Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Зверев С.В. 1 Кунаккулов Х.Р. 2
1 Кумертауский филиал ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»
2 ГБОУ СПО «Мелеузовский механико-технологический техникум»
Проведен анализ состояния результативности формирования компетенций у прикладного бакалавриата в условиях современной экономики России. Сформулированы противоречия и проблема исследования, заключающаяся в отсутствии теоретического обоснования педагогических условий применения эффективных методов и средств создания практико-ориентированной среды обучения в вузе. Сформулированы педагогические условия реализации практико-ориентированной среды обучения в вузе, обеспечивающей формирование конкурентоспособности прикладного бакалавра. Обоснована концепция обменного взаимодействия субъектов образовательного пространства, с единых позиций и в едином понятийно-терминологическом ключе трактующей взаимосвязь работодателей (общий детерминизм отношений), педагогики (получение и внедрение основного результата деятельности) и управления (эффективное достижение результата, задуманного как цель). Даны рекомендации к применению методики поиска систематизации и критического осмысления практико-ориентированного обучения в единстве с теоретическими знаниями, чтобы обеспечить полезность их в решении конкретных задач.
вуз
педагогические условия
управление
конкурентоспособность
практико-ориентированное обучение
системный подход
прикладной бакалавриат
основная образовательная программа (ООП)
1. Василенко Е.А., Васильев Л.И., Афанасова Д.К., Зверев С.В., Одинокова Е.В, Волегжанина И.С., Зверев С.Э. Инновационные формы, технологии и методы обучения в высшей школе: монография. – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2012. – 192 с.
2. Ганаева Е.А. Маркетинг в управлении образовательным учреждением: монография / Е.А. Ганаева. – М.: Компания Спутник+, 2006. – 184 с.
3. Ганаева Е.А., Зверев С.В. Конкурентоспособность выпускника как социально-педагогическая проблема / Среднее профессиональное образование. – 2007. - № 6. – С. 61-62.
4. Полуянов В.Б. Организация и управление в сфере образования: учеб. пособие / В.Б. Полуянов. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. – 138 с.
5. Улитин В.М. Педагогика чистого сердца / В.М. Улитин. – М.: Паломник, 2012. – 208 с.
6. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 544 с.;
7. Фёдоров В.А. Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика / В.А. Фёдоров. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001. – 330 с.
Состояние современной экономики России и тенденции развития, характеризуются внедрением в производственную сферу наукоемких технологий, что обусловливает изменение технологий подготовки бакалавров в системе высшего образования.

В настоящее время разрабатываются изменения в ФГОС ВПО, касающиеся структуры основной образовательной программы (ООП) по введению квалификации «академический бакалавр» и «прикладной бакалавр».

Подготовка специалистов по программам прикладного бакалавриата на основе вузовской фундаментальной платформы требует качественно новых подходов к образовательному процессу, усиления практико-ориентированной компоненты образования, характерной для реализации программ прикладного бакалавриата, ориентированных на наукоемкие производства.

Вузы находятся в состоянии поиска решения вопроса по практико-ориентированному обучению, т. к. необходимо выбрать из широкого спектра рабочих специальностей наиболее оптимальные, которые способствовали бы повышению конкурентоспособности самого выпускника и при этом, немаловажно, усиливали бы фундаментальную подготовку бакалавра в целом.

Актуальность нашего исследования обусловлена следующими противоречиями между:

  • потребностью общества в конкурентоспособной личности и системой подготовки прикладных бакалавров в вузе, недостаточно формирующей личностные и профессиональные качества, являющиеся залогом успешности выпускника на рынке труда;
  • потребностью педагогической практики в научно-методическом обеспечении процесса создания практико-ориентированной среды обучения в вузе и недостаточной разработанностью проблемы в педагогической науке.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, заключающуюся в отсутствии теоретического обоснования педагогических условий применения эффективных методов и средств создания практико-ориентированной среды обучения в вузе.

Цель исследования

Обосновать педагогические условия практико-ориентированной среды обучения в вузе, обеспечивающей формирование конкурентоспособности прикладного бакалавра.

Материалы и методы исследования

Для достижения поставленной цели мы предлагаем конкретизировать представление о роли и месте управления, а главное - о содержании и методах его реализации, принципиально зависящих от господствующей идеологии социально-политической системы [2, 4]. Продолжающееся усиление влияния рыночных тенденций в экономике ставит образование на грань выживания, продемонстрировав отсутствие адекватной методологии трансформации системы. Ситуацию не прояснил и «Закон об образовании», декларирующий множество задач управления системой образования сверху донизу, в которых отсутствуют приоритеты.

