Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА» В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

Терлецкая О.В. 1
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»
Данная статья посвящена актуальной проблеме совершенствования содержания и организации коррекционной и воспитательной работы с детьми «группы риска». В статье представлен анализ психолого-педагогической литературы по указанной проблеме (основные предпосылки и причины, приводящие к особенностям социально-эмоционального развития детей «группы риска»). В статье позитивная роль отводится театрализованной деятельности в развитии эмоциональной сферы, личности детей и подростков, обозначены основные пути и направления социально-эмоционального развития детей «группы риска». В исследовании представлены результаты констатирующего и контрольного эксперимента, а также описана модель социально-эмоционального развития детей группы риска в условиях социально-реабилитационного центра. В данной модели предложены две основные формы реализации коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками «группы риска»  коррекционно-развивающие занятия и занятия театрального кружка, в процессе которых решаются задачи социально-эмоционального развития детей. В программе театрального кружка основное место отводится таким технологиям театрализованной деятельности, как форум-театр, социальный театр, драматерапия. В процессе театральных постановок, дошкольники учатся показывать эмоции с помощью мимики, интонацией речи, поведения; учатся узнавать и называть эмоции, характеризовать собственные эмоциональные состояния.
социальная ситуация развития
театрализованная деятельность
социально-образовательная интеграция
социально-эмоциональное развитие
эмоциональная сфера
трудная жизненная ситуация
дети «группы риска»
1. Власова В.П. Здоровье детей-сирот в контексте гуманизации современного общества / В.П. Власова, М. В. Куянова // Гуманитарные науки и образование. − 2015. − № 1. –С. 36-40.
2. Зенина Е.В. Социальный театр, как средство социокультурной и социально-психологической реабилитации людей с ограниченными возможностями / Е.В. Зенина, Е.В. Молокотина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kcson-irbit.ru/load/attach/met/soc_theater.pdf.
3. Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.
4. Социально-эмоциональное развитие дошкольников / под ред. Н. В. Минаевой. – М.: ТЦ Сфера. 2013. – 160 с.
5. Социальный театр: что это такое? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://upogau.org/ru/ourview/ourview_2136.html.
6. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной / под ред. Г. А.Урунтаевой. − М.: Просвещение, Владос, 1995. – 291 с.
7. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. – Балашов: «Николаев», 2004. – 68 с.
8. Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Холостова Е. И.  М. : Дашков и К. 2012.  272 c.  Режим доступа : http://www.iprbookshop.ru/10972. – Загл. с экрана.

Проблемы детей и семей «группы риска» сегодня являются актуальными в образовательных организациях, учреждениях социальной защиты населения (социальных приютах, реабилитационных центрах). Специалистами-практиками и учеными, занимающимися данной проблемой, изучаются научные подходы к выделению детей «группы риска», к классификации детей указанной группы. Психологи и педагоги изучают особенности психического развития, личности, социально-психологической адаптации детей данной категории, особенности их отношения к учебе, трудности, возникающие в учебной и других видах деятельности и т. д. Среди различных направлений развития детей «группы риска» педагоги и психологи выделяют проблему социально-эмоционального развития, т. к. именно способность понимать эмоциональные состояния, чувства и переживания, умение управлять своими эмоциями, умение высвобождать их социально приемлемыми для этого способами - важное условие социализации детей рассматриваемой группы.

Анализ психолого-педагогической литературы (Ф. Е. Василюк, И. Ф. Дементьева, Л. Я. Олиференко, А. М. Прихожан, С. А. Расчетина, Н. Н. Толстых, Т. И. Шульга и др.) доказывает, что социально-эмоциональное развитие детей «группы риска» характеризуется рядом особенностей, связанными с социальной ситуацией их развития, спецификой их психофизического развития, что может проявляться в бедности эмоций, недостаточной дифференцированности эмоций и чувств, чрезмерном проявлении отрицательных эмоций, повышенной агрессии и др. Это, в свою очередь, отражается на социальном развитии детей: неумении наладить социальные контакты и поддерживать их, взаимодействовать с окружающими детьми и взрослыми, принимать и выполнять правила поведения, принятые в обществе и пр.

