Исследование эмпатии в детском возрасте представлено в отечественной психологии работами Г.М. Бреслав, А.В. Запорожца, Т.П. Гавриловой, Н.В. Глоба, А.Д. Кошелевой, Е.О. Смирновой и др. Как показывают исследования Н.И. Лысенко [6], первичные эмпатические реакции наблюдаются у младенцев в конце периода новорожденности. В ходе развития двигательной активности и развития речи проявления сочувствия у детей на втором и третьем году жизни становятся более разнообразными и независимыми от взрослого. С момента выделения ребенком себя из ситуации общения начинается формирование личностных форм эмпатии, когда эмпатические переживания в достаточной степени дифференцированы, выборочны, осмысленны.
В трудах А.В. Запорожца [6], Т.П. Гавриловой [4] и других исследователей показано, что дошкольник уже способен в определенной степени понять переживания других людей, связать их с конкретными обстоятельствами. Однако становление способности встать на позицию другого человека еще значительно ограничено рамками собственного опыта детей, их кругом общения.
Особое значение проблема эмпатического отношения к окружающим людям приобретает относительно детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, детей с задержкой психического развития (ЗПР), в структуре нарушения которых эмоциональная волевая незрелость является одним из первичных факторов. В работах В.А. Степановой, Т.З. Стерниной, Т.Н. Павлий и других исследователей выявлены следующие специфические особенности эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР: низкая степень осознанности эмоциональных переживаний, трудности освоения эмоционального опыта, ограниченность речевых средств выражения эмоций, высокая лабильность переживаний, большое количество протестных и агрессивных поведенческих реакций и т.д.
Ценные сведения об эмоциональном отношении дошкольников с ЗПР к близким взрослым и сверстникам представлены в работах Е.Н. Васильевой [3]. Автор подчеркивает, что для этих детей характерна несформированность эмоционального предвосхищения своего поведения, эмпатийных переживаний как наиболее сложных социальных чувств. Дошкольники с ЗПР имеют весьма ограниченный диапазон усвоенных нравственных норм, и значительно затрудняются в объективном анализе жизненных ситуаций с учетом всех обстоятельств и личного отношения. Экспериментальное исследование Е.Н. Васильевой эмпатийного отношения старших дошкольников с ЗПР к сверстникам позволило сделать следующие выводы. Лишь немногим более четверти из экспериментальной выборки шестилетних детей с ЗПР демонстрируют устойчивое положительное эмоциональное отношение к своим сверстникам, причем в большей степени в ситуации явно выраженного неблагополучия последних. Дети с ЗПР не умеют проявлять радость за своего товарища, чаще бывают равнодушны к переживаемым другими детьми ситуациям. Дети с ЗПР в большинстве своем отрицательно настроены на сверстников (вообще не вступают в контакт либо контакты имеют отрицательный характер), у них не сложилась целостная система «знаемых» и «реально действующих» мотивов, направленность на сверстника в плане проявления к нему сочувствия.
В исследовании В.В. Кисовой [9], посвященном сотрудничеству дошкольников с ЗПР со взрослыми и сверстниками, были выявлены следующие особенности эмоционального отношения детей данной категории к сверстникам. Дошкольники фактически не ориентируются на своих сверстников как партнеров по деятельности, не учитывают их эмоционального состояния в процессе совместной работы. Достаточно часто наблюдаются проявления эмоциональной несдержанности негативного характера по отношению к сверстникам, демонстрирующим не удовлетворяющие партнера действия.
Другой важной для нашего исследования работой является диссертационное исследование С.Н. Сорокоумовой [8], посвященное изучению эмпатии у старших дошкольников с ЗПР к сверстникам через оптимизацию детско-родительских отношений. Автором было выявлено, что большинство дошкольников с ЗПР в реальных ситуациях взаимодействия со сверстниками склонны к проявлению эмоциональной автономности либо к непониманию ситуации взаимодействия, имеют трудности к распознаванию эмоциональных состояний своих товарищей и адекватнее воспринимают состояния положительной модальности. У детей с ЗПР отсутствует поведенческая программа сочувствия, они недостаточно дифференцируют причины возникновения тех или иных эмоций у сверстников.
Современные психолого-педагогические исследования дошкольников с нормативным развитием показывают значительное усугубление проблемы становления эмоциональной сферы детей этого возраста (Л.А. Белозерова [1], А.Ю. Буянова [2], Г.С. Садовская [7] и др.). Это выражается в снижении адекватности эмоционального отклика на ситуацию, происходящую со сверстником, нарастании негативного эмоционального отношения в межличностных отношениях, низком уровне социализации и интеллектуализации эмоций и т.д.
