Таблица 1
Часы, отводимые дисциплинам, связанным с элементами экологии и экологического образования (в неделю)[4] |
||||||
гг. |
1.Класс |
2.Класс |
3.Класс |
4.Класс |
5.Класс |
Всего |
1924 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
12 |
1926 |
- |
- |
- |
2 |
2 |
4 |
1936 |
- |
- |
- |
2 |
2 |
4 |
1948 |
- |
- |
- |
3 |
3 |
6 |
1962 |
- |
- |
- |
5 |
5 |
10 |
В образовательной программе начальной школы в Турции, которая начала внедряться с 2005 года, темы, так или иначе затрагивающие проблемы окружающей среды, были включены в материалы следующих дисциплин: «Безопасность жизнедеятельности (Окружающий мир)», «Естественные науки и технология» и «Социальные дисциплины». Если взглянуть на политику Министерства образования и связанных с ним институтов, то можно обнаружить существенный акцент, сделанный на дисциплины, связанные с окружающей средой. Анализ содержания дисциплин позволил сделать вывод, что экологическое образование направлено на воспитание поколения, более осведомленного в проблемах окружающей среды. Школьные учителя уделяют особое внимание тому, чтобы уроки естествознания способствовали не только ознакомлению детей с окружающей средой, но и способствовали формированию у них желания сохранять природу в чистоте и гармонии. Согласно положениям образовательного учреждения, данные дисциплины выполняют следующие функции: самопознание, умение понять природу и процессы, протекающие в ней, нахождение способов улучшить качество жизни, умение правильно пользоваться природными ресурсами, изучение биографии Ататюрка, поддержание интереса индивида к проблемам окружающей среды, важность взаимопомощи, культивирование здорового образа жизни и т.д. [2]. Впервые лекции по естествознанию были проведены в 1869 году, в то время когда делами народного просвещения в стране руководил Мехмед Сафвет-паша. Затем они возобновились уже в республиканский период [3]. Из этого следует, что программы данных дисциплин менялись в соответствии с требованиями эпохи. Корректировки вносились в 1924, 1926, 1936, 1948, 1968, 1998 и 2005 годах. Поправки, внесённые в 2005 году, действительны и по сей день. Анализируя развитие образовательных тенденций с 1924 года, мы можем судить о том, что постепенно программа в начальных классах менялась, затрагивая новые аспекты, связанные с защитой окружающей среды и проблемами экологического образования: исследование природы, сельское хозяйство, организм человека и гигиена, посевное и фермерское хозяйство, виноградники и сады, школьные практики в теплицах, леса, изменение природных показателей с изменением времени года, внимательное отношение к проблемам окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и их потребление.
Таблица 2
Часы, отводимые под дисциплины безопасности жизнедеятельности (по годам) [4] |
||||
Годы |
1.Класс |
2.Класс |
3.Класс |
Всего |
1924 |
4 |
4 |
5 |
13 |
1926 |
4 |
4 |
4 |
12 |
1936 |
5 |
6 |
7 |
18 |
1948 |
5 |
6 |
7 |
18 |
1968 |
6 |
6 |
6 |
18 |
1998 |
5 |
5 |
5 |
15 |
2005 |
5 |
5 |
5 |
15 |
2015 |
4 |
4 |
3 |
11 |
|
Нами выявлено, что при рассмотрении образовательных программ начальной школы в области географии, также большое внимание отводится элементам экологической науки и образования. География - наука, характеризующая природные, человеческие, экономические и экологические явления, определяющая их связь между собой и их распространение по поверхности земного шара, а также анализирующая последствия их взаимодействия [5]. География охватывает не только местоположение нашей планеты во Вселенной, природные явления и их последствия, но также и отношения между странами и народами, она помогает выявить интересующие школьника вопросы эколого-географического характера, на основе которых учитель корректирует процесс обучения. География как предмет существовала в образовательных программах вплоть до 1948 года. Позже, в связи с образовательными реформами, она была отнесена к категории «социальные науки», а дисциплины «Природоведение и земледелие» объединились в категорию «естественные науки и природоведение», и уже в наши дни принадлежат к области только естественных наук [6].
