Теория привязанности первая из психологических теорий, которая доказала, что ребенок формирует привязанность к значимому взрослому для того, чтобы данный человек обеспечивал безопасность и сохранность жизни ребенка. Привязанность является жизненно необходимой для ребенка. В подростковом и взрослом возрасте поведение привязанности обостряется в ситуациях, несущих опасность жизни и здоровью, болезнях и т.п. Большинство исследований теории привязанности посвящено исследованию привязанности в младенческом, младшем школьном и взрослом возрасте. Меньше всего исследований посвящено исследованию привязанности в подростковом возрасте.
Организация и методы исследования
Было проведено исследование старших подростков 16-17 лет г. Санкт-Петербурга, в котором приняли участие 144 человека (76 девушек и 68 юношей). Исследование привязанности проводилось с использованием опросника Яремчук М.В. «Опросник на привязанность к родителям для 10-11 классов» [4]. С помощью данного опросника определяется количество баллов, набранное испытуемым по каждому из трех типов привязанности, что позволяет создать индивидуальный и групповой профиль привязанности по трем точкам - трем типам привязанности. Для изучения субъективного восприятия детского опыта старших подростков использовалась анкета, составленная на основе «Интервью о привязанностях для взрослых» (Adult Attachment Interview, AAI) [1,5] с сохранением большинства вопросов и их последовательности. Самоотношение исследовалось с помощью теста М. Куна «Кто Я?» в модификации Т.В. Румянцевой [3]. Подсчитывалось общее количество самоописаний, количество положительных и отрицательных самоописаний, что позволяет оценить рефлексивную, деятельную, коммуникативную, социальную, физическую идентичность старших подростков.
Результаты исследования
Результаты исследования привязанности позволяют говорить о том, что в выборках юношей и девушек наибольшее количество баллов получает надежный тип привязанности. Из максимальных 10 баллов среднее значение у юношей составляет 6,35 баллов и у девушек 6,51 балла; тревожно-амбивалентный тип получил значение 1,33 баллов у юношей и 1,63 балла у девушек; избегающий тип привязанности 2,34 и 1,89 баллов, соответственно. Эти результаты (см. таблицу 1) позволяют говорить о том, что участники исследования демонстрируют преобладание надежного типа привязанности над ненадежными типами привязанности, однако более благополучную картину демонстрируют девушки.
Таблица 1
Средние показатели типов привязанности и их различия в двух группах
№ |
Типы привязан- ности |
М (среднее). Юноши (n=68) |
М (среднее). Девушки (n=76) |
Стандартное отклонение Юноши |
Стандартное отклонение Девушки |
t-критерий Стьюдента |
1 |
Надежный |
6,35 |
6,51 |
3 |
2,81 |
0,3 |
2 |
Тревожно-амбивалентный |
1,33 |
1,63 |
1,51 |
1,62 |
1,1 |
3 |
Избегающий |
2,34 |
1,89 |
2,18 |
1,87 |
1,3 |
Сравнение выборок по полу показывает, что значимых различий между типами привязанности у юношей и девушек старшего подросткового возраста не выявлено.
На втором этапе исследования анализировались особенности самоотношения в группе юношей и девушек, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2
Средние показатели самоотношения и их различия в двух группах
№ |
Показатели самоотношения |
М (среднее) Юноши(n=68) |
М (среднее) девушки (n=76) |
t-критерий Стьюдента |
1 |
Количество самоописаний |
11,14 |
13,56 |
2,5* |
2 |
Положительные самоописания |
9 |
10 |
1,1 |
3 |
Отрицательные самоописания |
1,08 |
1,97 |
2,1* |
4 |
Количество самоописаний социального Я |
1,84 |
1,37 |
1,2 |
5 |
Отрицательное социальное Я |
0,15 |
0,26 |
2,1* |
6 |
Количество самоописаний коммуникативного Я |
1,23 |
1,72 |
2* |
7 |
Количество самоописаний физического Я |
0,65 |
0,64 |
0,1 |
8 |
Количество самоописаний деятельного Я |
1,46 |
1,33 |
0,5 |
9 |
Количество самоописаний рефлексивного Я |
4,76 |
5,92 |
2* |
10 |
Личностные самоописания |
3,7 |
5 |
2,2* |
11 |
Глобальные самоописания |
1,5 |
0,8 |
2,9** |
* p≤0.05** p≤0.01.
