Подготовка выпускников для конкретной профессиональной деятельности предусматривает непременное выполнение требований Федеральных государственных стандартов по соответствующим направлениям бакалавриата. Подготовка бакалавров по направлению 15.03.02 "Технологические машины и оборудование" с 2014 года осуществляется в соответствии с ФГОС-3+ (ФГОС ВО) [5] с присвоением квалификации "академический бакалавр" и "прикладной бакалавр". Для рассматриваемых квалификаций ФГОС ВО регламентирует существенные различия видов, области и объектов профессиональной деятельности. Так, при подготовке "прикладных" бакалавров регламентируется 2 вида профессиональной деятельности - производственно-технологическая и проектно-конструкторская. При этом область профессиональной деятельности предусматривает организацию и выполнение работ по созданию, монтажу, вводу в действие, техническому обслуживанию, эксплуатации, диагностике и ремонту технологических машин и оборудования; по разработке технологических процессов производства деталей и узлов.
Обязательным требование для "прикладных " бакалавров является также получение за время обучения рабочего разряда по профессии, соответствующей квалификационной характеристике выпускника на основе существенного увеличения длительности практик на предприятии.
Поэтому подготовка выпускника ВУЗа с квалификацией "прикладной" бакалавр требует серьезного пересмотра содержания учебного процесса, в т.ч. и его графика. При этом необходимо обеспечить не только соответствие требованиям ФГОС, но и профессиональным требованиям работодателей.
В практике взаимодействия ВУЗ-производство применяются различные механизмы повышения качества образования путем интеграции образовательных и производственных процессов [1, 2, 4].
Практика взаимодействия ВУЗа с основным партнером и заказчиком - ОАО "НЛМК" осуществляется применительно к профилю обучения "Металлургические машины и оборудование" в различных направлениях. Наиболее существенной является реализация дополнительного профессионального обучения (ДПО). Данная форма партнерства аккумулирует три основных вида учебного процесса, направленного на углубленное изучение объектов будущей профессиональной деятельности: практическое обучение студентов на производстве, выполнение проектов по актуальной тематике, в т.ч. по заявкам предприятия, овладение рабочей профессией с получением удостоверения слесаря по ремонту оборудования. При реализации ДПО вуз обеспечивает общенаучную, методологическую, методическую, кадровую сторону подготовки, а фирма - формулирует дополнительные корпоративные требования, участвует на своей ресурсной базе в процессе обучения в качестве преподавателя, постановщика задач, консультанта, эксперта.
Ведущими специалистами ОАО «НЛМК» и ЛГТУ разработаны содержание и объемы дополнительной подготовки, учебные планы и программы. Так, кафедра металлургического оборудования ведет совместно с сотрудниками комбината дополнительную подготовку по дисциплинам, в частности: «Технологические комплексы, машины и оборудование агломерационного, доменного, сталеплавильного и прокатного производства», «Производство запасных частей и сменного оборудования", "Организация и управление ремонтами металлургического оборудования», «Методы и средства технической диагностики», «Элементы и системы гидроавтоматики» в соответствии с учебным планом.
Изначально система ДПО была разработана для инженерной специальности "Металлургические машины и оборудование", некоторые принципы и аспекты организации и содержания учебного процесса ДПО для будущих инженеров рассмотрены в работе [3]. Как отмечено выше, переход на подготовку "академических" и "прикладных" бакалавров в соответствии с ФГОС ВО поставил задачу пересмотра структуры и содержательной части не только учебных планов, но и организации и содержания системы ДПО. В настоящее время процесс обучения, начиная с 3 курса, осуществляется как в действующих подразделениях ОАО «НЛМК», так и в ЛГТУ, преподавание ведут специалисты комбината и вуза, контроль усвоения дополнительных, ориентированных на фирму дисциплин осуществляет комиссия из ведущих специалистов ОАО «НЛМК» и ЛГТУ на "круглых" столах и научно-практических студенческих конференциях. В рамках ДПО предусмотрено прохождение длительных производственных практик, предусмотренных графиком учебного процесса и регламентируемых ФГОС ВО. Основной задачей первого этапа практик является ознакомление с производством, основательная слесарная подготовка и работа в бригадах под руководством мастера-наставника, что позволяет получить профессиональные навыки по техническому обслуживанию и ремонту различных видов технологического оборудования, выполнить выпускную работу и сдать экзамен на разряд по рабочей профессии "Слесарь по ремонту оборудования". Второй этап практики связан с детальным изучением проблематики при эксплуатации и техническом обслуживании оборудования, анализом причин нарушения работоспособности узлов и деталей машин и агрегатов, методов восстановления работоспособности, процессов сборки, разборки, замены изношенных деталей, монтажа и демонтажа агрегатов. С этой целью во время практики предусмотрены практические занятия по изучению фактической эксплуатационной и ремонтной документации на рабочих местах, работы подсистемы АСУ - ремонт, ознакомление с практикой работы инженера по заказам, обзорная лекция по современным проблемам и практике перехода на сервисное обслуживание оборудования.
