Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗ МИРА: УТОЧНЕНИЕ ПОНЯТИЯ

Казакова Т.В. 1 Басалаева Н.В. 1 Лобанова О.Б. 1 Захарова Т.В. 1 Яковлева Е.Н. 1 Фирер Н.Д. 1 Лукин Ю.Л. 1
1 Лесосибирский педагогический институт - филиал ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»
Статья посвящена анализу понятия «профессиональный образ мира»: рассматривается его становление в отечественной науке, выделяются его компоненты. Впервые проблема профессионального образа мира заявлена в работе Е.А. Климова, указавшего на влияние типичной профессиональной деятельности на формирование у человека образа мира, или же сам человек осуществляет выбор профессии в соответствии со своим образом мира. Впоследствии разработкой феномена профессионального образа мира занимались И.Б. Ханина, В.П. Серкин, В.А. Склейнис и др. Авторы статьи отмечают возможность соотношения понятия «профессиональный образ мира» с родственным понятием «профессиональная ментальность». Кроме того, авторы указывают на специфику профессионального образа мира педагогов, что позволяет говорить о создании личностной социокультурной ситуации, состоящей из значений, смыслов и ценностей и отвечающей за решение профессиональных педагогических задач. В целом профессиональный образ мира реализуется в профессиональных установках, мотивационной готовности к решению профессиональных задач, особенностях профессионального мышления. Профессиональный образ мира педагога – это целостная система представлений педагога о педагогическом процессе, о себе и других его непосредственных участниках, включающая предметную, смысловую и ценностную составляющие.
педагог
профессиональная ментальность
профессиональный инвариант образа мира
профессиональный образ мира
образ мира
1. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. – Изд-во ЛКИ, 2007.
2. Дорохова Т.С. Мобильность как один из компонентов профессиональной ментальности социального педагога // Педагогическое образование в России. – 2014. — № 1. – С. 119–122.
3. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. – Изд-во МГУ, 1995.
4. Клочко В.Е. Ментальное пространство личности как предмет профессионально-психологического осмысления // Личность в парадигмах и метафорах: ментальность – коммуникация – толерантность / Под ред. В.И. Кабрина. – Томск: Изд-во ТГУ, 2002. – С. 30–44.
5. Краснорядцева О.М. Особенности профессионального мышления в условиях психодиагностической деятельности. – Изд-во БГПУ, 1998.
6. Краснорядцева О.М. Реконструкция ценностно-смысловой структуры ситуации деятельности как метод исследования особенностей ментального пространства личности // Личность в парадигмах и метафорах: ментальность – коммуникация – толерантность / Под ред. В.И. Кабрина. – Томск: Изд-во ТГУ, 2002. – С. 140–150.
7. Краснорядцева О.М. Ценностная детерминация профессионального поведения педагогов // Сибирский психологический журнал. – 1998. — № 7. – С. 25–29.
8. Леонтьев А.Н. Психология образа // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. – 1979. — № 2. – С. 3–13.
9. Медведкова О.Л. Профессиональная ментальность как объект внутришкольного управления: дисс. к.пед.н. — Барнаул, 1999.
10. Оборина Д.В. Становление профессиональной ментальности педагогов и психологов: дисс. к.психол.н. — М., 1999.
11. Сенько Ю.В., Фроловская М.Н., Шкунов В.Г. Гуманитарные основы модернизации непрерывного образования // Мир науки, культуры, образования. – 2009. — № 4. – С. 192–196.
12. Серкин В.П. Профессиональная специфика образа мира и образа жизни // Психологический журнал. – 2012. – Т. 33. — № 4. – С. 78–90.
13. Тонкошкурова И.В. Становление профессиональной ментальности инженера в образовательной среде вуза: дисс. к. пед.н. – Абакан, 2013.
14. Ханина И.Б. Образ мира и профессиональный мир // Мир психологии. – 2009. — № 4. – С. 179–187.

Образ мира, представляемый как субъективный опыт, не только является своеобразным регулятором деятельности человека, но и отражает его «индивидуальные модели восприятия мира». Чаще всего в исследованиях идет речь о национальной культуре и национальной психологии как вариантах таких моделей, однако в настоящее время все больший интерес ученых привлекает профессиональная деятельность.

Как отмечал А.Н. Леонтьев, исследование индивидуального образа мира человека невозможно в отрыве от выявления «инвариантов образа мира, точнее абстрактных моделей, описывающих общие черты в видении мира различными людьми» [8]. Отметим, что со времени введения А.Н. Леонтьевым в научный обиход термина «образ мира» многие ученые, занимающиеся психологией профессий, обратили внимание на обнаружение категорий, отражающих профессиональную деятельность через образ мира.

