Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

СТРУКТУРНО – ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, КАК УСЛОВИЕ ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ ФГОСОВ

Юрловская И.А. 1
1 ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт»
Профессиональная подготовка кадров в любой стране является важнейшей задачей государства. Доминирующим направлением в высшем профессиональном образовании, его переходе к новому качеству должна стать личностно ориентированная парадигма, которая связывается с отказом от принятого в рамках прежней традиционной парадигмы представления об образовательном процессе как сфере мобильности индивида, траектории, по которым нормативно должен двигаться студент. Реализация новой парадигмы в вузовском образовании обеспечивает не только расширение диапазона знаний об окружающей действительности, присвоение студентом новой информации, но и накопление опыта преобразовательской деятельности, эмоционально-творческого отношения к миру и человеку в нем, а также систему ценностных ориентаций, определяющих его поведение в многообразии окружающего мира. В публикации говориться о том, что одним из приоритетных направлений перехода российской экономики к инновационному социально-ориентированному типу является развитие человеческого потенциала, а введение образовательного стандарта нового поколения, предполагает проектирование индивидуальных траекторий учащихся. В статье приведена авторская модель индивидуализации профессиональной подготовки будущих педагогических работников, как условие введения новых ФГОСов. Реализация модели осуществляется на основе модульной и нелинейной организации образовательного процесса в ВУЗе.
образовательная траектория
и «индивидуальный образовательный маршрут»
принципы и условия индивидуализированного обучения
профессиональное образование
индивидуального подход профессиональная подготовка
индивидуализированное обучение
1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
2. Кокаева, И.Ю. Развитие творческого мышления студентов – будущих учителей в процессе профессиональной подготовки // European Social Science Journal. 2012. №12.-2 (39). С.119.
3. Кокаева, И.Ю., Черткоти, Н., Царитова, К.С. Развитие креативного мышления бакалавров – будущих учителей в процессе формирования здоровьесберегающих компетенций //Мир науки, культуры, образования. 2015. №4 (53). с. 90-92.
4. Кокаева, И.Ю., Таутиева, Л.М. Компетентностный подход к формированию здорового и безопасного образа жизни бакалавров – будущих учителей в процессе профессиональной подготовки // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 3.
5. Кокаева, И.И. Поликультурные принципы обучения младших школьников в образовательном пространстве республики Северная Осетия-Алания // European Social Science Journal. 2013.№10-2 (37). С.126-130.
6. Профессиональное образование в условиях реализации ФГОС / Под ред. Никитина В.Я. Монография. Санкт-Петербург: ИПК СПО, 2012. 184 с.
7. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Академия, 2010. 192с.
8. Федеральный государственный стандарт: Личностные универсальные учебные действия. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=290 (дата обращения: 28.08. 2012).
9. Юрловская, И.А. Проблема индивидуализации подготовки студентов в условиях современной ситуации // Интернет-журнал «Науковедение», 2014 №1 (20). [Электронный ресурс]. М.: Науковедение, 2014
10. Юрловская, И.А., Джаганян, А.Г. Подготовка будущих педагогических работников к инновационной деятельности в условиях непрерывного профессионального образования (монография) Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ ВНЦ РАН и РСО-А, 2014. 160 с.
Педагог теперь - не просто транслятор знаний, но организатор в проектировании индивидуальной траектории развития обучающегося, его помощник в раскрытии своего личностного потенциала. Он идет рядом с обучающимся, создавая условия для формирования у него умения учиться, способности и готовности модифицировать себя к наилучшему, для созревания тех универсальных умений, которые помогут ему реализовать себя как личность и стать успешным в жизни в высоком смысле этого слова [2, с.119]. А это совсем нелегко для человека, который свыкся с мыслью о том, что он носитель знания, «истина в конечной инстанции». Как добиться успеха в профессии, сохранив лучшие традиции преподавания, самобытность учителя, креативность, готовность к переменам? К.Д. Ушинский подчеркивал, что педагог учит успешно до тех пор, пока учится Сам. Этот тезис не устарел, он приобретает в наше время особый смысл.

Перед современным педагогическим образованием помимо основной цели - удовлетворения культурно-образовательных потребностей личности, обеспечения общекультурной, научной и профессиональной подготовки специалистов в сфере образования с учетом меняющихся потребностей экономики и рынка труда - стоит задача помочь будущему педагогу в осознанном выборе своего профессионального пути [4, с.50], осуществлении самоопределения в педагогической профессии, развитии творческого потенциала и профессионально значимых качеств личности [3, с. 90].

