Образовательный процесс в вузе не стоит на месте, постоянно совершенствуется и развивается. Происходящие в обществе процессы стимулируют преподавателя к разным видам инновационной деятельности.
В настоящее время требования, выдвигаемые к качеству подготовки специалистов в высшей школе, указывают на необходимость перемещения акцента на игровую методику, которая способствует развитию у студентов навыков самоорганизации, необходимых для профессиональной деятельности и решения профессиональных проблем [3].
Одной из традиционных и, безусловно, высокоэффективных форм в обучении будущего провизора является игра.
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением [6].
Игра служит своеобразной формой осуществления на кафедре технологии лекарств теории с практикой. Структура практического занятия в принципе традиционна - вступление преподавателя; вопросы студентов по материалу, который требует дополнительных разъяснений; выяснение исходного уровня знаний студентов; выполнение лабораторной работы по заданию преподавателя; оформление студентами дневников и протоколов, решение задач; заключительное слово преподавателя [2].
Опыт показывает, что нельзя на лабораторных занятиях ограничиваться выработкой только практических навыков, студент должен видеть связь выполняемой работы с практикой, его последующей профессиональной деятельностью. Преподаватель должен проводить занятие так, чтобы все студенты были заняты творческой работой, поисками правильных и точных решений, а в элементах игры осваивали тот или иной вид предстоящей деятельности провизора.
В структуру игры как деятельности личности входят этапы:
- целеполагания;
- планирования;
- реализации цели;
- анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.
Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации.
В структуру игры как процесса входят:
- роли, взятые на себя играющими;
- игровые действия как средства реализации этих ролей;
- игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
- реальные отношения между играющими;
- сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Большинство игр отличают следующие черты:
- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию студента, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
- творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности («поле творчества»);
- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);
- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Игра как феномен педагогической культуры выполняет следующие важные функции:
1. Функция социализации.
Игра - есть сильнейшее средство включения студента в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры.
2. Функция межнациональной коммуникации.
Игра позволяет усваивать общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей, поскольку «игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны».
3. Функция самореализации студента в игре как «полигоне человеческой практики».
Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике студента, с другой - выявить недостатки опыта.
4. Коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра - деятельность коммуникативная, позволяющая студенту войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.
5. Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления студента (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра - «поле самовыражения», в котором студент проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя.
6. Терапевтическая функция игры заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у студента в поведении, общении, учении.
Эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые студент получает в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит студента как с преподавателем, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества, взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту.
7. Функция коррекции - есть внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей студента. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.
8. Развлекательная функция игры, пожалуй, одна из основных ее функций.
Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью [4].
Педагогические игры достаточно разнообразны по:
- дидактическим целям;
- организационной структуре;
- возрастным возможностям их использования;
- специфике содержания.
Попытку классифицировать педагогические игры в соответствии с различными основаниями осуществил Г.К. Селевко [5].
Игра как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим использовалась с древнейших времен. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных, внешкольных учреждениях, а также в высших учебных заведениях.
В современном вузе для активизации и интенсификации учебного процесса игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самодеятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной технологии;
- в качестве занятия или его части (введения, объяснения, выполнения практической работы, закрепления, контроля).
При обучении студентов технологии лекарств можно использовать игры:
- по области деятельности: интеллектуальные, психологические;
- по характеру педагогического процесса: обучающие; тренинговые; контролирующие; обобщающие; познавательные; воспитательные; развивающие; продуктивные; творческие; коммуникативные; профориентационные; психотехнические;
- по игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации;
- по предметной области: биологические, экологические, технические, производственные;
- по игровой среде: без предмета, с предметом, компьютерные, ТСО, технические.
Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания преподавателя функций и классификации педагогических игр.
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами (аптечная посуда, таблеточный пресс и т.д.) и без предметов, компьютерные и с ТСО.
Каждая игра представляет собой набор задач, которые студент решает с помощью таблиц, справочной литературы, средств малой механизации, весов, разновесов и т.д. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр и способствуют развитию интеллекта.
Задачи даются студенту в различной форме: в виде письменного или устного задания, выполнения практической теории, тестирования и др. Так знакомят его с разными способами передачи информации.
В развивающих играх удалось объединить один из основных принципов обучения - от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности - самостоятельно по способностям, когда студент может подняться до «потолка» своих возможностей.
Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
Деловая игра - форма и метод обучения, в которой моделируются предметный и социальный аспекты содержания профессиональной деятельности. Предназначена для отработки профессиональных умений и навыков [1]. В деловой игре разворачивается профессиональная деятельность обучающихся на имитационно-игровой модели, отражающей содержание технологии и динамику профессиональной деятельности специалистов, ее целостных фрагментов. Деловая игра является средством развития не только профессиональных умений и навыков, но и профессионального творческого мышления, в ходе игры студенты приобретают способность анализировать специфические ситуации и решать для себя новые задачи.
Деловая игра используется для решения комплексных задач. Усвоение нового, закрепление материала, развитие творческих способностей, формирование общеучебных умений дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социограмма.
Имитационные игры. Разработку деловой игры начинают с создания двух моделей - имитационной и игровой, которые будут встроены в ее сценарий. Имитационная модель получает свое воплощение в следующих структурных компонентах: цели, предмет игры, графическая модель взаимодействия участников, система оценивания. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации (аптеки), предприятия или его подразделения. Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.
Принцип проблемности лежит в основе содержания игры и закладывается в систему проблемных учебных заданий, представленных в форме описания конкретных производственных ситуаций или задач. Они могут содержать неявные альтернативы, противоречия, избыточные или неверные данные, требования преобразовать ситуацию в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с более сложными или более простыми критериями, найти недостающую информацию и т.п. Проблемность содержания выступает объективной предпосылкой самостоятельного мышления каждого участника игры. Это «инструмент» развития теоретического и практического мышления специалиста. В деловой игре вместо передачи информации от преподавателя к студенту в совместной деятельности и диалогическом общении ее участников создаются условия для порождения знаний, которых никто в отдельности получить не в состоянии.
Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных дидактических операций. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные. В процессе игры студент имеет возможность ознакомиться с сутью проблемы (при этом обязательно узнает что-то новое), решить полученное задание (закрепляет теоретические знания), проверить оптимально ли полученное решение, существуют ли альтернативные методы решения проблемы и т.д. Учитывая, что игрок ограничен во времени и конкурирует с другими игроками, то у него естественно возникает желание победить, и это побуждает его к активной деятельности.
В результате игровая деятельность выполняет такие функции:
- побудительную (вызывает интерес);
- самореализации (каждый студент реализует свои возможности);
- развивающую (развитие внимания, творческих способностей, формирования общеучебных умений, усвоение нового материала);
- развлекательную (получают удовольствие и студенты, и преподаватель) и т.д.
Деловой театр (исполнение ролей) - разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. В этих играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Проведение деловой игры при изучении технологии лекарств дает возможность привлечь к работе студентов, которые при традиционном проведении занятий занимают пассивную позицию. Деловая игра своей новизной и нестандартностью привлечет внимание таких студентов, а распределение ролей позволит выбрать им ту часть задачи, которая посильная и соответствует их характеру. Эта категория студентов, отказавшись от активной роли в игре, принимает участие в обсуждении готового проекта. К этому их привлекает преподаватель, задавая наводящие вопросы, спрашивая их мнение по тем или иным вопросам, которые возникают во время обсуждения.
Психодрама и социограмма. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это также «театр», но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию, оценивать состояние другого человека. Режим работы студентов во время деловой игры не вписывается в рамки их традиционного поведения на занятии. Поэтому при изучении технологии лекарств наиболее приемлемы деловые игры, рассчитаны на 3-4 аудиторных часа, которые можно выделить на практических занятиях.
Роль преподавателя при проведении деловой игры - он является инструктором, в процессе проведения игры - консультантом, по окончании - судья и руководитель дискуссии. Принимая во внимание тонкое чувство специфики данной формы обучения, преподаватель не должен активно вмешиваться в игру, он должен предоставлять самостоятельность студентам и не помогать принимать решения. Атмосфера творческого, эмоционального подъема способствует повышению степени усвоения материала.
Заключение
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого преподавателя по подготовке провизоров на кафедре технологии лекарств. Организация деловых игр при проведении занятий по технологии лекарств способствует повышению активности студентов, вызывает интерес к предмету.
Рецензенты:Лазарян Д.С., д.фарм.н., профессор, заведующий кафедрой фармацевтической и токсикологической химии Пятигорского медико-фармацевтического института - филиала ГБОУ ВПО «ВолгГМУ» МЗ РФ, г. Пятигорск;
Попова О.И., д.фарм.н., профессор кафедры фармакогнозии Пятигорского медико-фармацевтического института - филиала ГБОУ ВПО «ВолгГМУ» МЗ РФ, г. Пятигорск.
Библиографическая ссылка
Манджиголадзе Т.Ю., Кузнецова Л.С., Романцова Н.А., Кузнецов А.В. ИГРА КАК ВЫСОКОЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ЛЕКАРСТВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22759 (дата обращения: 04.12.2024).