По мнению отечественного ученого Е.Н. Волкова, «верования людей становятся во все более явной и актуальной форме последней территорией внутренней автономии» [8, с.154-174]. Если традиционные религии абстрагированы от политики, их интерес направлен на развитие и социализацию личности, то новые религиозные движения (НРД) часто оказываются инструментом влияния на формирование государственной политики, принимают участие в совершении действий, а также в формировании общественного мнения, которые способствуют принятию государственными органами тех или иных политических решений.
В русском языке традиционным называется то, что «унаследовано от предыдущих поколений» [11, с. 425; 31, с. 1203]. Развивая подобный подход, М.П. Мчедловым [28, с.50], И.Н. Яблоковым [16, с. 290], С.В. Перевезенцевым [32, с.114], О.Е. Казьминой [18] к традиционным религиозным убеждениям народов, проживавших на географическом пространстве современной России, относятся дохристианские политеистические представления, упоминаемые в славянских письменных источниках как языческие. В настоящее время российским законодательством неотъемлемой частью исторического наследия народов России признаются такие мировые религии, как христианство, ислам, буддизм и иудаизм [29]. Необходимо отметить, что перечисленные религии стали традиционными для России, синтезировав в себе этнические и социокультурные идентичности [4, с.9] многонациональной и многоконфессиональной страны, сыграв решающую роль в становлении и развитии российской государственности и культуры. Так, с принятием христианства Русь стала единым феодальным государством, укрепленным общей религией и законами. Получили развитие экономика, материальная и духовная культура, возрос международный авторитет страны. Политическая составляющая ислама, заложенная в мусульманском законодательстве (шариате), а также в предписании к культу, догматике, нравственности, поведению и быту, проявилась в глубоком патриотизме российских мусульман, готовности к сотрудничеству с последователями традиционных религий России. Буддизм способствовал адаптации общественно-политической жизни нашей страны к азиатскому влиянию и формированию на юго-восточных рубежах пояса безопасности за счет преобладания лояльной религиозной идентичности. Иудаизм, со своей разветвленной структурой общественно-политических норм, представляет для российских евреев синтез духовной практики и социально-политической идентификации.
Таким образом, традиционной религией следует считать социально и культурообразующую религию, внесшую заметный и устойчивый вклад в историю, традиции, культуру, язык и самосознание народа, государства, человечества [31, с.139].
На примерах традиционных для России религий отмечается устойчивый характер их деятельности, позволивший сохранить структурные компоненты и особенности функционирования в условиях политического развития общества. Несмотря на стабильность и относительное постоянство традиционных религиозных ценностей, связанных с предшествующими поколениями, на протяжении длительного исторического времени под влиянием изменяющихся социокультурных условий они подвергались модернизации. Сорокиным П.А. отмечается подъем религиозности в обществе, обусловленный актуализацией его потребностной сферы в периоды постреволюционного политического развития [35, с.518-519]. По мнению автора, подобный процесс следует рассматривать как реакцию общества на неспособность традиционной религии удовлетворить его растущие потребности в самоидентификации. При этом происходит адаптация ценностных и нормативных установок традиционной религии к современным условиям. Однако лишь те изменения, которые претендуют на собственную исключительность и противопоставляют себя традиционной религии, приводят к возникновению НРД.
Новые религиозные движения, получившие распространение на территориях доминирования традиционных религий, составивших основу их вероучений, принято считать нетрадиционными [23, с.163; 27, с.20]. Последнее определение зачастую негативно воспринимается представителями подобных организаций, предпринимающих активные попытки интегрироваться в процессы общественно-политических коммуникаций современного российского общества. В связи с чем автором представляется необходимым научное обоснование феномена «новое религиозное движение».
На основе проведенного анализа результатов научных исследований новых религиозных движений, представленных в общественно-политической жизни современной России, автором предлагается выделить 4 основных подхода к его изучению: теологический (богословский), религиоведческий, социально-психологический, нормативно-правовой (юридический) и политологический.
