Кэрол Дейхаус (CarolDyhouse), профессор Сассекского университета и ведущий специалист в области гендера, утверждает, что поощряемое стремление девочек к академическому образованию разрушало их причастность к домашнему очагу и домашним обязанностям. Предполагалось, что все женщины должны были подчиняться и следовать идеологии семейной жизни и привязанности к домашнему очагу. Согласно принимаемой всеми идеологии позиция работающей женщины осуждалась, а понятие женственности ограничивалось лишь теми качествами, которые вписывались в роль хранительницы домашнего очага. Однако данная роль определялась социальным классом, который в свою очередь также диктовал и нормы женского образования [1].
Таким образом, можно выделить 1-й период - «предварительно-фрагментарный», охватывающий значительный временной промежуток, начиная с VI и заканчивая серединой XIX в., который характеризуется приверженностью и следованиям патриархальным традициям, когда академическое образование существовало лишь для мальчиков, а развитие среднего и высшего образования для девочек было обусловлено принадлежностью их к разным социальным классам, а также наличием устойчивых традиций в общественном сознании, повлиявших на то, что большинство девочек получало образование в основном дома и их образование ограничивалось изучением ведения домашнего хозяйства.
Образовательная реформа взяла свое начало лишь в 1840 г., положив тем самым начало 2-му периоду развития гендерного подхода в педагогической науке Великобритании - «реформаторскому периоду». Причинами, повлиявшими на начало реформы 1840 г., явились несколько факторов. Во-первых, увеличились доходы среднего класса и, соответственно, увеличились ожидания и надежды, возлагаемые на эту прослойку населения. Во-вторых, сформировалось мнение, что мать как первый учитель для своего ребенка нуждается в полноценном образовании. После переписи населения было также установлено преобладание женского населения по отношению к мужскому и значительное увеличение количества незамужних женщин к 1850 г. Другими факторами, повлиявшими на начало реформ, явились необходимость в более качественном образовании и полноценной практике для тех женщин, которые претендовали на хорошую должность, а также акцент на равноправном (с мужским полом) образовании в набирающем силу феминистическом движении.
Исследователь в области истории женского образования в Великобритании Джейн Макдермид (JaneMcDermid) отмечает, что два главных парламентских исследования (Тонтонская комиссия в 1860-х гг. и комиссия школы Индауд (школы, созданной на пожертвования) в 1870-х гг.) привели к улучшению образования девочек среднего класса в Англии и Уэльсе [3].
Важный шаг к улучшению стандартов образования девочек среднего класса был сделан Марией Грей (MariaGray), которая в 1871 г. основала Национальное объединение для улучшения образования женщин, а в 1872 г. - Компанию, регулирующую среднее образование девочек в дневных школах (КСОД). Школы, регулируемые КСОД, были преимущественно бесплатными, обеспечивая свободное обучение, а также профессиональную и техническую подготовку. Всего благодаря КСОД и школьному постановлению Индауд-комиссией было основано 120 таких школ. Изначально основанная в Лондоне, КСОД вскоре распространила свою деятельность на территории Уэльса. Однако пионеры развития женского образования в Уэльсе, подчеркивает Макдермид, видели начало изменений женского образования в другом. В то время как в Англии деятельность органов образования была направлена на то, чтобы обеспечить девочкам получение образования наравне с мальчиками, в Уэльсе боролись за создание высшего образования для обоих полов [3].
Анализ развития женского образования в Великобритании позволяет констатировать, что к началу XX в. Англия все еще оставалась моделью образовательных стандартов. Однако, несмотря на сильную англицизацию обучения, между Уэльсом, Шотландией и Англией существовали национальные различия, которые находились во взаимодействии с социальной стратификацией и гендерными различиями. Более того, наряду с различиями между странами существовали также региональные отличия (к примеру, между сельскохозяйственным и городским секторами, между текстильной и тяжелой промышленностью), что, несомненно, влияло на образование.
Однако можно проследить общую тенденцию для Англии, Уэльса и Шотландии. В связи с реформами в области образования начиная с середины ХIХ в. отслеживается тенденция направленности образования на обеспечение равноправия в обучении мальчиков и девочек. В то же время продолжается внедрение полоролевых особенностей в образование, в частности прослеживаются культ «одомашнивания» женского образования и акцент на обучение основам ведения домашнего хозяйства девочек как рабочего, так и среднего класса.