Так, И.Б. Ханина, опираясь на представления А.Н. Леонтьева, считает необходимым рассматривать профессиональную деятельность человека через его видение окружающего мира, особую категоризацию действительности, особое отношение к ряду объектов, а иногда и особые свойства перцепции. Автор выделяет профессиональный инвариант образа мира как структурный компонент в индивидуальном образе мира, назвав его профессиональным видением мира. Определяя профессиональное видение мира как систему отношений специалиста-профессионала с объектами мира, И.Б. Ханина обозначила следующие образующие:

1)                 профессиональная семантика;

2)                 особенности профессионального отражения ситуаций;

3)                 особенности профессионального межличностного восприятия;

4)                 профессиональные аспекты общения [14].

Мы разделяем точку зрения автора, утверждавшего, что многомерность образа мира во многом определяется и самой деятельностью, когда мир воспринимается через призму профессии, тем более что в ходе проведения экспериментальных исследований автором было доказано наличие профессионально обусловленных деформаций в аффективной и когнитивной сферах, а также выявлены различия внутри одной профессиональной деятельности, что проявляется в содержательном наполнении образующих профессионального видения мира.

Одним из первых о специфике образа мира у разнотипных профессионалов начал говорить Е.А. Климов, считавший, что внутренние (имплицитные) модели реального целостного мира существенно различаются в связи с типами профессий, с которой имеет дело человек как субъект деятельности. Ученый сформулировал тезис о том, что специфические особенности профессиональной деятельности детерминируют и некую специфику образа мира, в этом случае профессиональная деятельность выступает одним из факторов типизации индивидуальных образов мира. Описывая профессии в их предметной отнесенности, Е.А. Климов выделил следующие положения:

1)                 образы окрестного мира у представителей разнотипных профессий существенно различаются;

2)                 социум квантуется на различные объекты по-разному в описаниях профессий разного типа;

3)                 существуют специфические различия в картине предметной отнесенности гнозиса разнотипных профессионалов;

4)                 разные профессионалы живут в разных субъективных мирах.

Кроме того, Е.А. Климов отмечает, что «представления профессионала об окружающем мире и самом себе - область существования важнейших условий регулирования и саморегуляции его активности». Далее ученый пишет, что «профессия, трудовое занятие в каждом случае представляет собой сложный мир... незримых объектов переживаний, владения определенными профессиональными целостностями - «гештальтами».  В работе Е.А. Климова «Образ мира в разнотипных профессиях» установлен факт неслучайных различий содержательных характеристик образа мира в зависимости от типа профессии. Ученый отмечает, что остается малоизученным вопрос о влиянии типичной профессиональной деятельности на формирование у человека образа мира, или же сам человек осуществляет выбор профессии в соответствии со своим образом мира [3].

Наиболее весомый вклад в развитие современных представлений о сущности профессионального образа мира был сделан В.П. Серкиным и его учениками - В.А. Склейнисом, О.А. Гараниной, Н.В. Бондарчук, С.В. Шуньковой, в работах которых впервые была использована целостная трехслойная модель образа мира, в которой выделяются ядерный, семантический и перцептивный слои. Учеными доказано не только наличие профессиональной специфичности семантического и перцептивного слоев образа мира, но и особенности оценивания профессионально значимых и профессионально нейтральных стимулов разными профессиональными группами. Более того, В.П. Серкин отмечает, что существует специфика порождающих механизмов оценивания и трансформации, обусловленная не только спецификой всего образа мира, но и профессиональной деятельностью и процессом профессионализации (статья).

В работе Е.Ю. Артемьевой «Психология субъективной семантики» появляется термин «мир профессии» как система акцентов отражения мира, присущая данной профессии. Изучая ряд профессий в рамках собственной концепции образа мира, автор выделяет определенные семантические векторы, свойственные каждой из них и проявляющиеся в языке семантических структур: «сопоставление семантических типологий с профессиональной принадлежностью даст существенное предвидение в понимании проблемы соответствия человека профессии, глубины принятия профессии, разработке системы мероприятий, способствующих принятию профессии» [1].

Отсутствие устоявшегося понятийного аппарата, обозначающего профессиональное опосредование образа мира,  позволяет отнести к разряду родственных и понятие «профессиональная ментальность».

