Современный этап политических, экономических, технических отношений характеризуется острой необходимостью овладения казахским языком специалистами для общения и для осуществления деловых контактов по специальности со своими коллегами. Отсюда закономерно, что поток информации на казахском языке и доступность ее получения растут с каждым днем, и студентам неизбежно придется столкнуться с необходимостью использования литературы на государственном языке по своей специальности. Без соответствующих умений и навыков это сделать невозможно, и задача преподавателя состоит в том, чтобы помочь студентам их приобрести и усовершенствовать.
Не менее важной является задача обучения студентов на основе профессионально ориентированных учебных текстов. Овладение профессиональной лексикой происходит в основном через текст и иллюстрации к нему, просмотр видеоматериалов, аудирование и др. Отсюда очевидна важность и актуальность использования в учебном процессе электронных учебников, включающих в себя все возможности современных компьютерных тенологий и отвечающих всем требованиям дидактики.
Обзор литературы
Учебные тексты электронного учебника должны быть максимально продуктивны, информативны для чтения и перевода. Их основное назначение – пробудить интерес к языку и поставленным в тексте проблемам. Что касается критериев отбора текстов, то, по мнению ученых: «Учебные тексты должны предствалять собой связное целое чтобы облегчить запоминание содержащегося в них языкового материала; они должны обладать ясным контекстом, тогда легче понять значение незнакомых слов и усвоить их; тексты должны быть написаны в пределах ограниченного словаря; они должны быть доступны по содержанию, в них не должны содержаться неизвестные учащимся понятия» [7, с. 55]. Н. А. Храмова считает, что необходимо учитывать информационную насыщенность и новизну материала, степень доступности и воспитательную ценность [8]. Исследователь Н. П. Монахова отмечает принципы профессионально-информативной значимости, тематической цельности и сохранения авторской оригинальности [6].
Анализ научных исследований [3, с. 112] показывает, что «Среди учебных материалов тексты играют решающую роль в создании опор для развития речевых навыков и умений как в плане содержания – «что сказать», так и в плане выражения – «как сказать». Но в то же время, «...один и тот же текст, адекватно понимаемый студентом в тихой аудитории, оказывается невероятно сложным для восприятия при наличии отвлекающих внимание шумов. Поэтому в современные компьютерные обучающие программы по развитию умений аудирования целенаправленно включаются видеосюжеты, в ходе которых герои общаются в обстановке реальной коммуникации при различного рода шумовых помехах» [5, с. 112].
Ученые считают, что возможности современных компьютерных, презентационных и телекоммуникационных технологий позволяют максимально интенсифицировать процесс обучения, увеличивая при этом объем учебной информации [2]. По мнению А. А. Вербицкого, мышление, формируемое и действующее с помощью такого средства, как компьютер, в чем-то отличается от мышления с помощью, например, привычно печатного текста или простого технического средства [1, с. 197]. При этом нужно ещё исследовать закономерности самого мышления. Так как остается не исследованной проблема эффективности компьютерного обучения, как процесса, обеспечивающего возможности для формирования мышления учащихся.
Цель исследования
Теоретически обосновать и экспериментально проверить значимость электронных учебников в работе над учебными текстами.
Методы
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений были использованы следующие методы исследования: теоретические – анализ изучаемой проблемы в научной литературе, практические – проведение эксперимента, анализ и синтез результатов эксперимента.
Основная часть
Цель работы с текстами по специальности в вузе состоит не только в том, чтобы обучить чтению и пониманию научных текстов, но и в том, чтобы помочь будущим специалистам овладеть специальной терминологией, научить грамотному и адекватному изложению данного вида текстов на казахском языке. Этих целей можно достичь лишь на базе учебных текстов, по тематике связанных с будущей специальностью обучаемых. Разработанный нами электронный учебник «Казахский язык» предполагает самостоятельное изучение материала и соответствует основным целям работы с текстами по специальности [4].
Тексты компьютерной обучающей программы «Казахский язык» богато информативны, имеют четкую ориентацию на профессиональную направленность, а система упражнений по тексту формируют коммуникативную компетенцию студентов.
С целью проверки эффективности освоения учебных текстов по казахскому языку, представленных в электронном учебнике «Казахский язык», нами был проведен эксперимент.
Измерители данных были составлены с учётом международных стандартов многоуровневого обучения и апробировались на 2 группах студентов 1 курса ВКГУ имени С. Аманжолова (40 чел.).
