Материалы и методы. Материалами исследования явились данные социологического опроса населения региона КМВ об удовлетворенности качеством оказываемой лекарственной помощи. В работе использованы методы социологического опроса (анкетирование, интервьюирование, наблюдение), проведенного среди 32 фармацевтических работников, 45 медицинских специалистов в 6 медицинских организациях и 46 аптеках агломерации КМВ (гг. Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Железноводск, Георгиевск) и потребителей лекарственных препаратов (ЛП) (260 анкет). В ходе анкетирования респондентам предлагалось оценить значимость факторов (табл. 1), снижающих качество лекарственного обеспечения населения региона КМВ по 10-балльной шкале. Математико-статистическая обработка данных опроса проведена с помощью программы Statistica 6.0 (Stat.Soft) [2,3].
Результаты и обсуждение. Результат зависит от многочисленных факторов, между которыми существуют отношения типа причина-следствие. Причинно-следственная диаграмма – инструмент, позволяющий выявить наиболее существенные факторы (причины), влияющие на конечный результат (следствие). Нами были обобщены основные факторы, снижающие качество лекарственной помощи, и на основе их анализа построена причинно-следственная диаграмма Ишикавы (рисунок 1).
Рис. 1. Причинно-следственная диаграмма факторов, снижающих качество фармацевтической помощи на региональном уровне
С учетом Принципа Парето было отобрано 7 доминантных факторов, порождающих наибольшую долю негативных последствий в соотношении 30:70, что позволило выявить предпосылки для выдвижения гипотез относительно направлений повышения качества фармацевтических услуг и лекарственного обеспечения населения агломерации КМВ (таблица).
Результаты экспертной оценки значимости факторов, снижающих качество фармацевтических услуг и лекарственного обеспечения населения агломерации КМВ
Факторы, снижающие качество фармацевтических услуг и лекарственного обеспечения населения |
Доверительный интервал средней оценки с вероятностью 95 % |
1. Недостаточность финансирования программ госгарантий лекарственного обеспечения |
9,12 ± 0,52 |
2. Использование устаревших схем лечения |
8,77 ± 0,35 |
3. Несовершенство механизма входного контроля ЛП в аптеках и МО |
8,64 ± 0,41 |
4. Несовершенство контроля качества ЛП в аптеках |
7,95 ± 0,83 |
5. Нарушение условий хранения ЛП в аптеках и МО |
7,76 ± 1,32 |
6. Несовершенство закупки ЛП по госзаказам и на коммерческой основе |
6,05 ± 0,92 |
7. Несовершенство системы надзора за соблюдением лицензионных требований при осуществлении медицинской и фармацевтической помощи |
5,48 ± 1,07 |
8. Использование «серых» схем закупки |
5,74 ± 1,07 |
9. Недостаточные знания у фармацевтических работников в области фармакоэпидемиологии, фармакоэкономики и клинической фармакологии |
5,39 ± 1,22 |
10. Недостаточность информационного обеспечения населения о рациональном применении и хранении ЛП |
5,11 ± 0,85 |
11. Несовершенство методов прогнозирования потребности в ЛП |
4,96 ± 1,55 |
12. Несовершенство механизмов информационного взаимодействия врача и провизора |
4,77 ± 0,92 |
13. Несовершенство формулярных списков или их отсутствие |
4,72 ± 0,83 |
14. Отсутствие системы внутреннего аудита |
4,65 ± 1,24 |
15. Недобросовестность поставщиков в отношении контроля качества ввозимых ЛП |
4,28 ± 2,05 |
16. Нарушение сроков поставки ЛП в МО |
3,87 ± 1,21 |
17. Нарушение правил отпуска ЛП из аптеки |
3,84 ± 0,92 |
18. Несовершенство механизма своевременного изъятия из обращения забракованных и фальсифицированных ЛП |
3,25 ± 0,84 |
Далее выделили 5 дополняющих доминантные факторы признаков, негативно влияющих на качество лекарственной помощи в регионе. Вышеназванные признаки мы рассматривали с позиции развития системы качества фармацевтических товаров и услуг на трех уровнях: государственном уровне; уровне субъекта федерации; уровне отдельно взятого субъекта фармацевтического рынка [4].
Разработку концептуальной модели управления качеством фармацевтической помощи на региональном уровне проводили с использованием теории управления стратегического менеджмента. Модель может быть использована как стратегическая основа для принятия управленческих решений по оптимизации управления качеством фармацевтической помощи. Согласно модели, основная цель управления качеством фармацевтической помощи на региональном уровне состоит в удовлетворении потребности населения региона в эффективных, безопасных и качественных ЛП и в надлежащем уровне оказываемых услуг. Структура модели включает совокупность различных факторов: факторов внешней среды федерального, регионального уровней и учрежденческого уровня [4].
Укрепляющими факторами внедрения системы управления качеством фармацевтической помощи являются: совершенствование законодательных и нормативно-правовых основ деятельности служб государственного регулирования управлением качества фармацевтической помощи (рисунок 2).
Рис. 2. Концептуальная модель управления качеством фармацевтической помощи на региональном уровне
Государству отводится методическое и информационное обеспечение системы управления качеством фармацевтической помощи и координация взаимодействия с региональными структурами, органами управления и различными организациями по обеспечению повышения уровня качества оказываемых услуг и реализуемых ЛП [7,8]. Разрабатываемая региональными органами власти система предполагает создание координационного центра на базе региональных структур Росздравнадзора с привлечением существующих региональных центров, отводится функция мониторинга, качества и безопасности ЛП и МИ, и соблюдение лицензионных требований и условий для укрепления механизмов, препятствующих появлению на региональном рынке некачественных ЛП.
В задачи отдельно взятого субъекта фармацевтического рынка (аптека или МО) входит разработка типовых требований к проведению определенных процедур: закупки ЛП и МИ, организации их хранения в соответствии с требованиями нормативной документации (НД), реализации и распределения качественной продукции, утилизации и уничтожения брака [5,6].
Выводы. Таким образом, результаты проведенных исследований состояния управления качеством фармацевтической помощи в агломерации КМВ показали, что механизмы его проведения не современны и связаны с серьезными проблемами, которые должны решаться на региональном уровне комплексно. Одним из путей оптимизации данной проблемы является создание единого органа, координирующего все составляющие управления качеством фармацевтической помощи: организационные, кадровые, контрольные, информационные, а также оказывающие методическую помощь аптечным и медицинским организациям по созданию системы управления качеством в каждой организации.
Рецензенты:Гацан В.В., д.фарм.н., профессор, заведующий кафедрой организации и экономики фармации Пятигорского медико-фармацевтического института – филиала ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздрава России, 357500, Ставропольский край, г. Пятигорск;
Хаджиева З.Д., д.ф.н., профессор, профессор кафедры технологии лекарств Пятигорского медико-фармацевтического института – филиала ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздрава России, г. Пятигорск.