Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОНЯТИЙНЫЕ АСПЕКТЫ ИМИДЖА РУКОВОДИТЕЛЯ И ПРОЦЕССА ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Константинова В.Г. 1 Мокшеев В.А. 1
1 ГОАУ ЯО «Институт развития образования»
В данной статье авторы сделали попытку конкретизировать понятия «имидж», «формирование имиджа», «сформированный имидж» применительно к имиджу руководителя образовательной организации. Авторы обосновали влияние среды (в данном случае – системы дополнительного профессионального образования) на формирование имиджа руководителя, а также представили структурно-функциональную и процессную модели формирования имиджа руководителя образовательной организации. Учитывая, что имидж руководителя во многом определяет конкурентоспособность и успешность всей организации, авторы акцентировали внимание не просто на дефиниции категории «имидж», а на условиях и средствах его формирования. В статье представлен собственный взгляд авторов на процесс формирования имиджа руководителя в логике реализации структурно-функциональной и процессной моделей как основы блочно-модульной программы освоения средств формирования имиджа в процессе дополнительного профессионального образования.
средства и условия формирования имиджа
структурно-функциональная и процессная модели формирования имиджа
дополнительное профессиональное образование
двойственность природы имиджа
формирование имиджа
имидж
1. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/310362/ (дата обращения 10.09.2015).
2. Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. М.: Наука, 1977. — 312 с. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/843616/ (дата обращения 10.09.2015).
3. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.efremova.info/word/imidzh.html#.VhU-9dhBbig (дата обращения 10.09.2015).
4. Койшибаев Б.А. Педагогический мониторинг комплексного образования (тезаурус и модели). НИИ среднего и профессионально-технического образования. АЛМАТЫ, 1998 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.rypravlenie.ru/wp-content/uploads/2014/10/08-Koyshibaev.pdf (дата обращения 13.09.2015).
5. Константинова В.Г. Генезис исследования проблемы формирования индивидуального профессионального имиджа в теории и практике // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4; URL: www.science-education.ru/127-21311 (дата обращения: 14.09.2015).
6. Математическая энциклопедия [Электронный ресурс] // Режим доступа: // http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_mathematics/3803/ (дата обращения 13.09.2015).
7. Новый Англо-Русский толковый словарь по маркетингу и торговле . 2005 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://slovar-vocab.com/english-russian/new-marketing-commerce-vocab/image-1211142.htm (дата обращения 09.09.2015).
8. Новый словарь иностранных слов. – Мн.: Современный литератор, 2006. – 1088 с.
9. Праиндоевропейские слова на *A (Старостин). [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.proto-indo-european.ru/dic-starostin/iee-a.htm (дата обращения 01.09.2015).
10. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ozhegov.org/ (дата обращения 01.09.2015).
11. Полный церковно-славянский словарь (с внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений). Составил священник магистр Григорий Дьяченко / Издательский отдел Московского патриархата. М., 1993.
12. Семенцов В.В. Исцеление языковой личности. СПб., 2008.
13. Словарь значений слов русского языка. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://slovar.kakras.ru/ (дата обращения 02.09.2015).
14. Толковый словарь английского языка Мерриам-Уэбстер. 2012 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://slovar-vocab.com/english/merriam-webster-dictionary/image-8805430.html (дата обращения 02.09.2015).
15. Фасмер Макс. Этимологический словарь русского языка. В 4 т. / М.: Прогресс, 1986.
16. Философская энциклопедия [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/4646/ (дата обращения 02.09.2015).
17. Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь. 2013. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://antropology.academic.ru/ (дата обращения 02.09.2015).
18. Философская энциклопедия [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1013/ (дата обращения 10.09.2015).
19. Шихарев П. Говорите с общественностью по-русски. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://soob.ru/n/1999/1/2/0 (дата обращения 10.09.2015).
20. Щедровицкий Г.П. Проблемы и проблематизация в контексте программирования процессов решения задач. Доклад на симпозиуме «Логика научного поиска». 30.11.1977 [Электронный ресурс] // Режим доступа: fondgp.ru/lib/seminars/2006-2007/pre/2 GP._Problematizatciya.... (дата обращения 10.09.2015).
21. Calvert Watkins, The American Heritage® Dictionary of Indo-European Roots, 2000. http://www.proto-indo-european.ru/dic-watkins/ier-a.htm/ (дата обращения 10.09.2015).

