Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ И ЕЁ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ

Агранович Н.В. 1 Кнышова С.А. 1
1 Ставропольский государственный медицинский университет
Проведен анализ мотивации учебной деятельности студентов медицинского университета. С этой целью анкетированы студенты 1, 3 и 6 курсов лечебного факультета по двум опросникам Реана, изучающим мотивацию успеха и боязнь неудач, и различные мотивы учебной деятельности студентов. Выявлена высокая мотивация на успех у студентов 1 и 6 курсов и достоверное снижение данного вида мотивации на 3 курсе. Также выделены пять приоритетных мотивов учебной деятельности студентов медицинского университета, которые различались на 1, 3 и 6 курсах, а также распределение оставшихся мотивов в порядке их важности. На основании полученных данных предложен комплекс обучающих технологий по повышению мотивации учебной деятельности студентов-медиков.
компетенции.
мотивация
образование
медицинский вуз
1. Агранович Н.В., Ходжаян А.Б. Мотивация повышения психолого-педагогических компетенций преподавателя для обеспечения инновационного подхода непрерывного медицинского образования на современном этапе.// Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2; URL: www.science-education.ru/108-8888. (дата обращения: 19.04.2013).
2. Агранович Н.В., Ходжаян А.Б. Особенности организации эффективной самообразовательной деятельности студентов в медицинском вузе // Фундаментальные науки. – 2011. – № 11(1). – С. 149-153.
3. Агранович Н.В., Ходжаян А.Б, Кошель В.И., Гевандова М.Г. Развитие мотивации формирования профессиональной готовности обучающихся медицинских вузов // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2–3. – С. 572-576.
4. Амиров А.Ф. Профессиональная социализация и воспитание студентов медицинского вуза. – Уфа: Изд-во Башкир. гос. мед. ун-та, 2003. – 274 с.
5. Дегтерев В.А. Профессиональная мобильность, компетентность, конкурентоспособность и конкурентоориентированность: теоретический аспект // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. – Екатеринбург, 2014. – № 1. – С. 10–16.
6. Ермолаева Ю.Н. Профессиональная социализация молодых медицинских работников. //Фундаментальные исследования. – 2014. – № 5. – С. 37-41.
7. Квач Н.В. К вопросу о формировании профессиональной готовности студентов вузов средствами мотивации // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. Дата публикации: 04.03.2014.
8. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 416 с.
9. Ходжаян А.Б., Агранович Н.В. Организация самостоятельной работы студентов, как необходимое условие эффективного образовательного процесса в медицинском вузе. Методические рекомендации. – Ставрополь: Изд. СТГМА, 2011. – 30 с.
10. Ходжаян А.Б., Агранович Н.В., Горбунков В.Я., Плугина М.И. Психолого-педагогическая компетентность в структуре профессиональной компетентности преподавателей высшей медицинской школы // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 8–1. – С. 177-182.
Современный этап развития общества актуализирует многие из проблем, связанных с конкурентоспособностью и  эффективным трудоустройством молодежи. Одна из них – это проблема мотивации  одной из важнейших сфер – успешная подготовка выпускника к  трудовой деятельности [5].    

Успешность учебной деятельности студентов высших учебных заведений (ВУЗов) детерминирована уровнем развития мотивационной сферы личности, связанная с удовлетворением определенной потребности и достижением целей.  У одних студентов она мотивирована стремлением к познанию, желанием овладеть высокими профессиональными навыками и умениями по выбранной специальности. У других ведущим мотивом может явиться получение диплома о высшем образовании для удовлетворения собственных амбиций, а это, в свою очередь, не принесет существенной пользы развитию общества. Поэтому нужно стремиться к формированию познавательного интереса к выбранной профессиональной сфере, что поможет дать толчок формированию успешной профессиональной готовности студентов [2,3,8].

Для студентов медицинских ВУЗов наиболее значимыми ведущими видами деятельности являются обязательное взаимосвязанное сочетание учебной и профессиональной деятельности [2,4,8]. В отношении учебной деятельности необходимо подчеркнуть, что на нее очень большое влияние оказывают наличие или отсутствие у обучаемых сформированных положительных мотивов, что  является определяющим  в профессиональном и личностном становлении будущего врача [1,3,6,7]. Отсутствие мотивации к учебной деятельности не может способствовать формированию высокой профессиональной готовности студента. Следовательно, мотивационный компонент учебной деятельности должен рассматриваться преподавателями вузов как отправная точка всей последующей плодотворной работы [1,9].