Первые упоминания о нехристианских религиозных движениях на территории современной России представлены в славянских письменных источниках авторами-христианами с позиций осуждения язычества. Таким образом, начиная с IX в., наметилась тенденция формирования теологического (богословского) подхода к определению исследуемого феномена. На сегодняшний день без преувеличения можно говорить о целой школе, развивающей подобные исследования, которую составляют представители православного духовенства (митрополит Илларион (Алфеев), священник Сысоев Д.А., протоиерей Стеняев О.В., протоиерей Смирнов Д.Н., протоиерей Чаплин В.А., протодиакон Кураев А.В. и др.). Предметом изучения в рамках данного подхода выступают вероучительные основы новых религиозных движений. Феномен НРД рассматривается как религиозная группа, отколовшаяся от господствующего в обществе религиозного направления, и раскрывается через понятие «секта» [44].
Результаты теоретических исследований в рамках теологического подхода находят успешное применение и в практической деятельности при консультировании по вопросам выхода из новых религиозных движений и реабилитации людей, пострадавших от них. Такими наиболее известными организациями являются Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий им. А.С. Хомякова и Душепопечительский Православный Центр им. Иоанна Кронштадтского (г. Москва), деятельность которых направлена на приобщение пострадавших к православному образу жизни. Помимо перечисленных, в России действуют около 20 организаций и подразделений РПЦ в регионах, объединенных в Российскую ассоциацию центров изучения религий и сект (РАЦИРС).
Длительная история становления школы и значительный объем накопленного теологического опыта обусловили его влияние на развитие остальных подходов.
Так, идеи, заложенные сторонниками теологического подхода, получили новое развитие в трудах светских ученых Мчедлова М.П., Осипова А.И., Кантерова И.Я., Дворкина А.Л., Силантьева Р.А., Коня Р.М., Яблокова И.Н., Климовича Л.И., Фаликова Б.З., Казьминой О.Е. и др. и сформировали религиоведческий подход к изучению феномена НРД. Предметом научного внимания в нем становятся структурные элементы НРД, закономерности их возникновения, развития и функционирования, а также место и роль НРД в системе межрелигиозных коммуникаций. Вместе с тем подобный подход рассматривается в двух аспектах: часть исследователей продолжают раскрывать феномен НРД через понятие «секта» [4, с.37; 12, с.40-45; 42, с.12-20], что отражает его влияние на общественно-политическую жизнь общества лишь в узком смысле. Вторая часть исследователей подходит к феномену НРД в широком смысле, учитывая мировой опыт религиоведческих исследований, и рассматривает НРД как религиозные объединения верующих одного поколения, исповедующих качественно новое вероучение, противопоставляющие себя основной культурообразующей религиозной общине, которые не получили широкого общественного признания [12, с.44; 17, с.704; 19; 23, с.154-161]. При этом, как первой, так и второй частью исследователей актуализируется общественно-политическая роль НРД в жизни современного общества.
Мерой определения новизны НРД рядом религиоведов предлагается считать время их возникновения. Так, источниками всех НРД являются уже существующие религии: восточных - индуизм и буддизм, западных - христианство, а также язычество и западный оккультизм, уходящие своими корнями в эпоху разложения мифа и послеренессансное время. Нью-эйдж представляет синкретическое смешение традиционных религий или НРД [10, с.57; 39; 40]. Таким образом, можно говорить о новизне современных НРД лишь условно, относя к ним лишь те, которые получили распространение в России в конце 1980-х гг. [17, с.720].
Социально-психологический подход к исследованию НРД получил развитие в отечественной науке сравнительно недавно и связан с активным распространением новых религиозных движений в современной России. В начале 1990-е г.г. видным российским представителем социальной психологии Е.Н. Волковым впервые переведены на русский язык труды ведущих иностранных специалистов так называемого «антикультового движения», достигших серьезных результатов в изучении НРД на Западе. Созданная методологическая база используется в настоящее время для исследования НРД в России.