Имидж как феномен известен с древнейших времен. Он играл очень значимую роль в социальных, экономических или политических процессах на протяжении всего исторического развития человечества и цивилизации. Первые технологии формирования имиджа применялись задолго до того, как Д. Бурстин и К. Болдуинг в середине ХХ в. впервые применили этот термин. Например, с помощью определенного имиджа (внешней атрибутики, жестов, запаха, мимики, нарядов) вождь племени еще в эпоху первобытнообщинного строя, применяя создание нужного образа, мог воздействовать на поведение соплеменников. Наличие у современной организации развернутого вовне имиджа является необходимым условием достижения ее устойчивой деятельности на рынке предоставляемых услуг в течение длительного времени.

Устойчивость и время жизни организации все больше напрямую зависят от заинтересованности разных целевых групп в ее существовании. Не случаен и рост внимания к формированию позитивного имиджа организации. Имидж становится одним из ведущих средств, «визитной карточкой» организации, создаваемой с целью произвести нужное впечатление на окружающих в системе общественных связей. В современном обществе имидж рассматривается в качестве мощного интеллектуального капитала организации, а имидж руководителя во многом определяет ее конкурентоспособность и успешность. Исследуя современную роль имиджа образовательной организации, мы пришли к выводу, что имидж организации напрямую связан с образом руководителя. Более того, репутация организации, ее успешность и конкурентоспособность «привязаны» к имиджу руководителя. Феномен имиджа как проблема исследований интересует многих ученых. Большое количество теоретических исследований по проблеме имиджа, научно-методических работ, описывающих опыт формирования имиджа, говорит о сложности рассматриваемого вопроса. Проведенный нами анализ теории и практики формирования имиджа показал, что сегодня мы имеем дело с процессом статуирования имиджелогии как науки и расширением понятий «имидж» и «профессиональный имидж» в области профессионального образования в целом и профессиональной подготовки руководителей сферы образования в частности [5].

В данной статье мы сделали попытку ответить на вопросы: что такое имидж, что есть формирование имиджа, как «выглядит» сформированный имидж, зачем он нужен руководителю и как имидж руководителя влияет на имидж организации. Ниже мы представим некоторые тезисы, касающиеся понятийных аспектов имиджа, процесса его формирования, и модель формирования имиджа руководителя образовательной организации в ДПО.

В переводе с английского image означает «образ, изображение, икона, кумир, идол» [23]. В словарной статье «IMAGE» в Новом Англо-Русском толковом словаре по маркетингу и торговле 2005 г. image определяется как «… репутация, престиж, лицо, образ (впечатление, которое страна, фирма, политический деятель, кинозвезда, товар, торговая марка и т.п. производят на окружающих благодаря собственным характеристикам или с помощью пропаганды в средствах массовой информации…)» [7]. Новый словарь иностранных слов определяет имидж как «целенаправленно формируемый образ лица, явления или предмета, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популярности, рекламы и т.п.» [8]. Толковый словарь английского языка Мерриам-Уэбстер 2012 г. в качестве источника этого слова указывает на латинские imagin-, imago («мнимыми, изображения») связанных с латинским imitari – «имитировать» (выделено нами), а также на сходные по значению слова semblance («видимость, подобие»), impression («впечатление») [14]. Этимология слова имидж указывает, что это образование от праиндоевропейского корня *aim – . Copy (выделено нами). Oldest form… 1. Suffixed full-grade form *aim-olo-. emulate, emulous, from Latin aemulus, emulous. 2. Zero-grade form *im- a) imitate; inimitable from Latin imitre, to imitate, from suffixed form *im-eto-; b). image, imago, imagine, from Latin img, image (.....compare Hittite imma-, ritual substitute (ритуальный заменитель (выделено нами))[21]. Англ. значение: similarity, resemblance. Хеттский: himma- c. 'Nachahmung; Substitut (im Opferkult)' (Tischler 245). Латинский: imagō, -inis f. '(Ab)bild'; imitor, -ārī 'nachahmen'; aemulus, -a, -um 'старающийся не уступать, соревнующийся; подражающий, воспроизводящий; подобный'. Значение: сходство, подобие[9]. В различных словарях основным понятием при переводе с английского image является слово образ. (Образ - приставка об- + корень раз. Об- «вокруг» + раз «и.-е. корень *or-dh – «резать», «отделять» =....«отделение от окружающего». Однокоренные слова: образец, образование, заражать, подражать, отражать, поразить, выразить…) [12]. Обобщая изложенное выше, уточним, что в рамках наших рассуждений имидж рассматривается как образ субъекта (коллективного или индивидуального), преобразованный в определенной среде и отраженный в сознании других людей. На схемах 1а и 1b мы зафиксировали наше понимание имиджа.

