Анализ результатов опроса потребителей с ограниченными двигательными возможностями, проведенного Е.В. Козловой [3], показал, что в настоящее время в большинстве случаев остаются неучтенными эргономические требования к одежде: 70,1% респондентов отмечают неудобство снятия и надевания одежды, 80,5% – отсутствие подходящего размера и плохую посадку изделия на фигуре. Это приводит к тому, что ЛОДВ вынуждены покупать разработанную на типовую фигуру одежду, приспосабливая ее к себе.
Физиологические нарушения опорно-двигательного аппарата инвалидов-спинальников, в частности, атрофирование мышечного массива нижних конечностей, формируют потребность разработки новых конструктивных решений поясных изделий (юбок, брюк и др.).
Проблемы проектирования одежды для особых групп населения рассматриваются в работах различных авторов [8-10]. Научные исследования в области разработки одежды, обеспечивающей качественный уровень жизненной активности людей, неспособных к самостоятельному передвижению, проведены в работе Приходченко О. В. [7].
Результаты анкетирования женщин г. Владивостока, передвигающихся в инвалидном кресле-коляске, показали необходимость включения в гардероб этой группы потребителей такого вида ассортимента, как юбка, что способствует адекватной гендерной социализации женщин и их самовыражению в современном обществе.
Анализ проектных решений юбок для инвалидов-колясочников [4, 6] позволил выявить относительную сложность принципов разработки конструкторско-технологических решений такой одежды, что значительно затрудняет процесс внедрения их в производство.
Отсутствие научных исследований, направленных на разработку рациональных и многофункциональных конструктивных решений юбок для женщин с ограниченными двигательными возможностями, учитывающих изменения формы и размеров тела человека в сидячей позе, обусловило актуальность настоящих исследований.
Создание разнообразных новых форм одежды осуществляется креативными методами дизайн-проектирования, включая метод плоского кроя, который в современном проектировании одежды становится все более востребованным [2]. Данный метод позволяет создавать новые структурные построения формы одежды по принципу «развертывание-свертывание» из полотна определенных размеров и формы. Одежда, спроектированная по такому принципу, создает ощущение свободы и комфорта, подходит всем независимо от особенностей фигуры.
Целью настоящей работы является проектирование функциональных поясных изделий для ЛОДВ с улучшенными эргономическими показателями.
Материалы и методы исследования
Объектом исследования является поясная женская одежда для ЛОДВ. При проведении исследований использованы методы анализа и синтеза проектных решений, эргономической биомеханики, плоского кроя.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ реальных условий эксплуатации одежды для женщин с ограниченными двигательными возможностями, передвигающихся в инвалидном кресле-коляске, позволил выявить ряд специфических эргономических требований к такой одежде:
- соответствовать форме и размерам нижней части тела сидящего человека;
- обеспечивать удобство надевания и снятия одежды;
- обеспечивать удобство пользования отдельными ее элементами;
- исключать риск попадания свободных частей одежды в рабочие детали кресла-коляски;
- предупреждать повреждение кожных покровов вследствие соприкосновения швов с телом в местах постоянного контакта с креслом-коляской;
- обеспечивать отсутствие излишних заломов и складок на поверхности сидения;
- обеспечивать возможность изменения плотности облегания с учетом полнотной группы потребителя.
Исходя из установленных специфических эргономических требований был проведен патентный поиск женских поясных изделий для ЛОДВ. Выполнен анализ модели женской юбки «Morgan», предназначенной для женщин, передвигающихся в кресле-коляске и испытывающих трудности при одевании [4]. Изделие не позволяет учесть все особенности телосложения пользователя, поскольку не предусматривает возможность варьирования ширины на уровне измерения обхвата бедер и линии талии. Кроме того, разъемные застежки-молнии требуют определенной ловкости при их застегивании. В процессе эксплуатации застежка-молния деформируется, что не исключено при постоянном нахождении в кресле-коляске, затрудняя самообслуживание. Отсутствие таких функциональных деталей как карманы на модели юбки приводит к необходимости использования сумки, вызывая ряд неудобств при передвижении на кресле-коляске.
Недостатком модели юбки [6] является наличие «лишних» швов, оказывающих нежелательное воздействие на кожные покровы, в особенности, среднего шва на заднем полотнище, а также недостаточно удобной застежки, вызывающей необходимость снимать юбку через голову, что не всегда осуществимо без посторонней помощи. Кроме того, в рассматриваемой юбке отсутствует возможность осуществлять регулирование по линии бедер в зависимости от полнотной группы потребителя.
Результаты проведенных исследований позволили разработать конструктивно-технологическое решение одношовной юбки без боковых швов с запахом прямого покроя для ЛОДВ, выполненной на подкладке, с регулируемой с помощью эластичной тесьмы шириной по линии талии (рисунок 1).
