Что касается темы участия народов Чеченской Республики в Великой Отечественной войне, то тут не меньше и споров, и «белых пятен». Соответственно, и значение исследования данного вопроса имеет особое значение, так как сами чеченские ученые в течение как минимум 13 лет (из-за необоснованной и преступной депортации всего чеченского народа в 1944 году в Казахстан и Среднюю Азию) не имели возможности не только публиковаться по данной теме, но и вообще хоть как-то исследовать ее. В период с начала депортации и вплоть до XX съезда КПСС партийное руководство Советского Союза посредством своих пропагандистско-идеологических, а порой и репрессивных рычагов, искусственно создавало образ чеченского народа как бандитов, предателей-коллаборационистов и т.п. Не обращая внимания на очевидное, и в наши дни находятся публицисты, историки и даже отдельные политики (И. Пыхалов в журнале «Отечество» (№7 за 2002 г.); а также Г. Погребнов, Э. Эркенов, В. Беловежский, А. Проханов, Л. Пучков, В. Доценко, А. Воронин и др.), которые в современной литературе оправдывают сталинско-бериевский геноцид. Эти утверждения противоречат исторической правде, абсолютно беспочвенно, методами передергивания фактов, искажения источников, фальсификацией, а то и элементарными домыслами пытаются, вопреки исторической правде, реанимировать старые сталинско-бериевские ярлыки «пособников оккупантов», «изменников Родине», «бандитских элементов» и пр., которыми в свое время официальная пропаганда щедро «одарила» весь чеченский народ, впрочем, как и карачаевцев, балкарцев, ингушей, калмыков, крымских татар, немцев, греков, турок-месхетинцев.
Авторы подобных утверждений, помимо того, что вступают в явное противоречие с доказанными научными фактами, ставят под сомнение содержание и правовые оценки таких основополагающих законодательных актов, как Декларация Верховного Совета СССР «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечению их прав» от 14 ноября 1989 года; Постановление съезда народных депутатов РСФСР «О жертвах политических репрессий в РСФСР» от 11 декабря 1990 г.; Постановление Кабинета Министров СССР «Об отмене постановлений бывшего Государственного Комитета обороны СССР и решений Правительства СССР в отношении советских народов, подвергшихся репрессиям и насильственному переселению»; Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» от 26 апреля 1991 г. и других федеральных и республиканских законодательных актов. В этих актах однозначно и безоговорочно определены и в правовом отношении оформлены два основных вопроса: 1) обвинения чеченцев, как и других репрессированных народов, в предательстве - это «политика клеветы», «клеветнические нападки» на целые народы; 2) депортация народов, в том числе чеченцев, - это «тяжелейшие преступления» против «основ международного права», против «собственного государства», это «произвол и беззаконие», это «трагедия всей России».
Долгое время о подвиге чеченских воинов, участвовавших в обороне Брестской крепости, принято было умалчивать. Сначала появилась одна фамилия защитника Бреста из Чечни - А. Лалаев, затем стало известно о 17 чеченских бойцах, сражавшихся в крепости. Известный исследователь Х. Ошаев доказал участие сначала 255 бойцов из Чечено-Ингушетии, а позже 275 (из них 225 чеченцев, 9 русских, 9 ингушей, один балкарец, один кумык).
Однако в последнее время появилась цифра 400 защитников крепости из Чечни. Дело в том, что каждый день, в результате поисковой работы и использования архивных документов и воспоминаний ветеранов войны, появляются все новые и новые имена чеченских воинов, совершивших беспримерный героический подвиг в Бресте в 1941 г.
Самоотверженно сражались и за Сталинград более тысячи воинов Чечено-Ингушетии. В период боев за волжскую твердыню совершил бесстрашные подвиги Ханпаша Нурадилов. Газета «Известия» писала в 1942 г.: «Пройдут годы и счастливая молодежь Чечено-Ингушетии, девушки Дона, парни Украины будут петь песни о гвардии старшем сержанте Х. Нурадилове» [5]. Почему «парни» Украины сегодня не поют песни о Ханпаше Нурадилове - понятно. Непонятно другое - почему власти Чечено-Ингушетии не разрешали установить памятник прославленному герою. Только в 1985 г., с началом горбачевской перестройки, появилась возможность увековечить в бронзе имя героя в селе Ишхой-юрт.
Легендарный Мовлид Висаитов, гвардии подполковник, командир кавалерийского полка 6-й гвардейской кавдивизии в июне 1945 г. был представлен к званию Героя Советского Союза. Однако, «сверху» даны были гласные и негласные указания: не давать высоких званий и наград представителям депортированных народов. Хотя известны случаи, когда командиры, на свой страх и риск, меняли в документах национальность, чтобы наградить своих подчинённых по заслугам. Так, например, командиру взвода 165 отдельной разведывательной роты 125 СККД старшему сержанту Энгиноеву Дуде в графе национальность написали - русский, чтобы он получил третий орден Славы 1 степени. В Наградном листе отмечены боевые подвиги Дуды Энгиноева: «находясь в разветроте с апреля 1944 г. с первых дней прибытия в роту показал себя смелым и умелым разведчиком. Неоднократно участвовал в боевых операциях и всегда выполнял задания командования, за что и награжден орденами Славы III и II степени. 24 января 1945 г. Энгиноев лично сам водил группу по захвату пленного. Умелым действием ворвались в расположение противника и взяли пленного. 28 января 1945 г. Энгиноев лично сам с группой выполнил задачу по захвату пленного, действуя в расположении пехоты... В результате боя уничтожено до 100 немцев и 10 человек взяли в плен... За добросовестное выполнение заданий и проявленное при этом смелость и решительность, старший сержант Энгиноев достоин правительственной награды ордена Славы 1 степени»[10].