В настоящее время система образования находится вне рынка. Она функционирует и управляется по ситуационному менеджменту, дифференцированному из функционального менеджмента - реликту социалистической системы. Внедряемые системы качества ИСО9000 по своей сути рыночные. Выпускаются и служат исключительно для рекламных целей и отчетов перед руководством. В рыночном пространстве региональные учебные заведения, находящиеся вне рынка, объективно скатываются до лавок по торговле документами об образовании. В этой связи важным видится рассмотрение педагогических условий, обосновывающих концепцию педагогической практики в научно-методическом обеспечении процесса создания практико-ориентированной среды обучения в вузе, обосновывающих концепцию коммуникативных актов образовательного учреждения.

Новизна исследования заключается в том, что обоснована концепция обменного взаимодействия субъектов образовательного пространства, с единых позиций и в едином понятийно-терминологическом ключе трактующей взаимосвязь работодателей (общий детерминизм отношений), педагогики (получение и внедрение основного результата деятельности) и управления (эффективное достижение результата, задуманного как цель).

Педагогическими условиями реализации вышеназванной деятельности мы предполагаем:

  • создание научно-методического обеспечения реализации ООП прикладного бакалавриата силами профессорско-преподавательского состава регионального вуза, что позволит обеспечить практико-ориентированную среду обучения в вузе, адаптированную к запросам существующих в регионе предприятий;
  • развитие наиболее тесного сотрудничества с предприятиями-работодателями не только в вопросах организации и руководства практикой на производстве, но и в определении результатов обучения, в участии в разработке профессиональных циклов образовательных программ, участии в маркетинговых акциях, особенно их практических частей, определении актуальной тематики курсового и дипломного проектирования, участии в итоговой аттестации выпускников;
  • создание малых предприятий - сателлитов (спутников) вуза (шиномонтажки, авторемонтные мастерские, специализированные ремонтные и строительные бригады, строительные отряды и др., использующие имеющееся в распоряжении вуза для учебного процесса оборудование в практических целях, что позволит формировать у студента максимально прописанные в ООП компетенции в условиях учебно-производственных площадок (технопарков, мастерских и др.) вуза в регионе, а также позволит осуществлять региональному вузу деятельность, которая будет вносить вклад в научно-технический фонд, учитываемый как неотъемлемый показатель при мониторинге вузов.

Результаты исследования

К сегодняшнему дню практически все предприятия стали частными, а их особенностью следует отметить отсутствие заинтересованности в подготовке кадров и сотрудничестве с вузами по причине субъективной позиции руководителя - рынок рабочей силы велик и на этом основании нет необходимости сотрудничать с каким-либо вузом в обозначенном направлении. За немногим исключением. Другими словами, зачем тратить деньги на подготовку специалистов, если все выпускники вузов выйдут на рынок труда. Причинно-следственные связи кроются в глубинах личностно-психологических характеристик руководителей предприятий.

При заключении вузом договоров на прохождение практики, а они заключаются регулярно по графику, количество предоставленных рабочих мест не может обеспечить всех бакалавров. В этой связи прохождение практики осуществляется бакалавром по-своему усмотрению, и это даже приветствуется вузами. Бакалавры сами должны найти место прохождения практики и предоставить договор. Для самого вуза такой подход мотивируется тем, что список охваченных практикой предприятий значительно расширяется, что является желательным для отчетов вуза перед вышестоящими организациями.

Здесь дополнительно следует отметить, что бакалавры, направленные на предприятия согласно заключенным договорам, используются не по назначению. Как правило, это дешёвая рабочая сила, которая фактически не касается производственных процессов. Их могут привлечь заниматься в процессе прохождения практики чем угодно, только не по существу практики. Следовательно, польза от такой практики минимальная или нет вовсе.

Со стороны вуза за качество прохождения производственных практик по кафедрам отвечает преподаватель, согласно академической нагрузке. Процесс контроля сводится к проверке отчетов по практике и его публичной защиты в присутствии группы,  т.к. возможность посещения бакалавров преподавателем на производстве в процессе прохождения практики была исключена вузом в связи с отсутствием финансирования - это с одной стороны, а с другой стороны, нет смысла проверять. Проверкой ничего не изменишь в процедуре прохождения бакалавром практики. Возводить нарушение процедуры прохождения практики до конфликта чревато для вуза полным отказом в приёме бакалавров на практику со стороны предприятия. На этом основании создались условия для фактического бесконтрольного прохождения практики бакалаврами.

