Миграция населения и трудовых ресурсов является естественным процессом, происходящим как в России, так и во всем мире. Миграция населения всегда являлась частью развития общества и оказывала влияние на ход истории. Если говорить об истории России, то привлечение зарубежных государственных деятелей, ученых и архитекторов было явлением вполне обыденным. Их творения оставили свой след в культурном и научном наследии государства. Кроме того, именно благодаря миграции происходило заселение новых территорий, осуществлялся культурный обмен традициями и обычаями между различными народами, распространялись новые знания.
Под миграцией, как правило, понимается мобильность, перемещение человека в пространстве. «Под миграцией рабочей силы понимается процесс перемещения трудовых ресурсов с целью трудоустройства на более выгодных условиях, определяющихся соотношением спроса и предложения на рынке труда, чем в стране происхождения или регионе постоянного проживания мигранта» [2].
Трудовая миграция — процесс объективный и экономически обоснованный. Абсолютное большинство экспертов-экономистов убеждены, что запланированный на ближайшую перспективу экономический рост, даже при реальном повышении производительности труда, невозможен без масштабного пополнения трудовых ресурсов за счет миграции.
Согласно статистическим данным во многих регионах России локальные рынки труда уже сейчас испытывают не только относительный, но и абсолютный дефицит рабочей силы. К 2015 г. трудовые ресурсы страны сократились на 8 млн человек, а к 2025 г. сократятся на 18–19 млн. Максимальное сокращение численности населения трудоспособного возраста произойдет в период с 2009 по 2017 гг., когда среднегодовая убыль населения этой возрастной группы будет превышать 1 млн человек (рис. 1).
Рис. 1. Изменение (прирост/убыль) общей численности населения и численности населения в трудоспособном возрасте в 1990–2007 гг. и по прогнозу на 2008–2025 гг.
Актуальной проблемой в современной России стала связь внешней трудовой миграции с ухудшающейся демографической ситуацией в стране. Остро встал вопрос, в какой степени внешняя миграция может компенсировать естественную убыль российского населения. Представляется, что компенсацию убыли населения за счет мигрантов не следует рассматривать как панацею от демографической проблемы России. В подтверждение хотелось бы привести высказывание главы ФМС России К. Ромодановского, который на встрече с бизнес-объединением «Ассоциация менеджеров России» отметил избыточный для России характер притока мигрантов: «На сегодняшний день ситуация непростая, мы фиксируем чрезмерный въезд представителей стран СНГ в Россию. Рост мы фиксируем удивительный: за три года — 37%» [3].
Мигранты, поставляемые в Россию странами-донорами, в большинстве своем не имеют должного уровня образования, не проявляют стремления к ассимиляции с коренным населением страны, продолжая сохранять свои обычаи и устои на протяжении всего срока проживания на территории России, склонны к территориальному объединению по этническому признаку. По указанным причинам решение демографической проблемы только за счет внешних мигрантов может привести к нежелательным последствиям.
В России сейчас непростые времена, наблюдается сокращение рабочих мест в различных производственных сферах. «В современном мире в эпоху глобального экономического кризиса особенно остро стоит проблема занятости населения. Не случайно безработица и неполная занятость занимают вторую строчку в ТОП-10 глобальных рисков. По данным доклада Международной организации труда от 21 января 2014 г. “Глобальные тенденции занятости в 2014 году” темпы роста занятости остаются низкими, безработица продолжает расти, особенно среди молодых людей, а большое число разочаровавшихся потенциальных работников остаются вне рынка труда» [1].
В феврале 2015 г. Фонд «Общественное мнение» проводил мониторинг в сфере занятости населения. В целом, случаи потери работы среди своих родственников, друзей и знакомых отметили 31% опрошенных, 27% опрошенных отметили сокращения у себя на предприятиях, 39% опрошенных сообщили о существовании вероятности увольнения, 19% опрошенных отметили скрытую безработицу на своем предприятии (неоплачиваемый отпуск, неполный рабочий день/неделя), 21% отметили аналогичную ситуацию среди родственников, знакомых и друзей.
Таким образом, в современных социально-экономических условиях в России увеличивается количество собственных незанятых трудовых ресурсов, и в то же время – нарастает поток внешней трудовой миграции. По мнению многих экспертов, внешние трудовые мигранты не составляют конкуренции россиянам, поскольку на мировых рынках труда мигранты занимают рабочие места, не пользующиеся спросом у местных работников. В основном это:
- работа, не требующая квалификации, включая труд повышенной интенсивности (конвейер, строительные работы, добыча природного сырья, обработка пищевых продуктов и т.д.);
- работа низкой или средней квалификации в общественной сфере услуг, включая сферу досуга и развлечений (химчистка, развоз пиццы, уборка, торговля и т.д.);
- работа по уходу и обслуживанию в частной сфере (уборка и домашние работы в частных домохозяйствах, уход за детьми и больными и т.п.).
Кроме того, существует и нелегальная занятость мигрантов в теневом и криминальном секторах экономики (в незарегистрированных фирмах, в производстве контрафактной продукции и т.п.).
Действительно, россияне не желают заполнять такие рабочие места, оценивая свои притязания значительно выше, так как считают, что обладают большим профессионализмом и заслуживают лучших условий труда.
Однако роль внешних трудовых мигрантов велика и в «верхнем» сегменте рынка труда, т.е. там, где работают квалифицированные профессионалы: менеджеры, ученые, работники высокотехнологичных производств, IT-специалисты и т.п. Спрос на такой труд обусловлен уже не отказом местных работников от этих видов занятости, а абсолютным дефицитом квалифицированных кадров, обеспечивающих экономический рост.