Т.С. Дорохова, описывая  понятие «профессиональная ментальность» (менталитет), выделяет следующие характеристики:

-  принадлежность  к  некоей  профессиональной группе;

-  наличие  собственного  видения  мира,  характера  поведенческих  действий  и  эмоционально-волевых  установок;

-  опора,  с  одной  стороны,  на  национальный,  общественный  менталитет, а с другой -  на особенности индивидуального ментального опыта;

-  репрезентация  в  профессиональной деятельности [2].

И.В. Тонкошкуровой показано, что профессиональная ментальность не только является интегральной качественной характеристикой профессиональной группы, определяющей особенности ее мировосприятия, мироощущения, мышления, систему ценностей, духовное творчество, деятельности (социально-профессиональный контекст). Вместе с тем профессиональная ментальность - это качественная идентификационная характеристика субъекта профессиональной деятельности, определяющая особенности его профессионально-личностного становления, профессионального сознания, ценностных ориентаций, выступающих в качестве собственного внутреннего ориентира, побуждающего и направляющего деятельность специалиста как в профессиональной области, так и в социокультурной сфере. Это личностно-профессиональный уровень (личностно-профессиональный контекст) профессиональной ментальности [12].

По мнению Д.В. Обориной, профессиональная ментальность характеризует профессионалов в какой-либо области и проявляется «в профессиональных социальных установках, ценностных ориентациях, особенностях восприятия профессионально значимых объектов и поведения по отношению к ним» [10].  

О.Л. Медведкова, рассматривая профессиональную ментальность в структуре школьного управления, отмечает, что в ней скрывается особая реальность, которая проявляется в особенностях профессионального образа мира учителей, структуре их терминальных ценностей, мотивационной готовности к включению в инновационные процессы, типологических особенностях профессионально-педагогических установок.  Ментальность, по мнению автора, выражается в виде различной степени осознанности профессиональных установок как готовности реализовать имеющиеся знания, умения и навыки.  При этом установки могут иметь как позитивный (например, обеспечивая устойчивость и направленность педагогической деятельности), так и негативный смысл - в виде профессиональных деформаций [9].

В.Е. Клочко рассматривает проблему профессиональной ментальности в контексте профессионального мышления психологов и отмечает необходимость определенного уровня системности: «Чем выше форма мышления, тем разительнее отличается профессиональная картина мира, открываемая с более высоких вершин... т.е. выйти на другой уровень профессиональной ментальности» [4]. Ученый указывает, что важную роль в становлении ментального пространства играет культура, детерминирующая  его ценностно-смысловые координаты.

В исследованиях О.М. Краснорядцевой и ее  учеников показано, что категория ментальности может быть сведена к четырем инвариантам: образ мира, система ценностей, мотивационная готовность к реализации в деятельности системы ценностей и установки, которые объективируются в реальной жизнедеятельности  [6], включающей в себя составляющие жизни конкретного человека - быт, работу, систему жизненных отношений, смыслов, ценностей. По мнению автора, каждое событие индивидуальной жизни может быть понято через выявление детерминирующих его факторов. В этом случае именно мышление отвечает за решение жизненных задач и проявляется во включенности в конкретный момент бытия человека как одного из возможных способов реализации образа жизни. Реальная жизнедеятельность представляет собой систему деятельностей, каждая из которых может быть наиболее значимой в образе жизни человека и потому определяет его образ мира. Такой может быть  и профессиональная деятельность, которая превращается в профессиональный образ жизни, а мировосприятие преломляется через профессиональный образ мира [5].

Резюмируя, отметим, что в работах В.Е. Клочко и О.М. Краснорядцевой, выполненных в русле смысловой теории мышления и системной антропологической психологии, на становление профессионального образа мира оказывают существенное влияние культура, особенности мышления, а также ценности и смыслы, позволяющие «рождать» человеку свой собственный мира как «открытое пространство жизни». 

В конечном счете анализ приведенных определений позволяет зафиксировать какую-либо из сторон профессионального образа мира, в частности восприятие субъектом профессиональной деятельности себя, своей профессии и окружающего пространства.