Таким образом, системная составляющая качества подготовки бакалавров с высшим образованием оказывается неполноценной. Если фундаментальная теоретическая подготовка ещё на требуемом уровне, то практическая компонента со стороны производственной практики и качества оснащения учебных лабораторий оставляет желать лучшего. Бакалавр, выходя из стен вуза, оказывается на поверку не готов приступить к работе на предприятии без дополнительной подготовки или переквалификации.

В конечном результате выражается это в том, что бакалавр видел оборудование в процессе обучения, но работать на нём не может и, более того, имеющееся в лабораториях вузов оборудование, морально и физически устаревшее, списанное с производства, не позволяет подготовить конкурентоспособного выпускника.

Исходя из вышеизложенного, ведущим критерием качества подготовки бакалавров становится системный показатель «конкурентоспособность», отражающий  не только структуру инструментальных компетенций, предполагающих владение системой знаний, умений и навыков, необходимых непосредственно для формирования интеллектуального потенциала высококвалифицированного выпускника вуза, позволяющего в дальнейшем в соответствии с возрастающими требованиями работодателей оценить и освоить новое содержание профессиональной деятельности, но и профессиональными компетенциями, предъявляемыми работодателями на конкретное рабочее место.

В системном показателе конкурентоспособности нами выделяется три компонента профессиональной культуры выпускника вуза по программам бакалавриата: процессуально- деятельностный, когнитивный и мотивационный компонент [3, с. 61-62].

Для реализации обозначенных направлений необходим системный подход в современной интерпретации (наряду с методами исследования реализуемых шагов по предлагаемым направлениям инноваций), позволяющий повысить организованность, качество и эффективность управления образовательным процессом в вузе.

В научно-педагогической литературе характерными признаками системного развития инновационных процессов в вузе называют [1, с. 32-114; 6, с. 97]:

  • интеграцию научных знаний, рост числа междисциплинарных проблем и их комплексность;
  • усложнение решаемых проблем;
  • рост числа связей между объектами, входящими в состав организационной структуры вуза;
  • дефицит ресурсов;
  • повышение уровня стандартизации и внедрение элементов дистанционной формы обучения;
  • усиление роли человеческого фактора в управлении.

За каждым из обозначенных признаков для вуза, как социально-организационной структуры, стоит неопределённость в социально-педагогическом, мотивационном и управленческом направлении, требующая структурирования знаниевой, мотивационной и деятельностной составляющих организационно-управленческого процесса. Для преодоления обозначенных направлений проблем недостаточно одних лишь специальных знаний и методов конкретной области науки. Необходимо более широкое образование, «прежде всего, путем создания условий по формированию ответственных, научно направленных установок и действий (непредвзятости и терпимости, критического подхода и самокритичности мышления, стремления к ясности в посылках и ограничениях, наличие мировоззрения, готовности и способности к взаимопониманию и совместной работе)». Кроме того, сама постановка учебного процесса должна учитывать и индивидуальные способности личности, которые имеют значение для последующей профессиональной биографии, для достойного исполнения роли гражданина (например, активную убежденность и готовность принимать ответственность, готовность к риску, способность отдавать приоритет главному перед второстепенным, умение связывать чисто специальное в мышлении с личной заинтересованностью, готовность к компромиссам и конфликтам, умение аргументировать и способность выражать мысли, учет социальных ситуаций и способность действовать творчески). Эти компетенции являются результатом совокупного развития личности бакалавра; свой вклад вносит также и влияние со стороны личностно-значимых особенностей высшего учебного заведения, например, самим стилем деятельности и направлением духовной и социальной активности [5, 7].

В этой связи необходимо менять не только методическое обеспечение образовательного процесса, но и парадигму мышления профессорско-преподавательского состава, подвигая их через специализированные курсы переподготовки и повышения квалификации в направлении приоритетов, обозначенных выше.

На основании вышеизложенного отметим, что в процессе обучения в вузе у бакалавра откроется возможность развивать способность мыслить критически, методически правильно и творчески, в том числе - при работе со сложными задачами. При таких сформированных компетенциях он будет способен быстро включиться в новую, связанную с профессией проблематику. Для этого требуется как сообщение специальных знаний, так и введение в сам процесс результатов научной деятельности.