Благодаря сайтам Центрального Архива Министерства обороны РФ (ЦАМО): «ОБД Мемориал» и «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», стали известны новые имена чеченцев представленных к званию Героя Советского Союза Алибекова Саида Ахмедовича, уроженца Гудермесского района, Шидаева Айсу Укоевича, уроженца Ачхой-Мартановского р-на, Куриева Джабраила Джамалдиновича, уроженца с. Бамут Ачхой-Мартановского р-на.
Приведем данные из обнаруженных нами Наградных листов ЦАМО воинов, представленных к высоким званиям Героев Советского Союза. Алибеков Саид Ахмедович: «Неоднократно ходил в тыл противника, разведывал ценные данные, которые давали возможность командованию наносить удары по противнику с наименьшими потерями... С начала пребывания в должности командира взвода разведки образцово поставил разведку 222 стрелкового полка. Накануне 23 годовщины Красной Армии в ночь с 22 по 23 февраля 1944г. младший лейтенант со своим взводом проник через проволочное заграждение противника в расположение его траншей и завязал бой с находившимися там немцами. В этом бою уничтожено 15 солдат, пулемет с расчетом и блиндаж с солдатами. Захватили в плен унтер-офицера. Во время боя противник открыл ураганный автоматно-пулеметный огонь по разведчикам. Тогда Алибеков приказал группе своих разведчиков уходить и прикрыл группу, позволив увести пленного... Задание было выполнено с честью». Алибековнагражден орденами Красной Звезды, орденом Славы 3 ст., Красного Знамени, Отечественной войны 2 ст., медалью «За отвагу». В сентябре 1944г. Алибеков Саид был представлен званию Героя Советского Союза [11].
По стечению обстоятельств, в дни, когда младший лейтенант, командир разведвзвода Алибеков Саид Ахмедович, как тысячи его земляков «с честью» защищали Отечество, его народ сгоняли к вагонам для отправки в Среднюю Азию и Казахстан, обвинив его в измене и предательстве Родины.
Не получили звания Героя СССР из-за национальной принадлежности многие чеченцы. Это легендарные личности, которыми мы вправе гордиться: летчики - Даша Акаев, Султан Хакимов, Ахмед Имадаев, танкисты - Маташ Мазаев, Хамид Алероев, снайперы -Махмуд Амаев, Ахмад Магомадов, Минкаил Мамаев, МилаевКюри, понтонер Якуб Езиев, кавалеристы - Сака Висаитов, братья Абдула и Абдул-Вахаб Ахтаевы, пограничники - Назарбек Уциев, Ильяс Арслангереев; Али Дергиев, Зейнди Халидов, Али Гучигов, Али Ибрагимов, Абдула Абдулазимов и многие другие.
Архивное управление Правительства Чеченской Республики издало 2 книги «Память», увековечившие имена призывников и добровольцев из бывшей Чечено-Ингушетии. Особенность этих книг состоит в том, что в них названы имена всех участников войны: навечно оставшихся лежать на полях сражений, вернувшихся, пройдя через ужасы самой кровопролитной войны ХХ века. В первую книгу «Память» вошли данные о более 12 тыс. защитниках нашей Родины, во вторую книгу о девяти тысячах, из них более семи тысячи чеченцы и ингуши [8].
Конечно, факты измены, предательства, сотрудничества с немецким военным командованием и оккупационной администрацией имели место и на Северном Кавказе, равно как они имели место во всех без исключения оккупированных районах страны. Предательство, дезертирство, пособничество врагу, для войны обычное явление. Однако не секрет, что в некоторых районах СССР, оккупированных противником, удельный вес населения, сотрудничавшего с ним, был выше, чем в национальных автономиях Северного Кавказа и тем более в Чечено-Ингушетии, которая не была оккупирована фашистскими захватчиками. Практически с начала войны командиры частей вермахта привлекали на службу добровольно или принудительно так называемых хиви (с немецкого «желающий помочь») из военнопленных и мирных граждан в качестве вспомогательного персонала.