К началу ХХ в. сложились социально-политические условия, при которых женское образование в Британии должно было перейти на качественно новый уровень, и классовый характер обучения начал постепенно нивелироваться.
К тому же, несмотря на сильное влияние Англии и англификацию образования во всех частях Великобритании, в этот же период сильнее начинают проявляться национальные черты в образовательных программах и стандартах Англии, Уэльса и Шотландии.
Период до 1945 г. был усложнен военным положением, экономическими трудностями, политическим кризисом и напряженностью в социальной сфере. Позиция женщин находилась под влиянием всех этих факторов, и, как результат, усилилось и набрало силу феминистское движение. Однако феминистки, потерпев неудачу при продвижении реформ в женском образовании, направили основные свои силы на развитие и укрепление движения суфражисток [4].
В 1902, 1918, 1936 и 1944 гг. были приняты образовательные акты. C их принятием связан новый, 3-й период развития гендерного подхода в образовании - «контрреформаторский период». Несмотря на принятие актов, гендерное и классовое разграничение продолжало оказывать влияние на положение женщин в образовании, ограничивая их возможности. Образовательный Акт 1902 г. упростил организацию образования, отменив «школьные границы», и закрепил право назначения на должности в состав местного органа управления образованием, лишив тем самым женщин возможности быть избранными. Акт поддерживал развитие среднего образования, но начальное образование осталось неизменным.
Устав для средней школы 1904 г. включил в себя положение о различном наборе предметов для мальчиков и девочек. По Уставу 1905 г. домоводство стало обязательным предметом для девочек в средней школе; по Уставу 1907 г. некоторым девочкам вместо точных предметов разрешалось выбирать предметы, имеющие отношение к ведению домашнего хозяйства; к 1909 г. Устав постановил, что все девочки должны изучать предметы, связанные с ведением домашнего хозяйства, и позволял некоторым девочкам не посещать математические предметы, кроме арифметики. Предполагалось, что эти изменения искоренят реформаторские идеи ХIХ в. о возможности получения девочками из среднего класса обучения наравне с мальчиками. Домоводство, или обучение ведению домашнего хозяйства, относили не к академическим, а к практическим дисциплинам, и предназначалось оно для низших классов населения, которые, как считалось, менее способны к обучению. Средние школы остались неизменными институтами образования, предназначавшимися для среднего класса и включавшими университетские требования. На протяжении первой половины XX в. было несколько случаев поступления женщин из рабочего класса в университет [3].
Система обучения с неполной учебной неделей, при которой дети работали половину недели, была основной чертой британской системы образования вплоть до 1920-х гг. Особенно это касалось детей, работающих в области фермерства и текстильной промышленности. До принятия Акта об образовании 1918 г. система элементарного образования была ориентирована на освоение так называемых трех R (чтение, письмо, арифметика). Акт 1918 г. сместил этот акцент с элементарной школы на начальное образование, которое было более ориентировано на детей. Среднее образование все еще оставалось привилегией среднего класса. Как среднее, так и начальное образование было гендерно ориентировано. Кроме того, согласно Акту об образовании 1936 г. возраст детей-выпускников школ увеличивался до 15 лет, но это изменение не вступило в силу из-за начавшейся войны.
Безусловно, до тех пор, пока в 1939 г. не началась Вторая мировая война, большинство детей среднего класса стремилось покинуть школу как можно скорее. В то время как мальчики учились в школе и искали себе работу, что служило своего рода ритуалом вступления во взрослую жизнь, у них также оставалось свободное время. Девочки же вне зависимости от того, учатся они или работают, должны были помогать матери с ведением домашнего хозяйства. Традиционно основным источником рабочих мест для женщин служила текстильная промышленность, а для мужчин - тяжелая промышленность. В отличие от Шотландии и Англии, где предлагался этот вариант, экономика Уэльса концентрировалась на добыче угля, что сильно ограничивало и затрудняло трудоустройство женщин. До 1939 г. процент работающих женщин в Уэльсе был гораздо ниже, нежели в Шотландии и Англии; меньше был также процент вакансий. Промышленный Юг Уэльса предлагал даже меньше рабочих мест, чем сельскохозяйственный Запад.
