Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

СОДЕРЖАНИЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Плугарь О.А. 2, 1 Кононова Т.М. 2 Горева О.М. 3 Ситева С.С. 3
1 ООО «Газпром добыча Ноябрьск»
2 Тюменский государственный институт культуры
3 Тюменский государственный нефтегазовый университет
В статье изложено авторское видение процесса социализации социально-демографической группы «молодежь», факторов формирования ценностных ориентаций молодежи и роли государственной региональной политики для вышеуказанных факторов. Авторы детерминируют «личность» как социальное качество, приобретаемое в обществе, а впоследствии сама личность формирует, преобразовывает общество. В представленном материале идет речь о том, что основу личности образуют социально значимые качества, культурно-историческая среда, важнейшими компонентами ее структуры и факторами развития являются духовные принципы — ценности, убеждения, воля, знания, сознание и самосознание, мораль и нравственность. В статье подчеркивается признание системы ценностей и ценностных ориентации личности как одной из основных, определяющих большинство остальных структурных ее свойств диспозиций. Трактуя социализацию как процесс усвоения социально-исторического опыта, авторы рассматривают контент региональной молодежной политики как важнейший агент и этап социализации, в котором идет накопление и усвоение этого опыта, что способствует проявлению активности личности, формирует способность личности к активной стороне социализации – преобразованию исторически накопленного человеческого опыта. Основные выводы отражены в следующих положениях: для формирования принципиально новой личности XXI в. следует воспитывать сознание, самосознание, нравственность подрастающего поколения, особое внимание направить на формирование ценностных ориентаций, общей культуры и образованности, толерантности и креативности личности.
личность
социализация личности
ценности
ценностные ориентации
молодежь
молодежная политика
самореализация
активность личности
1. Горева О.М., Кононова Т.М., Ситева С.С. Система высшего образования как сфера формирования ценностных ориентаций молодежи // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2; URL: www.science-education.ru/122-21398.
2. Закон о молодежной политике / Сборник законодательных и других нормативных актов Тюменской области, регулирующих отношения в сфере образования. – Тюмень, 1999. – 188 с.
3. Кононова Т.М. Социологическая концепция формирования личности XXI века // автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук / Тюменский государственный нефтегазовый университет. Тюмень, 2005.
4. Кононова Т.М. Формирование ценностных ориентаций молодежи на этапе высшего образования // Академический вестник. — 2009. — № 3. — С. 46–50.
5. Павлов Б.С., Стожаров А.В., Тарабрина Л.С. Молодежь Крайнего Севера на переломе российских реформ (опыт социологического мониторинга в северном регионе. 1992–2005 гг.). Екатеринбург—Надым. Мэрия муниципального образования г. Надым и Надымский район. Институт экономики УрО РАН. Научно-исследовательский центр «Горизонт-М», 2005. – 556 с. – С. 37–75.
6. Резник Ю.М. Человек и общество (опыт комплексного изучения) // Личность. Культура. Общество. – 2000. – Т. 2; Вып. 4/6. URL: www. lko. ru/lko/jur_ reznik_2_3_00.htm
7. Социология молодежи: Учебник/ Под ред. проф. В.Т. Лисовского. – СПб: Изд-во С-Петербургского университета, 1996. – 460 с.
Социология рассматривает личность как продукт общественных отношений, как социальную систему, имеющую сложную структуру. Социологи определяют в качестве основных составляющих системы «личность» интересы, потребности, ценности, ценностные ориентации, мировоззрение.

Среда жизнедеятельности и развития личности, характер ее деятельности, совокупность социальных ролей - основания для социологической характеристики личности. Можно утверждать, что синтез всех объективных отношений и деятельности, а также внутренних, основных психологических характеристик определяет социологическую трактовку термина. Таким образом, личность является результатом внешнего воздействия и внутреннего его преобразования.