Высвечивают путь становления человека в профессии слова академика В.П. Беспалько: «Вся жизнь человека - это поход за профессиональным мастерством» [1, с. 45]. Для этого нужна вся жизнь и постоянное движение к мастерству. Но путь у каждого свой. Казалось бы, против этой аксиомы никто не спорит. Более того, усилилась частота повторения сочетаний «образовательная траектория», «образовательный маршрут», «образовательная программа» причем с обязательным определением «индивидуальный». И с этого момента начинаются проблемы. Индивидуализация в образовании объявляется и декларируется неустанно, особенно в связи с введением новых ФГОСов и утверждением приоритетности самостоятельности студентов в деятельности [8]. В каждый стандарт в раздел «Условия реализации ОП ВУЗа» включена фраза: «ВУЗ обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ». Парадокс заключается в том, что долгое время педагогическая общественность говорила о необходимости индивидуализации образовательного процесса, а в наше время, когда сложились необходимые условия, педагогическая практика оказалась не готова к этому шагу [5, с.127]. И, хотя во многих образовательных учреждениях вводится новая должность - тьютор, рассматривающаяся как панацея в решении проблемы индивидуализации образовательного процесса, для всех очевидно, что без четкого ответа на вопросы: что представляет собой индивидуальная траектория студента ВУЗа, на каких принципах она выстраивается, какие условия нужно создать в высшем учебном заведении для ее воплощения в жизнь останется неэффективным (но модным) новшеством.

Теоретический анализ проблемы индивидуализации профессиональной подготовки педагогических работников в образовательном процессе ВУЗа [7, с. 37] и результаты опытно-экспериментальной работы позволяют сформулировать следующие выводы, которые мы представили ниже.

Одним из важнейших путей совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей является повышение уровня теоретической и практической подготовки к инновационной деятельности в высшей школе, которая предполагает сформированность творческого, индивидуального стиля. К инновационным технологиям в образовании можно отнести: личностно-ориентированное обучение; проблемное обучение; блочно-модульное обучение тестовые формы итогового контроля знаний; метод проектов и кредитно-модульная система оценки знаний; дистанционные технологии обучения. Инновационные технологии в профессиональном образовании повышают эффективность обучения и воспитания личности и направлены на подготовку высококвалифицированных специалистов, получивших фундаментальные и прикладные знания [9].

Инновационными подходами в учебном процессе педагоги считают практику моделирования, проектирования, использования активных и интерактивных форм работы со студентами, различные варианты семинаров, тренинги и внесение их элементов в практические занятия. Именно эта работа позволяет сформировать у будущих педагогических работников умение видеть новейшее в теории и практике современного ВУЗа, искать нестандартные решения проблем, стоящих перед образовательной организацией, и доводить их до этапа реализации. Система такой работы требует поэтапности (в силу сложности исследовательских умений), а также смещение акцента с формирования исследовательских умений при написании курсовых и выпускных квалификационных работ на участие студентов в исследовательской деятельности при изучении всех дисциплин учебного плана, исполнении научно-исследовательских и творческих проектов.

Одним из условий организации такой работы является проблема изучения индивидуальных особенностей будущих учителей и возможностей их учета в учебно-воспитательном процессе. Естественно, управление такой системой требует внедрения индивидуальных программ личностно-профессионального развития студентов.

Индивидуализация является активным, формирующим, развивающим принципом, при котором предполагается творческое развитие личности [9].

Для того чтобы обучение проявило развивающий эффект, развиваемый субъект должен быть включён в активную деятельность, в общении.

Важно отметить, что в индивидуальном подходе нуждается каждый индивид, ибо это непременное условие и предпосылка формирования гармонической и всесторонне развитой личности, формирование самой личности как неповторимой индивидуальности.

Доминирующим направлением в высшем профессиональном образовании, его переходе к новому качеству должна стать личностно ориентированная парадигма, которая связывается с отказом от принятого в рамках прежней традиционной парадигмы представления об образовательном процессе как сфере мобильности индивида, траектории, по которым нормативно должен двигаться студент. Реализация новой парадигмы в вузовском образовании обеспечивает не только расширение диапазона знаний об окружающей действительности, присвоение студентом новой информации, но и накопление опыта преобразовательской деятельности, эмоционально-творческого отношения к миру и человеку в нем, а также систему ценностных ориентаций, определяющих его поведение в многообразии окружающего мира. На практике это означает, во-первых, постановку в центр образовательного процесса студента с его потребностями, мотивами, устремлениями с учетом закономерностей развития, возрастных, индивидуальных особенностей личности; во-вторых, поиск и обновление содержания, форм, методов образовательной деятельности с обоснованным применением интенсифицирующих средств обучения в ВУЗе; в-третьих, установление субъект-субъектных отношений между студентами и преподавателями в их учебной и обучающей деятельности посредством включения их в процесс гуманистически ориентированного, полусубъектного диалога; в-четвертых, конструирование субъект- ориентированного содержания образовательной деятельности студента, обеспечивающего возможность эффективного освоения, преобразования окружающего мира и построение траектории жизни будущих специалистов с учетом продуктивного взаимодействия в социуме.

