Система современного художественно-графического образования находится на этапе коренных реформ нормативной базы, которая в рамках одного образовательного стандарта (ФГОС 3+) объединяет все педагогические профили подготовки. При этом дисциплины профильной подготовки, включая их состав и содержание, самостоятельно определяются вузами, осуществляющими педагогическое направление подготовки студентов [1, п.6.3]. В этих условиях определение базовых дисциплин, закладывающих основы мастерства учителя изобразительного искусства, укрепление общих методических принципов их преподавания становятся особенно важными задачами профессионального сообщества художников-педагогов.
Решая задачи реформирования, учитывая требования дня сегодняшнего, нельзя не помнить о том, что система профессионального обучения создавалась и проверялась веками. Чувство сопричастности историческому опыту, умение сверять с ним свои знания и практические навыки позволят педагогам и их ученикам обладать ориентирами, выверенными многими поколениями мастеров изобразительного искусства. Эти ориентиры помогут избежать потери времени на путях, которые были уже пройдены, но привели к профессиональному тупику, они позволят быстрее овладеть школой живописи, которую уже прошли предшественники и своей практикой, своими произведениями подтвердили ее эффективность.
Постановка цели методического обоснования роли и места живописи как базовой учебной дисциплины в учебном плане подготовки художника-педагога вновь становится актуальной для научно-педагогического исследования. На этапе перехода высшего профессионального образования к государственным образовательным стандартам нового поколения само существование живописи как самостоятельной дисциплины, равно как и других базовых дисциплин изобразительного цикла, таких как рисунок, композиция, может оказаться под вопросом. Поэтому исходные целевые установки, продиктованные существенными изменениями стандартов образования, заставляют вновь вернуться к решению задач выявления основополагающих принципов разработки содержания, обоснования последовательности и методических основ изучения живописи в рамках образовательной программы профиля «Изобразительное искусство» и в контексте нормативной базы направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование.
Опыт более чем 70-ти лет формирования и развития художественно-графического образования свидетельствует, что при разработке новых учебных планов одну из ведущих позиций должна сохранить живопись, рассматриваемая как базовая дисциплина подготовки студентов, их профессионального становления, воспитания и развития. В обосновании такого подхода следует учитывать, что именно здесь закладываются основы изобразительной грамоты, практических навыков в работе с цветом и краской, вырабатываются умения организовывать гармоничный цветовой строй, необходимые в любом виде изобразительного искусства, формируются изобразительная культура и образное мышление, эстетическое освоение окружающей действительности.
В основе начального этапа изучения учебной дисциплины «Живопись» лежит овладение профессиональным пониманием и видением цвета. Реализация учебных программ в данной области и на данном этапе освоения творческой деятельности всегда связана с постановкой глаза на формирование зрительного образа натуры, отвечающего цели и задачам реалистического изображения. С решения этой проблемы начинается школа и само искусство реалистической живописи. Умение замечать цветовую гармонию в реальной действительности открывает дорогу к колористическому мастерству художника.
Особая значимость именно этого аспекта изобразительной грамоты будущего художника-педагога заключена в том, что приемы рассматривания объектов внимания, используемые в повседневной жизни, как и само обыденное понимание цветовых качеств предметной среды, во многом отличаются от тех качеств цвета, которые будущим художникам предстоит научиться замечать в живописи с натуры. Специфика начального этапа освоения этой дисциплины связана с тем, что формирование профессионального понимания и видения цвета начинается здесь не на основе знаний и опыта, приобретенных начинающими живописцами в повседневной жизни, а с их преодоления, с существенной перестройки исходной базы восприятия окружающей действительности.
Формирование зрительного образа натуры представляет собой многоступенчатый процесс, осуществляемый комплексом взаимосвязанных механизмов, от характера работы которых зависит конечный результат - видимый цветовой облик натуры. Среди этих механизмов можно отметить такие, как: работа глаза, работа сознания, определяющего направленность и осмысление получаемой от глаза зрительной информации, а также практическая деятельность, в которой заложены цель, задачи, инструментальное обеспечение и условия осуществления процесса зрительного восприятия. Взаимосвязь и взаимовлияние механизмов возникновения живописного образа натуры в процессе зрительного ее восприятия приводят к тому, что целенаправленное, в том числе педагогическое, управление этим процессом возможно только посредством взаимосвязанных мер по организации составляющих его факторов.