Можно привести общепринятую точку зрения о том, что личность как объект социальных отношений характеризуется через понятия: «социализация», т.е. усвоение ею социальных требований и функций [ролей] как результат активного включения в социальную общность; «идентификация» как осознание своей принадлежности к данной общности; «ролевая идентификация» - принятие общественно заданных функций и групповых требований, отвечающих интересам и потребностям субъекта [3, с. 21].

Выступая как субъект социальных отношений, личность рассматривается социологией через понятия: «самосознание» [осознание личностью своей самобытности в обществе], «нормативное сознание» и «система ценностных ориентации личности».

Социологический анализ выделяет в личности именно социально-типическое как целостность необходимых функций, качеств, знаний, ценностных ориентаций и социальных установок. Таким образом, социология изучает человека не просто в его социальном качестве, т.е. как личность, что сближает ее с другими социальными науками, а в совокупности его институциональных связей с обществом. Человек как личность в реальной социальной жизни является представителем множества социальных институтов - семьи, школы, трудового коллектива или организации и т.д. [6].

При наличии многообразия подходов к понятию «социализация личности» ученые единодушны во мнении, что субъектом исторического развития является личность, формирующаяся в ходе социализации, в процессе интеграции индивида в общество, в различные социальные структуры посредством усвоения им социальных норм и ценностей, иными словами - исторически накопленного человеческого опыта. Сторонниками данной концепции являются О.Г. Брим, Л. Колберг, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Ш. Де Лов, Дж.Г. Мид, Т. Парсонс, Ж. Пиаже, Н. Смелзер, Э. Эриксон и др. Следует отметить, что среди западных ученых существует тенденция трактовки социализации скорее как адаптации индивида к условиям окружающей среды.

Ряд авторов подчеркивает наличие второй, «активной» стороны социализации - преобразования исторически накопленного опыта (Г.М. Андреева, К.Г. Барбакова, С.С. Батенин, частично - Л. Колберг, В.В. Москаленко и др.). Авторское видение этой проблемы не просто обобщает, но развивает сложившиеся ее трактовки, рассматривая социализацию как единство усвоения и преобразования исторически накопленного опыта. Приводятся следующие стадии социализации: младенчество, детство, школьный возраст, юношество, зрелость, старость, у западных ученых в данном контексте фигурирует термин «развитие личности». Из этого направления следует выделить имена Ч.Х. Кули, Дж.Г. Мида, Ж. Пиаже, особое внимание придающих стадиям, условно обозначенным как «детская и юношеская стадии социализации». Взяв за основу теорию социализации Н. Смелзера, содержание всего процесса социализации можно представить как совокупность и взаимообусловленность факторов (агентов, сфер) и этапов (или стадий).

Социализация личности осуществляется при воздействии так называемых агентов (термин введен Н. Смэлзером). Это те общественные организации, социальные институты, люди, социальные группы, которые способствуют процессу социализации. На младенческой и детской стадии развития личности - это родители, воспитатели, учителя. На юношеской стадии - это в основном сверстники, в более взрослом возрасте - друзья, сотрудники и т.д. Огромную роль играют и средства массовой информации, а также факторы системы государственной политики.

Исходя из вышеизложенного приведем авторское заключение: если рассматривать социализацию как усвоение опыта, то личность выступает в качестве объекта социализации, а если рассматривать социализацию и как процесс преобразования личностью этого опыта, личность является субъектом социализации. Преобразование - это результат развития личности, интеллектуального и творческого, что закладывается образованием.

Целесообразной представляется трактовка термина «личность» как качества, взятого в отношении к обществу. Совокупность в результате деятельности человека интегрированных в нем черт, и есть свидетельство его личностного статуса. Можно вести речь о том, что социальная структура личности складывается из следующих компонентов: места человека в системе общественных отношений, социальных ролей, потребностей, ценностей, интересов.

Теория ценностей, составляющих структуру личности, была предложена после введения этого понятия в социологию М. Вебером. Г. Лотце, Г. Мюнстенберг определили значимость аксиологического подхода в логических и философских концепциях. Неокантианцы Баденской школы В. Виндельбанд и Г. Риккерт впервые дифференцируют два понятия - «оценка» и «ценность». К концепции ценностей обращались Т. Парсонс и Э. Дюркгейм, М. Шелер [3, с. 17].