Чтобы вузовское образование было личностно ориентированным, в его организации должны быть заложены качества и средства предвидения оптимальных путей его функционирования и развития с учетом реалий современного социума, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и обеспечивающих накопление экстрафункциональных знаний, умений, качеств индивида, выходящих за рамки определенной профессиональной подготовки [6, с.10].

Главная цель парадигмы личностно ориентированного образования в ВУЗе - обеспечение гуманных условий для личного и профессионального роста студента, индивидуального и свободного самоопределения будущего специалиста в избранной профессиональной деятельности, полноценного раскрытия потенциальных возможностей личности

Изучение методологических и теоретических проблем развития российского и западного высшего педагогического образования, а также существующих знаний в области обучения будущих учителей и организации образовательного процесса в педагогических ВУЗах позволяет утверждать, что индивидуализация способна привести профессиональную подготовку в соответствие с новыми социальными реалиями и международными стандартами и сделать студента субъектом своего образования [10, с. 75]. Под индивидуализацией профессиональной подготовки будущих педагогических работников мы понимаем организацию такой системы взаимодействия между участниками процесса обучения, когда учитываются и используются индивидуальные возможности каждого, определяя перспективы дальнейшего творческого развития и гармоничного совершенствования личностной структуры, посредством инновационных форм и методов, в образовательном процессе современного ВУЗа.

Из вышесказанного вытекает потребность в создания нами структурно-функциональной модели индивидуализации профессиональной подготовки обучающегося педагогического ВУЗа целью, которой являются развитие личности и высокий профессионализм будущего специалиста (рисунок 1).

Разрабатывая модель, мы исходили из потребностей социального заказа, который направлен на подготовку конкурентоспособного, компетентного, инициативного, творчески активного, профессионально мобильного выпускника, имеющего набор качеств, характеристик, способностей, который природосообразно и избирательно осваивает и «приращивает» культурные и нравственные нормы (знания) и раскрывает себя, способного успешно адаптироваться к постоянно трансформирующимся условиям профессиональной деятельности, активно участвовать в развитии общества. Разработана и внедрена модель профессиональной подготовки будущих учителей, включающая совокупность постоянно развивающихся и взаимодействующих компонентов: целевого, организационно-методологического, мотивационного, содержательно-деятельностного, инструментально технологического, критериально-диагностического и оценочно-результативного. В рамках, разработанной нами модели определены методологические подходы (акмеологический, компетентностный, системный, личностно-деятельностный, вариативно-рефлексивный), интегрированные на основе принципов развития, гибкости и разнообразия, индивидуальности и личностных приоритетов, дивергентности, психологической комфортности, позитивной перспективы и самоактуализации, вариативности.

Рис. 1. Структурно-функциональная модель индивидуализации профессиональной подготовки будущего педагогического работника, разработанная Юрловской И.А.

Реализация модели осуществляется на основе модульной и нелинейной организации образовательного процесса в ВУЗе. Для получения навыков работы с диверсифицированным контингентом обучающихся и успешного построения своей профессиональной траектории развития, в учебный план подготовки педагогического профиля, был внедрены модули «Инклюзивное образование», «Русский язык и культура речи», «Практикум по решению профессиональных задач», «Формирование профессионально-педагогической компетентности», «Инновационные процессы в мировом образовательном пространстве».

Разработанные теоретические и прикладные положения позволяют более адекватно отразить современные научные представления о сущности, содержании, структуре, организации и методике процесса индивидуализации обучения в высшей школе.

Обобщив все вышесказанное, мы пришли к выводу о том, что, структурно-функциональная модель индивидуализации профессиональной подготовки, качественно влияет на профессиональные исследовательские умения и навыки. Респонденты, экспериментальной группы, способны активно и независимо мыслить, творчески решают различные педагогические задачи, ищут новые варианты решений педагогических ситуаций, организовывают процесс обучения на должном уровне, отвечающем требованиям современного социума. Об этом говорит число проектов, публикаций студентов коррекционно-педагогического факультета СОГПИ. Организация конференций, круглых столов, дискуссий по обмену опытом и оценке деятельности в конкретных направлениях; подготовка программ и проектов для участия в институтских, региональных, всероссийских конкурсах.

Рецензенты:

Кокаева И.Ю., д.п.н., доцент ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова», г. Владикавказ;

Киргуева Ф.Х., д.п.н., профессор кафедры начального и дошкольного образования ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ.


Библиографическая ссылка

Юрловская И.А. СТРУКТУРНО – ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, КАК УСЛОВИЕ ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ ФГОСОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22417 (дата обращения: 26.02.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074