Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОНЦЕПУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙЙ НА ОСНОВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МУЛЬТИКЛАСТЕРОВ

Чигарин А.Ю. 1
1 ФБГОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
Статья посвящена рассмотрению теоретико-методологических аспектов кластерной организации и концептуальных аспектов развития системы дистанционного образования Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на основе образовательных мультикластеров. В ней также рассмотрены элементы организационного механизма формирования образовательной среды в управлении образованием региона. Предложены два типа кластерных моделей, которые могут быть реализованы в рамках ЕАЭС с участием университетских комплексов. Определено их целевое назначение. Обоснованы положения о приближении образовательного процесса к потребностям современной экономики и созданию эффективной системы межорганизационного, межотраслевого и международного взаимодействия для максимально быстрого достижения реальных экономических результатов от подготовки квалифицированных кадров в системе непрерывного профессионального образования. Представленный механизм формирования образовательной среды регионов призван стать важным институциональным ядром взаимодействия различных участников экономических процессов ЕАЭС.
ЕАЭС
университетский комплекс
образование
управление знаниями
образовательная среда
1. Векшинский А.А., Бабурин В.А. Поиск инновационной модели формирования стратегии развития вуза на основе принципов модернизационного маркетинга // Технико-технологические проблемы сервиса [СПбГУСЭ]. – 2007. - № 14. - Т. 4. – С. 88-98.
2. Пастухов А.Л. Инновации в образовании как фактор развития региона // Университетский комплекс - форма инновационного развития образовательных учреждений : материалы III Всероссийской научно-практической конференции. – СПб., 2009. - С. 169-171.
3. Пастухов А.Л. Интеграция бизнеса и образования в процессе инновационного развития подготовки кадров : коллективная монография / Бабурин В.А., Векшинский А.А. и др. - СПб. : Изд-во СПбГУСЭ, 2009. – С. 45.
4. Пастухов А.Л. Модель формирования университетского комплекса на основе кластерного подхода // Экономика и управление. – 2010. - № 8 (58). - С. 96-101.
5. Чигарин А.Ю. Концептуальные аспекты развития системы дистанционного образования ЕврАзЭС на основе образовательных мультикластеров // Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Петербург). - 2015. - С. 132-135.
Современные тенденции развития экономики таких международных интеграционных объединений, как Союзное государство Российской Федерации и Республики Беларусь, Союз независимых государств (СНГ), Таможенный союз, ранее ЕврАзЭС, а в настоящее время ЕАЭС, включающее в себя Российскую Федерацию, Республику Беларусь, Республику Казахстан, Республику Армения, Киргизскую Республику, в масштабах формирующейся территории единого экономического пространства предопределяют развитие определенных отраслей на основе кластерной организации. При этом, как показывает практический опыт последних десятилетий, применение современных информационных и основанных на них организационных технологий позволяет кластерной организации производственных, коммерческих и сервисных процессов выйти за пределы классических территориальных, региональных или национальных форм объединения, что определяет рост потребности в подготовке квалифицированных кадров для работы на предприятиях, в организациях или ведения своего бизнеса на различной территории, независимо от ее государственного статуса в пределах функционирования определенного кластерного образования. При этом возникает потребность в создании определенной образовательной среды, способной обеспечить качественную подготовку будущих специалистов с учетом возможности их работы не только в стране происхождения или проживания, но и с учетом миграции в страны-члены СНГ или ЕАЭС. Соответственно, это создает основу для формирования образовательного кластера (мультикластера) на основе управления знаниями и применения информационных, дистанционных образовательных технологий обучения в масштабах различных интеграционных объединений как политического, так и экономического характера.

Рассматривая проявления кластерной организации или самоорганизации предприятий и организаций в сфере сервиса, можно выявить определенные тенденции и особенности их кластеризации с учетом отраслевой специфики.

Например, в связи с тем что компании, работающие в области строительства, девелопмента и жилищно-коммунального хозяйства, могут функционировать одновременно в нескольких территориях, странах или менять территорию своей бизнес-деятельности в зависимости от изменения потребности в их услугах, по мере расширения масштабов деятельности таких организаций возможно перемещение главного офиса, в котором сосредоточены основной интеллектуальный потенциал компании, на территории с более благоприятной средой обитания при условии достаточного развития в них транспорта и связи, а также рассредоточении определенных функциональных подразделений.