Работа мышления в процессе восприятия цвета - один из факторов, который определяет, какие качества цветового строя натуры будут замечены глазом начинающего художника, выбраны им из всего многообразия зрительной информации. Профессионально организованное живописное мышление студентов художественно-графических факультетов - это продукт всей сложившейся здесь системы обучения, ее традиций, содержания и структуры учебного процесса.
Деятельность, ее направленность и особенности организации осуществляющих ее процессов является одним из компонентов формирования и развития восприятия окружающей действительности. В этой связи следует учитывать и саму систему художественно-графического образования как особым образом организованный вид учебной деятельности, в процессе которой происходят формирование мышления и постановка глаза на восприятие цвета. Несомненно, что разносторонность учебных дисциплин, которая предусматривает освоение профиля подготовки художников-педагогов «Изобразительное искусство», отвлекает часть времени от углубленного изучения живописи. Однако в такой форме обучения есть и свои преимущества, которые могут быть востребованы при осознанном отношении к взаимосвязи и взаимовлиянию различных дисциплин. Неслучайно А.Н. Леонтьев подчеркивал, что сознание шире мышления и его следует рассматривать именно как сознание.
Традиции и принципиальные основы методического обеспечения системы художественно-графического образования заложены ее основателями, исходя из классической школы реалистического изображения (российской Академии художеств, школы П.П. Чистякова, Д.Н. Кардовского, А. Ашбэ). В области преподавания живописи дальнейшее ее развитие связано с научно-методическими исследованиями Г.В. Беды, С.П. Ломова, В.С. Кузина, А.А. Унковского, Е.В. Шорохова, А.П. Яшухина и других художников-педагогов.
Для формирования живописного восприятия реальной действительности эти традиции имеют прикладную значимость, поскольку за ними стоит исторический опыт формирования отношения к реализму как принципиальной основе выражения содержания изобразительного искусства. Кроме того, в них заключен опыт профессиональной постановки глаза, арсенал методов, приемов и средств живописного видения цвета и построения изображения, прокладывающих рациональный путь к мастерству художника.
В современной живописи и практике обучения ее основам широкое распространение получили формалистические направления, сторонники которых допускают произвол изображения над реальным зрительным образом натуры. Изобразительные системы такого рода не формируют у глаза потребности замечать живописные качества цвета в самом изображаемом объекте. Очевидно, по той же причине здесь отпадает и сама необходимость в методах и приемах живописной постановки глаза художника при взгляде на натуру, размываются ценностные ориентиры.
Для решения задач формирования живописного мастерства реалистический метод изображения, работа с натуры служат основополагающими факторами, поскольку создают потребность, условия и методы формирования живописных качеств цвета в реальном зрительном образе натуры, а также предполагают определенные и достаточно объективные критерии оценки профессионального уровня построения изображения.
Видение натуры глазом художника - это еще и умение заметить ее эстетические качества сквозь призму художественного материала, с которым он работает, более того - метода и технических приемов воплощения зрительного образа на холсте и в красках. Такое восприятие реальной действительности в живописи может быть сформировано только при условии, что специальная постановка глаза и организация мышления начинающего художника происходят с кистью в руках.
Высшее художественно-педагогическое образование призвано закладывать фундамент дальнейшего роста живописного мастерства и знаний студентов. Поэтому так необходимы в этот период научная обоснованность в изложении основополагающих вопросов теории, последовательность и осознанность овладения методами и приемами живописного видения цвета. Базой теоретической подготовки студентов к живописному восприятию цвета, своего рода инструментами их профессионального мышления выступают основополагающие понятия, и, прежде всего, понятие о цвете в живописи с натуры. В последних десятилетиях теоретических исследований этой проблематики утверждается понятие о цвете в живописи с натуры как цвете обусловленном.
Термин «обусловленный цвет» определяет цвет предмета, измененный под влиянием факторов внешней среды, в которой он находится и наблюдается. «Именно такой цвет является одним из основных изобразительных средств реалистической живописи» [2, с. 185]. С методической точки зрения речь идет о явлениях, суть влияния которых на цвета натуры предстоит понять и научиться видеть начинающим живописцам.
Построение учебного процесса овладения навыками восприятия цветового строя натуры и его отражения средствами живописи не может быть безразлично к последовательности изучения факторов, определяющих конкретные формы проявления обусловленного цвета. Если следовать требованиям взаимосвязи теории и практики обучения живописному мастерству, то основой такой последовательности должна служить структура понятия «обусловленный цвет» и принципы определения взаиморасположения (иерархии) ее компонентов. В современной научно-методической литературе состав факторов, влияние которых на цвета предметов натуры обуславливает возникновение ее живописных качеств, называется достаточно определенно: освещение, влияние пространства, рефлексная взаимосвязь цветов и их контрастное взаимодействие. К этим же факторам относятся и такие эффекты, как ореол и эффект Пуркинье.
Однако просто перечислить элементы, слагающие наши представления о живописных качествах цвета, недостаточно. Теоретическая подготовка студентов в области живописи должна обеспечивать начинающих художников понятиями и о каждом из данных факторов. В методическом обеспечении основ изобразительной, в том числе живописной грамоты, следует исходить из принципиально важного положения, сформулированного А.А. Ветровым: «Чтобы получить понятие, необходимо расчленить образ предмета на составляющие его признаки и связать их определенным образом. Если мы умеем указать раздельно признаки предмета, мы обладаем понятием, если же мы этого не в состоянии сделать, мы находимся на стадии представления» [цит. по 3, с. 57].
С практической точки зрения понятия следует рассматривать как инструменты профессионального мышления. Овладение понятиями - это усвоение готовых способов мышления, выработанных предшественниками. В этой связи следует стремиться к оперированию общепринятыми понятиями и терминологией с тем, чтобы сохранить язык профессионального общения и преемственность знаний.
Методическое обеспечение целенаправленной организации процесса живописного восприятия цвета предполагает вооружение студентов приемами видения натуры, которые, в свою очередь, могут быть рассмотрены как инструменты работы глаза художника. В педагогической практике нередко имеет место использование студентами одних и тех же приемов постановки глаза в решении различных живописных задач. Причина возникающих при этом проблем часто связана не с отсутствием способностей к изобразительной деятельности, а с оперированием приемами, которые включают механизмы зрения, противоречащие решению поставленной задачи. Нельзя, например, увидеть влияние последовательного контраста неподвижным взором. Каждый прием постановки глаза должен быть адресным.
Такого рода проблемы имеют и свою обратную сторону: глаз студентов не замечет живописных качеств цвета, если он не направляется знаниями о том, где и по каким ориентирам (признакам) следует найти необходимую для решения поставленных задач зрительную информацию. Поэтому такие элементы изобразительной деятельности, как профессиональные инструменты работы мышления и инструменты работы глаза студентов, должны быть увязаны между собой в решении каждой учебной задачи.
Богатейший опыт практической живописи и научно-методических разработок художников-педагогов содержат большой арсенал методов, приемов и средств организации живописного понимания и видения цвета, построения реалистического изображения средствами живописи. Введение в действие ФГОС 3+ предоставляет вузам, включенным в систему художественно-педагогического образования, права самим определять состав и содержание дисциплин профильной подготовки. Успешная реализация этого права возможна при условии заинтересованности и способности к сохранению участниками образовательного процесса реалистических традиций и профессиональной базы отечественной школы изобразительного искусств, теоретических и методических основ подготовки художников-педагогов.
Рецензенты:Рослякова Н.И., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии, ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар;
Рудакова И.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики и психологии, ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар.
Библиографическая ссылка
Коробко Ю.В. ЖИВОПИСЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ХУДОЖНИКОВ-ПЕДАГОГОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22358 (дата обращения: 08.10.2024).