Одной из задач молодежной политики, обозначенной
в «Концепции долгосрочного
социально-экономического развития РФ на период до 2020 года», является содействие формированию
правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи.
Но смена в
современном обществе ценностной парадигмы с духовной на материальную (О.А.
Лосева, Т.А. Серебрякова и др.) привела к распространению среди людей
потребительского отношения к действительности: природе, профессии, товарам и
услугам, людям (М.А. Баймаханбетова, Ж.Ш. Жияшева, М.В. Иванова,
А.Н. Кочергин, В.В. Мантатов,
Л.В. Мантатова, Г.А. Рысбаева, Т.А. Серебрякова,
А.Н. Шевченко и др.). Те же тенденции намечаются и в отношении людей к
искусству, Оно воспринимается не как ценность, а как средство удовлетворения потребностей
человека (А.Ю. Галгаш,
А.А. Оганов, Т.И. Кузуб, Ю.В. Рыжов, М.И. Жабский, М.А. Кобцева,
М.А. Козловская, С.В. Маркова, Н.Б. Наумова, О.В. Стукалова) [4].
Важную роль в формировании культурных, художественных ценностей у молодежи играют вузы культуры. В процессе обучения на теоретических предметах (культурология, история искусств, искусствоведение и др.), а также в процессе практического освоения профильного вида искусства (изобразительного, музыкального, хореографического и др.), студенты осваивают художественные ценности, но в основном только изучаемого, осваиваемого вида искусства. Анализ основных образовательных программ бакалавриата федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям подготовки 073400 «Вокальное искусство», 073100 «Музыкально-инструментальное искусство», 073500 «Дирижирование», 073700 «Искусство народного пения», 071600 «Музыкальное искусство эстрады», 071200 «Хореографическое искусство», 071500 «Народная художественная культура», 071400 «Режиссура театрализованных представлений и праздников», 072600 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», позволил сделать вывод о необходимости расширения у студентов кругозора в сфере искусства, о формировании целостного представления о нем [8].
Освоение художественных ценностей различных видов искусств в разнообразной художественной деятельности способствует формированию ценностного отношения к искусству, к различным его видам (А.Н. Мурзич).
Цель исследования: разработать методику формирования ценностного отношения к искусству у студентов вуза культуры, апробировать и определить ее эффективность.
Понятие «ценностное отношение к искусству» является предметом научного исследования авторов в художественной и музыкальной педагогике (Г.В. Агадилова, Р.А. Ахмадеева, П.И. Козодаев, Е.И. Толокнеева и др.) относительно различных видов искусства: музыкального, театрального и др. Г.В. Агадилова, Н.И. Коростелева обосновали целесообразность и необходимость воспитания ценностного отношения к произведениям музыкального искусства у учащихся общеобразовательных школ. П.И. Козодаев обозначил ценностное отношение к театральному искусству как педагогическое условие для творческого саморазвития студентов средствами любительского театрального искусства. Н.А. Фатеева доказала, что у людей старшего поколения в отличие от молодежи ценностное отношение к искусству сформировано за счет обязательных условий досугового поведения: посещение картинных галерей, концертов, спектаклей. Л.В. Сердюкова рассмотрела процесс формирования ценностного отношения к музыкальному произведению у студентов. При этом автор доказала, что такое отношение включает знания о ценностях нравственно-эстетического характера; осознание общечеловеческой значимости и нахождение личностного смысла музыкального произведения.
В теории и методике профессионального художественного образования ценностное отношение к искусству рассматривается авторами в основном как педагогическое условие становления профессионала (Э.А. Болодурина, Г.И. Фазылзянова, Ю.А. Шмакова), личностная особенность студентов, формирующаяся культурно-педагогическим воспитательным пространством (Л.Э. Муртазина). Существующие работы рассматриваются в ракурсе отдельных видов и направлений искусства: музыкальное (Э.А. Болодурина, Л.Э. Муртазина), хореографическое (Ю.А. Шмакова), декоративно-прикладное (Ю.Г. Савина), театральное (Е.В. Бондарева). Некоторые авторы (Г.Ю. Ермоленко) утверждают необходимость полихудожественного подхода в решении данной проблемы. Исследователями выявляются педагогические условия формирования ценностного отношения у будущих учителей начальных классов к музыкальному искусству на занятиях по фортепиано (Р.А. Ахмадеева), педагогические условия, способствующие формированию у студентов вузов ценностного отношения к искусству (Д.Ф. Ахмерова, Халаф Намир Кассам и др.) [1]. Однако формирование ценностного отношения к искусству у студентов вуза культуры в процессе разнообразной художественной деятельности не стало предметом отдельного рассмотрения в том или ином исследовании.