Таблица 1

Представление авторов статьи об имидже

 

 

 


Схема 1а.

Схема 1b.

Таблица 2

Пояснение к схемам 1а и 1b

 

Овал: A

 


носитель образа (субъект имиджа);

 

 

характеристики субъекта (внутренние, внешние);

 

 

реализуемые носителем образа функции; средства воздействия

 

 

непосредственный контакт носителя образа с людьми

 

среда отражения/преобразования

 

измененные характеристики субъекта (внутренние, внешние)

 

измененные функции; средства воздействия

 

обратная связь;

Кольцо:    B

отраженный в сознании других людей образ субъекта имиджа, формирующий их поведенческие установки

 

Обращаясь к Схемам 1а и 1b, дадим некоторые пояснения.

Схема 1a. Имидж — образ субъекта (коллективного или индивидуального), преобразованный в определенной среде и отраженный в сознании других людей.

Схема 1b. Носитель образа (субъект имиджа), обладающий определенными внутренними и внешними характеристиками, реализует определенные функции в процессе исполнения своей социальной роли (должность руководителя). В определенный момент то, как его воспринимают другие (реальный образ), перестает устраивать субъекта имиджа. И ситуация требует корректировки существующего или формирования нового имиджа. (В рамках данной статьи не ставится задача анализа причин, влияющих на негативное восприятие субъекта имиджа во внешней среде.) Принимая решение о корректировке существующего или формировании нового имиджа, носитель образа попадает (не менее важный вопрос – как) в специальным образом сконструированную среду (например, на курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки). Ключевой процесс в данной среде – овладение руководителем средствами развития деятельности и мышления в профессиональной и личностной сферах. Основным содержанием становится опыт получения руководителем определенного продукта освоенными средствами и анализа средств получения продукта. Под опытом понимается «то, что мы выделяем в нашей деятельности и в нашем мышлении, когда начинаем их рефлексировать» [20]. Результатом является «усвоение знаний, присвоение убеждений, освоение умений и навыков» [4] по изменению/преобразованию:

  • внутренних и внешних характеристик субъекта имиджа;
  • определенных функций в процессе исполнения субъектом имиджа своей социальной роли (должность руководителя).

Назначение измененных характеристик и функций — целенаправленно произвести нужное впечатление на других людей. (Впечатление – образ, который через знания, жизненный опыт, чувства, эмоции впечатывается и запечатлевается в сердце [12]. Однокоренные слова: отпечаток — отличительный признак, свидетельствующий о влиянии чего-нибудь [2]; печать – образ, пример [11]; орудие для выжигания знака [15].)

В ходе изучения теоретической литературы по имиджелогии мы выявили очень важную особенность имиджа, а именно — двойственность его природы. Двойственность обусловлена, с одной стороны, наличием субъекта имиджа и местом, которое он занимает в системе «общественных связей» [19]. (Место — пространство, которое занято кем-чем-нибудь, на котором что-нибудь происходит, находится или где можно расположиться [10], степень участия в чем-л. — в общественной жизни, науке и т.п. [3].) А с другой стороны, двойственность природы имиджа обусловлена наличием либо отсутствием у субъекта имиджа личных качеств, стратегии, идеологии и средств воздействия на факторы, управляющие выбором людей (чувства, образы, эмоции) и необходимостью замены реального образа желаемым, его имитацией и многократным копированием. Важно отметить, что целенаправленное постоянное воздействие формирует определенные поведенческие установки у людей, отождествляющих себя с той или иной позицией, представленной субъектом имиджа.