В качестве предмета научного анализа новых религиозных движений при социально-психологическом подходе выступают закономерности поведения и деятельности человека - как участника таких движений, а также психологичекие особенности функционирования самих НРД. Детальному исследованию подвергнуты потребностная [43] и мотивационная [8, с. 154-174] сферы человека, основанные на его верованиях, а также стратегии и технологии социального воздействия НРД на общество [9], методы пропаганды и убеждения, применяемые лидерами НРД [1], модели деструктивного воздействия НРД на человека [26], методика создания тоталитарного общества [13, с.260-276], психологическое насилие в НРД [36]. В качестве эффективного способа противодействия деструктивному социально-психологическому влиянию новых религиозных движений рассматривается необходимость развития критического мышления у человека.
Нормативно-правовой (юридический) подход к исследованию феномена «новое религиозное движение» основывается на имеющейся законодательной базе и развивается в российской правоприменительной практике в двух направлениях. Дмитриевым О.В., Фокиным М.С., Левиным В.Ф. Куликовым И.С., Оленич Т.С. и др., НРД рассматриваются в качестве субъектов противоправной и иной деструктивной деятельности и не претендуют на обоснование терминологической самостоятельности понятия [14; 24; 25; 31, с.124-190].
Второе направление нормативно-правового подхода в России представлено зарубежными государственными структурами и надгосударственными образованиями (Европейский суд по правам человека, Государственный департамент США и др.) [15; 33], международными и российскими правозащитными организациями (Международная ассоциация религиозной свободы, Славянский правовой центр, Институт религии и права, Московская хельсинская группа и др.) [5; 6], а также представителями российской адвокатуры Верховским А.М., Пчелинцевым А.В., Загребиной И.В., Ряховским В.В. и др. [7], которые специализируются на оказании правовой помощи в защите прав граждан на свободу совести и вероисповедания. Новые религиозные движения рассматриваются ими в более узком смысле, как религиозные меньшинства, что показало определенную эффективность в юридической практике.
Следует отметить, что законодательного определения понятия нового религиозного движения в настоящее время в России не имеется, так как для реализации прав религиозных структур не требуется их градации по качественным признакам в связи с гарантированностью Конституцией РФ равенства всех религиозных объединений. Предметом исследования при данном подходе выступают правовые отношения государства с НРД, а также права участников НРД.
Наряду с возрастающим влиянием новых религиозных движений на общественно-политическую жизнь современного общества, их деятельность остается наименее изученной с позиций политологии. Анализ влияния религии на социальные и политические процессы в стране одним из первых в отечественной науке проведен Бердяевым Н.А. [2, с. 7-17; 3]. Кривельская Н.В., Тонконогов А.В., Фисун Ю.Ю. рассматривают НРД как угрозу национальной безопасности [20; 21; 22; 37, с.98-100; 41, с.35-42]. Плужниковым Е.Н., Трофимчуком Н.А., Свищевем М.П. предприняты попытки изучения феномена «нового религиозного движения» как субъекта современных политических стратегий [33; 38]. Предметом исследования НРД при политологическом подходе являются различные формы их участия в общественно-политической жизни общества.
В целом, при наличии достаточно обширного количества монографических и диссертационных исследований различных аспектов новых религиозных движений, до сих пор не выработано единого подхода к определению этого феномена. В условиях активного вовлечения НРД в процессы общественно-политических коммуникаций современного российского общества предлагается введение в научную практику интегрального определения НРД, отражающего содержание существующих подходов. С учетом изложенного, под новым религиозным движением предлагается понимать религиозное объединение верующих одного поколения, исповедующих качественно новое вероучение, основанное на измененных положениях традиционной религии, противопоставляющее себя любым формам религиозных объединений, интегрированное в систему социально-политических коммуникаций общества, но не имеющее в настоящее время массовой поддержки населения.
Рецензенты:
Бахлов И.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории, политологии и регионоведения Историко-социологического института Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, г. Саранск;
Бахлова О.В., д.п.н., профессор кафедры всеобщей истории, политологии и регионоведения Историко-социологического института Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, г. Саранск.
Библиографическая ссылка
Гладышев С.В. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ФЕНОМЕНА «НОВОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ ДВИЖЕНИЕ» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22175 (дата обращения: 08.12.2024).