Анализируя результаты авторских исследований (анкетирование населения г.Тюмени - 384 респондента; экспертный опрос специалистов в области семейной жизнедеятельности, семейного воспитания - 94 эксперта)[3, 4, 6], проанализируем особенности формирования жизненных ценностей в процессе социализации ребенка в семье.
В определенных условиях под воздействием различных факторов (психологические факторы, семья, внешнее окружение) в семье реализуется воспитательный процесс, в результате которого у ребенка формируются жизненные ценности. На рис. 1 представлено распределениемнений респондентов относительно жизненных ценностей, воспитанию которых в их семье уделяется особое внимание.
Рис. 1. Респонденты о наиболее важных жизненных ценностях, формируемых у ребенка в процессе воспитания в семье, %
На первое место респонденты поставили ценности быть родителями, рожать и воспитывать детей, а вот на второе неожиданно – получение образования. То есть родители понимают, что без образования трудно говорить о какой-либо социализации, усвоении норм, правил, образцов культуры и поведения общества. За следующий блок ценностей – быть хорошими супругами и родственниками, отдали свои предпочтения несколько меньшее количество респондентов (52,3%). Еще меньше – за профессиональный рост и личное саморазвитие. Особо следует отметить тот факт, что за достижение высокого социального статуса отдало свои голоса всего 19,5% респондентов, что свидетельствует о том, что большинство респондентов не видят особого смысла для своих детей в получение высокого социального статуса в современном обществе, а это означает существование опасности снижения социальной активности граждан.
Экспертам был задан аналогичный вопрос: каковы семейные ценности, воспитанию которых должно уделяться особое внимание в процессе социализации личности ребенка в семье (рис. 2).
Рис. 2. Эксперты о наиболее важных жизненных ценностях, формируемых у ребенка в процессе воспитания в семье, %
Тенденция ответов экспертов почти такая же, как у респондентов. На первом месте ценности быть родителями, рожать и воспитывать детей, затем быть хорошими супругами, профессионального роста. Отличие в ответах в том, что эксперты отдали большее предпочтение ценностям личного саморазвития (56,4%), получению социального статуса (45,7%), чем респонденты (31% и 19,5%).
На вопрос, заданный респондентам, какую личностьони хотели бы воспитать в семье, а экспертам – какую личность необходимо сформировать в семье в процессе ее социализации были получены следующие ответы (табл. 1).
Таблица 1
Сравнительный анализ мнений респондентов и экспертов относительно характеристик личности, сформированной в процессе воспитания в семье
Блоки (по количеству высказавшихся за данные характеристики) |
Характеристики личности, формируемой в процессе воспитания личности в семье, по мнению респондентов |
Характеристики личности, формируемой в процессе воспитания личности в семье, по мнению экспертов |
Более 70% |
|
«социально-активный» «коммуникабельный» «отвественный» «нравственный» |
От 60 до 69,9% |
«отвественный» «самостоятельный» «честный» |
«самостоятельный» «культурный» «честный» «творческий» |
От 50 до 59,9% |
«нравственный» |
«воспитанный» «справедливый» |
От 40 до 49,9% |
«культурный» |
«организованный» «терпимый» |
От 30 до 39,9% |
«смелый» «социально-активный» «целостный» «творческий» «терпимый» |
«целостный» «свободный» |
Менее 30% |
«независимый» «аккуратный» «исполнительный» «свободный» |
«смелый» «независимый» «исполнительный» «рациональный» |
Менее 5% |
|
«авторитарный» «жесткий» «религиозный» «консервативный» |
По мнению большинства респондентов (более 50%) в процессе социализации ребенка в семье он должен обладать следующими характеристиками: «отвественный», «самостоятельный», «честный», «нравственный», но всего 35% опрошенных считают необходимым воспитание социально-активного человека, а значит более 65% участников анкетирования не хотят этого.