Будущий компетентный специалист должен уметь воспринимать и реализовывать сложнейшую систему получаемых знаний, а также иметь навык профессионального мышления [7,8].  Зачастую выпускник медицинского ВУЗа пользуется лишь ограниченным количеством размытых аргументов, которые в лучшем случае несут в себе интуитивный характер желания заниматься той или иной профессией, мотивируя себя ожидаемой заработной платой, значимостью и престижностью выбранной специальности в медицинском сообществе [3,6,9].

            Целью нашего исследования явилось изучение и сравнение мотивации успеха и учебной деятельности студентов 1,3 и 6 курсов лечебного факультета.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 77 студентов Ставропольского государственного медицинского университета (СтГМУ): 25 студентов 1 курса,  20 студентов 3-го курса и 32 – 6-го курса лечебного факультета. Всем испытуемым проведено анкетирование по двум опросникам А.А. Реана [7].

1) «Мотивация успеха и боязнь неудачи», который включал  следующие положения:

 1. Включаясь в работу, как правило, оптимистично надеюсь на успех.

2. В деятельности активен.

3. Склонен к проявлению инициативности.

4. При выполнении ответственных заданий стараюсь, по возможности, найти причины отказа от них.

5. Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо нереалистично высокие по трудности.

6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.

7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.

8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от внешнего контроля.

9. При выполнении достаточно трудных заданий, в условиях ограничения времени, результативность моей деятельности ухудшается.

10. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели.

11. Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.

12. Если я рискую, то скорее с умом, а не бесшабашно.

13. Я обычно не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.

14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, чем нереально высокие.

15. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания, его притягательность, как правило, снижается.

16. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих неудач.

17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.

18. При работе в условиях ограничения времени результативность моей деятельности обычно улучшается, даже если задание достаточно трудное.

19. В случае неудачи при выполнении чего-либо, от поставленной цели я, как правило, не отказываюсь.

20. Если задание выбрал себе сам, то в случае неудачи его притягательность еще более возрастает.

     Ключ к опроснику: Ответ «ДА»: 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 19, 20.

Ответ «НЕТ»: 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17.

     Обработка результатов и критерии оценки: за каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.

     Если количество набранных баллов от 1 до 7, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).

     Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех).

     Если количество набранных баллов от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8, 9, есть определенная тенденция метизации на неудачу, а если количество баллов 12, 13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.

Мотивация на успех относится к позитивной мотивации. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность.

Мотивации на неудачу относится к негативной мотивации.  При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха.

     Второй тест для изучения мотивов учебной деятельности студентов (А.А. Реан, В.А.Якунин) включает  список причин, которые побуждают людей учиться. При проведении исследования студентам предлагалось выбрать из этого списка пять причин, наиболее значимых для них:

1. Стать высококвалифицированным специалистом.

2. Получить диплом.

3. Успешно продолжить обучение на последующих курсах.

4. Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично».

5. Постоянно получать стипендию.

6. Приобрести глубокие и прочные знания.

7. Быть постоянно готовым к очередным занятиям.

8. Не запускать изучение предметов учебного цикла.

9. Не отставать от сокурсников.

10. Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.

11. Выполнять педагогические требования.

12. Достичь уважения преподавателей.

13. Быть примером для сокурсников.

14. Добиться одобрения родителей и окружающих.

15. Избежать осуждения и наказания за плохую учебу.

16. Получить интеллектуальное удовлетворение.

     Для обработки данных использованы методы описательной и сравнительной статистики с использованием компьютерной программы STATISTICA 6,0. Различия принимали достоверными при p<0,01.

     Результаты исследования. В результате проведенного исследования у подавляющего большинства студентов 1 курса лечебного факультета ярко выражена мотивация на успех (14,5 баллов), в то время как у студентов 3 курса  мотивационный полюс ярко не выражен,  а имеется определенная тенденция мотивации на успех (13,7 баллов) (р<0,01). У студентов 6 курса лечебного факультета отмечена мотивация на успех (14,3 балла), достоверно большая, чем у студентов 3 курса (р<0,01), но практически не отличающаяся от таковой у студентов 1 курса  (р>0,01) (рисунок 1).