Акт об образовании 1944 г. оказался радикальным отступлением от классовой системы, присущей образованию ХIХ в. Он обеспечивал всех детей до 15 лет правом на бесплатное среднее образование. Однако, как отмечает профессор Бирмингемского университета Кристин Скелтон (ChristineSkelton), тип среднего образования зависел от успеваемости и результатов выпускного экзамена (11 plustest). Когда выяснилось, что результаты этого экзамена у девочек лучше, чем у мальчиков, администрация в области образования увидела в этом проблему. Решение, отмечает Скелтон, было найдено в том, что результаты мальчиков и девочек рассматривались отдельно, и для девочек заведомо выделялось меньше мест, чем для мальчиков. Соответственно, девочки получали меньше мест, чем заслуживали. Это решение отражало все еще действующее положение, предполагающее обучение девочек ведению домашнего хозяйства, которое поможет им в реализации будущей роли матери. Более того, несмотря на то, что Акт об образовании 1944 г. поощрял социальную мобильность, все еще оставались классовые предрассудки и взгляды на положительные аспекты преподавания девочкам предметов «домашнего характера», что отражало все еще существующие идеи и взгляды ХIХ в. Таким образом, предметы по ведению домашнего хозяйства были отнесены к низшим и якобы менее способным классам и относительно сильно игнорировались в общеобразовательных средних школах, но присутствовали и поощрялись в низкостатусном секторе государственных средних школ [6].
В 1968 г. пришла вторая волна феминизма в Великобритании, и уже в 1970 г. состоялась Первая Британская конференция освободительного движения женщин в Оксфорде, основным положением которой было изменение трудового законодательства. В последующие годы движения женщин Великобритании были определены области, которым уделялось пристальное внимание. К основным отнеслись требования равной оплаты труда и равных возможностей для получения образования. В том же году Барбара Кастл в качестве государственного секретаря по вопросам занятости представила законопроект, касающийся равной оплаты труда. Он был принят в 1975 г. вместе с Законом о дискриминации по признаку пола [5]. Несмотря на все еще сохраняющийся в школах полоролевой подход, девочки не имели недостатка в среднем образовании во второй половине XX в. Этот период стал для Великобритании периодом заметных сдвигов в области высшего образования для женщин. Во второй половине XX в. в Великобритании количество женщин-бакалавров к 1984 г. составила 49% (по сравнению с 19% в начале ХХ в.). К середине 1980-х гг. женщины получают 49% всех степеней магистра и около 33% всех докторских степеней. В 1985 г. около 53% всех студентов составляют женщины. Более того, к 1995 г. гендерный разрыв в области высшего образования был не только сокращен, но и начал возрастать в обратном направлении. В настоящее время женщины чаще, чем мужчины, занимаются в системе высшего образования [2].
Таким образом, вторая половина XX - начало XXI вв. в Великобритании относятся к новому 4-му «реализационному» периоду.
Таким образом, мы видим, что становление и развитие гендерного подхода в системе образования Великобритании прошло несколько периодов. Несмотря на наличие некоторых факторов, таких как, например, необходимость в более качественном образовании для женщин, развитие феминистского движения, которые, несомненно, повлияли на начало образовательных реформ, образование находилось под влиянием традиционной системы патриархальных взглядов в Великобритании вплоть до середины XX в. В обучении девочек акцент ставился на преподавании предметов, связанных с ведением домашнего хозяйства. Данное усиление «одомашнивания» женщин рабочего класса объясняется страхами социальной дезинтеграции. Что касается женщин более высоких социальных классов, то практика ведения домашнего хозяйства отвечала воспитанию «леди». К середине XX в. в Великобритании все дети имели право на бесплатное среднее образование, однако образование девочек все еще находилось под влиянием классовых предрассудков, и «одомашнивание» девочек поощрялось в низкостатусном секторе государственных школ. Вторая половина XX в. характеризуется значительным влиянием феминистского движения на основные сферы социальной и политической жизни общества, в том числе на образование. Были приняты законы, запрещающие дискриминацию по полу и способствующие сокращению гендерного разрыва.
Рецензенты:
Валеева Р.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой общей и социальной педагогики Института психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань;
Власова В.К., д.п.н., доцент, зам. директора по образовательной деятельности Института психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань
Библиографическая ссылка
Вашетина О.В. ГЕНЕЗИС И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ ДО КОНЦА XX ВЕКА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22197 (дата обращения: 13.10.2024).