Общечеловеческие ценности - одно из наиболее часто встречающихся ныне словообразований, постоянно попадающих в наше поле зрения на страницах газет и журналов. Ценность и духовный мир личности определяются наличием сформированных ценностных ориентаций, мерой его вклада в социальное развитие, спектром его общественных интересов, богатством и разнообразием связей и взаимоотношений с обществом [1].

Ориентация как результат характеризуется наличием и владением широким кругом знаний и подразумевает одновременно то, что приобретенный человеком уровень - это необходимый базис для постоянного поиска, развития, совершенствования имеющихся представлений. В этом смысле понятие «ориентация» характеризуется гибкостью, эрудицией, тезаурусом, проблемностью. Ориентация в данном случае предполагает наличие эмоционального состояния уверенности в правильности избранного направления мысли, поступка. Такое состояние окрашивает деятельность и общение человека.

Стремление к самореализации, к самоосуществлению себя в жизни - важнейшая потребность человека. Являясь активным субъектом свободного развития в системе общественных отношений, личность нуждается в воплощении своих способностей, масштаб личности определяется значимостью совершаемого [4].

Будучи итогом достаточно длительной и интенсивной работы самосознания, готовность человека к осознанному активному участию в общественной жизни вырабатывается в границах диалектического процесса становления его личности. Процесс этот органично включает в себя: познание мира и выработку к нему ценностного отношения; самопознание в целях определения собственных стремлений и творческих возможностей; выделение ценностей-целей и ценностей-средств, образующих в своей неразрывности целостную жизненную позицию.

Именно поэтому большое значение обретает тот этап жизненного пути человека, на котором создаются духовные, по своей сути мировоззренческие предпосылки для индивидуально-личностной включенности в динамичную систему общественных отношений. Этап этот носит название самоопределения.

Трактуя социализацию как процесс усвоения социально-исторического опыта, в качестве важнейшего фактора формирования ценностных ориентаций молодежи в процессе социализации и самореализации следует рассматривать молодежную политику, осуществляемую соответствующими государственными структурами применительно к социальной группе «молодежь», когда идет накопление и усвоение этого опыта, что в свою очередь способствует проявлению активности личности, формирует способность личности к активной стороне социализации - преобразованию исторически накопленного человеческого опыта.

Особый интерес представляет рассмотрение процессов социальной адаптации и трансформация социальных ориентации людей в поколенческой фазе их молодости в «переходный» период развития современного российского общества. Именно в этой фазе происходят коренная ломка юношеских стереотипов отношения к действительности и формирование новых форм самосознания и социального поведения.

В.Т. Лисовский обратил внимание на то, что, «включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама. Обратное воздействие условий и отношений на социальную деятельность и активность молодежи происходит опосредованно через ее сознание, в форме определенной структуры потребностей, интересов и ценностей. Мотивационная сфера молодежного сознания, таким образом, является сложным системным образованием и рассматривается как продукт непосредственных условий ее жизнедеятельности в процессе становления молодого поколения как субъекта общественного производства и общественной жизни. ... Фундаментальные мотивационные установки личности формируются в процессе социализации молодежи. ... в процессе которой она не просто познает и усваивает социальные нормы и культурные ценности общества, а преобразовывает их в собственные ценности, интересы, потребности» [7, с. 55-73].

В период становления и развития в России новых общественных отношений закономерно, по мнению Б.С. Павлова, А.В. Стожарова и Л.С. Тарабриной, выдвигается в числе приоритетных проблем включение молодого поколения в осуществляемые экономические, политические, социальные, духовные преобразования. От масштабности, глубины и сроков осуществления этих процессов зависит в целом успех реформирования российского общества. «Когда стремительно преображается мир, - подчеркивал В.В. Путин в одном из своих выступлений, -  когда позиции государств определяют прежде всего интеллектуальные ресурсы, передовые технологии и наукоемкие производства, высокий уровень развития науки является важнейшим условием динамического роста экономики, конкурентоспособности и процветания России» [5, с. 37-75].

