Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СУБЪЕКТИВНОМ ВРЕМЕНИ ЛИЧНОСТИ

Пацакула И.И. 1 Зайчикова И.В. 1 Гудовская О.С. 2
1 Калужский филиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
2 ФГБУ «ПТЦ ФПС по Калужской области»
Исследование представления о свойствах времени рассматривается с позиций психосемантического подхода. В статье представлены результаты проведения ассоциативного эксперимента, который позволил оценить содержательные компоненты представлений населения различных возрастных групп о времени. Представления трех групп опрошенных не отражают доминирование той или иной временной ориентации: настоящего, прошлого или будущего, у них присутствует переживание хода времени (ускорение или замедление внутреннего времени), его эмоциональная окраска. Представления о времени людей среднего и старшего возраста связываются с активной жизненной позицией, с осуществляемой деятельностью. Представители молодого поколения в меньшей степени представляют себя активными участниками происходящего. Эмоциональная окраска времени представлена незначительным количеством ассоциаций и в равной степени отражает аффективные характеристики психологического времени, которые определяются как положительными, так и отрицательными эмоциями.
психологическое время.
пространство
будущее
настоящее
прошлое
время моей жизни
время
метод ассоциаций
психосемантический подход
1. Болотова А.К., Хачатурова М.Р. Человек и время в ситуациях выбора совладающего поведения // Культурно-историческая психология. – 2012. - № 1. - С. 69-76.
2. Вассерман Л.И., Трифонова Е.А., Червинская К.Р. Семантический дифференциал времени: экспертная психодиагностическая система в медицинской психологии. Пособие для врачей и медицинских психологов. – СПб., 2009. – С. 10.
3. Лурия А.Р. Язык и сознание. – М., 1979. – 319 с.
4. Пацакула И.И., Зайчикова И.В., Гудовская О.С. Измерения временной перспективы молодого поколения в ситуации изменения культурно-исторической среды // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. - URL: www.science-education.ru/120-15678 (дата обращения: 26.10.2015).
5. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. – Смоленск, 1997. – С. 82-86.
6. Шмелев А.Г., Кошелюк М.Е. Психодиагностические возможности ассоциативного эксперимента // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. - 1986. - № 2. - С. 41-50.

Проблему времени можно рассматривать как особую проблему настоящего, когда отношение ко времени претерпевает различные изменения, от ситуации непостижимости времени и невозможности его измерить до переживаний острой зависимости от него, ощущения причастности времени к осуществлению жизнедеятельности каждого отдельного человека. Особенно остро эта взаимозависимость человека и времени ощущается в условиях социальной нестабильности. Постоянно меняющиеся условия существования заставляют человека по-иному переживать время собственной жизни, терять ощущение времени, переосмысливать прошлое, настоящее и будущее, терять цели собственного бытия [1]. В ситуации социальной неопределенности часто наблюдается также установка на возникновение в ближайшем будущем только негативных событий. Это расценивается как один из стрессогенных факторов. В настоящее время огромное количество людей в разных концах земли охвачены синдромом футуршока (или страха перед будущим), следствием которого является потеря нормальной адекватной ориентировки не только во времени, но и в окружающей человека социальной среде, приводит к безотчетному страху, массовым неврозам и немотивированным поступкам.

Специфика настоящего изучения пространства-времени заключается в новом  отношении человека ко  времени,  в обострении человеческого ощущения времени и самоопределения  собственного бытия в пространстве бытия и во времени. Прежде всего, это связано с эпохой, которая наполнена резкими изменениями социальных событий, отмечена техникой высоких скоростей и чрезвычайно расширенных во времени и пространстве коммуникаций.

Известно, что единство личности осуществляется смысловым контекстом прошлого, настоящего и будущего в их субъективном значении в судьбе человека. Исследования пространственных переживаний: интуитивного представления о свойствах времени, субъективной картины жизненного пути, представлений о прошлом, настоящем и будущем -  интересно рассмотреть с позиций психосемантики.