Общий словарь самоописания, количество самоописаний коммуникативного и рефлексивного Я, а также количество личностных самоописаний значимо больше у девушек, однако они дают и больше негативных социальных самоописаний, критично оценивая свои социальные характеристики. Юноши значимо отличаются количеством социальных самоописаний, описывая себя, они чаще используют более глобальные самоописания (например, человек разумный и т.п.). Эти результаты подтверждают тот факт, что девушки - старшие подростки в большей степени сфокусированы на внутреннем мире и собственной личности, а юноши ориентированы на внешний социальный мир и свое место в нем.
Взаимосвязь типа привязанности к матери и детского опыта у старших подростков
Далее был проведен корреляционный анализ взаимосвязи показателей типа привязанности к матери с особенностями восприятия детского опыта. Выявлено, что надежный опыт привязанности взаимосвязан как у юношей, так и у девушек исключительно с положительным восприятием собственного детского опыта и удовлетворенностью отношениями с родителями в настоящее время. Для них характерны переживания, в которых материнская любовь постоянно сопровождала их в детских опытах (у юношей r=0,31;p≤0,01 и у девушек r=0,59; p≤0,001), что они были защищены от переживания боли и физических страданий (у юношей r=0,32;p≤0,01 и у девушек r=0,34; p≤0,01), от угроз наказаний (у юношей r=0,32;p≤0,01 и у девушек r=0,34; p≤0,01) и отвержения (у юношей r=0,39;p≤0,001 и у девушек r=0,43; p≤0,001), что они получали не только материнскую поддержку, но и поддержку значимых других (у юношей r=0,26;p≤0,05 и у девушек r=0,25; p≤0,05).
В целом полученные результаты позволяют говорить о том, что позитивные обстоятельства детского опыта имеют решающее значение в становлении надежного типа привязанности, и особенно ярко этот фактор проявляет себя в результатах, полученных на женской выборке, где абсолютные значения коэффициентов корреляции превышают мужские практически по всем показателям.
Показатели отрицательного детского опыта не имеют ни одной значимой корреляционной взаимосвязи с надежным типом привязанности. Тогда как ненадежные типы привязанности оказались связанными с отсутствием положительного опыта взаимоотношений с родителями как в прошлом, так и в настоящем. В группе юношей тревожно-амбивалентный тип привязанности оказался значимо связан с такими аспектами детского опыта, как наличие опыта отвержения (r=0,38;p≤0,001), угрозами физического наказания (r=0,39;p≤0,01) и угрозами покинуть ребенка или отправить его куда-либо (r=0,27;p≤0,05). Подростки с преобладанием тревожно-амбивалентных характеристик привязанности отрицают тот факт, что негативный детский опыт оказывает влияние на их жизнь в настоящем, они также сообщают о низкой удовлетворенности своими отношениями с родителями (r=0,44;p≤0,001) и тенденции избегать контактов с ними (r=0,38;p≤0,001). Близкий характер корреляционных связей характерен и для девушек с преобладающим тревожно-амбивалентным типом привязанности, однако абсолютные значения коэффициентов корреляции в женской группе значительно выше. Чем больше баллов по тревожно-амбивалентному типу получают девушки, тем острее их переживание недостатка материнской (r=0,53; p≤0,001) и отцовской (r=0,26; p≤0,05) любви в детстве, тем чаще они сообщают об опыте отвержения (r=0,48; p≤0,001) и угрозах (r=0,48; p≤0,001), о наличии опыта физических страданий и боли (r=0,37; p≤0,01), а также о низкой удовлетворенности отношениями с родителями в настоящем (r=0,56; p≤0,001).