«Ценностное отношение к искусству», являясь многомерным понятием, включает в свое содержание и отношение, и ценность. В педагогике и психологии понятие «отношение» характеризует связь, которая возникает между объектом восприятия и субъектом (А.И. Уемов) [7]. Отношение выступает, по мнению В.Н. Мясищева, формой отражения субъектом окружающей действительности в процессе активного взаимодействия с данной действительностью. Отношение можно характеризовать с позиции активности; избирательности. Оно обусловлено общественно-историческим опытом; связано с осознанием, окрашено эмоционально (В.Н. Мясищев, Н.Е. Щуркова).
Понятие «ценность» указывает на положительную значимость предмета для человека (С.Ф. Анисимов, А.М. Коршунов, С.Э. Крапивенский, Г. Лотце, Л.П. Пендюрина, В.А. Сластенин, В.П. Тугаринов) и выступает как результат оценки им этого предмета. Ценностное отношение в работах исследователей рассматривается с различных точек зрения: как личностное образование (М.А. Кейв, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова, А.Н. Шорохова), связь человека с миром (И.В. Бабурова), внутренняя позиция личности (А.Л. Позднякова), выражение человечности, стремление к очеловеченности бытия (В.П. Большаков), устойчивое внутреннее убеждение личности (И.И. Савич), ориентация личности на материальные и духовные ценности (О.Е. Винокурова) [5]. Такое отношение характеризуется значимостью для личности, присвоением личностью ценностей (Е.В. Коротаева, А.Н. Шорохова). Вслед за А.Л. Поздняковой мы рассматриваем ценностное отношение как позицию личности, так как в этом случае такое отношение предполагает осознание личностного выбора, его осмысление.
Л.В. Школяр утверждает, что усвоение общечеловеческих ценностей, заложенных в произведении искусства, способствует формированию ценностного к нему отношения. Н.И. Кашина, Н.Г. Тагильцева отмечают, что «присвоение личностью ценностей в процессе восприятия произведения искусства осуществляется в ходе реализации художественно-эстетического отношения, которое позволяет не только узнать, но и пережить те или иные жизненно важные ситуации, отраженные в произведении искусства» [3, с. 71].
Опираясь на положения Н.И. Коростелевой, О.Д. Кузьмина о том, что ценностное отношение имеет эмоциональную природу, изучается во взаимосвязи с личностным смыслом (И.И. Савич, Л.В. Сердюкова, О.Н. Шаблов) и выражается через общечеловеческие ценности (Е.И. Толокнеева, Л.В. Школяр), можно сформулировать определение ценностного отношения как позицию личности, отражающую субъективно-личностно переживаемую связь человека и явлений действительности, которая основана на значимости явлений для человека, наличии личностного смысла, постижении общечеловеческих ценностей.
Ценностные отношения исследовались философами (М.М. Бахтин, А.И. Буров), педагогами (Б.М. Неменский, Н.Г. Тагильцева, Е.М. Торшилова), которые выделяли такие ценности, воплощенные художниками, писателями и поэтами в своих художественных шедеврах. Авторы говорили о главной ценности искусства - человеке (М.М. Бахтин), поэтому и предметом искусства называли человека (А.И. Буров) и его многообразные отношения к миру (А.И. Буров, Б.М. Неменский, Н.Г. Тагильцева, Е.М. Торшилова) [2]. Именно отношением человек одухотворяет весь неодушевленный мир (А.И. Буров), в том числе и искусство, наделяя его духовно-нравственной сущностью, это и составляет ценность искусства. Обобщая рассмотренные точки зрения различных авторов на природу ценности и ценностного отношения, обозначим понятие «ценностное отношение к искусству». Это - позиция личности, отражающая переживаемую связь человека с искусством, которая обусловлена личностным смыслом и выраженной в художественном произведении общечеловеческой ценностью, а также является значимой для личности.
На основании уточненного понятия «ценностное отношение к искусству», учитывая специфику художественной деятельности, для студентов факультета музыки, театра и хореографии, факультета дизайна, визуальных искусств и архитектуры ФГБОУ ВО «Тюменский государственный институт культуры», была разработана анкета с целью выявления их уровня ценностного отношения к искусству. Анализ проведенного анкетирования показал, что ценностное отношение студентов проявлялось преимущественно к тому виду искусства, который ими осваивается в процессе обучения в вузе. Соответственно проявилась необходимость формирования такого вида отношения у студентов вуза культуры.