Психосемантическая парадигма рассматривает индивида как носителя субъективного опыта, обладающего индивидуальной системой смыслов. Субъективный опыт представляется в виде семантического пространства, осями которого являются обобщенные смысловые основания, используемые испытуемым для соотнесения и противопоставления стимулов или объектов. В психосемантическом подходе возможно рассмотрение субъекта как некое пространство смыслов, индивидуальных значений, социальных отношений и идентификаций, а анализу подвергается индивидуальная структура личности, описываемая на ее собственном языке, в системе собственных конструктов [2].

Цель исследования. В проведении исследования мы ставили цель оценить представления о времени людей различных возрастных групп с оценкой личностью своих достижений. Кроме того, проведенное исследование позволило: 1) выявить объем понятийной структуры, ядром которой является понятие «время»; 2) оценить содержательные компоненты представлений населения различных возрастных групп об особенностях организации психологического времени и жизненной перспективы личности [4].

Материал и методы исследования. Методической основой конструирования диагностических процедур и ядром анализа представлений о психологических особенностях организации психологического времени и жизненной перспективы личности в ситуации изменения культурно-исторической среды послужит анализ по линии «представление - значение - смысл». Значение является формой фиксации общественного человеческого опыта и выступает как возможность актуализации этого опыта в индивидуальном сознании.

Представления являются одним из уровней развития значения, оказываясь самым непосредственным образом  вплетенными в потребностно-мотивационную сферу субъекта, и являются носителями личностных смыслов. Опыт жизни, предвосхищаемое будущее закрепляется в виде систем значений и значимостей, убеждений и ценностей, которые регулируют восприятия и представления человека, определяют интерпретацию окружающего мира и действия в нем субъекта. Жизненный мир личности или ее субъективное жизненное пространство представляет собой когнитивно репрезентированный и психически переработанный реальный мир ее жизни. У разных людей жизненный мир отличается разной мерой изменчивости, своеобразия, внутренней согласованности.

Реконструкция «видения мира» глазами другого реализуется посредством реконструкции систем индивидуальных значений, через призму которых происходит восприятие мира субъектом. Методическое средство решения этой задачи - построение субъективных семантических пространств для различных содержательных областей. В нашем исследовании - это анализ индивидуальных репрезентаций понятия «время» у людей различных возрастных групп.

Одним из основных методов исследования по выявлению содержательных компонентов представлений об особенностях организации психологического времени и жизненной перспективы личности в ситуации изменения культурно-исторической  мы избрали метод ассоциаций. Использование этого метода позволяет выявить объем понятийной структуры, ядром которого является понятие «время», и актуализировать в сознании испытуемых соответствующую содержательную область. Это, в свою очередь, позволит выявить содержательные характеристики представлений о времени жизни личности. Основу анализа ассоциаций составит обозначенная нами линия «понятие - значение - смысл».

«Каждое слово возбуждает целую сложную систему связей, являясь центром целой семантической сети, актуализирует определенные "семантические поля", которые характеризуют важный аспект психологической структуры слова» [3, с. 91]. Поиск ассоциаций так или иначе актуализирует в сознании субъекта семантическое пространство, содержащее ассоциируемое слово-стимул. Структуру такого семантического пространства образуют признаки, аналогичные содержащимся в данном слове-стимуле, а также рядоположенные понятия и взаимосвязи между ними.

Метод ассоциативного эксперимента позволяет исследовать значения непосредственно в речемыслительной деятельности конкретного субъекта, так сказать, в «режиме употребления» (Петренко В.Ф.). Это позволяет выделять и неосознаваемые компоненты значения. По данным Супрун А.Е., Клименко А.П., Титовой Л.Н., характер ассоциаций зависит от возраста, пола, образовательного уровня, профессии испытуемых. Это означает, что ассоциативная техника отражает как когнитивные структуры, стоящие за языковыми значениями, так и индивидуальные особенности испытуемых, их личностные смыслы [5].