В данном секторе экономики внешние трудовые мигранты являются конкурентами россиян. По данным ФМС России на протяжении последних 10 лет ситуация с высококвалифицированными специалистами-мигрантами следующая: 30% иностранных специалистов занимаются операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, 22% — оптовой и розничной торговлей, 13% задействованы в сфере обрабатывающей промышленности, 12% — в финансовой деятельности, 6% — в строительстве, 6% — на добыче полезных ископаемых, 11% — в иных видах деятельности [3].
Нельзя не отметить, что действующее российское законодательство весьма пространно толкует статус иностранного высококвалифицированного специалиста, делая упор лишь на обязательный высокий размер его годового дохода (свыше 2 млн руб. в год) и наличие опыта работы, навыков или достижений в конкретной области деятельности (например, должен иметь высшее профессиональное образование и стаж работы на руководящих должностях в торговле не менее 5 лет).
Такие характеристики не отражают наличия научного или профессионального потенциала у мигранта для осуществления прорыва в профессиональной деятельности, оказания помощи России в экономике, науке, образовании, инновационных технологиях.
В настоящее время мигранты — высококвалифицированные специалисты по своим характеристикам и секторам занятости в экономике прочно составляют конкуренцию подавляющей части свободных российских трудовых ресурсов, готовых трудиться управленцами в организациях и компаниях даже менее чем за 2 млн руб. в год.
Обратимся к миграционной ситуации в Белгородской области. Численность населения Белгородской области составляет 1544,1 тыс. человек. Уровень рождаемости в 2014 г. сократился на 0,3%, естественная убыль увеличилась на 0,9% и составила 3398 человек. Миграционный прирост 6836 человек компенсировал естественные потери, численность населения области увеличилась на 3438 человек, или на 2,4% [4].
Белгородскую область характеризуют благоприятное географическое положение, мощная транспортная инфраструктура, интенсивно развитое сельское хозяйство и высокий уровень промышленного производства. Область занимает первое место в России по производству птицы и второе – по производству свиней.
В 2014 г. официальный уровень безработицы в Белгородской области составил 0,86%. Это ниже, чем среднероссийский показатель. Численность экономически активного населения Белгородской области составила 918,7 тыс. человек (59,9%). Число граждан, обратившихся по вопросу трудоустройства в центры занятости населения по Белгородской области, в 2014 г. составило 24 101 человек. По сведениям Управления по труду и занятости населения области, сейчас наиболее востребованы каменщики, штукатуры, маляры, бетонщики, повара, электрогазосварщики, плотники, электрики, т.е. наибольшее количество вакансий заявили предприятия строительной сферы, обрабатывающего производства и сельского хозяйства. Следует отметить, что это самые популярные сферы трудоустройства для внешних мигрантов. В 2014 г. было трудоустроено 16 730 жителей Белгородской области, 7371 — не трудоустроено.
При этом в 2014 г. в Белгородскую область для удовлетворения своих трудовых потребностей прибыли 135,1 тыс. трудовых мигрантов. Распределение иностранных работников в разрезе стран исхода представлено следующим образом: Украина – 4255; Узбекистан – 168; Молдова – 632; Таджикистан – 16; Армения – 6; другие страны – 51 (рис. 2).
Рис. 2. Распределение иностранных работников в Белгородской области в разрезе стран исхода в 2014 г.
На иностранных граждан из стран дальнего зарубежья приходится немногим более 1% от общего числа выданных разрешений на работу. Всего на территории региона трудятся иностранные работники из 20 государств Европы и Азии.
Распределение привлекаемой иностранной рабочей силы в разрезе отраслей экономики представлено на диаграмме (рис. 3), что совпадает с наиболее предлагаемыми вакансиями. Превалирует сфера строительства, затем идут сельское хозяйство, промышленность, транспорт, коммерция, иное. В 2014 г. в Белгородской области были трудоустроены 35 иностранных граждан — высококвалифицированных специалистов, которые были привлечены в качестве управленческого персонала и технических консультантов на предприятиях промышленного и сельскохозяйственного производства Белгородской области, что соответствует общероссийскому принципу использования данной категории мигрантов.
Рис. 3. Распределение иностранной рабочей силы в Белгородской области по отраслям экономики в 2014 г.
Таким образом, на примере Белгородской области можно со всей очевидностью говорить о том, что иностранные специалисты вносят весомый вклад в российскую экономику, осуществляя трудовую деятельность в наиболее востребованных отраслях. Вместе с тем также представляется, что сегодня тоже необходимо комплексно и безотлагательно решать проблемы снижения уровня безработицы, повышения трудовой мобильности россиян. Внешние трудовые мигранты не смогут решить стоящие перед Россией глобальные проблемы: повышение рождаемости, повышение производительности труда, развитие конкурентоспособной экономики, это должны делать сами россияне.
Время традиционных классических решений безвозвратно ушло, надо использовать креативность и гибкость в походе к решению этих проблем. Если правильно применять различные методы занятости россиян, именно это приведет к росту их благосостояния, к увеличению количества детей в семьях и к формированию этнической основы нации на исторических, религиозных и культурных ценностях. Трудоустройство внешних мигрантов, а также решение проблемы прироста населения России за счет внешних мигрантов должно носить вторичный, вспомогательный характер, поскольку первоочередными целями государственной миграционной политики Российской Федерации являются обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, максимальная защищенность, комфортность и благополучие населения Российской Федерации.
Рецензенты:
Самсонов В.Н., д.ю.н., профессор кафедры административно-правовых дисциплин Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина, г. Белгород;
Лобанов К.Н., д.пол.н., профессор кафедры административно-правовых дисциплин Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина, г. Белгород.
Библиографическая ссылка
Катаева О.В., Кокорева Н.Н., Шумский В.В. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ) // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22275 (дата обращения: 08.12.2024).