Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПСИХИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В РЕЖИМЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Волков А.А. 1 Волкова В.М. 2
1 ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»
2 ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»
В статье исследованы требования оперативно-служебной деятельности, предъявляемые к профессионально-психологической подготовленности сотрудников полиции, и факторы, влияющие на психическую напряженность сотрудников полиции в режиме чрезвычайной ситуации. Главная причина дезорганизации поведения неустойчивых сотрудников полиции состоит в отсутствии эффективных способов преодоления трудностей и в переживании угрозы для личности. У неустойчивых сотрудников иногда наблюдается явление самоиндукции отрицательного эмоционального напряжения: дезорганизованное поведение усиливает стрессовое состояние, которое еще больше дезорганизует поведение, что приводит в конечном счете к тому, что неустойчивая личность чувствует полную беспомощность — как по отношению к трудным заданиям, так и по отношению к своему поведению в экстремальной ситуации. Авторами сделана попытка выяснить, какие страхи присущи сотрудникам полиции в особых условиях в режиме чрезвычайной ситуации. Направляясь в командировки, сопряженные с боевыми действиями, психологически не подготовленный сотрудник (особенно кто сталкивался с этим впервые) совершенно не задумывается изначально о своей смерти, но, несмотря на это, происходит болезненная переоценка нравственных ценностей и жизненных ориентиров.
психическая напряженность
стресс
профессионально-психологическая подготовленность
режим чрезвычайной ситуации
сотрудники полиции
юридическая психология
1. Волков А.А. Профессиональная самореализация сотрудников милиции общественной безопасности: монография. — М.: КРЕДО, 2010. — 180 с.
2. Волков А.А. Психологическая устойчивость сотрудников органов внутренних дел // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. — 2015. — № 1 (46). — С. 194–200.
3. Волков А.А. Специфические особенности смысловой сферы личности в профессиональном контексте // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. — 2015. — № 1. — С. 325–330.
4. Волков А.А. Безопасность в Северо-Кавказском федеральном округе в современных условиях // Анализ психологических особенностей личности террориста. — Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. — С. 158–164.
5. Волков М.А. Социокультурные и антропологические детерминанты нормативного сознания в современном обществе // Экономические и гуманитарные исследования регионов. — 2015. — № 4. — С. 120–125.
6. Волков М.А. Правосознание как социокультурный феномен в современной России // Вестник СевКавГТИ. — 2015. — № 2 (21). — С. 159–162.
7. Волков М.А. Роль идентичности правосознания граждан в существовании и воспроизводстве насилия // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. — 2015. № 3 (15). — С. 10–16.
8. Колосова О.Ю. Человек и общество перед лицом глобальных экологических проблем // Сборники конференций НИЦ. — Социосфера. — 2013. — № 51. — С. 40–43.
9. Организация профессиональной психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел: методические рекомендации. — М.: ГУК МВД России, 2003. — 154 с.
10. Прикладная юридическая психология: учебное пособие для вузов / Под ред. проф. А.М. Столяренко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 639 с.
11. Goncharov V.N. The political power in the context of information-mathematical aspect of knowledge // European Journal of Natural History. — 2011. — № 4. — С. 33–35.
Северо-Кавказский регион является зоной политической нестабильности [8; 11], в различных частях которого периодически вводится режим чрезвычайных ситуаций, что обусловливает появление негативных психических состояний и свойств личности у сотрудников полиции, прикомандированных для выполнения служебно-боевых задач и обеспечения покоя и безопасности граждан, проживающих на данной территории.

Требования оперативно-служебной деятельности, предъявляемые к профессионально-психологической подготовленности сотрудников полиции, обусловлены факторами, влияющими на психическую напряженность сотрудников полиции в режиме чрезвычайной ситуации, к которым можно отнести следующие.

1. Монотонность, которая определяется однообразием пространства обитания, невозможностью связи с внешним миром, ограниченностью жизненной среды. Природа возникновения монотонности заключается в качественном изменении объема и характера внешних раздражителей на психическое состояние сотрудников полиции, что в конечном итоге может привести к развитию астении, т.е. истощению нервной системы, и возникновению раздражительности, тревожности, агрессивности, депрессии, расстройства сна.