Для каждого производства эти вопросы весьма специфичны, поэтому второй этап практики проводится для студентов в закрепленных цехах и производствах с учетом тематики курсового проектирования и выполнения выпускной квалификационной работы, а также, по возможности, с учетом предстоящего трудоустройства на базовое предприятие после окончания ВУЗа.
В связи с необходимостью решения задач конкретной практической подготовки "прикладных" бакалавров были внесены существенные изменения в учебный план ДПО по сравнению с "инженерным" планом, прежде всего, по перечню и содержательной части дисциплин, изучаемых студентами дополнительно (табл.).
Учебный план ДПО для "прикладных" бакалавров профиля "Металлургические машины и оборудование"
№ п/п |
Наименование дисциплины |
Трудоемкость |
Курс |
Семестр |
|||
Всего |
С преп. |
СРС |
|||||
Ауд. |
Инд. |
||||||
1 |
Технологические комплексы, машины и оборудование агломерационного производства |
130 |
50 |
50 |
30 |
3 |
5 |
2 |
Технологические комплексы, машины и оборудование доменного производства |
150 |
60 |
60 |
30 |
3 |
5 |
3 |
Производство запасных частей и сменного оборудования для основных цехов ОАО "НЛМК" |
115 |
50 |
50 |
15 |
3 |
5 |
4 |
Методы и средства технической диагностики металлургического оборудования |
95 |
40 |
40 |
15 |
3 |
6 |
5 |
Технологические комплексы, машины и оборудование конвертерного производства и непрерывной разливки слябов |
150 |
60 |
60 |
30 |
3 |
6 |
6 |
Технологические комплексы, машины и оборудование для производства проката ч.1 |
70 |
20 |
20 |
30 |
3 |
6 |
7 |
Элементы и системы металлургических гидроприводов и гидроавтоматики |
110 |
40 |
40 |
30 |
3 |
6 |
8 |
Системы и управление ремонтами металлургического оборудования |
115 |
50 |
50 |
15 |
4 |
7 |
9 |
Технологические комплексы, машины и оборудование для производства проката ч.2 |
160 |
60 |
60 |
40 |
4 |
7 |
10 |
Эксплуатация и техническое обслуживание оборудования основных производств ОАО "НЛМК" - проблематика |
115 |
50 |
50 |
15 |
4 |
7 |
190 |
80 |
80 |
30 |
4 |
8 |
||
11 |
Производственная практика (производственное обучение) |
- |
- |
10 нед. |
80 |
3 |
6 |
12 |
Исследовательская и патентно-аналитическая работа в ВКР |
80 |
- |
40 |
40 |
4 |
8 |
Существенно важным моментом в структуре и реализации учебного плана (см. табл.) следует считать последовательное углубление в проблематику различных видов оборудования агломерационного, доменного, конвертерного, прокатного производств за счет прохождения длительной практики (производственного обучения) на конкретном производстве в 6 семестре, практического изучения в конкретных цехах дисциплины «Эксплуатация и техническое обслуживание оборудования основных производств ОАО «НЛМК» - проблематика» в 7 и 8 семестрах и на заключительном этапе - «Исследовательская и патентно-аналитическая работа в ВКР».
Индивидуализация профессионального обучения студентов на заключительном этапе в течение 6, 7 и 8 семестров создает предпосылки для разработки индивидуальных траекторий и возможности предварительного закрепления выпускников за конкретными производствами и для последующего трудоустройства на основе перспективного планирования кадрового резерва со стороны работодателя.
Рецензенты:
Мухин Ю.А., д.т.н., профессор, зав. кафедрой обработки металлов давлением ЛГТУ (ФГБОУ «Липецкий государственный технический университет» Минобрнауки РФ, г. Липецк;
Козлов А.М., д.т.н., профессор, зав. кафедрой технологии машиностроения ЛГТУ (ФГБОУ «Липецкий государственный технический университет», Минобрнауки РФ, г. Липецк.
Библиографическая ссылка
Жильцов А.П. «ПРИКЛАДНОЙ» БАКАЛАВРИАТ – ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ ДЛИТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК НА БАЗОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22699 (дата обращения: 14.01.2025).