В настоящее время в российском обществе происходят глубокие модернизационные процессы во всех сферах жизни, которые не могут не оказать существенное воздействие на индивидуальные судьбы и жизнь людей, под влиянием которых формируются жизненные стратегии российской молодежи [5]. Личность, обладающая целостной, четкой, но и гибкой жизненной стратегией, более успешна в реализации своих потенциальных возможностей, а также способна к быстрой адаптации к изменяющимся социальным условиям [9].
Современная молодежь гибко реагирует на социальные изменения, она в большей степени информирована о процессах, происходящих в обществе, динамично овладевает современными формами общения и технологиями, активнее включается в мировое информационное пространство. Наличие активной гражданской позиции, построение жизненной траектории является неотъемлемым условием саморазвития человека как личности [4]. Известно, что молодежь - это базовый ресурс развития российского общества. В современных условиях именно на молодом поколении лежит ответственность за сохранение, развитие и процветание нашего государства. По последним статистическим данным, её численность составляет 39 миллионов, т.е. почти треть населения страны.
Сегодня становится достаточно популярной идея С.Л. Рубинштейна о том, что жизнь человека может протекать и как стихийный, и как сознательный, творчески направленный процесс, а фактором возвышения человека может быть только разумное проектирование своей жизни. Эффективность реализации жизненной стратегии во многом зависит от социальной активности личности, принятия и признания человеком ответственности за свою жизнь. Жизненные стратегии молодежи всегда вызывали огромный интерес со стороны зарубежных и отечественных исследователей. Например, отечественные ученые Г.А. Чередниченко и В.Н. Шубкин исследуют проблему построения жизненных стратегий молодежью как процесс обретения занятия и статуса. Важное место в анализе проблематики жизненных стратегий личности занимают ценности и ценностные ориентации, исследованию которых посвятили научные труды А.Г. Здравомыслов, В.Т. Лисовский, М.Н. Руткевич.
Наиболее значимый вклад для понимания основных подходов к исследованию жизненных стратегий молодежи внесли теоретические выводы и концепты М. Вебера, которым разработана теория социального действия как инструмент для объяснения поведения людей. В свою очередь Э. Дюркгейм [3] рассматривает проблему жизненных стратегий молодежи в контексте формирования требований со стороны общества. Ценность представляет теория Т. Парсонса, включающая важнейшие элементы концепции стратегического поведения, в рамках которой возможна интерпретация понятия «жизненные стратегии» [7]. Основатель социологии знания К. Мангейм рассматривает молодежь как группу, социальная роль которой зависит от того общества, в котором она живет.
При этом Т. Кассер и Р. Райн выделили две группы жизненных стратегий, основанных на преобладании внутренних и внешних стремлений. Внешние стремления, оценка которых зависит от других людей, основаны на таких ценностях, как материальное благополучие, социальное признание и физическая привлекательность. Внутренние стремления основаны на ценностях личностного роста, здоровья, любви, привязанности, служения обществу. Ученый отмечает, что выбор стратегии зависит от роли родителей в воспитании ребенка. Родительская поддержка автономности, эмоциональная вовлеченность и структурированность требований к ребенку ведут к преобладанию у него внутренних стремлений [6].
Однако в определении научной категории «жизненная стратегия» до сих пор в научном мире нет логической четкости и ясности. Наиболее распространенным определением термина «стратегия» является «искусство планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах» [7]. Она представляет собой динамическую систему перспективного ориентирования личности, направленную на сознательное изменение и конструирование своей будущей жизни. В связи с этим оно трактуется как система перспективных представлений и ориентаций или как система целей, планов и ценностных ориентаций.
При исследовании жизненных стратегий молодых людей необходимо помнить, что рассматриваемая социальная группа не является однородной по своему составу. Для ее представителей характерны различные наборы социальных статусов, функций и ролей, которые соответствуют этапам взросления и становления личности. На этапе ранней юности (14-16 лет) основная цель и задачи молодежи – накопление и развитие человеческого потенциала, получение образования, выбор учебного заведения и профессии. Именно на этом этапе происходит определение дальнейшего жизненного пути. На временном отрезке от 17 до 23 лет происходит процесс физиологического созревания и социального формирования молодого человека как личности. Образование на этом этапе развития является профессиональным. В этот период они обретают материальную независимость от родителей, обзаводятся своими семьями [1]. Основным видом становится трудовая деятельность. Происходит смена жизненных планов под влиянием внешних условий. Дифференциация социального положения предполагает разнообразие жизненных траекторий и целей молодых людей.
Формирование системы ценностных ориентаций подростка определяет дальнейший путь профессионального самоопределения личности, посредством которого она становится полноправным членом общества. Следует отметить, что для жизненных ценностей характерна высокая осознанность, они служат важным фактором социальной регуляции поведения индивида. Особенностью ценностных ориентаций является и то, что они формируются на основе высших социальных потребностей личности. Не случайно исследование жизненных перспектив подростков представляется особо актуальным для авторского изучения. С целью изучения образовательных и профессиональных предпочтений старшеклассников автором был проведен социологический опрос. Опросу подлежало 187 респондентов, что составляет 43% от числа всех выпускников школ города Лянтора Сургутского района. В качестве метода опроса избрано очное анкетирование. Результаты анкетирования автором были систематизированы и обобщены. В качестве экспертов в ходе исследования выступили педагоги и родители (всего 58 респондентов).
