Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ АВСТРАЛИИ

Миронова В.Н. 1
1 ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
В статье рассматриваются основные тенденции инновационного развития экономики Австралии. Долгие годы страна была исключительно поставщиком сырьевых товаров на международный рынок, обеспечивая развитые страны необходимыми ресурсами. Переход от сырьевой зависимости к построению «новой экономики» продолжается несколько десятилетий, проведены комплексные социально-экономические реформы, способствовавшие созданию основ для дальнейших преобразований. Благодаря эффективной экономической политике правительства достигнуты значительные результаты в развитии науки, технологий и инноваций. Тем не менее сохраняются определенные трудности на этом пути, преодоление которых создаст условия для повышения конкурентоспособности австралийской экономики, роста производительности труда, позволит противостоять растущим внешним вызовам.
инновационная политика инновационный индекс
национальная инновационная система
экономическая реформа
глобальный сырьевая зависимость
1. An Evaluation of the Australian Experience [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.oecd.org http://www.worldbank.org (дата обращения 15.09 2015).
2. Сommersialization australia [ электронный ресурс] – режим доступа: http:// www.gov.au/about us/pages/default.espx (дата обращения 11.12 2014).
3. Drivers of Change in Australian Industry 2010. Australian Government Department of Industry, Innovation and Science. 2010 [электронный ресурс] – режим доступа: http://www australia.gov.au (дата обращения 20.09 2015).
4. Global Innovation Index 2015 [электронный ресурс] – режим доступа http://www.wipo.int (дата обращения 12.09.2015).
5. Innovation Report and Studies RD Tax Concession Impact on the Firm aspx[‘электронный ресурс] – режим доступа: http://www.innovation/gov.au [дата обращения 15 декабря 2014].
6. National Enabling Technology Strategy. Department of Industry, Innovation and Science 2010[электронный ресурс] – режим доступа: http: //www. Australia.gov.au (дата обращения 11.09 2015).
7. Patterns of Innovation in Australian Business Australian Bureau of Statistics 2007, Summary of IT use and Innovation in Australian Business June 2013 Australian Bureau of Statistics [электронный ресурс] – режим доступа http://www. abs.gov.au (дата обращения 13.09 2015).
8. Powering Ideas aspx-147k [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.innovation/gov.au (дата обращения 15.12 2014).
9. Quality Review of the technology balance of payment database OECD working paper on globalization of industry DSTI/IND/WPGI 2013 [электронный ресурс] – режим доступа http://www.oecd.org ( дата обращения 11.12 2014).
Большинство стран мирового сообщества сегодня ищет новые  возможности и пути  развития национальных экономик, продвижение по которым позволит им приобрести более высокий социально-экономический статус, занять достойное место в международном разделении труда. Одним из таких направлений является наращивание научно-технического и инновационного потенциала.

Эта общая задача воспринимается и решается странами по-разному. Стартовые позиции, сложившиеся стереотипы, ментальность и многие другие факторы привносят определенную специфичность в разработке стратегии развития, выборе средств, скорости и эффективности проводимых мероприятий.

Одним из интересных примеров, относящихся к этой теме, является Австралия, чьи проблемы перехода от сырьевой модели развития к созданию диверсифицированной структуры экономики и экспорта, развитию инноваций во многом созвучны российским реалиям.

Процесс модернизации экономики  начался  по инициативе правительства страны в 1960-1970 гг. и был вызван  желанием избавиться от сырьевой зависимости, нестабильности коньюктуры мировых рынков минеральных ресурсов и перейти к развитию обрабатывающих отраслей на основе проведения протекционистской политики и импортозамещения. Однако достигнутые положительные результаты имели краткосрочный эффект. Стала очевидна ограниченность проводимых мер и необходимость проведения более глубоких системных преобразований.

Реформирование экономики проходило в несколько этапов. Последовательно проводились реформы в социально-экономической сфере, трансформировались действующие и создавались новые институты, повышалась эффективность финансовой и денежно-кредитной сферы, осуществлялась демонополизация экономики и развивалась конкуренция. Важной составляющей этого процесса была либерализация внешнеэкономической деятельности. Снижение торговых барьеров способствовало укреплению промышленности, росту производительности труда, создавало возможности  для компаний выходить на международные рынки, получить доступ к новым технологиям. Постепенно осуществлялся рост экспорта не только продукции горно-добывающих отраслей, но и информационных технологий, сложных и средней сложности промышленных товаров, сельско-хозяйственной продукции, расширялось предоставление туристических и образовательных услуг.