На схеме 2 представлена модель формирования имиджа руководителя ОО, которая конкретизирует понятие «имидж» и проявляет его двойственную природу. Измененный образ субъекта имиджа прямо или косвенно участвует в формировании поведенческих установок членов социума, изменяя их отношение к руководителю. Через изменение образа руководителя меняется и образ организации во внешнем отражении.

 

Схема 2. Структурно-функциональная модель формирования имиджа руководителя ОО

Таблица 3

Пояснение к схеме 2

 


Группа людей

 

организация

 

личность

среда преобразования/отражения

(условия, средства, процессы, связи, структуры, модели, целевые группы)

 

 

сформированный (отраженный в сознании другого / других) образ субъекта имиджа со своими целями, ценностями, нормами и позициями; образ – самоидентифицированный / отождествленный с субъектом имидж

 

 

Самоидентификация (отождествление) человека с субъектом имиджа (в контексте норм, ценностей, позиций, целей) и демонстрация образцов поведения в рамках обратной связи

Уместно рассмотреть дефиницию понятий «отражение» и «отображение».

Отражение – это всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта [18]. Отразить – значит получить изображение предмета на гладкой поверхности, например в зеркале [13]. Психологи утверждают, что отражение есть простейшая форма копирования кого-либо как способ общения с ним (например, перенимание позы, жестикулирование и т.п.). Это свойство, родственное с ощущением, но не тождественное ему [22].

Отображение – это то, что изображено, т.е. изображение. Математическое понимание отображения как закона сводится к тому, что каждому элементу множества Х ставится в соответствие вполне определенный элемент множества Y, при этом Х может не совпадать с Y [6]. В данном определении для нас значимыми являются возможность совпадения элементов множеств и возможность их несовпадения (т.е. отображение не тождественно отражению). Применительно к имиджу – отображение поведения и деятельности субъекта имиджа в обществе может не соответствовать тому образу, который субъект имиджа планирует (или желает) получить у социума. Причинами могут стать отсутствие условий или их недостаточность для тождественного желанию субъекта имиджа отображения.

Рассматривая формирование имиджа как процесс, мы исходим из понимания процесса как последовательной смены состояний объекта/субъекта. Процесс формирования является одним из процессов, который включен в более широкие группы процессов – эволюционные процессы, процессы изменений. Это наше представление отражено на схеме 3.

Схема 3. Место процесса формирования в эволюционных процессах

Следует пояснить элементы схемы 3.

Эволюционный процесс – это процесс изменения (чаще всего совершенствования чего-либо) во времени [17].

Изменение — это превращение в нечто другое. Изменение характеризуется направлением, интенсивностью, скоростью, длительностью [18].

Формирование – это придание определенной формы [1], а также составление, образование чего-либо. Процесс формирования является объективным и закономерным процессом, человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и общения. Это есть основные характеристики процесса формирования.

В контексте вышеизложенного формирование имиджа руководителя образовательной организации в процессе дополнительного профессионального образования можно представить следующим образом (см. Схему 4).


Схема 4. Процессная модель формирования имиджа в условиях ДПО

Состояние 1. У руководителя ОО сформирован реальный имидж, требующий изменений. В основе – приобретенный опыт получения результатов (РЕЗ) определенными средствами (ЗУН), в разных ситуациях (СИТ), пережитый эмоционально (чувства (Ч), образы (О), эмоции (Э).

Состояние 2. Руководитель ОО в процессе ДПО , в целенаправленно созданных организационно-педагогических условиях , осваивает и присваивает средства модели блочно-модульной программы формирования имиджа в предметной и рефлексивной плоскостях

Состояние 3. Руководитель в организации демонстрирует владение средствами формирования позитивного имиджа ОО, освоенными в процессе ДПО.

Состояние 4. У руководителя ОО сформирован имидж (желаемый/новый/измененный). В основе – приобретенный опыт получения результатов определенными средствами в целенаправленно конструируемых ситуациях.

На схеме 5 изображена модель блочно-модульной программы освоения средств формирования имиджа в процессе ДПО в рамках определенных организационно-педагогических условий:

1) условия, направленные на формирование и стимулирование мотивации обладания профессиональным имиджем;

2) методико-технологические условия, направленные на организацию процесса формирования имиджа (содержание программ профессиональной подготовки руководителей ОО, внедрение инновационных технологий, нетрадиционных форм обучения и комплексное научно-методическое и научно-педагогическое сопровождение процесса формирования имиджа);

3) личностно-развивающие условия (условия, запускающие формирование имиджа за счет экстериоризации внутренних качеств и компетенций рефлексии, саморефлексии и творческой самопрезентации.