Большинство подростков не сомневаются, что для достижения высокого социального и профессионального статуса, жизненного успеха необходимы прочные знания, а поэтому хотят быть уверены в том, что по окончании школы они станут образованными людьми. В связи с этим важным элементом в позиции старшеклассника является оценка школы. На вопрос «Удовлетворены ли Вы получением образования в школе?» ответы респондентов оказались следующими: удовлетворен - 21,3%, вполне удовлетворен - 31,3%, частично удовлетворен - 20,7%, не удовлетворен – 18,2%, затруднились в ответе - 8,5%. Одновременно треть опрошенных высказали мнение о неудовлетворенности качеством образовательного процесса. Особый интерес представляют мнения педагогов и родителей при изучении вопроса «Определите роль системы образования в формировании личности подростка (рис. 1).
Рис. 1. Мнения педагогов и родителей о роли системы образования в формировании личности подростка, %
Результаты опроса показали, что система образования в основном делает главный акцент на передаче полезных, но готовых знаний. Это отмечают 76/69% респондентов. (*Примечание: в числителе указаны ответы педагогов, в знаменателе – родителей.) Они указывают на наличие старых ролевых функций школьного образования. Весьма неутешительны высказывания педагогов и родителей в отношении формирования у учащихся способности самостоятельного получения новых знаний (37/34%). Отмечается недостаточный уровень внедрения инновационных программ в образовательный процесс, не всегда соответствующий уровень профессионализма отдельных педагогов, тип образовательного учреждения. В ответах подростков прослеживается неудовлетворенность качеством преподавания отдельных предметов: физики, химии, иностранного языка. Все это свидетельствует об ослабленном социализирующем влиянии школы по ряду направлений. Вместе с тем, рассматривая совокупность сложившихся ценностных ориентаций подростковой молодежи, автор пришел к выводу, что они образуют содержательную основу сознания подростков, обеспечивая устойчивость личности, формирование определенного типа поведения и деятельности сообразно потребностям и интересам. Одновременно ценностные ориентации обусловливают мотивы поступков молодого человека. Как правило, от этого зависит успешность дальнейшего жизненного пути молодого человека. Рассмотрим динамику приоритетов жизненных ценностей молодого поколения (табл. 1).
Таблица 1
Жизненные стратегии подростков, %
Показатели |
2013 г. |
2014 г. |
Получение образования |
68 |
62 |
Достойная работа |
53 |
49 |
Деньги |
47 |
41 |
Карьера |
31 |
27 |
Семья |
48 |
37 |
Обеспеченность жильем |
27 |
21 |
Здоровье |
34 |
26 |
Взаимоотношения с родителями |
17 |
21 |
Материальная независимость от родителей |
18 |
24 |
Любовь |
11 |
17 |
Возможности отдыха |
16 |
27 |
Очевидно, что неизменно устойчивыми ценностями в глазах молодых югорчан остаются престижная работа и материальное обеспечение. Одновременно усиливается ценность образования и возможность карьерного роста. При этом несколько снизилась значимость межличностных отношений, ценность отдыха. Таким образом, иерархия приоритетных ценностей молодежи выглядит следующим образом: 1. Образование. 2. Работа. 3. Семья. 4. Деньги. 5. Здоровье. Сформированные жизненные стратегии подростков являются гарантом стабильного развития и играют роль нормативного регулятора на индивидуальном и общественном уровне [9]. Выявлено, что подростки ориентированы на ценности образования, интересную и содержательную работу, семью, поскольку в ней они видят надежный «тыл». В условиях социально-экономической нестабильности возрастает ценность человеческих взаимоотношений, прежде всего семейных.
Авторское исследование позволило выявить, что профессиональные устремления выпускников представляют собой довольно пеструю картину по всем показателям: от выбора будущей профессиональной деятельности до различных факторов, влияющих на выбор профессии. Как правило, они находятся в определенной зависимости от социально-экономической ситуации в стране, места проживания выпускников, материального положения семьи, влияния родителей на выбор профессии. Подростки из материально обеспеченных семей оценивают выше свои шансы на поступление в вуз. Обучаться в вузе планируют 92,3% детей руководителей, 89,1% - детей специалистов, 59,4% - детей предпринимателей, 41,2% - детей рабочих. Стремление к учебе в учреждениях среднего профессионального образования сильнее выражено у детей из семей предпринимателей (59,4%) и семей рабочих (41,2%). Таким образом, при формировании жизненных планов выпускники в определенной мере учитывают и такой фактор, как социальное положение семьи. Следует отметить, что установка на высшее образование некоторой частью молодежи рассматривается часто как получение «дипломного» образования и не связана напрямую с будущей работой, что не исключает риск перемены профессии и демонстрирует малую готовность к интеграции в социально-профессиональной жизни. Существенным фактором, определяющим выбор профессии, является ее престиж, который респонденты часто связывают не с содержанием труда, а с рейтингом профессии в обществе и возможностью материального обеспечения в будущем (табл. 2).
