Развитие статистики в начале XIX в. было вызвано либеральными веяниями в социально-экономической жизни, проведением крупных реформ, коснувшихся и системы управления. Наиболее значительным из них следует признать переход к отраслевому управлению государством - создание министерств.
Структура сибирского управления к началу XIX в. была представлена следующими уровнями: наместническое (генерал-губернаторское) управление во главе с наместником (генерал-губернатором), являвшимся юридически органом надзора; губернское управление, включавшее в свой состав губернатора и ряд учреждений по выполнению административно-полицейских, хозяйственно-финансовых, судебных функций и надзора. Областное управление занимало промежуточное положение между губернскими и уездными уровнями. Завершало систему сибирского управления крестьянское самоуправление, выполнявшее ряд важных государственных функций [2]. Данная иерархическая структура определяла и закрепляла последовательность предоставления статистических сведений по региону, тем самым выполняя статистические работы с целью формирования статистических данных как ресурса управления.
Образование отраслевых ведомств подталкивало их к системному формированию статистического материала о всем хозяйстве империи и, как следствие, способствовало формированию статистической структуры в государстве, и регионах в частности [20]. За период 1835-1847 гг. в Томский и Тобольский статистические комитеты, которые можно рассматривать только как де-юре, поступило более чем по 200 запросов на статистические сведения, что в среднем приходилось на каждый комитет более чем по 10 запросов в месяц [3, 4, 7, 8]. Причем это были запросы на статистическую информацию официального характера.
Развитие и расширение хозяйства в провинции, в первую очередь, с точки зрения экстенсификации производства, приводило к пониманию, что роль и значимость статистических сведений, как необходимого материала к организации управления и, статистических служб, как структуры формирующих его, неизмеримо высока. Так, по Тобольской губернии в выписке из годового отчета за 1839 г. отмечалось, что Тобольский статистический комитет собирал нужные материалы о деревнях, посадах и местечках, поступавшие от местных начальств, другой же работы он не вел [18]. Что касается частных обследований, носивших локальный характер, они периодически проводились, по результатам которых издавались отдельные статистические материалы. В 1840 г. Н. М. Черняковским был подготовлен «Статистический очерк города Ишима». В том же году директор училищ Тобольской губернии Е. Кичурин направил в отделение статистические описания, доставленные ему из Туринска и Кургана местными чиновниками. В 1843 г. Е. Кичурин прислал описание города Ялуторовска, составленное под его руководством учителем ялуторовского уездного училища Е. Жилиным, в 1844 г. - описание города Березова, составленное штатным смотрителем березовских училищ Н. Абросимовым, в 1845 г. - города Ялуторовска с округом, составленное учителем русского языка ялуторовского уездного училища К. М. Голодниковым, в 1848 г. - города Петропавловска, подготовленное штатным смотрителем ишимских училищ Н. Худяковым [5]. Так же, на основе частных и официальных статистических работ по региону были составлены «Свод статистических сведений о городах Западной Сибири за 1848 год» и «Статистическое описание города Томска», изданное в журнале МВД за 1852 г.
Существенное влияние на развитие статистических учреждений оказал процесс развития науки. Формирование и создание особых наук - политической экономии, статистики, географии, истории, государственного, административного и международного права, этнографии вело к тому, что начинался процесс сращивания статистической науки и формируемых статистических служб [9]. Развитие статистической науки создавало благоприятную основу для формирования и развития статистических учреждений на разных уровнях. Фундаментальные основы и идеи, заложенные политическими арифметиками К. Ф. Германом, К. И. Арсеньевым и развитые Д. П. Журавским, получили дальнейший импульс в трудах ученых статистиков середины XIX в. Полемика и споры между представителями статистической науки создавали условия для формирования методических и методологических основ выполнения статистических работ, а вместе с тем и развития статистических учреждений. К 40-м г. XIX в. ученые-статистики стали больше обращать внимание на изучение динамики процессов и явлений не только в масштабах всего государства, но и в регионах, что во многом предопределило дальнейшее развитие теории и практики статистического учета. На статистику стали смотреть как на точный метод исследования политических, экономических и социальных явлений [11]. Результаты научных исследований приобщались к практике статистических работ. На уровне региона в соответствии «Правил для статистического отделения при совете Министерства внутренних дел и статистических комитетов в губерниях» от 1834 г. начальники губерний и областей являлись председателями статистических комитетов, что указывало на их непосредственное отношение к статистическому производству и организации регионального статистического учета.
Организация и проведение статистических работ пробуждала повышенный интерес к проблемам разработки методик статистических обследований и влиянию на это научной статистики. Развитие теоретических основ способствовало зарождению новых статистических работ, которые, как отмечал И. Вернадский, были «рассчитанные не на удовлетворение узких по содержанию оперативных запросов, а на получение разнообразных статистических данных о состоянии социально-экономической жизни» [1]. Все это приводило к тому, что в государстве усиливалась потребность в развитии государственной статистической системы, а вместе с тем в унифицированном обобщении, систематизации и представлении собранных статистических материалов, имеющих значимость для государства и регионов с целью рационального управления и адекватного принятия решений.
Процесс становления и развития статистических учреждений к середине XIX в. был продиктован государственной необходимостью совершенствования учета населения, усиления контроля над его перемещением, в первую очередь в фискальных целях, для комплектования армии рекрутами и т. д. Государственные службы и ведомства в работе со статистическим материалом, неоднократно сталкивались с проблемой достоверности имеющихся источников, поскольку между ведомственными учреждениями, собирающими материал, в разное время и случайно, не существовало правильного разграничения статистической деятельности. Вследствие чего, одни и те же данные собирались разными ведомствами из разных источников, «где не считались друг с другом, расходились и противоречили» [15]. К тому же в ведомствах и центральных учреждениях прослеживалась децентрализация статистической деятельности, на местах, напротив - централизация. Основываясь на переписке между Статистическим комитетом Министерства внутренних дел и губернскими властями очевидным является несвоевременное предоставление статистических сведений, их искаженность, где очень часто резолюцией прописывалось «многие таблицы так и не заполнены» [8]. Такие условия сбора и систематизации статистического материала в регионе изначально закладывали многочисленные сложности и противоречия в систему региональных статистических служб. Активизировала процесс развития региональной статистической системы и реформа Д. П. Киселева, которая повлекла за собой массовые организованные переселения государственных крестьян в Сибирь из малоземельных губернийРоссии [10]. Государственная потребность в точных статистических данных побуждала административные круги активизировать деятельность региональных статистических учреждений.
С целью рациональной организации власти на местах потребность в достоверных статистических данных так же возрастала. Территориальная отдаленность, с одной стороны, и стремление центральных властей знать о регионе и его развитии как можно больше, с другой, побуждали к активизации статистических работ для формирования статистических сведений. В выписке из журнала заседаний Статистического комитета на имя Тобольского губернатора от декабря 1853 г. отмечалось, что «некоторые представленные сведения за 1852 г. не внушают никакого к себе доверия» и в качестве рекомендаций отмечалось «важнейшим пособием для начальника губернии к приобретению статистических сведений должны служить губернские правления, городские и земские полиции, а также и другие местные управления» [6]. Увеличение количества текущего статистического материала регламентировалось письмом СК МВД от 30 декабря 1853 г. за № 190 «О должном направлении действий губернского статистического комитета» где указывалось, что «из числа статистических данных, те, которые выражают состояние разных частей, подведомственных департаментам Министерства внутренних дел, поступают из губернских источников в департаменты и там получают соответственное направление» [6].
Для Министерства внутренних дел губернаторы были основным централизующим звеном с провинцией, основным источником информации и главными исполнителями распоряжений [17]. Подталкивало к развитию статистических учреждений на местах и то обстоятельство, что губернаторы должны были информировать министерство о положении дел на местах и о своей деятельности. Наказом от 1837 г. методически прописывалось, «узнав и поверив состояние дел в главных частях управления, Гражданский губернатор избирает время для ревизии уездных городов и губернии вообще. Он объезжает губернию, смотря по пространству ее и большей или меньшей для сего удобности, в один или несколько раз, дабы не удаляться от губернского города на время слишком продолжительное» [16]. Фактически губернаторы ежегодно обязаны были предоставлять огромное количество информации о вверенной им территории в МВД, и предоставляли необходимые данные, но Министерство практически никогда не было довольно ее качеством. Сбор необходимых для правительства статистических сведений по обозначенным формам не достигал своей цели - унифицированной обработки статистического материала по объектам обследования. В переписке между Центральным статистическим комитетом и Томским губернатором отмечалось: «губернский статистический комитет подавал сведения за 1853, 1854, 1855 гг., но ЦСК не имел никакой возможности сделать из полученных статистических данных выводы, не только по всем, но даже по главнейшим статистическим предметам, заключающимся в формах», [19] и это были не единичные случаи. За последнее десятилетие первой половины XIX в. на имя губернаторов Тобольской и Томской губерний было выслано более десятка циркулярных писем, указывающих на необходимость осуществления статистической деятельности для формирования отчета, либо корректировку предоставленных сведений ранее [3]. В начале 1858 г. было направлено письмо генерал-губернатору Западной Сибири, где указывалось на необходимость активизации деятельности Томского и Тобольского статистических комитетов и предоставления «для статистического комитета МВД таблиц за 1856-1857 гг. по губерниям» [19].
Проводимые статистические обследования в регионе чаще всего сводились к простому представлению собранных сведений без обработки и использования их в практических целях указанными лицами из ведомств. Данное положение дел вызывало беспокойство в центральном ведомстве. В письме от 9 апреля 1853 г. за подписью товарища Министра внутренних дел М. И. Лекса, адресованного начальникам губерний, было высказано пожелание, чтобы они прислали сведения о работе статистических комитетов за весь период их существования в СК МВД. Вскоре на его запрос последовали ответы со стороны губернских властей. Так, Томский губернатор В. А. Бекман информировал, что дела губернского статистического комитета пострадали во время пожара летом 1845 г. и поэтому он не может сообщить о его деятельности до этого момента. С 1845 по 1853 гг. заседаний в комитете не было и действий никаких не производилось. Отвечая на запрос М. И. Лекса, тобольский губернатор Т. Ф. Прокофьев сообщал, что статистического комитета в Тобольской губернии нет, поскольку никаких работ он не осуществляет. В практическом отношении статистические данные доставлялись только в общее губернское управление местными полицейскими начальствами для включения в годовые отчеты [18].
Усиливали потребность в развитии статистических учреждений экономическиефакторы. Развитие производительных сил, рост общественного разделения труда, являвшегося основой товарного производства, привели к кардинальному изменению условий общественного производства. Закономерным результатом этих изменений были глубокие сдвиги в ходе экономического развития, выражавшиеся в разложении старой, крепостнической системы хозяйства и зарождении новых, капиталистических отношений. «Экономическая структура капиталистического общества выросла из экономической структуры феодального общества. Разложение последнего освободило элементы первого» [12]. Учитывая территориальную отдаленность и размеры региона, потребность в адекватном статистическом учете была очень высока. Проводимые робкие статистические обследования не решали экономические задачи. Государство нуждалось в сильной системе статистических учреждений на уровне регионов как в государственном институте, который по своей природе должен быть имманентен системе управления.
В силу большого объема делопроизводства, как на уровне губернской администрации, так и министерском не всегда было понимание «статистического документа» и «обыкновенного делопроизводства». Статистик Е. Огородников отмечал: «Формирование статистических сведений зависит от правильного ведения записи, правильного из них извлечения цифр и повсеместного за тем наблюдения» [14]. Как показала практика, во взаимоотношениях регионов и центра, отсутствовало единство и системность в формировании статистических данных, что побуждало как центральную, так и региональную власти к совершенствованию статистических структур и оптимизации их деятельности.
Несмотря на развитие статистики и прогрессивные идеи в практике в Сибирском регионе, статистические обследования к концу первой половины XIX в. продолжали носить локальный характер, невзирая на образованные Томский и Тобольский губернские статистические комитеты. Локальность прослеживалась в формировании официальных статистических сведений, в первую очередь, для губернаторского отчета и отдельных частных статистических обследованиях. Примером частных статистических работ является деятельность директора томской гимназии Н. Мищерина, которым по распоряжению Томского губернатора П. П. Аносова были собраны статистические сведения о состоянии частной промышленности и торговле в губернии, а впоследствии приведены в единообразный порядок [13].
В целом, в первой половине XIX в.,по мере развития социально-экономических институтов шел планомерный процесс оформления статистических учреждений, обусловленный экономическими, социальными и политическими факторами. Однако медленная организация централизующих административно-государственных статистических структур, не позволяло системно формировать статистические данные о регионе, а вместе с тем, использовать их в управленческих целях. Комплектуемый статистический материал в основном являлся эпизодическим. В тоже время, описательные статистические сведения, несмотря на локальность обследований, для региона были важны. Губернские власти, осознавая значимость этих дел, инициативно поддерживали проведение этих мероприятий.
Рецензенты:Труевцева О.Н. д.и.н., профессор, заведующая кафедрой историко-культурного наследия и туризма ФГБОУ ВО «АлтГПУ», г. Барнаул;
Еремин И.А., д.и.н., профессор кафедры историко-культурного наследия и туризма ФГБОУ ВО «АлтГПУ», г. Барнаул.
Библиографическая ссылка
Скопа В.А. ПРЕДПОСЫЛКИОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАТИСТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА(ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ) // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22353 (дата обращения: 04.10.2024).