После депортации чеченского народа в 1944 году, чтобы обосновать эту преступную акцию, сталинско-бериевские подручные, идеологические работники, сотрудники НКВД голословно обвиняли чеченцев в пособничестве немецким оккупантам, в измене Родине. Однако фактов массового добровольного перехода чеченцев на сторону немецких фашистов в годы Великой Отечественной войны, тем более участия чеченцев в военных действиях против советских войск, не существует [7]. «Как и других советских народов, среди чеченцев и ингушей были и герои и предатели, но карачаевцы, калмыкии балкарцы хотя бы были под оккупацией. А вот обвинить весь народ, и в глаза не видевших немцев, в прямом предательстве было сложнее. Исходя из этого, о несостоятельности этих выводов утверждают академик РАН Матишов Г.Г., профессора Афанасенко В.И., Кринко Е.Ф. и Курбат Т.Г. в следующем тезисе своей книги: «Следует отметить, что отборные дивизии вермахта сумели захватить только небольшую северо-западную предгорную часть Чечено-Ингушской АССР. В горные аулы врагу проникнуть не позволили. В этой связи мотивы сталинского решения о депортации чеченцев и ингушей в 1944 г., очевидно, нужно связывать с другими событиями» [1].
Официальным обвинительным мотивом и поводом для депортации чеченцев и ингушей в этом случае стало «...активное и почти поголовное участие в террористическом движении, направленном против Советов и Красной армии» [4]. Наоборот, несмотря на непрекращающиеся акции произвола, и репрессий, проводимых органами НКВД в предвоенные годы и вызывавших среди чеченцев и ингушей все нарастающее недовольство, в первые же дни Великой Отечественной войны, горцы Северного Кавказа вместе с другими народами Советского Союза поднялись на защиту Родины [12].
Ответственные работники НКВД в Москве и, в первую очередь, в Чечено-Ингушетии, намеренно искажали реальную действительность, явно завышая цифры «бандитских элементов», «предателей» в республике. Делалось это, с одной стороны, по заказу Л. Берии и, с другой, - для собственного продвижения по службе, получения званий и наград.
Как справедливо отмечает В.И. Филькин, известный историк, бывший в период с 1939 по 1943 год секретарем Чечено-Ингушского обкома КПСС, «...Никакого восстания в Чечено-Ингушетии не было, и быть не могло. Никакого массового сотрудничества чеченцев и ингушей с немцами также не было. ... Бандиты на территории Чечено-Ингушетии были. Бандиты, какой бы национальности они не были, всегда остаются бандитами. В данном случае бандиты, действовавшие в ряде районов Чечено-Ингушетии, не имели никакого права представлять чечено-ингушский народ, как не имели права представлять русский народ власовцы, или бендеровцы - украинский народ» [9]. В горных районах республики действительно действовали несколько банд, в составе которых, по данным В.И. Филькина, находилось не свыше 350 человек. И эти бандформирования к концу 1942 года были фактически ликвидированы силами НКВД ЧИАССР. Опасности для Советской власти на территории Чечено-Ингушской АССР и тем более для СССР они не представляли. Показательно, что в ликвидации этих банд активное участие принимало население республики.
Весьма показателен и интересен и такой источник, показывающий несостоятельность обвинения чеченского народа в коллаборационизме, как книга сына Лаврентия Берия - Серго. Вот что пишет Серго Берия: «В обороне Кавказа участвовали и местные жители. На горных перевалах насмерть стояли и ингуши, и осетины, и чеченцы. Я это видел своими глазами... К сожалению, решение Политбюро было принято, и этих людей выслали. Подлость, безусловно. Но приказ был отдан, и внутренние войска были вынуждены эту подлость сделать» [3].
Сергей Кошурко (руководитель поискового центра «Подвиг») писал: «На защиту огромной многонациональной державы маленькая кавказская республика послала более 40 тыс. лучших сынов и дочерей, смотревших на это как исполнение своего святого долга. Сражаясь, они проявляли высшую воинскую доблесть. А вот неопровержимое свидетельство, те же упрямые цифры: в Чечено-Ингушетии к званию Героя Советского Союза было представлено 96 чеченцев и 24 ингуша - ни в одной республике не нашлось столько героев (в процентном отношении к общей численности населения) [6].
Таким образом, даже только эта небольшая часть имеющихся многочисленных фактов дает полное право утверждать: более чем достаточно веских доказательств несостоятельности обвинений чеченцев и ингушей в массовом пособничестве гитлеровцам, содержавшихся и в справках ответственных работников НКВД (Б. Кобулов, И. Серов и др.), и в трудах и публикациях авторов, вольно или невольно искажающих действительность в вопросе активного участия чеченского народа в борьбе с фашистской опасностью.
Помимо неоспоримых фактов, доказывающих несостоятельность «теории» «массового сотрудничества» чеченцев с немецко-фашистскими оккупантами, в последние годы появляется все больше и больше документально подтвержденных данных о действительно массовом характере героического участия чеченцев вместе представителями других народов нашей страны против общего врага на фронте и в тылу.
Рецензенты:
Гарсаев Л.М., д.и.н., профессор кафедры истории народов Чечни ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный;
Магомаев В.Х., д.и.н., профессор кафедры истории России ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный.
Библиографическая ссылка
Ибрагимов М.М., Алисханова М.Х., Сулумов З.Х. ЧЕЧЕНЦЫ В ОБЩЕЙ БОРЬБЕ ЗА ЕДИНУЮ РОДИНУ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22450 (дата обращения: 27.04.2025).