Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Юдина А.И. 1 Фролова Т.В. 2
1 ФГБОУ ВО "Кемеровский государственный университет культуры и искусств"
2 ГОУ СПО "Кемеровский областной художественный колледж"
Одним из принципов государственной политики в области образования является приоритет свободного развития личности, создание условий для ее самоопределения и самореализации. В научной статье авторами рассматривается актуальная социально-педагогическая проблема формирования художественно-эстетической культуры учащейся молодежи. Доказана эффективность формирования художественно-эстетической культуры учащейся молодежи в условиях социально-культурной среды региона, которая, по мнению авторов, в значительной мере зависит от целенаправленного формирования в человеке его эстетического отношения к действительности, в том числе: развитие способности художественного видения мира, приобщение к миру искусства, развитие художественно-творческих способностей. В этой связи, создание и реализация социально-культурных проектов художественно-эстетической направленности обладает значимым педагогическим потенциалом для развития личности в культурной среде региона. В статье представлен социально-культурный проект «Молодые передвижники», на основании которого проведен эксперимент по оценке сформированности уровня художественно-эстетической культуры учащейся молодежи.
художественно-эстетическая культура
учащаяся молодежь
социально-культурная среда
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» // http://docs.cntd.ru/ (дата обращения 1.10.2015).
2. Марков, А.П., Бирженюк, Г.М. Основы социокультурного проектирования // Учебное пособие, - Спб., 1997.
3. «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // http://docs.cntd.ru/document/902130343 (дата обращения 23.09.2015)
4. Основы законодательства Российской Федерации о культуре // http://docs.cntd.ru/ (дата обращения 29.09.2015).
5. Юдина, А. И. Формирование социально-культурной среды в системе инфраструктуры региона, как основа социализации молодежи // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: науч. журн. - Кемерово. - 2012. - с. 195-203.
Развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к культуре. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, культуре отводится «ведущая роль в формировании человеческого капитала, создающего экономику знаний» [3]. Причина исключительной роли культуры при переходе от сырьевой к инновационной экономике заключена в повышении профессиональных требований к кадрам, «включая уровень интеллектуального и культурного развития, возможного только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития общества» [3].

Процесс социализации учащейся молодежи, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей социально-культурной средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социально-психологических факторов.

«Социокультурная среда» сегодня становится ключевым понятием современного общества, наиболее точно характеризующим его культурную и духовную составляющую. В этой связи формирование и развитие социокультурной среды становится важнейшим условием социализации личности, особенно в возрастной период жизни человека, когда происходит становление, определение жизненных планов. Приобщение молодежи к культурным ценностям поколений является приоритетной задачей системы образования и культуры [4, 5].

Закон Российской Федерации о культуре трактует понятие «культурные ценности» как «нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты» [4]. Статья 13 данного законодательного акта гарантирует гражданам России Право на эстетическое воспитание и художественное образование: «Каждый имеет право на эстетическое воспитание и художественное образование, на выбор форм получения эстетического воспитания и художественного образования в соответствии с законодательством об образовании» [4].

В условиях динамичного социально-экономического развития российского общества особую общественную значимость приобретает проблема развития художественно-эстетической культуры. Интеграция системы среднего профессионального образования в социально-культурное среду региона позволяет создать условия для художественно-эстетического развития учащейся молодежи и выполнить заказ общества на формирование и воспитание разносторонне развитой творческой личности.

Выделение проблемы становления художественно-эстетической культуры в качестве определяющей для развития личности обусловлено рядом причин и, прежде всего, запросом общества. Одним из принципов государственной политики в области образования является приоритет свободного развития личности, создание условий для ее самоопределения и самореализации [1].