Важную роль в социально-экономическом развитии страны сыграл  иностранный капитал, который стал активным участником создания и модернизации многих отраслей австралийской экономики.

Важно также отметить, что руководство страны  осознало и публично признало, что сырьевое богатство является конкурентным преимуществом, которое следует научиться использовать в интересах развития национальной экономики. В этой связи была выдвинута стратегия развития, основанная на том, что диверсификация экономики и экспорта осуществляется не на основе противопоставления «старой» и «новой» экономики или замещения добывающих и обрабатывающих отраслей современными наукоемкими производствами, а на необходимости обеспечивать их взаимосвязь и взаимодополнение. Развивающиеся новые технологии, обладая мультипликационным эффектом, находят широкое применение в сельском хозяйстве, горнодобывающей промышленности, финансовом и информационно коммуникационном секторах.

Достигнутые успехи не являются раз и навсегда данными, и вскоре стала очевидной потребность выработки стратегии дальнейшего развития. После проведения глубокого и всестороннего анализа достигнутых успехов, выявления нерешенных задач и определения новых вызовов Министерство промышленности, инновации и науки предложило стратегию создания национальной инновационной системы. Отмечалось, что структурные реформы и конкуренция, являвшиеся главными факторами экономического роста страны в ХХ веке, по-прежнему сохраняют свою значимость. Однако в современных условиях этого недостаточно и необходим поиск новых источников развития. Таковыми, как и во многих странах, были признаны инновации, генерирование и использование новых знаний, интеллектуальный потенциал, которые должны интегрироваться в часть образа жизни  австралийского общества [8].

Постепенно проявляются контуры инновационной политики, цель которой формирование национальной инновационной системы (НИС). Существуют разные определения этого сравнительно нового понятия. Вместе с тем можно выделить некоторые основополагающие характеристики. В первую очередь развитие государственных и частных институтов, которые взаимодействуя друг с другом, способствуют созданию, распространению и использованию новых технологий, отрабатывают наиболее эффективные методы и инструменты, помогающие реализации основной цели. Важным компонентом НИС является взаимовлияние и связь между производителями и потребителями новых знаний, технологий. Третья составляющая НИС относится к определению и обеспечению оптимального сочетания рыночных инструментов и государственной политики. С одной стороны, конкуренция является необходимым условием и стимулом развития науки, технологий, а с другой стороны - инновационная система не может создаваться и функционировать без активного участия государства. В целом это длительный процесс, который предполагает выращивание, встраивание и координацию многочисленных элементов, являющихся составными частями  этой  системы.

Каждая страна, продвигаясь по этому пути, привносит свое понимание и  особенности в реализации конечной цели. Складывающийся инновационный профиль Австралии также имеет свою специфику, которая заслуживает внимания не только с точки зрения достигнутых результатов, но и трудностей, с которыми страна сталкивается на этом пути.

Особо важно выделить  факт, что исходным условием становления инновационной системы в любой стране  является разработка  и определение ориентиров и критериев оценки инновационной политики, ключевых понятий, классификации. В результате изучения международного опыта в Австралии был принят документ, получивший название «Руководство  Канберры», который содержит ряд рекомендаций по методологии сбора и оценки сведений об инновационных процессах, отслеживанию связи с развитием экономики; формированию системы  стандартов, сопоставлению результатов с данными других стран и в конечном счете по принятию политических решений [7].

Исходя из международного опыта Бюро Статистики Австралии (Australian Bureau of Statistics) (ABS) выделило три основные категории инноваций в производственной сфере: производство новых или существенно улучшенных товаров и услуг, новый процесс производства или доставки товаров, совершенствование организации и управления. По австралийским меркам бизнес считается инновационным, если он предложил или применил  одну из трех категорий инноваций в течение года. Выбранные направления исследования  классифицируются на основе типа, области исследования и применения, социально- экономических целей.

Национальная стратегия по развитию передовых технологий  выделяет отрасли, которые составили так называемое «ядро развития»: информационно-коммуникационные технологии, нанотехнологии, биотехнологии. Потенциал  отраслей оценивается, исходя из трех позиций: воспроизводство самой отрасли, развитие смежных отраслей и диверсификация экономики [6].