Студентам 1-й группы был роздан учебный текст из электронного учебника, распечатанный на бумажном носителе, без каких-либо аудио-видео эффектов.
А 2-й группе был предоставлен тот же текст, что и 1-й группе, но с видео и аудио сопровождением. Также группа имела возможность работать с электронным словарем и грамматическим справочником, прилагаемыми в электронном учебнике.
В течение 50 мин студенты работали с профессионально-ориентированным научно-популярным текстом, выполняли тестовые задания по содержанию прочитанного. Измеритель позволил оценить диагностику читательских компетенций студентов по 3 показателям:
1) восприятие профессионально ориентированного текста;
2) овладение терминологией и профессиональной лексикой, необходимой специалистам для работы в той или иной области производства;
3) понимание и самостоятельное воспроизведение оригинального профессионально-ориентированного текста.
Результаты выполнения заданий по данным показателям представлены в диаграмме 1.
Диаграмма 1. Результаты выполнения тестовых заданий
Инструментом замеров явились тесты разного уровня сложности. Стандартизация всего процесса разработки, применения теста и обработки результатов тестирования обеспечила единообразие требований и точность полученных данных. Тестовые задания подбирались так, чтобы проверять не только объём усвоенного, но и уровень усвоения учащимися основных единиц содержания. Результаты справляемости с заданиями разных уровней читательских компетенций приведены в таблице 1 и диаграмме 2.
Таблица 1
Справляемость с заданиями разных уровней читательских компетенций
Уровень читательских компетенций |
Содержание читательских компетенций |
Справляемость в % |
|
1-я группа |
2-я группа |
||
I |
находить в тексте явно заданные простые информативного характера сведения |
73 |
97 |
II |
находить сведения усложнённого характера, заданные в явном виде, подтверждать идеи ссылкой на текст, формулировать простые выводы |
57 |
93 |
III |
находить усложнённые, не заданные явно сведения, формулировать выводы |
45 |
87 |
IV |
интерпретировать и обобщать информативный план текста, анализировать и оценивать его содержание, язык |
20 |
76 |
Диаграмма 1.Справляемость с заданиями разных уровней читательских компетенций
По итогам эксперимента студенты 1-й группы, набрав по четырем уровням заданий баллы от 20 до 73 %, показали, что хорошо справляются с заданиями на воспроизведение знаний, но затрудняются в применении этих знаний; невысокий уровень демонстрируют, работая с содержанием; самые низкие результаты вызывают интеллектуальные операции методологического характера; студенты не умеют переносить сведения и алгоритмы из одной области знаний в другую, что является показателем несформированности читательских компетенций.
Тогда, как студенты 2-й группы, которые изучали текст с помощью электронного учебника, набрали по всем четырем уровням заданий баллы, выше 75 %.
Выводы
Итак, можно отметить, что работа над текстом на казахском языке с помощью элекронного учебника является наиболее эффективной для его полного понимания. Эксперимент показал, что студенты больше осваивают учебный материал, когда он дается в электронном варианте в графической форме (на мониторе компьютера), в аудио форме (прослушивание) и в аудиовизуальной форме (видеофрагмент).
Таким образом, в современном вузе преподавание казахского языка, прежде всего, предполагает обучение студентов грамотному освоению профессионально-ориентированных текстов. И эффективным оно становится по-настоящему лишь в том случае, когда организация обучения выстроена с применением информационно-коммуникационной технологии.
При создании электронного учебника для изучения казахского языка с позиций когнитивной эргономики текстовые учебные материалы должны быть визуально оформлены. Текст на экране монитора усваивается иначе, чем написанный на бумаге. Текст в электронном учебнике является обучающей средой, готовящей к общению с упражнениями. Использование элементов мультимедиа, звуковое, видео оформление при создании обучающего текста может придать дополнительную изобразительную ценность обучающей среде и оживить изложение учебного материала.
Рецензенты:
Нагымжанова К.М., д.п.н., профессор Восточно-Казахстанского государственного университета им. С. Аманжолова, г. Усть-Каменогорск;
Картаева А.М., д.фил.н., профессор Восточно-Казахстанского государственного университета им. С. Аманжолова, г. Усть-Каменогорск.
Библиографическая ссылка
Курманбаева Ш.К. ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ В РАБОТЕ НАД УЧЕБНЫМИ ТЕКСТАМИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22635 (дата обращения: 06.10.2024).