Социальный статус молодежи во всех конкретных обществах и во все времена в главном одинаков: молодежь одновременно объект и субъект социализации. Данная группа общества по законам преемственности (по закону отрицания отрицания) осваивает наследуемые общественные отношения, духовные и материальные ценности конкретного общества с целью их последующего воспроизводства. Будет ли это простое или расширенное воспроизводство, зависит от уровня социального развития молодежи как продукта самого общества. А этот уровень в свою очередь в решающей степени зависит от взгляда общества на молодежь; что такое она в его глазах - только объект воздействия, прежде всего объект и отчасти субъект или же прежде всего субъект, а затем объект и т.п. [5, с. 37-75].

Законы о молодежи и молодежной политике во второй половине XX - начале XXI вв. были приняты почти всеми крупными городами Российской Федерации. Анализ, проведенный авторами, показал, что многие законы являются идентичными. И это оправдано существующими общими проблемами для российских городов. Естественно, что в отдельных законах, акцентируя внимание на конкретных специфических сторонах жизнедеятельности молодежи того или иного города, приняты соответственно типичные для сложившихся ситуаций законодательные решения.

Тюменской Областной Думой 19 декабря 1996 г. был принят Закон о молодежной политике, определивший правовые, экономические, социальные и организационные условия осуществления в Тюменской области молодежной политики [2]. Закон предусматривал в соответствии с законодательством Российской Федерации меры, принимаемые органами государственной власти области по обеспечению прав и свобод молодых граждан, молодежных и детских объединений при государственной поддержке их в системе долевого финансирования из средств областного бюджета и внебюджетных фондов области, выделяемых на эти цели [2].

В данном случае показателен пример реализации молодежной политики Департаментом молодежной политики и туризма Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области.

Так, деятельность детских и молодежных общественных объединений региона обусловлена такими направлениями, как: пропаганда здорового образа жизни, защита окружающей среды, развитие и поддержка туристических молодежных клубов и объединений, содействие реализации творческого и интеллектуального потенциала молодежи, организация досугов сверстников посредством проведения различных мероприятий, развитие молодежных СМИ, гражданско-патриотическое воспитание молодежи, содействие повышению трудовой активности молодежи, развитие и поддержка институтов молодых семей, повышение электоральной активности молодежи.

Одним из наиболее успешно развивающихся направлений деятельности ДиМОО является пропаганда здорового образа жизни. Так, активом регионального молодежного проекта «Беги за мной! Ямал!» в 2014 г. было проведено 110 мероприятий с привлечением в них к участию более 3000 человек.

Еще одним многочисленным по числу участников объединений и количеству проектов направлением является деятельность по защите окружающей среды.

Развитие процесса содействия реализации творческого и интеллектуального потенциала молодежи обусловлено деятельностью детских и молодежных общественных объединений по созданию условий для реализации вышеуказанного, а именно: проведение конкурса молодежной социальной рекламы (г. Муравленко, 100 человек), зональный турнир по дебатам «Полярный формат» (г. Лабытнанги, 50 человек), районный гражданский форум (Красноселькупский район, 300 человек) и др.

В рамках организации досуга сверстников посредством проведения различных мероприятий представителями детских и молодежных общественных объединений в отчетном периоде проведено более 500 мероприятий различных форматов.

В 2014 г. поисковым отрядом «Афганец» (МБОУ ДОД «Станция юных техников», г. Салехард) с целью осуществления политики гражданско-патриотического воспитания молодежи были организованы и проведены следующие мероприятия: межрайонная военно-спортивная игра «Обдорские Витязи» и игра по пейнтболу «Водружение знамени», посвященные 69-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Целью этих мероприятий явились: проверка знаний и навыков по основам военной службы (начальная военная подготовка), общая физическая подготовка, развитие и укрепление территориальных связей между военно-патриотическими клубами, образовательными учреждениями и классами военной подготовки.