Социализация– это двусторонний процесс, включающий в себя, не только усвоение индивидом социального опыта, идеалов, ценностей и норм культуры путем вхождения в социальную среду, но и процесс активного воспроизводства социального опыта, ценностей, норм, стандартов поведения, посредством его активной социальной деятельности. [5] Если не будет реализована вторая составляющая социализации, не будет активной социальной деятельности граждан, то и общество не будет развиваться и закономерно придет к кризису и деградации.
Список характеристик личности, которую необходимо сформировать в процессе социализации, по мнению участников экспертного опроса, более полон, чем у респондентов. Более 50% экспертов высказались за такие характеристики, как«социально-активный», «коммуникабельный», «отвественный», «нравственный», «самостоятельный», «культурный», «самостоятельный», «честный», «творческий», «воспитанный», «справедливый». И социально-активный человек как результат его социализации, в предпочтениях экспертов выведен на первое место.
Распределение ответов респондентов на поставленный вопрос в зависимости от возраста,показало, что 42% респондентов 20-29 лет и 38% - возраста 30-44 года выскзались за необходимость воспитывать социально активного человека в семье, и этот факт вселяет надежду на то, что население г. Тюмени заинтересовано в социально активном строителе общества(рис. 3).
Особо следует отметить тот факт, что большинство респондентов возраста свыше 45 лет (более 62%) подчеркнули необходимость воспитать нравственного человека в семье, зато молодое поколение выскзалось за эту характеристику менее активно (менее 43%).
Настораживают результаты выбора характеристики личности «культурный». Если подавляющее большинство старшего поколения (старше 60 лет) (более 70%) выбрала эту характеристику как одну из основных личности воспитуемого, то предпочтения молодых людей иные (респонденты возраста 20-29 лет – всего 31% за эту характеристику).
Более 40% респондентов старше 60 лет указали необходимость воспитания исполнительного человека в семье, в то время как молодежь в большинстве своем (более 80%) высказалась против этой характеристики, в то время как по отвественности фактически их мнение совпало со старшим поколением. Этот факт можно объяснить тем, что исполнительность у моледежи ассоциируется с несамостоятельностью. [1]
Результаты опросов респондентов и экспертов легли в основу авторской инновационной концепции ролевых функций семьи в процессе социализации личности, представляющую собой инновационный подход к пониманию и трактовке функций семьи как целенаправленному обеспечению успешной адаптации и приспособления личности к современному обществу.
Авторы рассматривают цепочку: общество – семья – человек. Жизнедеятельность каждой семьи осуществляется в соответствии с определенными целями, и эти цели могут быть ориентированы на общество, на человека. Если взять два обособленных идеальных случая, когда семья ориентирована только на общество и только на человека, то в каждом данном отдельном случае семья избирательно осуществляет свои функции. [2]
Например, в том случае, когда семья ориентирована на общество, она формирует и воспитывает те ценностные ориентации, которые являются социально приемлемыми и одобряемыми в данном конкретном обществе, транслируя его общественные ценности в сферу семейных ценностей.
Рис. 3. Респонденты разного возраста о характеристиках личности, сформированной в процессе воспитания ребенка в семье, %
В то время как в случае ориентации семьи на запросы и интересы отдельных индивидов – членов семьи, функции семьи несколько другого плана – защита от трансляции социально значимых в данном обществе целей в случае, если они противоречат интересам членов семьи. При таких условиях наблюдается процесс индивидуализации личности в семье. Тогда роль семьи в этих процессах может быть неоднозначна, а в некоторых случаях и диаметрально противоположна.
Рецензенты:Линник Т.Г., д.э.н., профессор, Тюменский государственный архитектурно-строительный университет, г.Тюмень;
Силин А.Н., д.соц.н., профессор, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г.Тюмень.
Библиографическая ссылка
Пивоварова И.В., Пилипенко Л.М. ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22937 (дата обращения: 12.09.2024).