Результаты исследования и их обсуждение. В исследовании приняли участие 110 испытуемых в возрасте от 20 до 25 лет, 80 испытуемых  в возрасте от 35 до 50 лет и 67 респондентов в возрасте от 60 до 70 лет.

Выбор этих трех социальных групп объясняется следующим образом. Представители первой возрастной группы (20-25 лет) - как личности формировались в период перестройки и послеперестройки, когда ценности и идеи социалистического общества были уже утрачены и отвергнуты, а само общество находилось в ситуации перелома, анимизма (утраты прежних ценностей и отсутствия новых). Представители второй возрастной группы (35-50 лет) в детстве, юности формировались как личности, ориентированные на ценности социалистического общества, и были вынуждены адаптироваться к новой ситуации. Представители третьей возрастной группы (60-70 лет) выросли и жили основную часть трудовой жизни по законам социалистического общества и сохранили, в большинстве случаев, приверженность ценностям социализма. Кроме того, основанием для исследования представителей трех поколений послужил и тот факт, что в соответствии с событийным подходом восприятие человеком времени определяется числом и интенсивностью происходящих в жизни событий, а реализованность психологического времени осознается человеком в форме переживания внутреннего возраста, который называется психологическим возрастом личности, измеряется с помощью внутренней системы отчета и является обратимым - человек может как стареть, так и молодеть.

Таким образом, учитывая возможности ассоциативного эксперимента [6], мы сочли возможным использовать прием, направленный на диагностику ассоциативных связей понятия «время моей жизни». В задании «Ассоциации» респондентам предлагалось в произвольном порядке перечислить понятия, так или иначе ассоциирующиеся с понятием  «время». Время выполнения задания - 2 минуты. Обработка материала производилась методом контент-анализа.

Качественная обработка результатов исследования позволила нам увидеть наиболее очевидные, «лежащие на поверхности» смысловые единицы содержания представлений, классифицировать ответы испытуемых в соответствии со смысловой принадлежностью к той или иной категории.

Количественная обработка результатов исследования на этапе анализа представлений о профессиональной безопасности состояла в следующем: по результатам выполнения задания «Ассоциации» подсчитывалась частота упоминания в ответах каждой категории - количество высказываний в каждой из выделенных смысловых групп.

В отношении содержательных характеристик представлений респондентов трех возрастных групп, опрошенных о времени, можно сказать следующее.

1.                  Категория «Активность» (представлена 1,4% всех ассоциаций в группе представителей молодого поколения; 21,5% ассоциаций в группе представителей возрастной группы 35-50 лет; 20% ассоциаций в группе представителей возрастной группы 60-70 лет). Категория представлена понятиями, характеризующими активность, связанную с организацией времени жизни человека: «работа», «успех», «вперед», «динамика», «развитие», «движение», «быстрота».  При этом наибольшее количество ассоциаций данной категории представлено среди респондентов среднего и старшего возраста. Их представления о времени связываются с активной жизненной позицией, с осуществляемой деятельностью. Активность здесь можно охарактеризовать как способ реализации, потребности в деятельности, в самоосуществлении личности в жизненном течении времени. 

2.                  Категория «Продолжительность» (представлена 3,6% всех ассоциаций в группе представителей молодого поколения; 11,2% ассоциаций в группе представителей возрастной группы 35-50 лет; 4,4% ассоциаций в группе представителей возрастной группы 60-70 лет). Сюда вошли понятия, характеризующие время через призму таких категорий, как «бесконечность», «долгое», «путь», «жизнь». Наполненность этой категории в большей степени рассматривается через призму экзистенциального контекста: философии существования, где акцент ассоциаций смещен на уникальности бытия человека, на временном и конечном существовании. 

3.                  Категория «Отрезок времени (единица времени)» (представлена 78,6% всех ассоциаций в группе представителей молодого поколения; 58% ассоциаций в группе представителей возрастной группы 35-50 лет; 62,4% ассоциаций в группе представителей возрастной группы 60-70 лет). В данной категории представлено наибольшее количество ассоциаций среди опрошенных. Наиболее значимые из них: «часы», «секунды», «минуты», «ночь», «век», «годы», «настоящее», «сезон».