Таблица 2
Мнения респондентов о привлекательности выбранной профессии, %
Мотивы выбора профессия |
Учащиеся 9-11-х классов |
Студенты техникума |
Студенты вуза |
Интерес к профессии |
53,6 |
48,4 |
57,4 |
Высокий заработок |
21,4 |
16,3 |
12,4 |
Престижность |
10,2 |
8,5 |
18,3 |
Общественная значимость |
3,4 |
2,8 |
5,4 |
Семейная традиция |
2,3 |
2,4 |
3,7 |
Перспективность (карьера) |
3,0 |
4,2 |
18,4 |
Легко устроиться на работу |
6,0 |
8,6 |
5,7 |
Иные мотивы |
- |
4,2 |
5,4 |
К сожалению, с выбором профессии определились лишь 40% школьников, что свидетельствует о низком уровне работы по профориентации в образовательных учреждениях города и неготовности к осознанному профессиональному самоопределению старшеклассников. Профессиональный выбор определяет источники жизнеобеспечения, являясь важнейшей предпосылкой экономической самостоятельности и независимости как базовых компонентов становления социальной зрелости, так и социальной субъектности молодежи. Данный вид выбора напрямую зависит от социально-экономических условий, аккумулируя в себе все институциональные противоречия в сферах образования и труда, порождая многочисленные социальные проблемы в жизнедеятельности молодежи. В пятерку лидеров вошли профессии бизнесмена (34,3/47,2%), инженера (41,0/52,6%), нефтяника (43,7/56,8%), программиста (40,0/42,1%), экономиста (56,7/32,8%). (*Примечание: в числителе указаны ответы девушек, в знаменателе – юношей.) Наиболее развита в городе нефтяная промышленность, что объясняет выбор данной профессии, напрямую связанной с перспективой дальнейшего трудоустройства. Катастрофически снижается в сознании молодежи престижность рабочих профессий. К сожалению, структура современного рынка труда не сформирована. Многие предприятия реструктуризированы или простаивают, уровень заработной платы невысок. В этих условиях сложно спрогнозировать спрос со стороны предприятий и учреждений на квалифицированную рабочую силу, а значит сложно профессионально сориентировать выпускников школ на получение профессии.
Велико влияние семьи на выбор профессии подростками - 32,3%, СМИ - 6,2%, система образования - 17,2%, друзья и знакомые - 18,2%, рейтинг учебного заведения - 12,1%, территориальное расположение вуза - 14,0%. При этом треть подростков проявляет самостоятельность в выборе жизненного пути. В связи с этим необходима разработка и внедрение в образовательный процесс социальных программ, предусматривающих создание информационного пространства о профессиях, образовательных учреждениях, оказание психологической поддержки выбора молодых людей. Для оценки прогностических замыслов подростков важно знать, насколько они способны на самостоятельное планирование жизненных перспектив. Результаты опроса показали, что лишь 22% респондентов строят планы на всю свою жизнь, 18% ответили, что совсем не планируют свое будущее, 28% планируют жизнь не более чем на несколько дней. Современное поколение растет в условиях нарушения главной функции социализации, под которой понимается не только усвоение жизненных целей, обычаев, социальных ролей и возрастных ожиданий, но и поддержание существующего социального порядка. Подрастающее поколение в большинстве своем избавлено от овладения жизненным опытом старших поколений, что может впоследствии привести его к ослаблению законопослушности. Достижение успеха, по мнению респондентов, возможно при наличии определенных личностных качеств человека. Подростки имеют на этот счет свои представления об идеальных качествах современного молодого человека, сформированные в их сознании под воздействием не институциональной формы социализации, а социальной среды (знакомые, друзья, компании и т.п.). Ответы на вопрос «Какими качествами должен обладать современный человек?» распределились следующим образом (рис. 2).
Рис. 2. Мнения подростков о доминировании личностных качеств, %
Специфической особенностью подросткового возраста является наличие человека-идеала, который служит своеобразным моральным эталоном в поведении подростков. В смысле устойчивых идеалов, влияющих на формирование жизненной траектории и поведение личности, можно говорить только в отношении родных и друзей. Таким образом, в условиях турбулентного состояния общества подростки характеризуются разнонаправленностью векторов реализации жизненных стратегий, низкими показателями осмысленности своей жизни и ориентиров, не говоря об уровне настойчивости в реализации поставленных целей. Наличие современных социальных проблем приводит к тому, что стратегия жизнеобеспечения, реализуемая многими молодыми людьми, трансформируется в стратегию выживания. В данном случае предел реализации своего человеческого потенциала молодежь видит в обеспечении себя самыми необходимыми средствами, приобретенными в процессе социализации.
Рецензенты:
Силин А.Н., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень;
Белоножко М.Л., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень.
Библиографическая ссылка
Осипова Л.Б. РОЛЬ СЕМЬИ В ВЫБОРЕ ЖИЗНЕННОЙ ТРАЕКТОРИИ МОЛОДЕЖЬЮ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22261 (дата обращения: 05.10.2024).