Обратившись к изучению профессионального образа мира, следует сделать акцент на исследовании образа мира педагога и выявлении его специфики. В частности, как отмечает О.М. Краснорядцева, именно в педагогической деятельности наиболее заметно проявляется влияние профессии на образ жизни, а через него и на многомерный мир человека [6].  При этом психологический механизм «вписывания» информации в профессиональный образ мира заключается в установлении соответствия ее сложившейся системе ценностей, смыслов и связанных с ними профессиональных установок как готовности реализовать их определенным образом.  Автор подчеркивает, что педагогическая профессия, как и другие профессии типа «человек - человек», определяют жизнь человека и за пределами его профессионального труда, а потому образ мира отдельно взятого педагога центрирован на определенной профессионально-ценностной парадигме [5].  К тому же любой конкретный вид деятельности требует от человека проявления определенных качеств личности.

Изучение ряда работ по психологии и педагогике (О.М. Краснорядцевой, И.В. Молочковой, Ю.В. Сенько, М.Н. Фроловской  и др.) показывает, что в педагогической профессии в большей степени рефлексируются свойства человека и его личности (Климов. Специфика образа мира).

Как утверждает М.Н. Фроловская, при всей уникальности каждого конкретного педагога и неповторимости его профессионального «почерка» есть существенное общее между ними. Этим общим для всех педагогов является присущий каждому уникальный и неповторимый его профессиональный образ мира. В работах автора показано, что профессиональный образ мира педагога как универсалия педагогической культуры представляет собой целостное отношение педагога к себе, педагогическому процессу, другим его участникам и включает аксиологические (ценности и смыслы), онтологические (взаимодействие участников педагогического процесса), методологические (принципы стиля педагогического мышления) составляющие. В качестве основополагающих профессионального образа мира педагога, М.Н. Фроловская выделяет смысл, понимание, диалогичность, метафоричность, другодоминантность, рефлексивность, с помощью и через которые педагог аккумулирует жизненный и профессиональный опыт, оценивает, осмысляет, переживает мир, сводит воедино все явления педагогической действительности [11].

Ю.В. Сенько, анализируя проблемы модернизации современного образования, считает главным субъектом этого процесса именно педагога. В этом случае ключом к пониманию образования является профессиональный образ мира самого педагога. По мнению автора, профессиональный образ «вычерчивается» самим педагогом из объективной реальности, рождается через модальности, преломляющиеся в поле смыслов. Ученый утверждает, что педагогическая природа профессионального образа мира обнаруживается в системе значений, воплощающей в себе результаты предшествующего педагогического опыта. Ю.В. Сенько, развивая идеи А.Н. Леонтьева, как и В.Е. Клочко, и О.М. Краснорядцева, говорит о необходимости выделения пятого квазиизмерения - системы значений, кроме свойственных физическому миру координат пространства и времени. К тому же именно смысловое поле очеловечивает деятельность педагога и определяет его гуманитарную направленность.

В целом, характеризуя профессиональный образ мира педагога, можно говорить о создании личностной социокультурной ситуации, состоящей из значений, смыслов и ценностей и отвечающей за решение профессиональных педагогических задач.

 Исследованию психологических механизмов «вписывания» информации в профессиональный образ мира и выявлению особенностей принятия и решения задач посвящены работы О.М. Краснорядцевой, в которых автор утверждает о необходимости установления соответствия задачи сложившейся системе ценностей, смыслов и связанных с ними профессиональных установок педагога. Само соответствие задается и создается смыслами, которые обеспечивают понимание информации, и фиксируется эмоциональными оценками [5]. Как отмечает О.М. Краснорядцева, профессиональный образ мира можно представить как некие знания, обретаемые действующим субъектом и создающие возможности для пересмотра ранее найденных решений. Кроме того, автор выделяет профессиональные установки и ценностные составляющие профессионального образа мира, формирование которого начинается в вузе и продолжается в процессе профессиональной деятельности.

Все вышеизложенное позволяет говорить о следующем: профессиональный образ мира - это целостная система представлений педагога о педагогическом процессе, о себе и других его непосредственных  участниках, включающая предметную, смысловую и ценностную составляющие. Профессиональный образ мира реализуется в профессиональных установках, мотивационной готовности к решению профессиональных задач, особенностях профессионального мышления.

 

Рецензенты:

Логинова И.О., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики ПО, декан факультета клинической психологии ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, г. Красноярск;                                  

Пономарев В.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой физической культуры и валеологии ФГБОУ ВО «Сибирский государственный технологический университет», г. Красноярск.

 


Библиографическая ссылка

Казакова Т.В., Басалаева Н.В., Лобанова О.Б., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Фирер Н.Д., Лукин Ю.Л. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗ МИРА: УТОЧНЕНИЕ ПОНЯТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22868 (дата обращения: 17.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674