В рамках содействия повышения трудовой активности молодежи и формирования у  подростков готовности к осознанному планированию, корректировке и реализации перспективы своего профессионального будущего к реализации модифицированной программы «Уверенность в завтрашнем дне» было привлечено более 3000 представителей образовательных учреждений города Ноябрьска. В рамках указанной программы участникам было предложено: информирование о профессиях и профессиональном образовании, о рынке труда и требованиях профессий к качествам человека, индивидуальное консультирование по выбору профессии, профессиональные игры и тренинговые занятия, а также лекции для родителей по проблемам профессионального самоопределения.

Развитие и поддержка институтов молодых семей в регионе обусловлены деятельностью клубов молодых семей во всех муниципальных образованиях.

В рамках деятельности детских и молодежных общественных объединений региона решаются стратегически важные задачи, в связи с требованиями времени многое подвергается изменениям в рамках различных молодежных течений, определяется главная цель - возможность самореализации каждого представителя подрастающего поколения и молодежи региона. Для достижения указанной цели институтам гражданского общества оказывается поддержка со стороны органов исполнительной государственной власти, органов местного самоуправления, промышленных предприятий, физических и юридических лиц, а также учреждений средств массовой информации.

В рамках информационной поддержки детских молодежных общественных объединений региона в 2014 г. продолжил свою работу портал детских и молодежных общественных объединений, размещенный на сайте департамента молодежной политики и туризма автономного округа.

Резюмируя результаты мероприятий, отражающих деятельность детских и молодежных общественных объединений региона в 2014 г., следует отметить, что активатором активности указанных гражданских обществ стало сотрудничество с правительственными и муниципальными структурами региона в рамках Года гражданского единства. Безусловно, мероприятия года, направленные на развитие и поддержку гражданских инициатив, были реализованы успешно. Одним из ярких доказательств политики правительства региона в области развития гражданского общества стал региональный проект «Карские экспедиции». Указанный проект прошел свое становление от небольшой краеведческой работы по восстановлению истории арктического конвоя времен Великой Отечественной войны к целому комплексу программных мероприятий проекта, а именно: театральная постановка, создание и формирование единой базы данных по ямальцам, призванным в ряды Советской Армии во времена ВОВ, поисковой деятельности, официальным экспедициям к местам крушения транспортных средств конвоя БД-5 и др. Указанная некогда общественная инициатива стала уникальным региональным проектом, направленным на сохранение истории региона. Данный проект является подтверждением успешного сотрудничества органов государственной власти и гражданских институтов.

Вышеприведенные примеры контента региональной молодежной политики - лишь часть всех мероприятий программы.

Учитывая описанные аспекты реализации региональной молодежной политики, следует отметить, что социализация молодежи, осуществляемая в ходе реализации мероприятий, - несомненный и безусловный процесс и результат вышеописанных мероприятий. Социализация - наиважнейший процесс, создающий человека, ибо, учитывая, что человек - биосоциальное существо, именно в этом процессе формируется социальная сущность - личность, которая социализируется на протяжении всей своей жизни во всех сферах своей жизнедеятельности, включая развитие, адаптацию, личностный выбор ценностных ориентаций, постоянное стремление реализовать свои интересы, свои возможности при исполнения разнообразного спектра социально-ролевых функций, обеспечивая взаимодействие и единство себя как субъекта активного действия и как объекта не менее активного воздействия общества, государства, социальных институтов, личностей и т.д. Для этого необходимо воспитывать сознание, самосознание, нравственность подрастающего поколения, формировать ценностные ориентации, общую культуру и воспитывать толерантность и креативность личности.

Рецензенты:

Белоножко М.Л., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень;

Барбаков О.М., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень.


Библиографическая ссылка

Плугарь О.А., Плугарь О.А., Кононова Т.М., Горева О.М., Ситева С.С. СОДЕРЖАНИЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22616 (дата обращения: 29.03.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074