Проблемы развития социально-культурной среды и ее влияния на развитие личности рассмотрены в научных трудах М.A. Ариарского, A.Д. Жаркова, В.М. Чижикова, О.В. Цaплина, и других отечественных и зарубежных ученых. Благодаря социально-культурной среде, человек обретает высшие духовные эстетические ценности, развивает в себе способность и потребность постижения прекрасного в реальной действительности. Эффективность формирования художественно-эстетической культуры учащейся молодежи в условиях социально-культурной среды региона в значительной мере зависит от целенаправленного формирования в человеке его эстетического отношения к действительности, в том числе: развитие способности художественного видения мира, приобщение к миру искусства, развитие художественно-творческих способностей [5].

В этой связи создание и реализация социально-культурных проектов художественно-эстетической направленности обладает значимым педагогическим потенциалом для развития личности в культурной среде региона.

В научных исследованиях Г.М. Бирженюка и А.П. Маркова рассмотрено понятие «социально-культурное проектирование», которое определяется как специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей [2]. В качестве объекта социально-культурного проектирования, по мнению вышеуказанных ученых, выступает сложное образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга две подсистемы: социум и культуру.

Резюмируя основные подходы к пониманию сущности социально-культурного проектирования, определим его как деятельность по созданию или преобразованию социально-педагогических объектов с целью системного и результативного решения задач социально-культурного развития, обучения и воспитания личности [5].

В ходе исследования нами был создан и реализован социально-культурный проект «Молодые передвижники», на основе которого проведен эксперимент по оценке сформированности уровня художественно-эстетической культуры учащейся молодежи. Данный проект был направлен на формирование у подростков и учащейся молодежи полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности, выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса.

Эмпирической базой исследования стали учреждения среднего профессионального образования и культуры г. Кемерово: Кемеровский художественный колледж; Кемеровский музыкальный колледж; Кемеровский горно-технологический техникум; муниципальная информационно-библиотечная система; детская школа искусств № 19; детская художественная школа № 1.

В ходе реализации вышеуказанного проекта был сделан акцент на то, что формирование художественно-эстетической культуры учащейся молодежи имеет свои особенности, которые связаны с высокими познавательными потребностями личности, потребностью в новых высоких эстетических впечатлениях, эстетических эмоциях, связанных со зрительными и слуховыми развитыми навыками, умением оперировать основными эстетическими категориями.

Проект Кемеровского областного художественного колледжа «Молодые передвижники» стал победителем в городском конкурсе Молодежного Вече - 2015 в номинации «Творчество». В рамках реализации проекта жители кузбасской столицы познакомились с работами молодых художников на передвижных выставках, которые прошли в рамках различных городских мероприятий.

С целью оценки педагогического потенциала социально-культурной среды в формировании художественно-эстетической культуры учащейся молодежи в ходе эксперимента было проведено исследование, которое носило пилотажный характер. Для отбора респондентов мы использовали методы собственно случайной и стратифицированной (расслоенной) выборки, в результате чего сформированная нами выборочная совокупность репрезентативна и отражает свойства генеральной совокупности, что дает нам основания распространять полученные выводы на все учебные заведения области.

Проанализировав современные научно-педагогические исследования нами было выделено три основных критерия, по которым можно судить о степени сформированности уровня художественно-эстетической культуры учащейся молодежи: знаниевый, познавательно-оценочный и социально-созидательный.

Знаниевый критерий отражает объем знаний художественно-эстетического характера и проявляется в стремлении учащейся молодежи к получению новой эстетической информации и умении узнавать классические произведения искусства. Познавательно-оценочный критерий выражается в восприятии, переживании, оценке явлений действительности и искусства учащимися старшей ступени, различных формах их обучения и самообразования и проявляется в умении анализировать произведения искусства и мыслить образно и абстрактно. Социально-созидательный критерий выражается в желании и умении преобразовывать действительность и создавать что-либо по законам красоты и проявляется в умении эстетического общения с людьми, искусством и природой.