Или, в случае использования технологий аутсорсинга или системы субподряда, возможно в рамках кластера коллективно использовать определенные подразделения или сооружения на разных территориях, в различных регионах и странах, в том числе применяя сетевые управленческие технологии. Такая свобода может стать основой формирования мультитерриториального кластера в сфере ЖКХ стран ЕАЭС [1, с. 94]. Кроме того, предприятия и организации, работающие в области строительства, девелопмента и жилищно-коммунального хозяйства, могут вступать в активное взаимодействие и объединяться в мультикластерные системы с образовательными учреждениями сервисной направленности для подготовки квалифицированных кадров, способных работать вахтовым методом на территории стран-членов ЕАЭС.

Банковский сектор экономики является важнейшей сервисной отраслью не только в России, но и других странах мира. За последние 10 лет рост ВВП банковского сектора экономики России вырос более чем в 5 раз, а в мире ВВП банковской сферы в настоящее время превышает ВВП остальных производственных отраслей, хотя развитие организаций банковской сферы и финансового бизнеса исторически следует за ростом предприятий основных отраслей, использующих преимущества территорий в качестве источника этого роста. Следует отметить, что банковский сектор, как относящийся к сфере услуг, активно в управленческих, технологических и бизнес-процессах использует систему дистанционной коммуникации и связи, в том числе международной, что позволяет некоторым организациям финансовой сферы входить в состав любого кластерного образования, сформированного по отраслевому или технологическому принципу, обеспечивая качественное обслуживание клиентов, при этом юридически находясь в любом городе страны-члена ЕАЭС. Как показывают результаты исследований, многочисленные небольшие банковские учреждения, появившиеся в России и других странах бывшего СССР в 90-е годы прошлого столетия, создавались с целью повышения эффективности финансового обеспечения функционирования определенных крупных предприятий или промышленных групп, что обеспечивает легкость их интеграции в любые объединения акторов экономических процессов.

Кроме того, возможно создание как регионального, так и национального или международного мультикластера в банковском секторе экономики для реализации финансовых услуг на всей территории стран-членов ЕАЭС, что будет способствовать интенсификации развития единого экономического пространства. При этом очевидно, что необходимо не только обеспечить унификацию системы финансового учета предприятий, организаций и предпринимателей, осуществляющих свою экономическую и хозяйственную деятельность в странах ЕАЭС, но и следует обеспечить интеграцию образовательных программ учебных заведений высшего образования и учреждений профессиональной переподготовки и повышения профессиональной квалификации, обеспечивающих кадрами организации банковского сервиса всех стран, активно создающих единое экономическое пространство с возможностью обучения и повышения профессиональной квалификации на дистанционной основе. Учитывая, что кредитование акторов экономических отношений производится в разных отраслях и территориях, независимо от резидентского статуса банковской и финансовой организации, это формирует определенные инфраструктурные условия организации мультикластерных систем [1; 5].

Если рассматривать, например, ресторанный бизнес, развивающийся повсеместно, в том числе в странах, входящих в ЕАЭС, при этом преимущественно на франчайзинговой организационно-технологической основе, особенно в тех территориях, где наблюдается концентрация людей (мегаполисы и городские агломерации), то можно выявить определенную тенденцию, указывающую на то, что именно крупные города разных стран дают основу для интеграции отдельных предприятий ресторанной сферы в крупные сетевые структуры, способных выходить в другие регионы и превращаться в глобальные предприятия, в том числе на всей территории ЕАЭС. При этом в результате применения франчайзинга появляются настоящие «сервисные кластеры общественного питания и ресторации», в которых конкурентоспособность территории основывается на активности предприятий общественного питания и туризма, что в свою очередь стимулирует предприятия и организации данных отраслей к межотраслевой интеграции, включающей в себя, например, разработку туристических маршрутов, объединяющих несколько территорий. Это в итоге позволяет формировать туристические мультикластерные образования, что предполагает необходимость подготовки специалистов в сфере туризма, владеющих мультикультурными знаниями, в том числе с применением дистанционных технологий [3; 5].

Что касается инновационных кластеров, то они технологически, как правило, выходят за пределы определенных национально-территориальных систем. Технологическая особенность создания новых инновационных продуктов, развития инновационных отраслей экономики, внедрения инноваций продемонстрировала связь эффективности их развития с формированием научных комплексов и технопарков как отдельных территорий, где обеспечено высокое качество непосредственной среды обитания сотрудников, так и мультитерриториальных университетских комплексов с участием образовательных учреждений разных стран. В отдельных сферах инноваций, не связанных с дорогостоящим лабораторным оборудованием, инвестиции в образовательную сферу могут составлять основу создания научных комплексов, а обучение производиться на основе применения дистанционных образовательных технологий.