2. Угроза жизни, что характеризуется условиями службы, сопряженными с отсутствием какой-либо гарантии личной безопасности сотрудника, работающего в зоне вооруженного конфликта, где вероятность получения телесных повреждений (ранений, увечий) или гибели в ходе исполнения профессиональных обязанностей по сравнению с обычным характером службы по постоянному месту дислокации подразделения увеличивается в несколько раз.

3. Групповая изоляция - формируется из-за отсутствия либо ограниченной возможности контактов сотрудников полиции с окружающей социальной средой в силу опасности для их жизни и здоровья. Групповая изоляция также выражается в функционировании процессов социального взаимодействия исключительно внутри коллективов подразделений и служб, что в конечном итоге приводит к возникновению непринятия некоторыми членами коллектива своих собратьев по оружию, возникновению высокой эмоциональной напряженности во взаимодействиях между сотрудниками [1].

4. Ограничение информации. Ограничение информации возникает вследствие ограниченной возможности получения информации извне. Возникающий информационный вакуум в совокупности с необходимостью вынужденного бездействия крайне отрицательно сказывается на морально-психологическом состоянии сотрудников подразделений, так как отсутствие информационного поля препятствует процессу адаптации.

5. Вынужденное бездействие - обусловливается границами обязанностей, в рамках которых сотрудники полиции находятся в зоне действий режима чрезвычайных ситуаций. Длительное ожидание личностью соприкосновения с чрезвычайными обстоятельствами сопровождается состоянием сильного психического напряжения, которое впоследствии может стать причиной различных психических аномалий [2].

В связи с этим возникает актуальная потребность в исследовании структуры и содержания профессионально-психологической подготовленности сотрудников полиции для разработки практических рекомендаций по психологическому отбору, психологической подготовки и психологическому сопровождению сотрудников полиции, а также внедрению их в практическую деятельность подразделений органов внутренних дел [3].

Высокая работоспособность и стрессоустойчивость в значительной мере определяются индивидуальными особенностями каждого сотрудника полиции, поэтому выявление и развитие профессионально важных качеств личности до уровня требований профессии является одним из направлений предупреждения и борьбы со стрессом [4].

Исследованиями установлено, что некоторые из этих качеств (например, профессионально-психологические) формируются в процессе службы и профессионально-психологической подготовки, другие (физические и физиологические) достигают необходимого уровня функционирования в ходе адаптации к деятельности, а третьи (ряд личностных черт) компенсируются особенностями организации и управления деятельностью [5].

Однако практика обеспечения оперативно-служебной деятельности сотрудников позволяет утверждать, что нарушения ее эффективности и надежности, развитие неблагоприятных функциональных состояний (таких как психическая напряженность, стресс) довольно часто обусловливаются неблагоприятными особенностями некоторых индивидуальных характеристик сотрудников, коррекция которых невозможна или малоэффективна [6].

С нашей точки зрения, для разработки действенных путей обеспечения соответствия сотрудников полиции требованиям конкретных видов деятельности, в особенности экстремальных, необходимо определение их профессиональной пригодности [7].

Психологической основой профессиональной пригодности является проблема индивидуально-психологических различий сотрудников, а также оценки и развития индивидуальных качеств, необходимых для их служебной деятельности. Специфичность реагирования и проявления стресса зависит от характера внешней стимуляции и от психологических особенностей сотрудников. Проблема личностной детерминации процесса зарождения, развития, проявления и преодоления стресса - тема многочисленных исследований феноменов личностной дифференциации в зависимости от степени выраженности и особенно устойчивости уровня психофизической активности или психофизической напряженности в экстремальных условиях деятельности [9; 10].

Самым большим эмоциональным стрессом для бойцов подразделений являются оперативно-служебные мероприятия («зачистка»), в которые входят: проверка паспортного режима в населенных пунктах; проверка определенной местности, где по разведывательным данным возможно присутствие бандформирования либо отдельных лиц, принадлежащих к этим группировкам; разминирование данного квадрата определенной местности.

Происходит сильнейшее психологическое напряжение, особенно когда «зачистка» проходит в горно-лесистой местности и в частном секторе. После такого нервного и психологического срыва люди возвращаются в режим нормального мирного времени.

Без профессионального психологического сопровождения сотрудники «окунаются» в обыденную жизнь, совершенно не понимая, что с ними происходит, пытаются самостоятельно устранить тревогу и напряженность. Успешность профессиональной деятельности сотрудников полиции определяется их умением максимально эффективно использовать в оперативно-служебной деятельности имеющиеся знания, умения, навыки, в том числе и в экстремальных условиях. Эти качества тесно связаны с возможностями психической личностной регуляцией состояний, поведения, деятельности.

