В исследованиях такой специфической группы, как военные, недостаточно обращается внимания на роль самостоятельности. В условиях стремительного нарастания объема информации, изменения характера несения службы формирование самостоятельности будущего военного становится залогом его успешной реализации как личности, так и в профессиональной деятельности.
Специфика военной службы, которая характеризуется высоким уровнем ответственности, ограниченным временем для принятия решения, ее динамичность, использование новейших информационных технологий, эксплуатация новых образцов вооружения и техники, применение современных форм и методов ведения боевых действий предъявляют особые требования к профессиональной компетентности военных и обуславливают необходимость совершенствования сложившейся системы их подготовки.
Реформирование военного образования с опорой на государственную политику в области обороны и образования, соответствующий Государственный образовательный стандарт в стремлении преодолеть имеющиеся недостатки требует создания антропологической детерминированности парадигмы подготовки будущего офицера, готового к самоактуализации своей деятельности, саморазвитию, личностному самоопределению. Образовательная стратегия делает упор на подготовку разносторонне развитых, идейно убежденных, морально и психологически устойчивых офицерских кадров, способных творчески и эффективно выполнять возложенные на них задачи, грамотно принимать решения в нестандартных ситуациях, постоянно совершенствовать свои компетенции [2].
В соответствии с новыми требованиями к подготовке офицеров в новых учебных планах по лицензированным специальностям предусмотрена организация сквозной гуманитарной и информационной подготовки. Такое сочетание разностороннего гуманитарного образования с профессиональной подготовкой способствует ускоренной социально-психологической и профессиональной адаптации будущих офицеров в различных сферах своей деятельности, более раннему профессиональному самоопределению и успешной карьере. Тогда как недостаток гуманитарных знаний и соответствующих коммуникативных и перцептивных умений и навыков подчас ограничивает свободу деятельности военного, становится тормозом в решении его профессиональных задач [2].
Однако говоря о самостоятельности будущих офицеров, не стоит умалять роли и иноязычной самостоятельности, которая в настоящее время «становится одним из критериев профессионализма» [7] военнослужащего.
Потребность в военных, владеющих как минимум одним иностранным языком - это одна из сложившихся реакций современного общества, которая меняет понимание конечного результата обучения иностранному языку в военном вузе. В современном обществе иностранный язык представляет собой средство общения, познания, получения и накопления информации. Уровень владения будущего офицера иностранным языком определяется практикой иноязычного общения, при чтении литературы по специальности, при обмене письменной информацией, такой как статьи и аннотации к ним, тезисы для международных конференций, деловые бумаги. В современных условиях прохождения службы, сложившихся в результате возникновения инновационной быстро развивающейся поликультурной среды деятельности, офицеру приходится использовать иностранный язык, самостоятельно получать необходимую иноязычную информацию, пользоваться ею, самостоятельно решать проблемы дальнейшего развития языковой компетенции. В этой ситуации особый смысл приобретает повышение качества языковой подготовки будущего офицера с ориентацией на практическую ее реализацию в повседневной профессиональной деятельности, в армейской службе. Иноязычная подготовка курсантов отвечает требованиям времени, если будет опираться на формирование иноязычной самостоятельности, что является залогом успешного и результативного билингвального и бикультурного становления личности будущего офицера как цели обучения иностранным языкам в военном вузе.
Актуальность постановки в качестве новой цели обучения иностранному языку в военных образовательных организациях высшего образования становление билингвальной бикультурной личности будущего офицера вызвана следующим.
Увеличение межнациональных и международных контактов, как одна из отличительных черт современного информационного общества, способствует изменению представления и о подготовке будущего военного, «который не может рассматриваться изолированно от быстро развивающегося информационного пространства» [1]. «Лингвоинформационное образовательное пространство в этой связи представляется как новейшая и быстро распространяющаяся информационная среда современной поликультурной языковой действительности, как новый тип технологического, психофизического и социокультурного бытия полилингвальной и поликультурной личности вообще» [1].
Информационная среда содействует становлению будущего офицера как билингвальной и бикультурной личности через «перенос в реальную действительность приобретенных в лингвоинформационной среде компетенций» [1].
Н.Д. Гальскова также полагает, что языковая подготовка на принципах межкультурности обеспечивает социальную мобильность и является инструментом творческого развития активной самостоятельной личности, осознающей себя гражданином собственной страны, а также субъектом динамичной и поликультурной среды современной цивилизации [3].