Рис. 1. Технический рисунок юбки (вид спереди)
Шов смещен в боковой рельеф справа, в котором размещен вход в карман, образованный с помощью строчки, соединяющей основную ткань и подкладку, с запахом слева, имитирующим глубокую одностороннюю складку, со сквозной застежкой на 6 прорезных петель с пуговицами, при этом линия талии спереди занижена, а сзади завышена с учетом позы сидящего человека, эластичная тесьма вставлена в кулису, сформированную с помощью строчки, проложенной на расстоянии 3-5 см от верхнего среза и соединяющей подкладку с основной тканью от шва в рельефе до левого края юбки, причем по верхнему срезу юбки размещена дополнительная петля с пуговицей, служащая для дополнительной фиксации внутреннего края складки. Во входе в карман для повышения удобства предусмотрена застежка-молния.
Предлагаемая юбка с запахом с левой стороны, выполненным в виде имитации глубокой односторонней складки со сквозной застежкой на 6 прорезных петель и пуговицы, при этом петли размещены по сгибу складки, соединяя ее внешнюю и внутреннюю сторону.
По верхнему срезу юбки размещены две пуговицы, застегивающиеся на прорезные петли, одна из которых предназначена для дополнительной фиксации внутреннего края складки-запаха. Вертикальный ряд пуговиц у левого края полотна юбки позволяет регулировать плотность прилегания по линии бедер, что обеспечивает возможность использования юбки для различных полнотных групп.
Конструкция застежки обеспечивает разворачивание юбки в целое полотно с подвернутым вовнутрь правым краем, закрепленным петлями на расстоянии 1,5 см от сгиба складки (рисунок 2). Полотно юбки обтачано по всему периметру.
Рис. 2. Технический рисунок юбки в развернутом виде
В рельефе, выполненном справа, на уровне линии измерения обхвата бедер имеется шов, в котором размещен вход в карман, образованный между основной деталью и подкладкой с помощью строчки, соединяющей основную ткань изделия и подкладку. Во входе в карман для повышения удобства предусмотрена застежка-молния. Такое выполнение кармана, которое позволяет выбрать желаемый размер, и его размещение между уровнями обхвата бедер и колена обеспечивает ему роль сумки, при этом является удобным, не требует постоянного внимания к находящимся в нем предметам и не мешает передвижению, что немаловажно для одежды людей, передвигающихся в кресле-коляске, где карманы несут большую функциональную нагрузку: у сидящего человека все самое необходимое должно всегда находиться под рукой.
Конфигурация верхнего среза юбки учитывает особенности положения человека в сидячей позе: спереди верхний срез юбки занижен относительно естественного уровня линии талии, сзади он завышен на величину, необходимую для обеспечения комфортного состояния сидящего человека.
Плотность прилегания предлагаемой юбки по линии талии достигается с помощью широкой регулируемой эластичной тесьмы, вставленной в кулису, которая сформирована с помощью отделочной строчки, проложенной на расстоянии 3-5 см от верхнего среза (в соответствии с шириной эластичной тесьмы) и соединяющей подкладку с основной тканью от шва в рельефе до левого края юбки через ее боковую и заднюю поверхности. Один конец эластичной тесьмы закреплен отделочной строчкой по шву в рельефе, другой является свободным и обеспечивает возможность изменения ширины юбки по линии талии.
Заключение
Разработанная ассортиментная серия моделей юбки прошла экспериментальную проверку в реальных условиях эксплуатации среди женщин средней и старшей возрастной группы, передвигающихся в инвалидном кресле-коляске, и получила их положительные отзывы. Было отмечено, что конструкция юбки позволяет одновременно регулировать плотность прилегания по линии талии и по линии бедер в зависимости от индивидуальных особенностей конкретной фигуры. Сквозная застежка дает возможность без посторонней помощи легко и быстро осуществлять надевание и снятие юбки, замену памперсов и осуществление необходимых физиологических потребностей и гигиенических процедур, что вкупе с отсутствием швов, обеспечивает комфортность ношения.
Таким образом, в результате теоретических и экспериментальных исследований получена отличающаяся улучшенными эргономическими показателями, новизной и оригинальностью внешнего вида одежда, которая позволит обеспечить простоту снятия размерных признаков фигуры женщины в положении сидя, упростить конструктивно-технологическое решение, сократить количество видов работ на этапах проектирования, повысить экономичность за счет использования безотходной технологии и расширения размерного ряда потребителей, расширить функциональность изделия. Новизна разработанной женской поясной одежды подтверждена заявкой на полезную модель [1].
Рецензенты:
Шеромова И.А., д.т.н., профессор кафедры сервисных технологий, г. Владивосток;
Старкова Г.П., д.т.н., профессор, профессор кафедры Сервисных технологий, начальник отдела организации НИР ВГУЭС, г. Владивосток.
Библиографическая ссылка
Зайцева Т.А., Слесарчук И.А., Данилова О.Н. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОЯСНОЙ ОДЕЖДЫ С УЛУЧШЕННЫМИ ЭРГОНОМИЧЕСКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ДВИГАТЕЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22871 (дата обращения: 14.11.2024).