4.                  Категория «Эмоциональная насыщенность» (представлена 9,3% всех ассоциаций в группе представителей молодого поколения; 9,3% ассоциаций в группе представителей возрастной группы 35-50 лет; 13,2% ассоциаций в группе представителей возрастной группы 60-70 лет). В нее вошли понятия, имеющие эмоциональную окраску: «надежда», «долгое», «тяжелое», «не хватает», «победа», «эмоции».

5.                  Категория «Организация времени» выделена только среди ассоциативного ряда опрошенных испытуемых в возрасте от 20 до 25 лет и составляет 9,1% от всех выделенных ассоциаций. В качестве основных понятий выделены «деньги», «интернет».

Выводы. Таким образом, полученные нами результаты позволяют сделать следующие выводы.

Следует отметить, что наибольшее количество ассоциаций в опрошенных группах представлено в категории «отрезок времени (единица времени)». Можно предположить, что данный факт свидетельствует о том, что это представление опрошенных о времени характеризуется как о пролонгированном процессе, имеющем свою временную архитектонику, темпоральную структуру. Респонденты «размещают» свою временную систему во времени жизни, показывая, таким образом, как она изменяется, развивается  во времени и в определенные периоды жизненного пути.  При этом важно отметить, что представления трех групп опрошенных не отражают доминирование той или иной временной ориентации: настоящего, прошлого или будущего.  Полученные результаты свидетельствуют о «биологических часах», определяющих ориентацию во времени опрошенного населения.

Анализ данных ассоциативного эксперимента показал, что у опрошенных всех возрастных групп присутствует переживание хода времени (ускорение или замедление внутреннего времени), его эмоциональная окраска. Однако совершенно не представлены ассоциации, предполагающие организацию времени своей жизни в группах опрошенного населения зрелого и старшего возраста. Лишь молодое поколение представляет организацию своего времени через материальный контекст и виртуальный мир Интернета, обозначая через эти понятия значимость их в данный период жизни. Существуют статистически значимые различия между представителями молодого поколения и респондентами зрелого и старшего возраста в ассоциациях, раскрывающих наполненность времени вещественными характеристиками, такими как «деньги» и «интернет».

Анализ данных ассоциативного эксперимента позволяет оценить «ощущаемость времени» среди опрошенных групп.  Налицо низкая интеллектуальная и эмоциональная вовлеченность в актуальные события (воспоминания, ожидаемое будущее). Ассоциаций, которые отражали бы этот контекст времени, присутствует незначительное количество. Представления о времени людей среднего и старшего возраста связываются с активной жизненной позицией, с осуществляемой деятельностью. Активность здесь можно охарактеризовать как способ реализации, потребности в деятельности, в самоосуществлении личности в жизненном течении времени. Представители молодого поколения в меньшей степени представляют себя активными участниками происходящего. Высокая активность психологического времени может свидетельствовать о выраженной энергетической наполненности психической жизни испытуемых среднего и старшего возраста, и низкой энергетической наполненности испытуемых молодого возраста.

Эмоциональная окраска времени представлена незначительным количеством ассоциаций и в равной степени отражает аффективные характеристики психологического времени, которые определяются как положительными, так и отрицательными эмоциями.  Представленные ассоциации не отличаются высокой яркостью и насыщенностью.

 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Калужской области: грант №14-16-40004а/ц: «Социально-психологические особенности организации психологического времени и жизненной перспективы личности в ситуации изменения культурно-исторической среды (на примере представителей трех поколений, проживающих на территории Калужской области)».

Рецензенты:

Енгалычев В.Ф., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой общей и юридической психологии ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», г. Калуга;

Хачикян Е.И., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой литературы ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», г. Калуга.


Библиографическая ссылка

Пацакула И.И., Зайчикова И.В., Гудовская О.С. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СУБЪЕКТИВНОМ ВРЕМЕНИ ЛИЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22826 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674