Рассматривая проявления кластерной организации или самоорганизации предприятий и организаций в сфере сервиса, можно выявить определенные тенденции и особенности их кластеризации с учетом отраслевой специфики.
Например, в связи с тем что компании, работающие в области строительства, девелопмента и жилищно-коммунального хозяйства, могут функционировать одновременно в нескольких территориях, странах или менять территорию своей бизнес-деятельности в зависимости от изменения потребности в их услугах, по мере расширения масштабов деятельности таких организаций возможно перемещение главного офиса, в котором сосредоточены основной интеллектуальный потенциал компании, на территории с более благоприятной средой обитания при условии достаточного развития в них транспорта и связи, а также рассредоточении определенных функциональных подразделений.
Или, в случае использования технологий аутсорсинга или системы субподряда, возможно в рамках кластера коллективно использовать определенные подразделения или сооружения на разных территориях, в различных регионах и странах, в том числе применяя сетевые управленческие технологии. Такая свобода может стать основой формирования мультитерриториального кластера в сфере ЖКХ стран ЕАЭС [1, с. 94]. Кроме того, предприятия и организации, работающие в области строительства, девелопмента и жилищно-коммунального хозяйства, могут вступать в активное взаимодействие и объединяться в мультикластерные системы с образовательными учреждениями сервисной направленности для подготовки квалифицированных кадров, способных работать вахтовым методом на территории стран-членов ЕАЭС.
Банковский сектор экономики является важнейшей сервисной отраслью не только в России, но и других странах мира. За последние 10 лет рост ВВП банковского сектора экономики России вырос более чем в 5 раз, а в мире ВВП банковской сферы в настоящее время превышает ВВП остальных производственных отраслей, хотя развитие организаций банковской сферы и финансового бизнеса исторически следует за ростом предприятий основных отраслей, использующих преимущества территорий в качестве источника этого роста. Следует отметить, что банковский сектор, как относящийся к сфере услуг, активно в управленческих, технологических и бизнес-процессах использует систему дистанционной коммуникации и связи, в том числе международной, что позволяет некоторым организациям финансовой сферы входить в состав любого кластерного образования, сформированного по отраслевому или технологическому принципу, обеспечивая качественное обслуживание клиентов, при этом юридически находясь в любом городе страны-члена ЕАЭС. Как показывают результаты исследований, многочисленные небольшие банковские учреждения, появившиеся в России и других странах бывшего СССР в 90-е годы прошлого столетия, создавались с целью повышения эффективности финансового обеспечения функционирования определенных крупных предприятий или промышленных групп, что обеспечивает легкость их интеграции в любые объединения акторов экономических процессов.
Кроме того, возможно создание как регионального, так и национального или международного мультикластера в банковском секторе экономики для реализации финансовых услуг на всей территории стран-членов ЕАЭС, что будет способствовать интенсификации развития единого экономического пространства. При этом очевидно, что необходимо не только обеспечить унификацию системы финансового учета предприятий, организаций и предпринимателей, осуществляющих свою экономическую и хозяйственную деятельность в странах ЕАЭС, но и следует обеспечить интеграцию образовательных программ учебных заведений высшего образования и учреждений профессиональной переподготовки и повышения профессиональной квалификации, обеспечивающих кадрами организации банковского сервиса всех стран, активно создающих единое экономическое пространство с возможностью обучения и повышения профессиональной квалификации на дистанционной основе. Учитывая, что кредитование акторов экономических отношений производится в разных отраслях и территориях, независимо от резидентского статуса банковской и финансовой организации, это формирует определенные инфраструктурные условия организации мультикластерных систем [1; 5].
Если рассматривать, например, ресторанный бизнес, развивающийся повсеместно, в том числе в странах, входящих в ЕАЭС, при этом преимущественно на франчайзинговой организационно-технологической основе, особенно в тех территориях, где наблюдается концентрация людей (мегаполисы и городские агломерации), то можно выявить определенную тенденцию, указывающую на то, что именно крупные города разных стран дают основу для интеграции отдельных предприятий ресторанной сферы в крупные сетевые структуры, способных выходить в другие регионы и превращаться в глобальные предприятия, в том числе на всей территории ЕАЭС. При этом в результате применения франчайзинга появляются настоящие «сервисные кластеры общественного питания и ресторации», в которых конкурентоспособность территории основывается на активности предприятий общественного питания и туризма, что в свою очередь стимулирует предприятия и организации данных отраслей к межотраслевой интеграции, включающей в себя, например, разработку туристических маршрутов, объединяющих несколько территорий. Это в итоге позволяет формировать туристические мультикластерные образования, что предполагает необходимость подготовки специалистов в сфере туризма, владеющих мультикультурными знаниями, в том числе с применением дистанционных технологий [3; 5].