Формирование ценностного отношения к искусству требует выработки определенной системы действий педагогов и студентов. Н.Г. Тагильцева отмечает, что «при характеристике той или иной системы (методики) музыкального воспитания авторы различных статей так или иначе говорят о принципе систематичности и последовательности...» [6, с.118]. Такая системность и последовательность создается в таком специфическом педагогическом продукте, как методика. Взяв за основу вышеуказанную позицию о том, что студенты вузов культуры при освоении им одного вида искусства не находят ценностные основания в других его видах, мы разработали авторскую методику, которая базировалась на четком и последовательном освоении ими разных видов искусства в различных видах художественно-творческой деятельности. Для реализации методики были задействованы студенты факультета музыки, театра и хореографии, факультета дизайна, визуальных искусств и архитектуры ФГБОУ ВО «Тюменский государственный институт культуры». В нее были включены 77 студентов 2 курса очной формы обучения направлений подготовки «Вокальное искусство», «Музыкально-инструментальное искусство», «Дирижирование», «Искусство народного пения», «Музыкальное искусство эстрады», «Хореографическое искусство», «Народная художественная культура», «Режиссура театрализованных представлений и праздников», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».
Средством формирования ценностного отношения к искусству у студентов вуза культуры в разработанной методике стала художественная деятельность в различных видах искусства. Построение содержания занятий, которые явились основой рассматриваемой методики, базировалось на определенной последовательности проявления личностных переживаний студентов и включало тезис - от возникновения личностных переживаний и смысла при восприятии произведений искусства разных видов, через освоение элементов, необходимых для создания художественно-творческого продукта - к перенесению идей из одного вида искусства в другой при создании такого продукта.
Методика формирования ценностного отношения к искусству у студентов вуза культуры в процессе художественной деятельности включала три этапа - подготовительный, основной и итоговый, а процесс освоения художественных средств разных видов искусства и создание художественно-творческого продукта происходило в учебной и внеучебной деятельности. 1 блок методики - курс по выбору «Студент в мире искусства», реализовался в рамках учебной деятельности; 2 блок - практическая художественная деятельность студентов, реализовалась во внеучебной деятельности. Задача подготовительного этапа - развить эмоционально-чувственную сферу студентов. Студенты в рамках курса по выбору «Студент в мире искусства» приняли участие в разработке задания «Сочиняем стихи» на основе ассоциативного метода. В процессе восприятия фрагментов произведений хореографического, музыкального, театрального и декоративно-прикладного искусства они выявляли словесные ассоциации на ключевое слово «человек». На основе зафиксированных ассоциаций студенты сочиняли стихотворения. По итогам выполнения задания, в рамках круглого стола, представленные стихотворения обсуждались на предмет отражения в них субъективно-личностных переживаний автора. После этого каждый студент высказывался о тех значимых для него, для другого студента составляющих, которые по существу и выражали определенные человеческие ценности. Наиболее интересной формой занятий являлись бинарные. На таких занятиях на основе бинарных тематических оппозиций студенты защищали или опровергали ту или иную позицию. К таким диспутам относился и тот, в котором одни студенты доказывали, что искусство - это ценность для человека, а вторые, - что искусство не является ценностью вообще. Осмысление данной проблемы осуществлялось путем заполнения студентами таблицы «Знаю, хочу узнать, узнал» по Д. Огле, где они в письменной форме фиксировали, что они уже знают по данной проблеме, что узнали на занятии и что хотели бы еще узнать. Анализ студенческих таблиц позволил выстроить дальнейшую тематику занятий. Темы «Роль искусства в моей жизни», «Ценность искусства в современном мире» были раскрыты на лекциях не педагогом, а представителями той или иной художественной деятельности: хореографами, художниками, режиссерами, музыкантами, которые не только объясняли, рассказывали, но и демонстрировали в видеозаписи фрагменты своей творческой деятельности: хореографические и театральные постановки, выставки и вокально-хоровые концерты. Ряд занятий были отведены посещению студентами выставок, концертных выступлений, театральных постановок на базе учреждений культуры, где они приобщились к познанию произведений мастеров хореографического, театрального, музыкального искусства и декоративно-прикладного искусства. Перед посещением мероприятий студентам были предоставлены оценочные анкеты, содержащие список возможных впечатлений от воспринятого. Задача студента заключалась в необходимости выбрать из предложенного списка (разрядка; развлечение; оздоровление, рекреация; нравственно-эстетическое и познавательное воздействие) одно или несколько впечатлений, которое произвело на него произведение и обосновать свой выбор. Видеоматериалы использовались на занятиях с целью самостоятельного выявления студентами наиболее значимых фрагментов произведений, которые могли бы быть позитивно приняты молодежью, взрослыми людьми и даже детьми. В этом случае они выделяли художественные ценности, понятные людям разного возраста и описывали их в форме таких размышлений, как эссе, письма, короткие записки. В рамках внеучебной деятельности на подготовительном этапе студентам предлагалось посетить на выбор какое-либо культурное мероприятие в городе: выставку изобразительного искусства, театральную постановку, филармонический концерт и т.д. После посещения мероприятия на курсе по выбору был устроен диспут на тему «Зачем был поставлен спектакль (организована выставка) и т.д.?».