Преобладание характеристик избегающего типа привязанности у представителей юношеской части выборки проявилось в общем снижении количества значимых коэффициентов корреляции и уменьшении силы связи между ними. Юноши с избегающим типом привязанности, для которого характерны дистанцированность и отказ от поиска поддержки у других, в меньшей степени рефлексируют эмоциональную составляющую своего детского опыта, они отрицают значимость влияния как позитивного (r=0,37;p≤0,01), так и негативного опыта (r=0,26;p≤0,05) на свою личность. Чем ярче выражен избегающий тип привязанности, тем меньше подростки удовлетворены своими отношениями с родителями в настоящем (r=0,50;p≤0,001). Близкие характеристики свойственны и девушкам с избегающим типом привязанности.
Взаимосвязь привязанности и самоотношения у старших подростков
На следующем этапе исследования проверялась гипотеза взаимосвязи типа привязанности старшего подростка с его отношением к самому себе как личности. У юношей надежный тип привязанности к матери положительно связан с общим количеством самоописаний (r=0,32;p≤0,01), количеством положительных самоописаний (r=0,27;p≤0,01), положительным коммуникативным Я (r=0,27;p≤0,01). У девушек надежный тип привязанности к матери положительно связан с количеством самоописаний социального Я (r=0,28;p≤0,01), количеством положительных самоописаний социального Я (r=0,28;p≤0,01). Надежный тип привязанности у девушек достоверно снижает количество негативных оценок коммуникативного Я (r=-0,25;p≤0,01). Таким образом, можно считать подтвержденным на данной выборке факт, что качество привязанности к матери прямо связано с восприятием себя и положительной самоидентичностью подростка. Тревожно-амбивалентный тип привязанности к матери у юношей положительно коррелирует с неуверенностью, при оценке своих характеристик (r=0,33;p≤0,01) и возможным наличием у них кризисных переживаний. У девушек тревожно-амбивалентный тип привязанности к матери положительно коррелирует с отрицательными самоописаниями коммуникативного Я (r=0,28;p≤0,01). Избегающий тип привязанности к матери у юношей имеет только отрицательные корреляции с самоотношением подростков. Чем выше значения избегающего типа, тем меньше в словаре положительных самоописаний (r=-0,28;p≤0,01), меньше положительных описаний коммуникатиного Я (r= - 0,25;p≤0,01), физического Я (r=-0,26;p≤0,01), рефлексивного Я (r=-0,25;p≤0,01). Избегающий тип привязанности к матери у девушек также имеет только негативные корреляции с количеством самоописаний социального Я (r=-0,24;p≤0,01) и количеством положительных самоописаний социального Я (r=-0,25;p≤0,01).
Выводы
- Обследованная выборка старших подростков характеризуется преобладающим профилем надежной материнской привязанности. Более высокие показатели надежной привязанности показали девушки, однако различие между группами достоверно не значимо.
- Субъективно воспринимаемые обстоятельства детства достоверно взаимосвязаны с типом привязанности к матери. Юноши и девушки с преобладающим надежным типом привязанности описывают свой детский опыт как защищенный отношениями любви, как опыт, в котором не было угроз, физической боли и страданий. Подростки этой выборки сообщают о позитивном характере их отношений с родителями в настоящем и считают, что детский опыт оказал влияние на их личность. Подростки с преобладающим тревожно-амбивалентным типом привязанности подчеркивают отсутствие позитивного опыта детства и наличие множественного негативного опыта. Подростки с избегающим типом привязанности в меньшей степени рефлексируют эмоциональную составляющую своего детского опыта, они отрицают значимость влияния как позитивного, так и негативного опыта на свою личность, они не удовлетворены своими отношениями с родителями в настоящем.
- Надежный тип привязанности взаимосвязан с большим разнообразием словаря самоописания и преобладанием позитивных характеристик своей личности. У подростков с неблагополучными типами привязанности более скупой словарь самоописания, и он насыщен негативными характеристиками.
Рецензенты:
Коржова Е.Ю., д.псх.н., профессор, заведующая кафедрой психологии человека РГПУ им. Герцена, г. Санкт-Петербург;
Горьковая И.А., д.псх.н., профессор кафедры психологии человека РГПУ им. Герцена, г. Санкт-Петербург.
Библиографическая ссылка
Иванова И.С. ТИП ПРИВЯЗАННОСТИ К МАТЕРИ, ДЕТСКИЙ ОПЫТ И САМООТНОШЕНИЕ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22301 (дата обращения: 21.01.2025).