Поэтому он уделяет большое внимание к изданию сборника биографических очерков, воспоминаний современников и некрологов о выдающемся просветителе и теологе. Часть из них была опубликована после его кончины в таких газетах, как «Вакт» (Время), «Тормош» (Жизнь), «Кояш» (Солнце), «Йолдыз» (Звезда), «ад-Дин ва аль-адаб» (Религия и воспитание), «Маглюмат» (Информация) и т.д.; иные материалы имелись у Р. Фахретдинова.
Риза Фахретдинов, следуя традиции, принятой на арабо-мусульманском Востоке, использует по назначению функциональные возможности некролога (вафиатнаме) при составлении энциклопедий историко-биографического характера («Асар», «Знаменитые женщины»). В качестве образцов книг, составленных по принципу некролога, можно назвать «Китаб аль-вафайат» Бирзали, «Вафиатакябир Исламия» Хасиба, «Вафиаталь-а҆ъян» Ибне Халликана, «Вафиат аль-аслаф» Ш. Марджани и другие сборники. Особенностью таких трудов, в том числе и «Асар», является то, что в них даются жизнеописания только ушедших из жизни выдающихся людей. Многие биографии открываются с указания даты смерти. И данные о женах и детях часто строятся по такому принципу.
В публикациях ученого можно встретить много интересных высказываний, подтверждающих и объясняющих этот факт. Скажем, в одной из критических статей относительно фигуры Габдуллы Тукая он пишет: «Если бы возвышение ныне здравствующих людей считалось хорошим делом, мы бы писали их имена. Вместе с тем, Габдулла эфенди самый знатный и лучший из современных ему поэтов» [8]. Эти строки отражают принцип отбора биографий и справочного материала для многотомных био-библиографических изданий типа «Асар». Обращаясь к читателям, редактор говорит о том, что для включения в «Шуро» имена «...следует выбирать из числа покойников»; [9] в другом обращении повторяет, что «[имена] живых мы сами исключили, ... биографии живых в «Шуро» не печатаются» [10]. (В статье приводится список людей, о которых планируется публикация серии биографических очерков.)
Причину того автор, опираясь на слова одного турецкого ученого, объясняет так: «Величие великих людей становится понятным только после их смерти» [6]. Тем самым резюмируется весь жизненный путь, определяется место личности в истории культуры. Т.о. принцип некролога выступает важным структурообразующим фактором не только отдельно взятого произведения, а целого сборника. Соблюдение автором-составителем такого требования жанра наблюдается, например, и в серии книг «Асар». В случае нарушения традиционного порядка Р. Фахретдиновым даются необходимые пояснения. К примеру: фиксируя дополнительные сведения по биографии Ахтяма Ибне Ахмера (№ 108), он заявляет: «После выяснения года смерти, считаем необходимым повторно писать и здесь» [5]. Необходимость обязательного соблюдения данного принципа обнаруживается и в нижеследующем обращении ученого: «Третий том охватывает [историю] с 1291 / 1874 года по сегодняшний день. Если найдутся люди, сообщающие биографии знаменитых ученых и других знатных людей, ушедших из жизни на днях, с благодарностью примем их» [6]. Известно, что Р. Фахретдиновым было написано около 1500 научно-популярных очерков и статей об известных «философах и теологах, ученых и писателях, государственных и общественных деятелях» [2].
В рубрике «Знаменитые люди и великие события», которую вел в журнале «Шуро» Р.Фахретдинов, дата рождения, причины и обстоятельства смерти человека и другие факты сообщаются в разных местах текста, т.к. каждый очерк имеет автономный характер в отличие от многотомных сводов.
Традиции, определяющие характер подобных структурно-композиционных приемов, возможно, складывались на Востоке еще в доисламский период. Скажем, говоря об антологиях (тазкире), Науширван Яушев пишет: «... прощение помощи у покойных, оказание уважительного отношения к ним не есть исламский обычай, а скорее китайский и калмыкский» [13]. Этот своеобразный стиль, правило этикета, присущее древнему мировоззрению, как нам представляется, окончательно оформились в арабско-мусульманской культуре в раннем средневековье. Поэтому составление мусульманскими учеными, в том числе и Р.Фахретдиновым, био-библиографических книг и сборников некрологов в какой-то мере является формой реализации завещаний пророка Мухаммеда, который говорил: «Вспоминайте только о хороших делах умерших». Также следует отметить, что у мусульман не было практики празднования дня рождения, хотя это не запрещалось шариатом. Этот обычай появляется у нас только в начале ХХ века. Об этом говорят и письма, поступившие в редакцию журнала «Шуро». Например, в одном из писем женщина по имени Ракия Магазова обращается с письмом и ставит вопрос: «У русских и других народов есть обычай ежегодно праздновать дней рождений глав семейств и их детей... Этот обычай уже находит распространение и среди мусульман. Данное деяние, празднование дня рождения, правильно ли с точки зрения шариата?» [3]. Иначе говоря, по исламскому мировоззрению, уход человека в иной мир - событие гораздо значимое, чем факт его рождения. Данный мотив очень часто находит место в фольклоре и художественной литературе разных народов. Наглядной иллюстрацией может послужить следующий отрывок «Рассказа о первом путешествии» «Сказки о Синдбаде-мореходе», где из уст главного героя рассказываются его невероятные приключения: «...И придя в себя, я испугался, и растерялся, и стал думать об одном рассказе, который я раньше слышал от отца, и был это рассказ о господине нашем Сулеймане, сыне Дауда (мир с ними обоими!), который говорил: «Есть три вещи лучше трëх других: день смерти лучше дня рождения [выделено нами ‒ И.Я.], живой пëс лучше мертвого льва, и могила лучше бедности» [4].
Одним словом, в отражении жизненного материала в произведении, формировании стиля писателя и организации структуры историко-литературного произведения, безусловно, вышеназванные факторы играют решающую роль. Следовательно, появление сборника под названием «Биография господина Шейха Зайнуллы» в составлении Ризаитдина Фахретдинова именно в 1917 году, после кончины выдающегося башкирского религиозного мыслителя Зайнуллы Расулева, было явлением закономерным и ожидаемым.
Работавыполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ: Региональный конкурс «Урал: история, экономика, культура» 2015 - Республика Башкортостан в рамках научно-исследовательского проекта «История развития духовной культуры башкир (с древнейших времен до наших дней)» № 15-14-02014 а (р).
Рецензенты:
Кунафин Г.С., д.фил.н., профессор, заведующий кафедрой башкирской литературы, фольклора и культуры факультета башкирской филологии и журналистики ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Уфа;
Идельбаев М.Х., д.фил.н., профессор кафедры башкирской литературы, фольклора и культуры факультета башкирской филологии и журналистики ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Уфа.
Библиографическая ссылка
Янбаев И.К. КОМПОЗИЦИОННО-СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СБОРНИКА «БИОГРАФИЯ ГОСПОДИНА ШЕЙХА ЗАЙНУЛЛЫ» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22226 (дата обращения: 11.02.2025).