На основном этапе ключевой задачей явилось расширение кругозора студентов в осознании средств различных видов искусства, которые используют мастера для создания тех или иных художественных произведений. Для этого студентам предъявлялись средства выразительности в разных видах искусства: в музыке - ритм, темп, тембр, лад, в изобразительном искусстве - цвет, композиция, форма, пропорции, в хореографии - жест, поза, сюжет и т.д. А также обсуждалась взаимосвязь художественных средств в различных видах искусства. На практических заданиях студентам предъявлялись художественные продукты, созданные сокурсниками, выпускниками и преподавателями. По результатам просмотров студенты создавали кластеры, в которых отражали идею произведения, выраженную определенными художественными средствами, ценностные основания произведения и способы его воплощения. Несколько занятий были отведены посещению репетиций и выступлений (отчетные концерты, спектакли и т.д.) студенческих художественных студий вуза. Для развития умения понимать основную идею произведения искусства и общечеловеческие ценности, заложенные в нем, студентам предлагался к просмотру и оценке в соответствии с методикой ТАСК (Тезис-Анализ-Синтез-Ключ) видеоспектакль «Эквилибриум» хореографической студии. Задание подразумевало аргументированное определение студентами в процессе просмотра видеоспектакля двух прямо противоположных тезисов, предположительно отражающих идею произведения. В дальнейшем студенты, как и раньше, делились на две группы, каждая из которых защищала свой тезис, но, если на первом этапе методики студенты оставались при своем мнении, то на данном этапе они находили точки соприкосновения в определении ценностных координат художественного произведения. Следующим этапом работы над видеоспектаклем являлось создание коллективного сценария первой и второй группами студентов. Каждый сценарий выражал тот тезис, который выдвигался студентами своей группы ранее. Затем сценарии зачитывались на занятиях курса по выбору, оценивались и из них выбирались наиболее удачные. С целью формирования у студентов понимания соответствия содержания и формы произведения искусства, они привлекались к созданию сценарной разработки художественного текста. Определив в самостоятельно выбранных художественных текстах (музыкальный, хореографический и т.д.) тему и идею, они воплощали её в различных формах, создавали: пластические версии литературных произведений, инсценировку картины и т.д. Результатом работы стало проведение творческой лаборатории, которая проходила в процессе внеурочной деятельности. В этой лаборатории студенты оценивали созданные друг другом художественно-творческие продукты с позиций понимания авторами и зрителями (слушателями) соответствия содержания и формы, а также с позиции удачного или неудачного воплощения идеи, фабулы произведения.
Во внеучебной деятельности студентам также предлагалось задание для самостоятельной работы со студентами противоположного профиля подготовки (профиль подготовки они выбирали самостоятельно). Задание называлось «Я - учитель». Сущность задания заключалась в подготовке небольшого, но законченного номера со студентами-любителями в конкретной области искусства. Например, студенты-музыканты готовили номер с хореографами, а художники с театралами и т.д. Для осуществления задания студентам предлагался алгоритм его выполнения (он описан в разработанных для студентов памятках): 1) обдумывание идеи номера, необходимых атрибутов, музыкального, литературного, иного материала; 2) обсуждение идеи со студентами-любителями, внесение корректив; 3) распределение ролей и проведение репетиционной работы; 4) при необходимости внесение изменений в содержание номера; 5) завершение репетиционной работы и генеральная репетиция номера; 6) демонстрация номера на занятиях курса по выбору «Студент в мире искусства»; 7) описание этого номера в виде рекламной продукции. Задание выполнялось группами студентов.