Традиционная научно-техническая политика и переход к инновационной направленности предполагает участие государства. В Австралии государство активно выступает как соучастник инновационного процесса: формирует благоприятные условия для становления инновационной среды, вырабатывает стратегию, осуществляет финансирование приоритетных проектов, развивает новые институты, стимулирует развитие человеческого потенциала, выполняет координирующую роль.

Создаются совместные исследовательские центры (Cooperative Research Centres), которые предполагают государственно-частное партнерство. Новые проекты, требующие финансирования, рассматриваются каждые два года. Обычно выполнение программ рассчитано на 7 лет. Дополнительные средства выделяются только в том случае, если  по истечении двух лет работа признана удовлетворительной.

Интересна практика отбора проектов. Формируется комиссия, которая, как правило, состоит из двух независимых внешних экспертов (один - представитель фундаментальной науки, другой - науки о жизни); отечественных ученых и исследователей международного уровня, представляющих разные области знаний; и комитета исследовательского центра.  В результате трех процедурных раундов оценки проектов экспертная комиссия представляет предложения, с которыми комитет выходит в министерство по науке, где принимается окончательное решение о выделении средств.

В современных условиях становится все более проблематично самостоятельно осуществлять  научные исследования и проводить опытно-конструкторские работы в силу рискованности, сложности и дороговизны проводимых мероприятий и испытаний. В этой связи большое значение придается налаживанию  международного взаимодействия и кооперированию. Приветствуется создание конкурирующих проектных групп, которые объединяют ученых разных стран (США, Япония, Финляндия, Австралия), работающих по определенным направлениям научных исследований  и прикладным разработкам.

 Большое внимание уделяется инвестициям в человеческий капитал и организации современной системы образования Австралии, которая высоко оценивается по международным рейтингам. В результате последовательных реформ сложилась новая практика. Австралийские университеты - это не только образовательные, но и научно-исследовательские центры, объединяющие участие государства, университета и представителей заинтересованного бизнеса. Государство осуществляет целевое финансирование исследований на конкурентной основе, ориентируясь на  перспективные, востребованные экономикой и соответствующие мировым стандартам проекты.  Университеты принимают участие в обсуждении вопроса о характере распределения средств. Бизнес выступает как заказчик и потенциальный потребитель произведенного продукта.

 Большое распространение в Австралии получили различные формы инновационных кластеров, которые специализируются на развитии информационно-коммуникационных технологиях - Балларат (Ballarat Information Сommunication Technology Сluster), Австралийский технологический парк (Australian Technology Park) имеет широкий спектр деятельности, особое внимание уделяется оказанию помощи начинающим высокотехнологичным компаниям в области биоиндустрии.

Важное место в косвенных методах стимулирования научно-исследовательской и инновационной  деятельности занимает государственная налоговая политика. Современная налоговая система поощрения R&D существует с 2011 года, заменив положения, разработанные в 1986 году. Согласно отчету, подготовленному компанией Deloitte «2013 Global Survey of R&D Tax Incentives», налоговый вычет на R&D составляет 45 % для предприятий с валовой выручкой до 20 млн дол и 40 % - для остальных компаний. Налоговые льготы применяются к иностранным компаниям, осуществляющим научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность на территории страны. Размер налогового вычета устанавливается от 40 % до 45 % в зависимости от оборота компании. Сумма льгот, предоставляемых в сфере R&D, превосходит объем бюджетного финансирования [5].

Одним из показателей уровня развития инновационной деятельности являются  совокупные расходы на R&D, которые составляют немногим более 2 % ВВП Австралии, что меньше среднего уровня по странам ОЭСР. Доля государства составляет 0,5 % общего объема расходов [1].

Однако не всегда эффективность инновационной деятельности напрямую зависит от размера затрат. Во многих случаях она обусловлена другими факторами, которые  могут иметь определяющее влияние. Анализ деятельности крупных компаний  высокотехнологичных отраслей показал отсутствие прямой зависимости между ростом расходов на R&D и успехами бизнеса [3].