Целью нашего исследования является поиск эффективных педагогических технологий применения театрализованной деятельности, организационных психолого-педагогических условий их внедрения в процессе проведения коррекционно-педагогической работы, направленной на социально-эмоциональное развитие детей «группы риска» младшего школьного возраста.

Нами было проведено опытно-экспериментальное исследование с целью выявления  социально-эмоционального развития детей «группы риска» младшего школьного возраста. Исследование проводилось на базе Государственного казенного учреждения социального обслуживания Республики Мордовия «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга». В данном исследовании приняли участие 13 воспитанников в возрасте 7-8 лет. Наше исследование предполагало решение следующих задач: проанализировать психолого-педагогическую документацию с целью выявления контингента детей «группы риска» в ГКУСО РМ «СРЦН «Радуга»; выявить особенности проявления социальных эмоций у детей «группы риска» младшего школьного возраста в процессе наблюдения за ними в различных видах деятельности; изучить особенности эмоциональной сферы испытуемых посредством ряда экспериментальных методик.

Для   реализации    поставленных    задач, использовались   следующие методики:  В.М. Минаевой «Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей» [7]; Г. А. Урунтаевой «Изучение социальных эмоций» [6]; Е. И. Изотовой «Эмоциональная идентификация»[3].

Анализ личных дел детей, а также результаты беседы с заведующей социально-правовой службы реабилитационного центра позволили определить контингент испытуемых. Так, мы выяснили, что 46,1 % испытуемых имеют задержку психического развития; 23,1 % - это дети с социально-педагогической запущенностью; 7,7 % испытуемых поставлен диагноз «олигофрения в легкой степени дебильности»; 23,1 % - это дети с выраженными эмоционально-волевыми нарушениями. Анализируя социальную ситуацию развития испытуемых, мы отметили, что 46 % детей, участвовавших в констатирующем эксперименте, до попадания в реабилитационный центр находились в социально-опасном положении; 23 % - проживали в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации; 31 % составили дети, оставшиеся без родительского попечения. Учитывая то, что среди воспитанников реабилитационного центра немало детей с ограниченными возможностями здоровья, мы поставили задачу специального исследования особенностей социально-эмоционального развития детей, а также организацию условий повышения его эффективности с учетом выявленных особенностей. В констатирующем исследовании мы выявляли уровень социально-эмоционального развития детей «группы риска». В результате наблюдений за детьми в различных видах деятельности нами было отмечено следующее. Воспитанники реабилитационного центра младшего школьного возраста в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека. При этом они точнее определяют радость, веселье и затрудняются в определении грусти, испуга, удивление, а главное это то, что большинство детей не могут адекватно ответить на эмоциональное состояние другого человека, сопереживать.

С целью выявления особенностей эмоциональной сферы испытуемых мы использовали методику «Эмоциональная идентификация» (авторы Е. И. Изотова, Т.Д. Марцинковская и Е. В. Никифорова).

Результаты показали, что у 30,8 % детей грубо нарушено восприятие экспрессии: они плохо выделяют комплексы экспрессивных признаков. Нарушено понимание эмоций: дети затрудняются в соответствии экспрессивного эталона. У детей нарушена идентификация эмоций: комплексная интерпретация эмоциональных ситуаций в сочетании со схематизацией экспрессивного эталона. Этих детей мы отнесли к группе с низким уровнем эмоциональной идентификации. Средний уровень эмоциональной идентификации был отмечен у 30, 8 % испытуемых. Эти дети с незначительными затруднениями выделяют комплексы экспрессивных признаков. Соотносят эмоциональный эталон с эмоциональным содержанием характерных особенностей поведения, наблюдаются адекватность произвольной мимической имитации по образцу. Наряду с этим была выделена группа с уровнем эмоциональной идентификации ниже среднего. Таких детей оказалось 38,5 % от общего числа испытуемых. У них нестабильное выделение комплекса экспрессивных признаков по 4-6 модальностях, пользуются вербальным видом помощи.

