Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕТОВ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНОМ ТУРИЗМЕ

Сморчков В.Ю. 1 Голубева Г.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»
В данной статье представлены результаты теоретико-эмпирического анализа структурных компонентов психофизической подготовки в спортивном туризме. По итогам анализа и обобщения научно-методической литературы автором дается собственное определение «психофизической подготовки» и выделяются основные психофизические качества для занимающихся спортивным туризмом. Также предлагается разработанная автором структура психофизической подготовки в спортивном туризме. В эмпирической части статьи обсуждаются результаты исследований морально-психологического климата малой туристской группы, результаты определения уровня специальной туристской подготовленности согласно авторской методике, результаты исследований психофизического состояния на маршрутах, которые проводились в 2013-2014 гг. в горных районах Северного Тянь-Шаня, во время, до и после горных походов 1 и 2 категории сложности среди 18 студентов (11 с начальным уровнем туристской подготовки, 7 со средним уровнем туристкой подготовки). Заканчивается статья основными практическими выводами и рекомендациями по проблематики психофизической подготовки в спортивном туризме.
студенты
психофизическая подготовка
специальная физическая подготовка
психофизическое состояние
морально-психологический климат
спортивный туризм
1. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа: учебник для студентов вузов. М.: Академия, 2002.414 с.
2. Курысь В.Н. Биомеханика. Познание телесно-двигательного упражнения: учебное пособие. М.: Советский спорт, 2013. 368 с.
3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: ФиС, 1991. 324 с.
4. Озеров В.П. Психомоторные способности человека. Дубна: Феникс+, 2002. 320 с.
5. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. М.: ООО «Астрель», 2003. 863 с.
6. Сморчков В.Ю. Методика определения уровня специальной туристской подготовленности в горном туризме // Университетский спорт: здоровье и процветание нации. Материалы V международной научной конференции студентов и молодых ученных в 2 томах. (23-24 апреля 2015 года). – Казань: Поволжская ГАФКСиТ, 2015., т. 2. – С. 269 – 272.
7. Сморчков В.Ю., Петрик Л.С. Медико-биологические аспекты повышения оздоровительной эффективности горных походов выходного дня у студентов // Наука и спорт: современные тенденции. – Казань: ОАО «ТАТМЕДИА» «ПИК «Идел-Пресс», 2014. - № 2 (3). – С. 109 – 116.
8. Таймазов В.А. Теория и методика спортивного туризма: учебник. М.: Советский спорт, 2014. 424 с.
9. Федотов Ю. Н. Организация спортивно-оздоровительного туризма: учебник. СПб.: ООО «Аскорт»: ООО «Репринт», 2007. 381 с.

Спортивный туризм сегодня стоит на пороге коренных перемен, он имеет огромные возможности для того чтобы вернуть бывалую в советский период массовость. Причин этому несколько.

Во-первых, ориентация на внутренний рынок туризма, в связи с политическим кризисом. Так по оценкам главы Ростуризма О.П. Сафронова в 2014 году внутренний туристский поток вырос более чем на 30%. Основными центрами привлечения туристов становятся Краснодарский край, Кавказ и Крым – традиционные районы развития спортивного туризма.

Во-вторых, воссоединение Крыма с Россией – расширение туристско-спортивного пространства.

В-третьих, внесены кардинальные изменения в разрядные требования по спортивному туризму с 2014 года, теперь для получения разрядов нужно накапливать баллы за участие в дистанциях и маршрутах.

В-четвертых, в октябре 2015 года пройдут массовые празднования по поводу 120-летнего юбилея спортивного туризма в России.

Кроме того, среди населения страны в решение задачи увеличения массовости спортивного туризма принесет положительный эффект включение вида испытания «Поход» во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «ГТО».

Будущее развитие спортивного туризма требует научного сопровождения по ряду проблем, в частности необходима проверка и обновление программ по основным сторонам туристско-спортивной подготовки, что предполагает закрепление понятия «психофизическая подготовка», как комплекса между психологической и физической сторонами подготовки туристов. Решение данной научно-методической проблемы определяет актуальность выбора цели нашей работы.

Цель настоящей работы заключается в провидении анализа теоретических особенностей психофизической подготовки в спортивном туризме, и обоснование на основе эмпирического опыта ее структурных компонентов.

Методы исследования

Анализ и обобщение научно-методической литературы, а также результатов полученных в ходе применения методов медико-биологического контроля, авторской методики определения уровня специальной туристской подготовленности и психологических тестов. Статистическая обработка результатов на основе t-критерия Стьюдента.

Результаты работы их обсуждение

В работе обсуждаются: результаты теоретического выделения структуры психофизической подготовки в спортивном туризме, результаты исследований морально-психологического климата малой туристской группы, результаты определения уровня специальной туристской подготовленности согласно авторской методике, результаты исследований психофизического состояния на маршрутах. Все исследования проводились в 2013-2014 гг. в горных районах Северного Тянь-Шаня, во время, до и после горных походов 1 и 2 категории сложности среди 18 студентов (11 с начальным уровнем туристской подготовки, 7 со средним уровнем туристкой подготовки).