Одним из слабых звеньев формирующейся  инновационной системы Австралии является коммерциализация, которую часто называют «долиной смерти». Государство предложило программу «Commercialisation Australia», целью которой является помощь научно-исследовательским центрам, университетам, инновационным компаниям в выведении новой продукции на рынок. Создан Институт Австралийского Союза по вопросам Коммерциализации (Commonwealth Commercializing Institute), на базе которого разрабатываются проекты коммерциализации новых технологий с участием опытных специалистов. Финансовая поддержка поступает от источников, заинтересованных в приобретении продукции [2].

Австралия зависит от импорта технологий и является чистым импортером. Например, в 2013 году было израсходовано 8,3 млрд дол на покупку новых технологий, а доходы от продажи интеллектуальной собственности и технологий на международном рынке составили 4,9 млрд дол. В то же время страна имеет положительный торговый баланс по этой статье с некоторыми странами Азии и странами, не являющимися членами ОЭСР [9].

В Австралии импорт технологии считают вполне объективным и закономерным явлением и не испытывают по этому поводу комплекс неполноценности. Ни одна страна сегодня не в состоянии себя полностью обеспечить новыми товарами и услугами. Тем более  что импорт нового оборудования, технологических процессов предполагает соответствующую подготовку кадров и наличие адекватной инфраструктуры в стране-импортере, что уже само по себе является шагом вперед в научно-техническом прогрессе.

Процесс модернизации экономики и вывод ее на новый уровень развития не всегда был успешен. Тем не менее вера в необходимость и возможность преобразований сохранялись в обществе. В этой связи большое значение придается формированию общественного мнения в пользу проводимых реформ. Организована большая работа по разъяснению причинно-следственной связи между преобразованиями и улучшением условий жизни людей, используются разные методы для привлечения интереса населения и соучастия в проводимых мероприятиях.

На сайте австралийского бюро статистики публикуются данные о ходе инновационной деятельности, показателями которой называют индикаторы прогресса (предварительно определяются понятие и критерии прогресса).

В целом в правительственных документах и отчетах соответствующих ведомств признаются положительные сдвиги в развитии науки, знаний, инноваций. Вместе с тем  доминирует достаточно критическая оценка успехов, достигнутых Австралией в  научно-техническом и инновационном прогрессе. Недоиспользован научный, инновационный потенциал, человеческие ресурсы в контексте решения поставленных задач, связанных с повышением конкурентоспособности австралийской промышленности, создания добавленной стоимости, роста производительности труда и эффективности. Инновационные достижения страны  оцениваются как средние по сравнению с другими  странами ОЭСР.

В Глобальном Инновационном Индексе (Global Innovation Index) 2015 представлены данные  по 141 стране, исходя из определения 79 индикаторов. Второй год подряд Австралия удерживает 14-ое место, продвинувшись на эту позицию с 19-ого места в 2013 году.

Индекс построен по принципу оценки эффективности инновационной деятельности с двух позиций: показатели, которые необходимы и способствуют  развитию инновационной экономики (на входе), и показатели, которые определяют результат (на выходе).

Австралия  занимает 10-ое место по созданию условий, необходимых для развития «новой экономики», и  24-ое место по эффективности результатов инновационной политики. Страна имеет наиболее сильные позиции в области институциональных основ, человеческого капитала, инфраструктуры [4].

Эти показатели свидетельствуют  о том, что Австралия за сравнительно небольшой промежуток времени добилась видимых результатов в развитии науки, инноваций и технологий. Вместе с тем остается ряд тем, которые требуют пристального внимания.

Среди них следует выделить  недостаточную системность  экономической политики правительства, невысокий уровень инновационной культуры бизнеса и менеджмента, неразвитость венчурного бизнеса, неудовлетворительный уровень взаимодействия и координации между научными организациями и запросами частных промышленных компаний.

В целом, подводя итоги можно сказать, что  многоаспектность факторов и связей, которые оказывают воздействие на активизацию научно-исследовательской и внедренческой деятельности, взаимоотношения государства, науки, бизнеса и общества являются основой общенациональной программы технологической и инновационной направленности  развития Австралии.

Рецензенты:

Котляров Н.Н., д.э.н., профессор кафедры «Мировая экономика и международный бизнес», Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва;

Поспелов В.К., д.э.н., профессор кафедры «Мировая экономика и международный бизнес», Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва.


Библиографическая ссылка

Миронова В.Н. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ АВСТРАЛИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22596 (дата обращения: 18.02.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074