Бакалавра следует приобщить и подготовить к применению методики поиска, систематизации и критического осмысления в единстве с теоретическими знаниями, чтобы обеспечить полезность их в решении конкретных задач и тем самым наполнять научное знание жизненным содержанием. В процессе академической подготовки бакалавр должен ощутить, что есть научное знание, как оно возникает, что достигается при его применении, и какая с этим связана деятельность на практике.

Обозначенный подход, по средствам современных научно-исследовательских методов, новых методик работы, обеспечивает формирование компетентности у бакалавров успешную интеграцию в профессиональную деятельность.

На сегодняшний день наиболее результативным способом повышения эффективности работы региональных вузов, нам представляется, создание региональных центров переподготовки и повышения квалификации. В настоящие время условия существования передовых предприятий складываются таким образом, что выпускаемая ими высокотехнологичная техника или материалы не могут дойти до потребителя в объёмах, желаемых предприятием производителем. На этой основе возникает необходимость в организации маркетингового хода, когда предприятие в целях рекламы готово обучать персонал методам работы с выпускаемой продукцией на территории региональных образовательных учреждений. Тем самым они осуществляют продвижение своей продукции на рынок.

Задача региональных образовательных учреждений, особенно филиалов вузов, использовать представляющийся шанс в максимально полном объёме с ориентацией на подготовку конкурентоспособных выпускников. Это создает предпосылки для изменения сложившейся ситуации к лучшему.

В рамках обозначенного направления следует уделять особое внимание для развития внутри филиала психолого-педагогических основ профессионализма профессорско-преподавательского состава (ППС). При этом следует учитывать, что качество образования обеспечивается только при условии, если образование переходит в самообразование, воспитание в самовоспитание, а развитие - в саморазвитие личности. Позитивные изменения в педагогическом менталитете ППС вуза, в частности, ориентация на саморазвитие, являются несомненно важным ресурсом повышения гарантированности конкурентоспособности филиала вуза.

Исходя из вышесказанного, ППС является ключевой фигурой в определении сущности научно-образовательной деятельности вуза на пути к достижению требуемых уровней качества в подготовке бакалавров и достижении выпускниками уровня конкурентоспособности.

Деятельность ППС вуза является сложноорганизованной и включает многообразие аспектов ее проявления (учебная, воспитательная, организаторская, методическая, научная, инновационная и т.п.), которые различаются по форме, содержанию, способам осуществления и функциональной направленности. В своей совокупности данные аспекты профессиональной деятельности ППС вуза нацелены на решение главной целевой установки - формирование у бакалавров компетенций, предусмотренных стандартом по выбранному ими направлению подготовки, социализация молодого поколения, производство знаний и их передача.

Под влиянием обозначенных аспектов структура деятельности ППС приобретает новые черты, к ней предъявляются несвойственные ранее педагогической деятельности требования, связанные, в частности, с необходимым уровнем информационной культуры, социальной мобильности, ретрансляцией новых профессиональных компетенций. В этой связи  наложение инновационного содержания на миссию педагогической деятельности у ППС вуза меняет мировоззрение и систему ценностей, соответственно стратегию и практику инновационной профессиональной деятельности. Качественные изменения в профессиональной деятельности ППС, в сущности, являются своего рода ответом на процессы изменения в обществе.

Выводы

Системный подход в образовательном процессе регионального вуза в представленном выше варианте воздействует на биологическую основу личности бакалавра охватывая нервную систему, а именно, то социальное «измерение» самосознания личности, которое обусловливается влиянием культуры и структуры общностей.

Реализация обозначенных направлений при подготовке бакалавров по инженерным направлениям позволит региональным вузам готовить выпускников, которые могут сразу приступать к работе на оборудовании предприятий сателлитов, т.е. такие выпускники будут конкурентоспособны и востребованы.

Рецензенты:

Ганаева Е.А., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой управления образованием ФГБОУ ВПО Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург;

Егорова Ю.Н., д.п.н., профессор, и.о. заведующего кафедрой «Образовательные и профессиональные дисциплины» ОрИПС - филиал СамГУПС, г. Оренбург.


Библиографическая ссылка

Зверев С.В., Кунаккулов Х.Р. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22308 (дата обращения: 29.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074