Анализ литературных источников [3,5,6] позволяет нам определить психофизическую подготовку туриста, как единый целенаправленный процесс совершенствования психических (психологических) и физических качеств, направленный на достижение необходимого уровня готовности к соревновательной или походной туристской деятельности.

Также проанализировав работы ряда авторов Таймазова В.А., Федотова Ю.Н, Асмолова А.Г., Озерова В.П, [1,4,7,8,9] и других, нами определены основные профессионально-важные качества для занимающихся спортивным туризмом. К ним относятся в порядке важности: общая выносливость; значительный объем оперативной памяти; скоростно-силовые способности; уверенность в себе; решительность; эмоциональная устойчивость; быстрое и эффективное переключение внимания; концентрация внимания; силовая выносливость; пространственная точность движений; динамическое равновесие; статическое равновесие; статическая сила; быстрота целостного двигательного действия; временная точность движений; силовая точность движений; быстрота простой двигательной реакции.

Как мы видим, психофизическая подготовка по своему содержанию, осуществляется при помощи комплекса сложных способностей. Ряд авторов, в том числе В.А. Таймазов, Ю.Н. Федотов, И.Е. Востоков [8,9] во главе подготовки туристов ставят физическую подготовку, но такой подход является односторонним и неприемлемым. По нашему мнению, за основу необходимо брать психофизическую подготовку, которая бы учитывала темп роста физических качеств и психомоторных функций, исходя из уровня прогностически значимых психофизиологических характеристик (В.П. Озеров) [4]. На рисунке 1 изображена предложенная нами схема структуры психофизической подготовки в спортивном туризме (рис. 1)

Рис. 1. Структура психофизической подготовки в спортивном туризме

Структура (рис.1) предусматривает 3 взаимосвязанных уровня психофизической подготовки (от 0 до II). 0-уровень основополагающий, это процесс целенаправленного развития психофизиологических задатков до сложных психомоторных способностей, характерных для спортивного туризма. К таким психомоторным способностям относятся: пространственная точность движений, быстрота целостного двигательного действия, временная точность движений, силовая точность движений, быстрота простой двигательной реакции. Проблема совершенствования психомоторных способностей в спортивном туризме, не нашла своего отражения в научной литературе.

I-уровень, психофизическая подготовка в спортивном туризме как комплекс психологической и физической подготовки туристов. При подготовке к маршруту (дистанции) туристы стремятся пополнить свои знания, перенимая опыт других. Использование современных портативных устройств и программного обеспечения в спортивном туризме, позволяет совершенствовать программу психофизической подготовки. Примером может служить создание многофакторных моделей пройденных маршрутов на базе спутниковых карт. С помощью этой модели можно посмотреть изменение уровня психофизических нагрузок на протяжении всего маршрута. Основой для определения уровня психофизической нагрузки является измерение ЧСС и психологического состояния с помощью упрощенного теста Люшера. Результатом таких измерений может быть определение наиболее сложных участков. По данным нашего исследования, которое проводилось в 2013-2014 годах на Северном Тянь-Шане, выявлено, что в горных походах первой категории сложности общая доля сложных участков составляет 10 %, а во второй категории сложности этот показатель начинается от 15 %. Данные участки выделяются на спутниковой карте с описанием условий их прохождения, а также с добавлением демонстрирующих фотоматериалов.

Таким образом, создаваемые модели пройденных маршрутов, могут использоваться как пособия по психофизической подготовке. Данные о сложных участках маршрута выступают в качестве материала для идеомоторной тренировки. В психофизическую подготовку к сложным участкам маршрута следует также внести аутогенную и психорегулирующую тренировки, которые широко используются в спорте, но не в спортивном туризме.

Другим не менее важным показателем уровня психофизической подготовленности в спортивном туризме является определение морально-психологического климата туристской группы, которое рекомендуется проводить до и после маршрута (дистанции).

Атмосфера в группе характеризуется различными состояниями ее участников. В походных условиях важен баланс между напряжением и расслаблением, так как в любой момент есть возможность попасть в экстремальную ситуацию. До и после горных походов, нами использовалась специально адаптированная для исследования туристов, схема оценки атмосферы в группах по методике Фидлера. В дополнение к методике Фидлера, использовались результаты проведения социометрии до и после горных походов в обеих группах.

Обобщенные результаты выведены на рисунке 2.

Рис.2. Уровень психологической атмосферы в двух различающихся по опыту группах до и после совершения горных походов первой и второй категории сложности (n=18)

Таким образом, нами обнаружено, что влияние условий горных походов первой и второй категории сложности на морально-психологический климат малой туристской группы различается в зависимости от уровня участников походов.