Таким образом, данные полученные нами в результате констатирующего эксперимента, побуждают нас к поиску наиболее эффективных методов и приемов работы по коррекции и развитию эмоциональной сферы у младших школьников. Считаем, что решить поставленные задачи возможно, используя технологии театрализованной деятельности.

Анализируя психолого-педагогическую литературу, а также различные интернет-источники, отражающие возможности театрализованной деятельности в решении социально-педагогических и коррекционно-педагогических задач в работе с детьми «группы риска» мы пришли к выводу, что достаточно успешно для решения задач социально-эмоционального развития детей данной категории могут быть использованы технологии социального театра и форум-театра. Разрабатывая методику формирующего эксперимента, мы исходили из того, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу, заставляет его сочувствовать и сопереживать персонажам.

В рамках формирующего эксперимента мы разработали коррекционно-развивающую программу по социально-эмоциональному развитию детей «группы риска» посредством театрализованной деятельности. Работа с детьми осуществляется в соответствии с четырьмя модулями разработанной нами программы: 1 модуль - информационный - призван обеспечить условия для овладения детьми знаниями о театральном искусстве (что такое театральное искусство; кто такие актеры; какие превращения происходят на сцене; как вести себя в театре и т. д.), 2 модуль - коррекционно-развивающий - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие и совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, развитие лексической стороны речи, обогащение словарного запаса; 3 модуль - обучение театрализовано-игровой деятельности - направлен на развитие ролевого поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных ситуациях, обусловленных ролью и в соответствии с заданными условиями, 4 модуль - постановка спектаклей. В рамках разработанного нами кружка «Розовый слон» предполагается использованием таких технологий театрализованной деятельности, как социальный театра и театр-форум. В соответствии с этим в основе сценариев спектаклей и инсценировок, в которых принимают участие дети, лежат насущные социальные проблемы, реальные ситуации, с которыми сталкиваются или могут столкнуться дети в жизни. Сначала работа с детьми ведется по 1-му и 2-му блокам; затем по 3-му и 4-му блокам. Разработанная нами программа рассчитана на 6 месяцев. В течение этого времени мы могли подготовить и показать два спектакля. Занятия проводятся систематически 1 раз в неделю. Каждому ребенку на занятии мы старались обеспечить возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок. Сюжеты историй и рассказов (тексты для обсуждения) объединяют игровых персонажей. Дети в ходе занятия «преодолевают» возникающие проблемы и «усваивают» способы эмоционального отреагирования, приемы саморегуляции вместе с ним. Сюжеты можно брать из реальной жизни детей, или же моделировать их заранее. В ходе занятия рассказы обсуждаются и обыгрываются детьми.

Другой формой организации коррекционно-педагогической работы с детьми в рамках разработанной нами программы были занятия театрального кружка «Розовый слон». Основное содержание работы организованного нами театрального кружа «Розовый слон» составили специальные театрализованно-игровые упражнения, направленные на коррекцию недостатков эмоциональной сферы детей, приобщение их к социуму, формирование социально значимых умений, развитие социальных эмоций. Данные упражнения также представлены в описанных ниже методических рекомендациях. Всю работу в театральном кружке мы строили с использованием технологий социального театра, театра-форума и драматерапии [2]. Социальные театр позволяет удовлетворить потребности детей в проживании разных ролей, эмоций, получить опыт преодоления личностных и социальных проблем, отраженных в социальной роли, сформировать свое отношение, позицию к проигрываемому социальному факту, стать автором и актером собственной стратегии поведения в сложной социальной ситуации [5].

Форум-театр - это интерактивная форма социально-педагогической работы с разными категориями детей, предполагающая в рамках предложенного спектакля обсуждение вместе с участниками и зрителями путей решения проблемы или выхода из сложной жизненной ситуации. Ведущий форум-театра перед началом спектакля знакомит участников-зрителей с проблемой, которую будет освещать спектакль. После спектакля ведущий путем интерактивного опроса аудитории выясняет уровень осознания группой участников-зрителей проблемы и ее последствий для всего общества и для конкретного человека.