Приоритетным направлением для существующей российской армии является организация партнерских отношений и стратегических взаимодействий с армиями нового типа других стран путем общения. Строительство отношений и связей между армиями стран союзников и противников требует от военных готовности и способности вести профессиональную коммуникацию с представителями других культур как полноценный член данного полилингвального поликультурного профессионального объединения.
Процесс значительных изменений в доктрине военной безопасности, постоянного роста инвестиций в армии, стремительного обновления вооружения стран союзников и противников делает актуальным в процессе подготовки военного специалиста в рамках дисциплины «Иностранный язык» вопрос о формировании его готовности и способности самостоятельно получать иноязычную информацию о характеристиках нового военного оборудования, методиках тренировок и других важных факторах из «лингвоинформационнрой среды» [1].
Совместные учения требуют от военных способности обмениваться опытом с представителями других культур, что обеспечит долговременную готовность к профессиональной деятельности в условиях продолжающей глобализации.
Именно в процессе формирования иноязычной самостоятельности будущий военный приобретает умения и навыки, необходимые для осуществления самостоятельной, как учебной, так и профессиональной, деятельности независимо от условий ее осуществления; личностно значимые качества, которые будут являться «необходимым условием развития его потенциальных возможностей» [7]; приобретает опыт решения учебных задач и творческой деятельности, рефлексии результатов.
Таким образом, особый интерес представляет иноязычная самостоятельность курсантов, которая в современных условиях является одним из факторов, влияющих на готовность выпускника военного вуза выдержать конкуренцию и занять достойное место не только в профессиональной среде, но и в международном сообществе.
Прежде чем приступить к определению иноязычной самостоятельности курсанта, следует провести различие между часто отождествляемыми понятиями «самостоятельность» и «автономность».
Сравнивая и сопоставляя взгляды исследователей на трактовку этих понятий, можно сделать вывод, что автономность не может быть приравнена к самостоятельности. Данная точка зрения подтверждается И.Л. Колесниковой и О.А. Долгиной, которые разграничивают понятия learner autonomy (автономность) и learner independence (самостоятельность) [4], Е.Н. Солововой, которая считает, что обучающийся, обладающий самостоятельностью, знает как выполнять те или иные задания, но не знает, что и когда следует учить для выполнения поставленных им учебных задач, что становится возможным тогда, когда ученик обладает образовательной автономностью [8].
Вслед за Е.Н. Солововой и А.В. Матиенко, которая включает самостоятельность в структуру психологических характеристик обучающегося, обладающего сформированной автономностью [5], мы полагаем, что понятие «автономность» существенно шире, чем самостоятельность, и связано с необходимостью ее формирования.
По мнению Е.А. Насочевой, сущность автономности в контексте овладения иностранным языком может быть охарактеризована следующими процессами: самостоятельное осуществление своей учебной деятельности, активное и осознанное управление ею, способность принимать компетентные решения, касающиеся процесса учения, принятие на себя ответственности за результат учебной деятельности [6].
Следовательно, автономность возникает в тот момент, когда обучающийся осознает себя полноценным субъектом учебной деятельности, готов действовать активно, осознанно и самостоятельно.
Точку зрения Е.А. Насочевой разделяет Д.А. Ходяков, который отмечает, что формирование образовательной автономности представляет собой специфический процесс, предполагающий нарастающую активность, самостоятельность, ответственность обучающихся и принятие некоторых функций учителя или преподавателя [9].
На основании анализа и обобщения определений понятия «самостоятельность», предлагаемых различными авторами, и с учетом его непосредственной связи с процессом изучения иностранных языков в военном вузе иноязычная самостоятельность трактуется нами следующим образом.
Иноязычная самостоятельность курсанта представляется нам как интегральное качество, как профессиональное качество, предъявляемое к военному специалисту, которое проявляется в его способности и готовности к постоянному использованию иностранного языка для профессионального роста, профессиональной и социальной мобильности, работы по специальности на уровне мировых стандартов, самообразования в сфере иностранных языков, что гарантирует успех профессиональной деятельности будущего офицера в новой, изменяющейся обстановке, когда приоритетным становится умение самостоятельно разбираться во множестве иноязычной профессионально ориентированной информации, умение извлекать нужную и адекватно оценивать, определяя области ее применения.
Рецензенты:
Косолапова Л.А., д.п.н., доцент, заведующая кафедрой педагогики ПГГПУ, г. Пермь;
Безукладников К.Э., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой методики преподавания иностранных языков ПГГПУ, г. Пермь.
Библиографическая ссылка
Москотина О.В., Москотина О.В. АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТА ВОЕННОГО ВУЗА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22195 (дата обращения: 21.11.2024).