по шкале «Самопринятие» (при р≤0,05) свидетельствуют о более выраженном чувстве симпатии к собственной личности, проявляющемся в согласии со своими побуждениями и желаниями, принятии себя невзирая на недостатки и слабости. В меньшей мере склонны воспринимать неудачи и трудности как основание считать себя плохим человеком. Предположительно, такая особенность самоотношения хронически болеющих подростков связана с особой ситуацией развития, когда родители избирают преобладающим стилем поведения потакающую гиперопеку, стараясь учесть и исполнить все, даже мельчайшие потребности ребенка, превознося имеющие у ребенка ограничения в рамки «культа» [2, 3, 4]. Также, вероятно, более выраженное чувство самопринятия у подростков с аллергическими заболеваниями может иметь компенсаторный характер, восполняя представления о невысокой оценке возможностей и успехов со стороны окружающих.
Исследование показало, что в целом, здоровые подростки обладают более высокими суммарными оценками по независимому фактору «Самоуважение» (при р≤0,05), включающему в себя значение таких шкал как «Открытость», «Самоуверенность», «Саморуководство» и «Отраженное самоотношение». Данный фактор отражает характер отношения собственного «Я» в сопоставлении с социально-нормативными критериями, описывающими следующие качества: приверженность моральным нормам, успешность в различных сферах деятельности, сила волевого контроля поведения, целеустремленность, а также способность получать социальной одобрение.
При изучении влияния возраста дебюта, длительности и тяжести имеющегося аллергического заболевания на особенности самоотношения подростков было выявлено, что чем раньше началось заболевание и чем дольше оно длилось, тем выше развито представление субъекта о своей способности вызвать у других людей уважение и симпатию, что подтверждается корреляционной зависимостью данных показателей с оценками по шкале «Отраженное самоотношение» (при р≤0,05 и р≤0,01 соответственно). Также была показана связь между возрастом дебюта имеющегося заболевания, его длительностью и выраженности ощущения собственной ценности для других: более раннее начало и большая длительность заболевания связаны с большей выраженностью ощущения себя как индивидуальности и оценкой себя как неповторимой личности, что подтверждается корреляционной зависимостью данных показателей и оценками по шкале «Самоценность» (при р≤0,05). Аналогичные результаты получены при сопоставлении данных факторов и суммарной оценкой по независимому фактору «Аутосимпатия» (при р≤0,05), включающему в себя такие шкалы как «Самопринятие» и «Самопривязанность» и отражающему эмоциональное отношение испытуемого к своему «Я». Предположительно, столкновение с ситуацией хронического заболевания в более позднем возрасте предполагает ситуацию снижения качества жизни индивида и является фактором, утяжеляющим прохождение кризиса подросткового возраста.
Еще одной характерной особенностью самоотношения подростков с хроническими заболеваниями является более высокая оценка своих психических качеств (общих способностей, эмоциональных качеств, целеустремленности, способов совладания с неудачами в делах), нежели чем у здоровых сверстников, что, вероятно, связано с компенсаторными психологическими механизмами, т.е. желанием восполнить недостаточные физические возможности, а также трудности в сфере социальных взаимоотношений. Однако более высокая оценка своих психических качеств может являться не только результатом механизмов компенсации, но и соответствовать действительности: образ жизни, ассоциированный с ограничениями физической активности, предполагает выбор занятий и игр, связанный с развитием психической сферы. Кроме того, была выявлена корреляционная зависимость между уровнем оценки своих психических качеств и возрастом подростка (при р≤0,01): чем старше он становится, тем более развитыми кажутся ему собственные психические качества.
Выводы:
1. Болеющим подросткам в меньшей степени свойственно видеть источником личностной активности собственное «Я», считать себя автором своих успехов и достижений и быть способным оказывать противодействие влияниям окружающей среды, а также более свойственен контроль над эмоциональными переживаниями по поводу себя. Кроме того, у подростков с аллергическими заболеваниямименьше развито чувство самоуважения.
2. У подростков с хроническими аллергическими заболеваниями в большей мере развито чувство симпатии к себе, несмотря на имеющиеся недостатки и слабости. Также было показано, что раннее начало и большая длительность заболевания положительно влияют на представление подростка о способности вызывать у окружающих симпатию и уважение и на представление о себе как о неповторимой личности.
3. Рассматривая отношение подростков к своим способностям, качествам и возможностям во всех сферах человеческого бытия (физической, психической и социальной), было выявлено, что подростки с аллергическими заболеваниями склонны более высоко оценивать свои умственные, эмоциональные качества, стратегии совладания с неудачами, нежели чем их здоровые сверстники. Также было выяснено, что оценка своих психических качеств возрастает по мере взросления болеющего подростка.
Рецензенты:Горьковая И.А., д.псх.н., профессор кафедры психологии человека ФГБОУ ВПО «Российский Государственный Педагогический Университет им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург;
Кораблина Е.П., д.псх.н., профессор кафедры клинической психологии и психологической помощи ФГБОУ ВПО «Российский Государственный Педагогический Университет им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург.
Библиографическая ссылка
Леушина Е.А. САМООТНОШЕНИЕ У ПОДРОСТКОВ С ХРОНИЧЕСКИМИ АЛЛЕРГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22951 (дата обращения: 16.09.2024).