Цель исследования
Нами было проведено экспериментальное исследование с целью выявить актуальные тенденции проявления эмпатии к сверстникам у современных дошкольников с ЗПР. Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что у современных старших дошкольников с ЗПР будут выявлены более низкие показатели эмпатии к сверстникам по сравнению с показателями эмпатии у дошкольников с ЗПР, полученных в исследованиях 10-15-летней давности (Е.Н. Васильева, С.Н. Сорокоумова).
Материал и методы исследования
В экспериментальную группу детей с ЗПР вошли 36 дошкольников, имеющих в анамнезе по заключению психолого-медико-педагогической комиссии, задержку психического развития. Исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида № 442 г. Нижнего Новгорода.
Для проведения экспериментального исследования были подобраны следующие методики.
Методика 1. «Изучение способности детей дошкольного возраста к распознаванию эмоциональных состояний» (авторы Л.Ф. Фатихова, А.А. Харисова). Цель: исследование способности к эмпатии как возможности воспринимать и анализировать эмоциональное состояние сверстника.
Методика 2. «Незаконченные истории» (автор Л.М. Холмогорова). Цель: исследование особенностей восприятия дошкольниками проблемных ситуаций, направленных на проявление эмпатических отношений к сверстникам.
Методика 3. «Мозаика» (автор Л.М. Холмогорова). Цель: исследование психологических оснований поведения дошкольника, направленного на сверстника, оценка уровня эмпатического развития дошкольника.
Результаты исследования и их обсуждение
В ходе анализа результатов экспериментального исследования по методике, направленной на распознавание эмоциональных состояний, было выявлено, что дошкольники с ЗПР затрудняются в обозначении эмоций, вследствие недостаточной сформированности у них активного словаря. Дети с ЗПР правильно распознают лишь те эмоции, которые обладают яркой экспрессией, дифференцируют противоположные или резко отличающиеся эмоциональные состояния, однако затрудняются в назывании эмоций, близких по своим эмоциональным проявлениям или без элементов яркой экспрессии. В общем и целом, в сравнении с данными исследования С.Н. Сорокоумовой значительных отличий между экспериментальными группами детей с ЗПР выявлено не было.
Методики «Незаконченные истории» и «Мозаика» показали, что большая часть обследованных дошкольников с ЗПР продемонстрировала следующие особенности эмпатического отношения к сверстникам: понимание происходящих событий, отсутствие переживания адекватных реальным обстоятельствам чувств, незаинтересованность во взаимодействии и содействии со сверстниками. Следует отметить, что эмоции, демонстрируемые дошкольниками с ЗПР в ситуациях вынужденного взаимодействия со сверстниками, носят преимущественно негативный характер, что выражается в неадекватных реакциях детей на успех или неудачу сверстника, в наличии вербальной агрессии, нежелании оказывать помощь и поддержку. Показательно, что мотивами для оказания помощи сверстнику у детей с ЗПР чаще всего являются какие-либо личные мотивы, например, желание выглядеть «хорошим» в глазах взрослого.
Заключение
Обращаясь к работам С.Н. Сорокоумовой, мы можем констатировать, что в исследовании автора как наиболее типичные проявления эмпатии к сверстнику у дошкольников с ЗПР были обозначены: понимание детьми происходящих событий, проявление эмоциональной отзывчивости, т.е. идентификация наблюдаемых чувств, отсутствие взаимодействия и содействия со сверстниками.
Таким образом, мы можем констатировать, что усугубление негативных тенденций в развитии эмпатии к сверстникам у дошкольников с ЗПР произошло в аспекте существенного снижения эмоциональной отзывчивости детей, в нарастании у них отрицательного отношения к товарищам по группе. Полученные данные ставят перед психологами и педагогами, работающими с дошкольниками с ЗПР, соответствующие коррекционно-развивающие и воспитательные задачи, дают возможность более эффективно планировать индивидуальные воспитательные и образовательные маршруты для детей.
Рецензенты:
Сорокоумова С.Н., д.псх.н., профессор, профессор ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород;
Дмитриева Е.Е., д.псх.н., профессор, профессор кафедры психологии труда и управления Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса», г. Нижний Новгород.
Библиографическая ссылка
Кисова В.В., Белякова Е.А. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ К СВЕРСТНИКАМ У СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22252 (дата обращения: 16.10.2024).