1. Воздействие горных походов на туристскую группу, состоящую из малоопытных туристов, приобретает ярко выраженный положительный характер, что проявляется в исчезновение микрогрупп.

2. Более опытные туристы предают высокое значение результативности совершаемых ими походов, поэтому психологический климат напрямую зависит от достижения целей поставленных в походе.

II – уровень, сопутствующие виды подготовки в спортивном туризме. Эти виды находятся в тесном взаимодействии с психофизической подготовкой. Часто технико-тактическая и интеллектуальная подготовка являются частью специальной психофизической подготовки в спортивном туризме.

Теория и методика спортивной тренировки обладает устоявшейся ме­тодологией специальной физической подготовки, которая может быть осно­вой для создания частной методики подготовки для любого вида спорта (В.Н. Курысь, 1994, 2013) [2]. Но как показывает опыт в туристско-спортивной практике сложной проблемой остается определение результатов специальной физической подготовки – специальной туристской подготовленности.

Для решения этой проблемы нами была предложена и проверена опытным путем собственная методика по определению уровня специальной туристской подготовленности [6] (рисунок 3).

Суть разработанной нами методики. Перед подъемом каждый участник эксперимента одевал на себя кардиотестер Polar RS 100, для фиксации ЧСС на разных этапах обследования: в состоянии покоя, максимальное ЧСС во время подъема и сразу после спуска.

Рис.3. Авторская схема определения уровня специальной туристкой подготовленности в ходе свободного лазанья по искусственному скаладрому

Также все испытуемые страховались средствами индивидуальной и верхней страховки. Перед испытуемыми ставилась задача, на время совершить подъем по вертикальной стене скаладрома до его верхней части, преодолев 26 зацепов. Нами фиксировалось время подъема, три показателя ЧСС (ЧСС в покое, ЧСС максимальное во время работы и ЧСС восстановления), а также количество пройденных зацепов (рисунок 3). Все полученные результаты подвергались статистической обработке.

Сравнительный анализ результатов тестирования специальной туристской подготовленности опытных и начинающих туристов представлен на рисунках 4.1,4.2,4.3.

Рис.4. Результаты тестирования специальной туристкой подготовленности в двух различающихся по опыту группах до и после совершения горных походов первой и второй категории сложности (n=18)

Примечание: ЧСС 0 – частота сердечных сокращений в покое, ЧСС max – максимальный показатель частоты сердечных сокращений во время подъема, ЧСС восст. – восстановление частоты сердечных сокращений после нагрузки; к.с. – категория сложности похода.

Таким образом, специальная туристская подготовленность является результатом специальной туристской подготовки в основе, которой лежит психофизическая, техническая и тактические виды подготовки.

Сравнительный анализ результатов тестирования двух разных по опыту групп показал, что в начинающей группе прирост физической работоспособности при выполнении специальных туристских нагрузок, выше, чем у более опытных туристов. Другим показателем подтверждающим рост уровня специальной туристкой подготовленности в обеих группах является количество пройденных зацепов. В опытной группе эти показатели увеличились на 12,3 %, а в начинающей группе на 17,3 %. Стоит также отметить, что все полученные результаты подтверждены с большой долей достоверности методами математической статистики.

Разработанная нами методика показала большую эффективность в тестировании уровня специальной туристкой подготовленности. Она позволяет успешно и оперативно определять уровень подготовленности у разных по опыту групп туристов.

Выводы и рекомендации

1. Психофизическую подготовку туриста, стоит рассматривать как единый целенаправленный процесс совершенствования психических (психологических) и физических качеств, направленный на достижение необходимого уровня готовности к соревновательной или походной туристской деятельности. Она должна учитывать темп роста физических качеств и психомоторных функций, исходя из уровня прогностически значимых психофизиологических характеристик.

2. В целях совершенствования программы психофизической подготовки в спортивном туризме, а также в целях проведения оперативного контроля за психофизическим состоянием туристов во время движения на маршруте (дистанции) следует использовать современные портативные устройства (GPS-приемники, кардиотестеры) и разработанные на основе их работы, нанесенные на спутниковую карту многофакторные модели туристских маршрутов (дистанций).

3. Разработанная нами методика определения уровня специальной туристкой подготовленности в ходе свободного лазанья по искусственному скаладрому показала большую эффективность. Она позволяет успешно и оперативно определять уровень подготовленности у разных по опыту групп туристов. Ее следует применять, как элемент оценки психофизической подготовленности как в походной деятельности туристов, так и в соревновательной.

Рецензенты:

Сентябрев Н.Н., д.б.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Волгоградской ГАФК», г. Волгоград;

Коновалов И.Е., д.п.н., доцент, зав. кафедрой теории и методики спортивных игр ФГБОУ ВПО «Поволжской ГАФКСиТ», г. Казань.


Библиографическая ссылка

Сморчков В.Ю., Голубева Г.Н. ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕТОВ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНОМ ТУРИЗМЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22470 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674