В своем исследовании, анализируя и сравнивая полученные результаты, мы установили, какие качества сотрудников полиции страдают в первую очередь и какие последствия влекут за собой нарушения того или иного психического процесса в ходе экстремальной ситуации.

Главная причина дезорганизации поведения неустойчивых сотрудников полиции состоит в отсутствии эффективных способов преодоления трудностей и в переживании угрозы для личности. У неустойчивых сотрудников иногда наблюдается явление самоиндукции отрицательного эмоционального напряжения: дезорганизованное поведение усиливает стрессовое состояние, которое еще больше дезорганизует поведение, что приводит в конечном счете к тому, что неустойчивая личность чувствует полную беспомощность - как по отношению к трудным заданиям, так и по отношению к своему поведению в экстремальной ситуации.

В своем исследовании мы также попытались выяснить, какие страхи присущи сотрудникам полиции в особых условиях в режиме чрезвычайной ситуации. В опросе принимали участие 150 человек до и через полгода после нахождения в режиме чрезвычайной ситуации.

Мы выяснили, какие страхи присущи сотрудникам полиции. Результаты оказались довольно интересными: после долгого пребывания вне семьи увеличивается тревога за близких, появляется боязнь их потерять. До командировки эти показатели составляли 12,5%, после командировки - 16,5%, с общей разницей 4%. У сотрудников снижается боязнь смерти как таковой. Из полученных данных видно, что до командировки число сотрудников, боявшихся смерти, составило 6,6%, а после командировки число сотрудников, боявшихся смерти, составило 3,9%, с общей разницей 2,7%. Но при индивидуальной беседе с сотрудником выясняется, что этот страх все же остается, просто он немного видоизменяется, как бы переходит в другую категорию: боязнь собственной болезни, которая может привести к смерти, и это очень значимо. До командировки количество сотрудников с данным страхом составляло 7,3%, после командировки -- 10,6%, с общей разницей 3,3 %. Это довольно много, чтобы психолог подразделения действительно мог задуматься об этом. Направляясь в командировки, сопряженные с боевыми действиями, психологически не подготовленный сотрудник (особенно кто сталкивался с этим впервые) совершенно не задумывается изначально о своей смерти, но, несмотря на это, происходит болезненная переоценка нравственных ценностей и жизненных ориентиров.

В графе о бедности это также четко вырисовывается. До командировки количество сотрудников, боявшихся бедности, составило 9,9%, после командировки число данных составило уже 5,9% с общей разницей 2,7%.

После командировки сотрудники перестают думать о бедности, у них появляется тревога за свое будущее существование, т.е. боязнь остаться одинокими. Это обусловливается спецификой службы в данных подразделениях. До командировки число сотрудников, боявшихся одиночества, составило 7,3%, после командировки - 9,9%, с общей разницей 2,6%. Для сотрудников полиции одиночество - это не просто страх, это реальная угроза.

Боязнь потерять работу среди сотрудников до командировки составила 18,4%, после командировки этот показатель существенно уменьшается, и количество сотрудников, боявшихся остаться без данной работы, уже составляет 7,9%, с общей разницей 10,5%.

Побывавшие в экстремальных ситуациях сотрудники полиции переоценивают и само отношение друг к другу. На многие человеческие качества в мирное время закрываются глаза, не обращается никакого внимания. Во время экстремальных ситуаций все качества характера проявляются в полной мере. Личный состав подразделения сплачивается, либо наоборот, отношения некоторых сотрудников переходят в конфликты.

В командировках, на территории режима террористической операции, у сотрудников ценится поддержка идущего рядом, тем более, что, выходя на «зачистки», они не знают, чем закончится боевая операция.

Предательство товарища - вот еще один психологический момент, к которому надо готовить сотрудников. Предательство рассматривается как измена интересам и ценностям группы, предполагающая возможность нанесения ей серьезного ущерба в пользу интересов референтной группы.

Психологическими «пружинами» предательства чаще всего выступают идеологические, религиозные разногласия с членами группы, различного рода обиды, чувства ненависти, презрения, мести. Так, до командировки боязнь предательства составляла всего 4,6%, а после командировки эти показатели увеличились уже до 7,9%, общая разница составила 3,3%.