Таблица 3
Часы, отводимые под географические дисциплины (по неделям) [7] |
||||
Годы |
3.Класс |
4.Класс |
5.Класс |
всего |
1924 |
1 |
2 |
2 |
5 |
1926 |
- |
2 |
2 |
4 |
1936 |
- |
2 |
2 |
4 |
1948 |
- |
2 |
2 |
4 |
|
Социальные науки - это предмет, который входит в школьную программу начального образования как дисциплина, преподающаяся еженедельно. Ученики с первого по третий класс изучают их в виде «природоведения». Наряду с тем, что данные занятия подготавливают детей к взрослой жизни в обществе и развивают их коммуникативные навыки, они также включают в себя элементы истории, географии и патриотического воспитания и т.д. Дисциплина «Социальные науки» затрагивает следующие темы: явления разного рода, так или иначе связанные с поверхностью земного шара, права и обязанности гражданина государства, то есть, те связи и отношения, которые осуществляются между индивидом и его социальной и физической средой, а также историческое развитие этих отношений. Социальные науки не были отдельной дисциплиной в период между 1924-68 гг. Впервые данный предмет, вобравший в себя элементы истории, географии и патриотического воспитания, был включён в рамки образовательных программ в 1968 году. Социальные науки, под которыми, как правило, понимаются социология, экономика, политика, психология, антропология, право, образование и т.д., в начальной школе преподаются на базовом уровне. Если же мы обратим внимание на темы этого предмета, преподающиеся в наши дни, то мы можем увидеть, что они включают в себя элементы экологии и природоведения. К примеру, в четвёртом классе изучаются люди и среда их обитания, в пятом - культурное наследие, люди, окружающая среда, экологические цепочки, в шестом - люди, окружающая среда, экологические цепочки, производство, распределение и потребление, в седьмом - экологические цепочки.
Таблица 4
Часы, отводимые под социальные дисциплины (по неделям) [4] |
|||||
Годы |
4.Класс |
5.Класс |
6.Класс |
7.Класс |
Всего |
1924-1968 |
- |
- |
|||
1968 |
3 |
3 |
- |
- |
6 |
1998 |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
2005 |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
2015 |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
Задача дисциплин из области естественных наук и технологии заключается в том, чтобы грамотно преподнести обучающимся индивидуальные различия каждого человека. То есть, это включает в себя следующие функции: критическое мышление, умение решать проблемы и принимать грамотные решения, умение обучаться на протяжении всей жизни, поддержание интереса к проблемам окружающей среды, разумное потребление и расходование природных ресурсовь[8].
Естественные науки не преподавались как отдельная дисциплина до 1962 года. Однако в первом десятилетии ХХ века темы, схожие с ними, входили в программу «Безопасности жизнедеятельности», а затем - в «природоведение», «семейную социологию» и «земледелие-обработку» [9]. В плане реформы образования 1962 года 14 разных дисциплин, собираясь, в пять групп входили в новую образовательную программу. Особенно это касалось периода 30-50 годов двадцатого века, когда две дисциплины - это «исследования страны и общества» и «естественные науки и природоведение» - были приняты за основные, и прочие темы, так или иначе связанные с экологией, включались в их состав [10]. С 1962 года естественные науки получили статус самостоятельного предмета, преподаваемого в начальной школе. Они рассматривали следующие вопросы: влияние науки и техники на окружающую среду; в четвёртом классе проходили взаимосвязи между живыми организмами, миром и вселенной, физическими явлениями, в пятом - взаимосвязи между живыми организмами, в шестом - мир и Вселенная, в седьмом - взаимосвязи между живыми организмами и роль природы в них, в восьмом - природные явления в контексте общемировых тем.
Таблица 5
Часы, отводимые под естественнонаучные дисциплины (по неделям) [4] |
|||||||
Годы |
3.Класс |
4.Класс |
5.Класс |
6.Класс |
7.Класс |
8.Класс |
Всего |
1924-1962 |
- |
- |
|||||
1962 |
- |
5 |
5 |
- |
- |
- |
10 |
1968 |
- |
4 |
4 |
- |
- |
- |
8 |
1998 |
- |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
2005 |
- |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
20 |
2015 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
22 |
До 1962 года экологические дисциплины не преподавались отдельным предметом в рамках программ начального образования. В рамках проекта реформы образования 1968 года экологические дисциплины получили смежное с другими предметами оформление. Предметы природоведения, земледелия, предметы естественнонаучного цикла с 1962 года стали преподаваться в рамках таких предметов, как естественные науки и безопасность жизнедеятельности. С 1924 года наблюдается значительный рост экологического элемента в составе уроков по безопасности жизнедеятельности и географии. Несмотря на то, что экологические дисциплины не преподавались отдельно вплоть до 1962 года, они играли важную роль в составе предметов безопасности жизнедеятельности и естествознания. Экологический элемент в рамках программ начального образования составляет 11,82% от общего учебного плана [11].
Рецензенты:
Хусаинов З.А. д.п.н., профессор кафедры ТиМГЭО Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань;
Рубцов В.А., д.г.н., профессор кафедры сервиса и туризма Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань.
Библиографическая ссылка
Сарачоглу З.К. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИЗМЕНЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ ШКОЛАХ ТУРЦИИ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22747 (дата обращения: 11.05.2025).