Драматерапия - это современный вариант психодрамы для решения личностных и безличностных проблем с использованием масок, ролевых импровизаций и постановки различных пьес. Драматерапия является одной из форм арттерапии и способствует снятию напряжения, облегчает выход отрицательных эмоций. Драматерапия способствует снятию напряжения, облегчает выход отрицательных эмоций и глубинных проблем детей с ограниченными возможностями здоровья, помогает поддержать детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Занятия проходили во второй половине дня 1 раз в неделю. Длительность занятий составляла 45-60 минут. Нашей задачей было показать на сцене реальные человеческие отношения, проявления эмоций и чувств в отношениях между людьми в конкретных ситуациях, с которыми дети реально встречаются в жизни. Считаем, что это может помочь им в дальнейшем использовать приобретенный на сцене опыт в реальной жизни. Героями сюжетов были мальчики и девочки, воспитатели, педагоги - люди, с которыми дети встречаются в обычной жизни.

Исходя из вышесказанного, необходимо сделать вывод, что разработанная и апробированная нами программа социально-эмоционального развития младших школьников «группы риска», в процессе которой главную роль играла театрализованная деятельность. Была направленна на исправление имеющихся у детей нарушений эмоциональной сферы, обучение адекватному и принятому в обществе проявлению социальных эмоций. Основным средством работы с детьми в процессе коррекционно-развивающих занятий были такие виды театрализованной деятельности, как театральные этюды, выразительное чтение текстов, игры-драматизации, элементы драматерапии позволили сформировать у детей знания о различных социальных эмоциях и чувствах, вооружить воспитанников способами выхода из некоторых конфликтных ситуаций, способах разрешения проблем, с которыми они могут столкнуться в обычной жизни.  

Как и в констатирующем исследовании, на этапе контрольного  эксперимента нами были использованы следующие методики: методика В. М. Минаевой «Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей»; В ходе анализа полученных данных мы разделили детей так же на три группы. В первую вошли дети, которые правильно назвали не менее 75 % эмоций. Таких испытуемых было 46,2 % детей (6 человек). Во вторую группу вошли дети, которые правильно назвали не менее 50 % эмоций. Их было так же 46,2 % детей (6 человек). И в третью группу вошли дети, которые правильно назвали менее 50% эмоций - их оказалось 7,7 % (1 человек). По методике Г. У. Урунтаевой «Изучение  социальных эмоций» появился один ребенок с высоким уровнем проявления социальных эмоций, что составило 7,7% от общего количества испытуемых; средний уровень обнаружен у 53,8% испытуемых (7 человек); низкий у 30,8% испытуемых (4 человека). По результатам методики Е. И. Изотовой «Эмоциональная идентификация». Нами были выявлены испытуемые с высоким уровнем развития эмоциональной сферы ­- 10,3%, средний уровень обнаружен у 43,5% воспитанников, уровень ниже среднего - у 23,1% детей, низкий уровень развития эмоциональной сферы обнаружен так же у 23,1% испытуемых.

По итогам опытно-экспериментальной работы по социально-эмоциональному развитию детей «группы риска» мы получили определенные положительные результаты. На 7,7 % увеличилось количество испытуемых с высоким уровнем социально-эмоционального развития. Если до формирующего эксперимента таких школьников не было вообще, то после формирующего эксперимента стало 7,7 %. На 30,5 % увеличилось количество школьников со средним уровнем социально-эмоционального развития. До формирующего эксперимента таких детей было 30,8 %, после - 61,5 %. Несколько сократилось количество детей с низким уровнем социально-эмоционального развития. По итогам констатирующего эксперимента низкий уровень показали 69,2 % школьников, по итогам контрольного эксперимента - всего 30,8 %.

Рецензенты:

Андронов В.П. д.псх.н., профессор, профессор кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Мордовский  государственный университет имени Н. П. Огарева», г. Саранск;

Мешков Н.И. д.псх.н., профессор, профессор кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Мордовский  государственный университет имени Н. П. Огарева», г. Саранск.


Библиографическая ссылка

Терлецкая О.В. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА» В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22284 (дата обращения: 20.02.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074