Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОБУЧЕНИЕ ГРАЖДАН ВЬЕТНАМА В ИРНИТУ (КАФЕДРА ФИЗИКИ): ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Шишелова Т.И. 1 Коновалов Н.П. 1
1 ФГБОУ ВО «Иркутский национальный исследовательский технический университет»
К числу городов, в котором в большинстве обучаются вьетнамские граждане, относится Иркутск. Одним из важнейших направлений деятельности ИРНИТУ является представление и совершенствование экспорта образовательных услуг. Основные задачи в этом направлении определены Концепцией государственной политики РФ в области подготовки иностранных кадров для зарубежных стран. В статье рассмотрены фундаментальные исследования методики обучения граждан Вьетнама на кафедре физики ИРНИТУ, определены научно-педагогические основы образования вьетнамских студентов, обосновывающие интенсификацию процесса обучения за счет новых технологий – интерактивных форм. Подготовка по физике должна быть фундаментальной и профессионально направленной. Разработаны средства, способствующие интенсификации процесса обучения вьетнамских студентов, приняты условия для всех видов методик, адаптации, активизации НИРС. Все это определяет подготовку квалифицированного, конкурентоспособного специалиста, а сам процесс обучения способствует укреплению дружеских связей со странами зарубежья.
фундаментальная и профессионально направленная подготовка
интерактивная форма обучения
обучение граждан Вьетнама
1. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Ростов-на-Дону. — 2004. — 218 с.
2. Шишелова Т.И., Коновалов Н.П., Шульга В.В. Опыт внедрения интерактивных методов обучения в Иркутском национальном исследовательском университете. Фундаментальные исследования. 2014. № 3-1. С. 197–200.
3. