Современный этап развития общества характеризуется изменением требований к подготовке студентов высших учебных заведений, поскольку это связано как с реформированием высшего профессионального образования в России, так и с изменением целей и содержания практически всех видов профессиональной деятельности, в том числе и в области инженерного дела. Значение экономической подготовки в процессе становления современного инженера заставляет педагогов и практиков все чаще обращаться к поиску оптимальных путей повышения эффективности процесса экономической социализации студенческой молодежи. Современное общество и производство нуждаются в специалистах, способных к системному действию в экономических ситуациях, к анализу и проектированию своей экономической деятельности, умеющих быть самостоятельными в условиях неопределенности. Низкий уровень экономической компетентности инженерных работников приводит к снижению способностей менеджмента и технических кадров к обеспечению конкурентоспособности предприятий.
Современное инженерное образование неразрывно связано с экономическим образованием, направленным на качественно новый уровень экономической подготовки будущих специалистов инженерного профиля. В то же время экономическое образование и экономическое воспитание являются важнейшими составляющими целенаправленного процесса экономической социализации студентов, который осуществляется в стенах высшего учебного заведения. Именно в вузе происходит социальное созревание и взросление молодого человека, что в дальнейшем будет способствовать его адаптации и самореализации в рыночной системе хозяйствования. Изменение ключевых требований к экономической подготовке специалистов технического профиля позволяет рассматривать экономическую социализацию студентов как процесс усвоения молодыми людьми социально-экономического опыта (знаний, умений, ценностей); формирование компетентной личности, способной не только к эффективной деятельности по специальности, конкурентоспособной на рынке труда, но и обладающей экономически значимыми качествами, мобильностью, с целью оптимального включения после окончания вуза в систему социально-экономических отношений, их успешной адаптации к изменяющимся в результате научно-технического прогресса производственно-экономическим условиям и интеграции в динамичную рыночную среду [5]. К результатам экономической социализации студентов технического вуза мы относим экономическую грамотность, сформированность экономических качеств личности, экономическую компетентность, обеспечивающие успешность экономической деятельности в условиях рыночной экономики.
Можно утверждать, что единство экономического образования и экономического воспитания есть суть экономической подготовки. Согласно функциям образовательной системы основными функциями экономической подготовки являются: 1) развивающая (подготовка к экономической деятельности с определенным уровнем знаний и умений), 2) социальная (экономическая социализация выпускников вуза, включение в экономические отношения через экономическую деятельность), 3) воспитательная (формирование экономического мышления и востребованных рынком деловых качеств экономически воспитанной личности).
Экономическую подготовку как средство экономической социализации рассматривают А.Л. Журавлёв, Т.В. Дробышева, Е.Н. Землянская и др. [1, 2, 3]. На наш взгляд, целью экономической подготовки специалистов технического профиля в условиях модернизации и глобализации становится не столько формирование вполне конкретных знаний, умений, навыков в области экономики, сколько подготовка специалистов, способных практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Именно поэтому повышается значимость, особенно в условиях проявления кризисных явлений в современной российской экономике, экономического воспитания. Экономическое воспитание технического специалиста есть организованный и целенаправленный процесс ценностного освоения экономических знаний и умений, обеспечивающих формирование не только экономических (трудолюбие, предприимчивость, расчетливость и др.), но и социально значимых качеств личности (самостоятельность, ответственность, нравственность, мобильность и др.), обеспечивающих продуктивность социальной и профессиональной деятельности будущего инженера.
Экономическое образование является одним из важнейших условий подготовки выпускника вуза к экономической деятельности в современных условиях. Экономическое образование как часть образования современного инженера мы рассматриваем как личностно ориентированный вид образовательной деятельности с целевой ориентацией на результаты экономической социализации: формирование экономически грамотного специалиста с развитым экономическим мышлением; становление личности с экономической направленностью и экономическим поведением с учетом социальных, морально-этических установок, выработанных обществом; формирование профессионально мобильного, конкурентоспособного, компетентного специалиста, адаптированного к экономической жизни общества. Следовательно, экономическая подготовка современного инженера будет также рассматриваться нами как приобретение студентами в процессе обучения таких новообразований, как экономические компетенции, под которыми мы понимаем системное проявление экономических знаний, умений, личностных качеств, позволяющее эффективно решать частные и общественные экономические проблемы. Наше представление содержательной части экономического образования в техническом вузе показано на рисунке 1. На рисунке использованы следующие сокращения: ОК – общекультурные компетенции; ПК – профессиональные компетенции (направления подготовки «Нефтегазовое дело», «Химическая технология»).
Рис. 1. Структура экономического образования в техническом вузе
Таким образом, задачей экономического образования, а, следовательно, и экономической подготовки специалистов в области нефтегазового дела является формирование таких экономических знаний и умений, которые позволят выпускнику не только определять пути экономии труда, рассчитывать производительность труда на своем рабочем месте, подсчитывать себестоимость продукции, но и обосновывать оптимальные варианты технологических решений с учетом общеэкономических закономерностей и использования новейших методов расчета экономической эффективности. Именно технологические службы, организующие процесс производства, являются основным определяющим звеном как в добыче, так и в переработке нефти и нефтепродуктов. Следовательно, наличие не только профессиональных, но и экономических компетенций является основополагающим требованием к современному инженеру.
Программа экономической подготовки бакалавров в области нефтегазового дела предусматривает изучение следующих экономических дисциплин. Базовой дисциплиной, изучаемой в вузе, является «Экономика», имеющая целью усвоение студентами знаний в области современной экономической науки. В вариативную часть образовательной программы включены следующие дисциплины: «Основы рыночной экономики», «Экономические основы производства», «Основы менеджмента», «Основы маркетинга». Кроме того, для студентов предлагаются курсы по выбору: «Деловой этикет и культура коммуникаций», «Основы деловой этики и корпоративной культуры» и др. Опыт экономической подготовки, осуществляемой через образовательный процесс в филиалах Уфимского государственного нефтяного технического университета в г. Октябрьском и в г. Стерлитамаке, показал те проблемы, которые имеют место в преподавании экономических дисциплин в технических вузах.
1. Значительное сокращение числа часов по ФГОС третьего поколения на изучение экономических дисциплин (почти в 2 раза) при одновременном сокращении числа часов на самостоятельную работу студентов.
2. Перенос центра внимания при обучении лишь на поиск правильных ответов, а не на развитие творческого потенциала студента. Зачастую изучение курса рассчитано на сдачу экзамена, прохождение Интернет-тестирования, что сказывается на приобретаемых выпускниками таких знаний и способностей, как системное видение экономики, самостоятельность оценок экономических проблем с учетом стоящих за ними властных интересов; выявление причинно-следственных связей в экономике и важнейших законов ее развития.
3. Отсутствие в образовательном процессе стратегии экономического воспитания, а именно — воспитания будущих инженеров как класса креативных людей, настроенных на поиск нового. Инновации в экономике невозможны без творчески мыслящих специалистов.
Проведенная нами экспериментальная работа в филиале УГНТУ в г. Октябрьском была направлена на повышение эффективности экономической подготовки будущих инженеров через активизацию социализирующего потенциала образовательной среды технического вуза. Использование практико-ориентирующего потенциала кейс-технологий при изучении экономической теории показало, что данная технология имеет значительные преимущества, поскольку дает возможность студентам самостоятельно анализировать процессы, происходящие в экономике. Она обеспечивает вовлечение студентов в коллективную работу при обсуждении ситуации, учет мнений и оценок других участников, что необходимо для преодоления узкотехнократического мышления специалистов технического профиля, привития навыков социального взаимодействия через дискуссии, т.е. формирования коммуникативных навыков, необходимых для эффективной экономической социализации. В ходе формирующего эксперимента нам удалось раскрыть новые аспекты кейс-технологий в контексте инновационной подготовки инженеров [4]. Новизна нашего подхода заключалась в том, что, основываясь на принципе двуплановости, мы изменили ролевые функции субъектов образовательного процесса. На семинарских занятиях по экономике обсуждались кейсы, разработанные не только преподавателем, но и авторские кейсы самих студентов. В ходе эксперимента были реализованы эффективные методы и формы экономического обучения, позволяющие развивать такие качества личности, как активность, креативность, готовность к изменениям, адаптивность, гибкая ориентированность в динамичных экономических условиях, а именно: семинары-дискуссии, мастер-классы, блиц-игры, тренинги, методы проектов и др. Соответствующие современным требованиям воспитательные технологии были направлены на развитие способностей студента самостоятельно справляться с актуальными проблемами жизнедеятельности: налоги, личный бюджет, ипотека, страхование, пенсионное обеспечение, сбережения, развитие собственных предпринимательских способностей и др. Изучение элективного курса «Основы рыночной экономики» было построено по принципу «приглашающего обучения». В ходе формирующего эксперимента нами были организованы занятия с участием структур, непосредственно работающих на финансовых рынках: инвестиционных компаний, продемонстрировавших на практике навыки работы на фондовой бирже; учреждений банковского сектора, ознакомивших студентов с принципами работы данной сферы экономики. Знакомство с основами организации предпринимательской деятельности студенты получили при встрече со специалистами Октябрьского бизнес-инкубатора, которые провели обучающий семинар на тему «Начинающий предприниматель». Студентам представили информацию о том, как зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, встать на учет в налоговой инспекции и выбрать для себя выгодную систему налогообложения. Некоторые студенты проявили интерес к организации собственного бизнеса в глобальной компьютерной сети Интернет.
При изучении «Основ рыночной экономики» студентам предлагались такие темы для организации проектной деятельности, как решение проблем занятости в своем городе, создание собственного предприятия по программе «старт-ап» и др. Такая форма воспитательной работы среди студентов не только повысила уровень экономической и финансовой грамотности, но и научила ответственности за принимаемые решения, рациональному подходу к своим сбережениям, способствовала интересу к предпринимательскому делу. Это позитивно отразилось на процессе экономической социализации студенческой молодежи.
Система экономической подготовки бакалавров технического профиля включает и дисциплины отраслевой экономики. Так, в филиале УГНТУ в г. Стерлитамаке студентами направления подготовки «Химическая технология» изучается дисциплина «Основы экономики и управления производством», в рамках которой выполняется курсовая работа. Курсовые работы учитывают производственные особенности конкретного предприятия и носят интегрированный характер, поскольку являются логическим продолжением курсовых
проектов, разработанных по спецдисциплинам. Тематика курсовых работ увязывается с будущей профессиональной деятельностью студентов и, как правило, носит прикладной характер. Часть курсовых работ имеет научно-исследовательскую направленность. При написании курсовых работ используются фактические материалы предприятий нефтепереработки, нефтехимии и химии городов Уфы, Стерлитамака, Салавата, Ишимбая. Деятельность по сбору исходной информации, а также выявление существующих проблем действующего производства, обсуждение их с руководителями практики на предприятиях позволяют углубить экономические знания, полученные студентами во время аудиторных занятий, самостоятельной и учебно-исследовательской работы. При выполнении курсовых работ студенты оценивают эффективность существующей системы управления производством, в том числе и методов осуществления технологического процесса, уровня организации труда; овладевают методикой расчета и анализа основных технико-экономических показателей проектируемого производства; рассчитывают показатели экономической эффективности инвестиций, связанных с реконструкцией действующего производства, с совершенствованием применяемой технологии изготовления или с созданием производства новой продукции; прогнозируют изменение показателей конкурентоспособности предприятия. Студенты УГНТУ — по отзывам руководителей практики от предприятий — отличаются деловитостью, трудолюбием, инициативностью и креативностью мышления, что свидетельствует о развитии экономических качеств личности у будущих инженеров.
Таким образом, можно сделать вывод, что основополагающей задачей, решаемой высшей технической школой, является подготовка экономически социализированного специалиста, обладающего определенным уровнем экономической компетентности в избранном профессиональном поле деятельности, способного эффективно действовать в рыночной экономике, готового к преобразованию производства, к изменениям в социально-экономических условиях.
Рецензенты:
Игтисамова Г.Р., д.п.н., профессор кафедры информационных технологий, математики и естественных наук филиала ФГБОУ ВПО УГНТУ в г. Октябрьском, г. Октябрьский;
Классен Э.Г., д.фил.н., профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических наук филиала ФГБОУ ВПО УГНТУ в г. Октябрьском, г. Октябрьский.
Библиографическая ссылка
Шайдуллина Р.М., Бахтигареева Л.Т., Степанова Р.Р. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК СРЕДСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22325 (дата обращения: 14.01.2025).