Рис. 1. Результаты анкетирования студентов I, III, VI курсов лечебного факультета (мотивация успеха и боязнь неудач)

 

     Анализ мотивов учебной деятельности студентов выявил пять доминирующих мотивов, отмеченных всеми студентами. Все опрошенные студенты 1 и 6 курсов  и 14 третьекурсников (93,3 %) отметили желание «Стать высококвалифицированным специалистом». Приобретение глубоких и прочных знаний – посчитали важным мотивом все первокурсники, 14 (73,3 %) студентов 3 курса и 25 (78,1 %)   выпускников. «Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности» желали 20 (80 %) студентов 1 курса, все третьекурсники и 25 (78,1 %) студентов 6 курса.  «Получение интеллектуального удовлетворения» отметили 14 (56 %) первокурсников, 13 (66,7 %) третьекурсников и 16 (50 %) – выпускников. И получение диплома посчитали приоритетным – 6 (24 %) студентов 1 курса, 7 (33,3 %) студентов 3 курса и 20 (62,5 %) – 6 курса (рисунок 2).

Рис. 2. Результаты изучения мотивов учебной деятельности студентов

(превалирующие мотивы)

   На 6 месте среди мотивов успешной учебы – «Добиться одобрения родителей и окружающих»,  посчитали  значимым для себя 9 (36 %), 9 (53,3 %) и 11 (34,4 %) студентов 1, 3 и 6 курсов соответственно.  Не менее важным приоритетом являлось получение стипендии, отмеченным 1 (4 %) студентом 1 курса, 4 (13,3 %) студентами 3 курса и 10 (31 %) – шестикурсниками.  Остальные мотивы встречались в примерно равных минимальных количествах. Обращает на себя внимание полное отсутствие у  третьекурсников  таких мотивов, как «Выполнять педагогические требования», «Быть постоянно готовым к очередным занятиям» и «Избежать осуждения и наказания за плохую учебу» (0 %) (рисунок 3).

Рис. 3. Распределение остальных мотивов учебной деятельности студентов лечебного факультета

 

Проанализировав результаты исследования можно сделать вывод, что  для повышения мотивации учебной деятельности студентов важно применение следующих обучающих технологий:

1.         Использование в учебном процессе в полной мере стимулирующего влияния содержания учебного материала: показ новизны содержания учебного материала; углубление уже усвоенных знаний; раскрытие практической, научной и др. значимости знаний и способов действий; профессиональная направленность содержания образования, междисциплинарные, внутридисциплинарные и межцикловые связи.

2.         Использование методов активного и интерактивного обучения: постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, использование профессионального контекста в деловых играх, дискуссиях, ситуационных задачах.

3.         Построение субъект-субъектного взаимодействия  преподавателей и студентов в учебном процессе: диалог, уважение личности, педагогический такт,    создание ситуации успеха неуверенным в себе студентам; учет интересов и потребностей студентов, обоснованные требования.

4.        Посредством конструктивного взаимодействия минимизация признаков  авторитарного стиля, проявляющихся в  недоброжелательном отношении преподавателя к студентам (сарказм, насмешка, упрек, угроза, нотация, резкое замечание в присутствии группы, необоснованное требование, «мелочный контроль»).

5.         Повышение профессионально-педагогической компетентности преподавателей: знание дисциплины, общая эрудиция, педагогический такт, выраженный интерес к педагогической деятельности, уверенность в своих силах, организованность, общительность, заинтересованность в учебных достижениях студентов, объективность, ответственность за результаты педагогической деятельности и др.

Заключение. Успешное формирование профессиональной готовности молодых специалистов   заключается не только в  выявлении реального уровня существующей мотивации, но и в корректировке формирования мотивационной сферы и контроле динамики изменения мотивационной составляющей в процессе их учебной и практической подготовки, направленных на поэтапное получение профессионально значимых навыков и умений.

 Нужно помочь студенту, чтобы желательные мотивы и цели строились и развивались с учетом и в контексте его прошлого опыта, внутренних потребностей и побуждений.

Обеспечение целенаправленной работы каждого обучающегося над повышением уровня своих знаний и адаптационных возможностей, способствует превращению имеющихся неустойчивых побуждений в целостную мотивационную сферу с устойчивой структурой  и успешной профессиональной социализацией.  

Рецензенты:

Ерохин А.М., д.соц.н., профессор, директор гуманитарного института Северо-Кавказского федерального университета, заведующий кафедрой философии, г. Ставрополь;

Горбунков В.Я., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой поликлинической хирургии Ставропольского государственного медицинского университета, г. Ставрополь.

 


Библиографическая ссылка

Агранович Н.В., Кнышова С.А. ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ И ЕЁ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22799 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674