Схема 5. Модель блочно-модульной программы освоения средств формирования имиджа в процессе ДПО

Целевой и методологический блоки модели (блоки 1-2) обосновывают необходимость преодоления разрыва между тем, что субъект имиджа «знает», и тем, что «делает». Деятельностный подход в сочетании с системным и компетентностным явился основанием для рассмотрения процесса формирования имиджа с точки зрения структуры деятельности субъекта имиджа, которая, как считает А.Н. Леонтьев, включает в себя потребности, мотивы, задачи, цели, действия, условия, операции, а также объясняет процессы интериоризации и экстериоризации деятельности. Экстериоризация деятельности, на наш взгляд, является одним из механизмов формирования имиджа.

Считаем необходимым пояснить, что формированию субъектности руководителя по отношению к собственному имиджу способствуют и когнитивный аспект, который заложен в содержании программ ДПО (Методологический и Содержательный блоки), и рефлексивная позиция обучающегося руководителя, и имидж преподавателя, который преподает дисциплины предметного поля «Имиджелогия», и, конечно, готовность руководителя и его личная мотивация к этим процессам (Блоки 2-3). Мы пришли к выводу, что поведенческую линию руководителя как носителя имиджа после завершения процесса обучения формирует как раз то, что находится в рамках технологического блока: каким инструментом и какими технологиями он овладел, чтобы пользоваться ими не только на занятиях, но и потом, после завершения курсов – самостоятельно, в собственной профессиональной управленческой деятельности. И здесь важно, в какой мере изучена собственная ценностная сфера, как создается внешний образ, каков уровень владения коммуникативной механикой, насколько велика готовность к постоянному повышению своего образовательного уровня.

Критериально-оценочный блок (уровневый и результирующий) (блок 5) призван выявить следующие результаты.

1. Определены ли необходимые ключевые составляющие компоненты индивидуального имиджа.

2. Сформированы ли компетенции, влияющие на формирование имиджа (рефлексия и саморефлексия, творческая самопрезентация), запущены ли механизмы экстериоризации внутренних качеств.

3. Понятен ли уровень сформированности имиджа (низкий, средний, высокий).

4. Сформирована ли новая компетенция — управление собственным имиджем («Об имидже все знаю, понимаю, могу им управлять!»).

Этот блок связан с Технологическим блоком формирования имиджа, поэтому на схеме это блоки 4-5.

Таким образом, мы рассматриваем имидж руководителя как один из самых важных факторов формирования имиджа образовательной организации и ее позиционирования в социуме. Исходя из нашей позиции, что имидж – это образ субъекта (коллективного или индивидуального), преобразованный в определенной среде и отраженный в сознании других людей, мы формулируем понятие «формирование имиджа». Под последним, учитывая двойственную природу имиджа, мы понимаем целенаправленный и постоянный процесс воздействия как на субъект имиджа, целью которого является формирование определенных поведенческих установок, так и на социум, на который влияет это субъект имиджа. Это влияние происходит под воздействием измененного в ходе непрерывной профессиональной деятельности поведения, под влиянием условий обучающей среды (например, повышения квалификации), самообразования и других факторов. Понятийные аспекты имиджа руководителя ОО являются основанием для разработки цикла имиджелогических дисциплин в рамках программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководителей образовательных организаций. Наше представление об имидже и процессе его формирования является системообразующим в нашей модели формирования имиджа руководителя ОО, которая апробирована и внедрена в системе дополнительного профессионального образования.

Рецензенты:

Золотарева А.В., д.п.н., профессор, ректор ГОАУ ЯО «Институт развития образования», г. Ярославль;

Байбородова Л.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогических технологий Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, г. Ярославль.


Библиографическая ссылка

Константинова В.Г., Мокшеев В.А. ПОНЯТИЙНЫЕ АСПЕКТЫ ИМИДЖА РУКОВОДИТЕЛЯ И ПРОЦЕССА ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22509 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674