Боязнь воды, как до командировки, так и после нее, остается неизменным показателем и составляет 2,6%, т.е. как бы уходит на второй план, но возрастает боязнь темноты. До командировки эти данные составили 11,8%, после командировки - 17,8%, с общей разницей 6%. С чем это связано? Посеянное психическое напряжение, в котором находятся сотрудники в командировках, приводит к данным показателям. Ночные обстрелы, снайпера, боязнь быть убитым в темноте - это тоже сказывается на восприятии сотрудником действительности.

Боязнь собак, как это не покажется парадоксальным со стороны, увеличивается. До командировки данный показатель составлял 4,6%, после командировки - 7,3%, с общей разницей 2,7%. Собаки у сотрудников после командировки ассоциируются с внезапностью, нападением, темнотой, т.е. с внезапным нападением из темноты.

Есть еще один факт, о котором знают лишь те, кто прошел через войну: на «зачистках» сотрудники полиции рискуют своей жизнью не меньше, чем в открытом бою. Подкрасться незаметно к врагу - вот правило, которому необходимо учиться. Первый, кто обнаруживает бойцов и направляет на них огонь, - это собаки. Лай выдает. Дальше смерть или жизнь - у кого как.

Боязнь боли практически отсутствует. Называют этот пункт единицы. В индивидуальной беседе по данному пункту сотрудники объясняют это следующим образом: «пусть будет больно, лишь бы живым вернуться».

Опрос, проведенный с сотрудниками, таким образом, еще раз указывает на необходимость проведения с ними профессионально-психологической подготовки, где эти нюансы также должны учитываться психологом подразделения, но с учетом психотипов сотрудников. До сих пор этому факту должного внимания не уделялось.

Также в результате проведенного нами исследования мы можем отметить, что в командировках, сопряженных с постоянной стрельбой, нападениями, провокациями со стороны боевиков, у 86,3% сотрудников возрастают невротизация, чувство тревоги и страха. Это сопряжено с постоянным ожиданием обстрела (особенно ночью).

При службе на блокпостах каждая проезжающая машина представляет собой потенциальную опасность для сотрудника полиции. Подходя к машине для проверки документов: «Не знаешь, что получишь взамен - документ или пулю». Эта ситуация несет прямую угрозу для жизни. Служба с постоянным ожиданием опасности характеризуется информационной недостаточностью для решения тех или иных профессиональных задач, неопределенностью и непредсказуемостью событий. Сотрудник, выполняя служебные обязанности, может погибнуть или получить ранение, а также применить оружие по отношению к другому человеку.

Постоянное пребывание в экстремальных условиях приводит к огромной потере психологической энергии и физических сил, к психосоматической усталости (изнурению) и эмоциональному истощению. Все это вызывает повышенную раздражительность и взволнованность, перевозбудимость.

В одних случаях преобладает снижение трудоспособности, возникают затруднения при концентрации внимания и принятии самостоятельных решений, эмоциональная неустойчивость и быстрая психическая истощаемость, в других - гневливость, агрессивные тенденции, усиливается негативное самовосприятие в профессиональном плане, возникает тенденция злоупотребления алкоголем.

Также особое влияние на психику сотрудника полиции оказывает изменение его обычного восприятия (т.е. днем мирный житель, который радушно общается с тобой, а с наступлением темноты это твой потенциальный враг). Резко возрастает чувство тревоги, появляются недоверие, подозрительность.

Таким образом, важным направлением в подготовке сотрудников к оперативно-служебной деятельности является выявление лиц с пониженной приспособляемостью к условиям службы, склонных к нервно-психическим срывам, нарушениям служебной дисциплины, алкоголизму, суицидам, депрессиям, к риску и дезадаптации. Подобные отклонения в поведении часто обусловлены явным или скрытым (латентным) нарушением эмоциональной, волевой, интеллектуальной регуляции, объединенным в понятие «нервно-психическая неустойчивость».

Рецензенты:

Волоскова Н.Н., д.псх.н., профессор, профессор кафедры психологии Института образования и социальных наук ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь;

Соловьева О.В., д.псх.н., профессор, профессор кафедры дефектологии Института образования и социальных наук ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь.


Библиографическая ссылка

Волков А.А., Волкова В.М. ПСИХИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В РЕЖИМЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22364 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674