Что касается инновационных кластеров, то они технологически, как правило, выходят за пределы определенных национально-территориальных систем. Технологическая особенность создания новых инновационных продуктов, развития инновационных отраслей экономики, внедрения инноваций продемонстрировала связь эффективности их развития с формированием научных комплексов и технопарков как отдельных территорий, где обеспечено высокое качество непосредственной среды обитания сотрудников, так и мультитерриториальных университетских комплексов с участием образовательных учреждений разных стран. В отдельных сферах инноваций, не связанных с дорогостоящим лабораторным оборудованием, инвестиции в образовательную сферу могут составлять основу создания научных комплексов, а обучение производиться на основе применения дистанционных образовательных технологий.
Кроме того, информационные технологии, которые часто являются основой инновационного кластера, не связаны с определенной территорией, и в настоящее время являются важнейшим элементом современных образовательных систем, способных объединять несколько образовательных учреждений в определенный мультикластер, формируя образовательную среду, в том числе в форме университетского комплекса.
Развитие двух типов кластерных моделей, которые могут быть реализованы в различных интеграционных образованиях, в том числе в ЕАЭС, на основе университетских комплексов могут быть следующими.
1. Создание кластера на основе университетского комплекса, включающего в себя различные образовательные учреждения высшего, среднего профессионального и общего и дополнительного образования, интегрированные в рамках единой системы непрерывного образования; научно-образовательные центры, бизнес-инкубаторы и малые инновационные предприятия, профильные НИИ и производственные предприятия, интегрированные в единую систему обеспечения условий для повышения качества подготовки кадров с их непосредственным участием в производственной, коммерческой и научной деятельности в процессе обучения. В этом случае университетский комплекс будет являться центром разработки и внедрения новых инновационных центров, подобных «Силиконовой долине», то есть образовательным мультикластером. Возможно мультикластерное развитие университетского комплекса, связанное с подготовкой специалистов для нескольких кластеров. В этом случае будет рационально деление университетского комплекса и даже структуры входящих в него образовательных учреждений по кластерному принципу [2; 5].
2. Интеграция учреждения высшего образования или созданного на его основе университетского комплекса в уже существующий или формируемый кластер, объединяющий предприятия на территориальной, технологической, кооперативной или иной кластерной основе. В этом варианте образовательное учреждение или университетский комплекс может стать устойчивой основой подготовки кадров для предприятий данного кластера с учетом соответствия специальностей и специализаций программ высшего профессионального образования [2; 5].
«При этом следует отметить, что в зависимости от региона, его экономического и социального развития, плотности населения и развития инфраструктуры, а также концепции развития самих университетских комплексов возможна интеграция университетского комплекса на территориях стран, входящих в ЕАЭС, одновременно в несколько мультикластерных образований на основе стратегий развития отдельных подразделений вуза или организаций, входящих в состав университетского комплекса» [2; 5].
В контексте рассмотрения кластера (мультикластера) как формы социально-экономической активности, объединяющей различные организации на экономической, технологической, территориальной, корпоративной и иной основе, важную роль в реализации кластерной политики России может осуществить система университетских комплексов и технологических платформ.
Это связано с возможностью повышения качества трудовых ресурсов всех стран-членов ЕАЭС на основе формирования компетенций, необходимых для высокопроизводительного труда, в условиях активного участия работодателей разных стран в корректировке учебных программ с максимальным учетом потребностей потенциального работодателя будущих выпускников.
Кроме того, обучающиеся смогут в период прохождения производственных практик и в процессе участия в работе научно-образовательных центров или бизнес-инкубаторов университетских комплексов выполнять НИР заказчиков из разных стран. Это позволит формировать базы данных для предприятий целого мультитерриториального кластера, что будет способствовать повышению качества маркетинговых взаимодействий и в конечном итоге влиять на улучшение продвижения продукции на отечественном и даже мировом рынке [4; 5].
Таким образом, реализуя принцип интеграционного объединения акторов экономических отношений стран-членов ЕАЭС, в том числе на основе кластерного подхода, можно не только использовать новые для всех стран-членов ЕАЭС инновационные тенденции в развитии университетских комплексов, но и создать эффективную систему межорганизационного, межотраслевого и международного взаимодействия на основе образовательных мультикластеров, применяющих дистанционные образовательные технологии, для повышения социально-экономической эффективности подготовки квалифицированных кадров и управления миграционными процессами. А дистанционные образовательные и информационные технологии являются важным институциональным ядром интегрирующего взаимодействия различных участников экономических процессов ЕАЭС.
Рецензенты:
Дроздов Г.Д., д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Менеджмент таможенного и страхового сервиса Санкт-Петербургского государственного экономического университета, г. Санкт-Петербург;
Макаров А.Д., д.э.н., д.ю.н., профессор, профессор кафедры прикладной экономики и маркетинга Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, г. Санкт-Петербург.
Библиографическая ссылка
Чигарин А.Ю. КОНЦЕПУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙЙ НА ОСНОВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МУЛЬТИКЛАСТЕРОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22155 (дата обращения: 08.10.2024).