Задача итогового этапа - развить у студентов умение реализовать художественные идеи при создании индивидуального и коллективного художественно-творческого продукта. Студентам было предложено принять участие в концерте-конкурсе, содержанием которого явилось состязание команд в умении создавать, как индивидуально, так и коллективно, художественно-творческий продукт, основанный на общечеловеческой ценности «человек и его отношение к миру и самому себе». Примерами индивидуального художественно-творческого продукта были: литературное произведение, песня, танец, а группового - театрализованное представление. Жюри явились зрители в зале, они оценивали конкурсантов с точки зрения отражения в созданном ими художественно-творческом продукте общечеловеческих ценностей. Зрителям были выданы карточки для занесения результатов, в них указывалось: понравился ли данный продукт человеку; интересен ли он ему; содержит ли представленный художественно-творческий продукт в основе общечеловеческую ценность. Кроме этого, в карточках зрители выставляли оценки по 5-балльной шкале и подсчитывали суммарный итог. Среди зрителей находились и мастера-преподаватели в области различных видов художественной деятельности, которые оценивали, кроме названного выше, ещё и художественную ценность представленного художественно-творческого продукта (по 5-балльной системе) по следующим критериям: целостность, художественная правда, наличие нравственных идеалов, идейность. После заполнения карточек зрители передавали их эксперту, который и объявлял победителей. Итогом концерта-конкурса стала торжественная церемония награждения победителей. Кроме этого, студенты были привлечены к коллективной форме работы - написанию экспресс-сочинения на тему: «В чем для меня ценность искусства?». Эта форма работы носила завершающий характер в методике формирования ценностного отношения к искусству и требовала от студентов активизации всех знаний, навыков и умений, полученных на занятиях курса по выбору. Все формулировали ответ на поставленный вопрос на общем листе бумаги поочередно и по определенной схеме: сначала фиксировали положения о ценности искусства, и в чем эта ценность для каждого из них, затем приводили комментарии к зафиксированным положениям, после чего делали выводы и выносили заключение. Завершилось написание экспресс-сочинения чтением получившихся текстов.
Во внеучебной деятельности студентам предлагалось создать несколько коллективных художественно-творческих продуктов: хоровую театрализацию на народную песню, разработать рекламные листовки на тему «Роль искусства в жизни человека», выполнить постановку танца на основе пластического интонирования, сочинить театральные диалоги на свободную тему и выполнить их постановку. Задания были ориентированы на вовлечение студентов всех направлений подготовки как любителей в создание коллективного художественного продукта. В этом случае студенты-музыканты на основе метода рокировки ставили себя на место театралов и входили в их образ, театралы могли войти в образ художников и т.д. Данные продукты демонстрировались студентам, которые не посещали курс по выбору «Студент в мире искусства». После обсуждения представленных продуктов курсистам предлагалось создать индивидуальный художественный продукт по профессиональной специализации на тему «Взаимосвязь искусств» и защитить данный проект. Студенты-театралы создавали музыкально-театральные инсценировки, музыканты исполняли пантомимы под музыкальное сопровождение, художники писали «музыкальные картины» (музыку в красках и движениях), хореографы дирижировали музыкальным произведением. Созданные художественные продукты были представлены руководителям студенческих студий вуза, которые их и оценивали.
После реализации разработанной методики формирования ценностного отношения к искусству у студентов вуза культуры было проведено повторное анкетирование. Анализ студенческих анкет показал, что большинство респондентов рассматривают искусство как свою будущую профессию, испытывают потребность в общении с различными видами искусства, осознают в них взаимосвязь художественных средств и умеют переносить идеи из одного вида искусства в другой при создании художественно-творческого продукта.
Сравнение результатов анкетирования до и после реализации методики, а также наблюдение и анализ художественно-творческой деятельности студентов позволили сделать вывод об эффективности разработанной методики формирования ценностного отношения к искусству у студентов вуза культуры в процессе разнообразной художественной деятельности.
Рецензенты:
Тагильцева Н.Г., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой музыкального образования института музыкального и художественного образования ФГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург;
Демина Л.В., д.искусствоведения, доцент, декан факультета музыки, театра и хореографии ФГБОУ ВО «Тюменский государственный институт культуры», г. Тюмень.
Библиографическая ссылка
Важенина С.С., Овсянникова О.А. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ИСКУССТВУ У СТУДЕНТОВ ВУЗА КУЛЬТУРЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22388 (дата обращения: 06.12.2024).