Кроме того, информационные технологии, которые часто являются основой инновационного кластера, не связаны с определенной территорией, и в настоящее время являются важнейшим элементом современных образовательных систем, способных объединять несколько образовательных учреждений в определенный мультикластер, формируя образовательную среду, в том числе в форме университетского комплекса.

Развитие двух типов кластерных моделей, которые могут быть реализованы в различных интеграционных образованиях, в том числе в ЕАЭС, на основе университетских комплексов могут быть следующими.

1. Создание кластера на основе университетского комплекса, включающего в себя различные образовательные учреждения высшего, среднего профессионального и общего и дополнительного образования, интегрированные в рамках единой системы непрерывного образования; научно-образовательные центры, бизнес-инкубаторы и малые инновационные предприятия, профильные НИИ и производственные предприятия, интегрированные в единую систему обеспечения условий для повышения качества подготовки кадров с их непосредственным участием в производственной, коммерческой и научной деятельности в процессе обучения. В этом случае университетский комплекс будет являться центром разработки и внедрения новых инновационных центров, подобных «Силиконовой долине», то есть образовательным мультикластером. Возможно мультикластерное развитие университетского комплекса, связанное с подготовкой специалистов для нескольких кластеров. В этом случае будет рационально деление университетского комплекса и даже структуры входящих в него образовательных учреждений по кластерному принципу [2; 5].

2. Интеграция учреждения высшего образования или созданного на его основе университетского комплекса в уже существующий или формируемый кластер, объединяющий предприятия на территориальной, технологической, кооперативной или иной кластерной основе. В этом варианте образовательное учреждение или университетский комплекс может стать устойчивой основой подготовки кадров для предприятий данного кластера с учетом соответствия специальностей и специализаций программ высшего профессионального образования [2; 5].

«При этом следует отметить, что в зависимости от региона, его экономического и социального развития, плотности населения и развития инфраструктуры, а также концепции развития самих университетских комплексов возможна интеграция университетского комплекса на территориях стран, входящих в ЕАЭС, одновременно в несколько мультикластерных образований на основе стратегий развития отдельных подразделений вуза или организаций, входящих в состав университетского комплекса» [2; 5].

В контексте рассмотрения кластера (мультикластера) как формы социально-экономической активности, объединяющей различные организации на экономической, технологической, территориальной, корпоративной и иной основе, важную роль в реализации кластерной политики России может осуществить система университетских комплексов и технологических платформ.

Это связано с возможностью повышения качества трудовых ресурсов всех стран-членов ЕАЭС на основе формирования компетенций, необходимых для высокопроизводительного труда, в условиях активного участия работодателей разных стран в корректировке учебных программ с максимальным учетом потребностей потенциального работодателя будущих выпускников.

Кроме того, обучающиеся смогут в период прохождения производственных практик и в процессе участия в работе научно-образовательных центров или бизнес-инкубаторов университетских комплексов выполнять НИР заказчиков из разных стран. Это позволит формировать базы данных для предприятий целого мультитерриториального кластера, что будет способствовать повышению качества маркетинговых взаимодействий и в конечном итоге влиять на улучшение продвижения продукции на отечественном и даже мировом рынке [4; 5].

Таким образом, реализуя принцип интеграционного объединения акторов экономических отношений стран-членов ЕАЭС, в том числе на основе кластерного подхода, можно не только использовать новые для всех стран-членов ЕАЭС инновационные тенденции в развитии университетских комплексов, но и создать эффективную систему межорганизационного, межотраслевого и международного взаимодействия на основе образовательных мультикластеров, применяющих дистанционные образовательные технологии, для повышения социально-экономической эффективности подготовки квалифицированных кадров и управления миграционными процессами. А дистанционные образовательные и информационные технологии являются важным институциональным ядром интегрирующего взаимодействия различных участников экономических процессов ЕАЭС.

Рецензенты:

Дроздов Г.Д., д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Менеджмент таможенного и страхового сервиса Санкт-Петербургского государственного экономического университета, г. Санкт-Петербург;

Макаров А.Д., д.э.н., д.ю.н., профессор, профессор кафедры прикладной экономики и маркетинга Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, г. Санкт-Петербург.


Библиографическая ссылка

Чигарин А.Ю. КОНЦЕПУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙЙ НА ОСНОВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МУЛЬТИКЛАСТЕРОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22155 (дата обращения: 08.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674