Результаты опроса показали, что 74% респондентов, имеют собственное суждение об оценке явлений действительности и искусства, которое выражается в художественно-эстетическом восприятии и переживании событий Великой Отечественной войны, изображенных в творческих работах участников социально-культурного проекта «Молодые передвижники». Экспертами отмечена способность участников проекта анализировать произведения искусства и мыслить образно и абстрактно, что свидетельствует о высоком уровне познавательно-оценочного критерия сформированности художественно-эстетической культуры учащейся молодежи. Так, большой интерес участников проекта был вызван выставкой «Во имя Победы!», которая одновременно на двух площадках представила работы студентов, посвященные 70-летию Великой Победы. В гимназии № 42 г. Кемерово была организована выставка работ, победивших на конкурсе по композиции среди студентов колледжа, приуроченном к юбилейной дате. Молодые художники, работая над проектом, смогли проявить свою гражданскую позицию и патриотические настроения.

97% участников социально-культурного проекта «Молодые передвижники», отметили общественную значимость всех проведенных мероприятий. В Кемеровском кооперативном техникуме были представлены дипломные работы живописного отделения на военную тематику из фондов колледжа: композиции А. Мазина «В землянке», С. Червова «Тяжелая весть», А. Гончаровой «Дети войны», С. Земцова «Березовый сок», Н. Ильиной «Яблоня цветет (Вдовы)» и других. Каждая работа - невыдуманная история одного дня войны, который авторы рассматривают с нравственных позиций реализма. Знаниевый критерий сформированности художественно-эстетической культуры учащейся молодежи был проанализирован Государственной аттестационной комиссией, которая высоко оценила дипломные работы студентов и отметила большой объем знаний художественно-эстетического характера, проявляющейся в стремлении учащейся молодежи к получению новой эстетической информации и умении узнавать классические произведения искусства.

На основе результата оценки социально-созидательного критерия, который показал желание и умение студентов художественного колледжа - участников проекта «Молодые передвижники» преобразовывать действительность социально-культурной среды посредством создания творческого продукта и умения эстетического общения с людьми, в ходе эксперимента был сделан вывод о том, что особый педагогический потенциал социально-культурной среды в формировании художественно-эстетической культуры студенческой молодежи имеет социальное партнерство учреждений социально-культурной сферы.

Социальное партнерство учреждений культуры и образования позволило организовать выставку «Молодых передвижников» в Музее изобразительных искусств в рамках международной акции «Ночь в музее» 16 мая, которая в 2015 году была приурочена к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Для участия в данной выставке были отобраны более тридцати работ, отличающихся искренней заинтересованностью и эмоциональной сопричастностью событиям Великой Отечественной войны. Работы, представленные на выставке, были выполнены в различных техниках:  керамика, живописные работы, станковая и плакатная графика. Закономерным являлось обращение молодых художников к языку плакатного искусства как яркому образному средству передачи не только событий, но и психологических ощущений темы прошедшей войны и созвучие тематической экспозиции музея, посвященной Дню Победы.

Таким образом, эффективность формирования художественно-эстетической культуры личности базируется на духовных потребностях студенческой молодежи, связанных с умением трудиться, наслаждаться произведениями искусства, способностях личности эмоционально откликаться на красоту. Исследование показало, что формирование художественно-эстетической культуры личности в социально-культурной среде региона невозможно без опоры на социальную активность, что подчеркивает взаимосвязь эстетики и социального познания мира. В условиях конкретного региона в зависимости от характера и интенсивности проблем и имеющихся ресурсов, те или иные составляющие социально-культурной среды позволяют реализовать педагогические, психологические и организационные условия для формирования художественно-эстетической культуры учащейся молодежи.

Рецензенты:

Костюк Н.В., д.п.н., доцент, директор научно-исследовательского института межкультурной коммуникации ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», г. Кемерово;

Прокопова Н.Л., д.культурологии, доцент, директор института театра ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», г. Кемерово.


Библиографическая ссылка

Юдина А.И., Фролова Т.В. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22461 (дата обращения: 30.09.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074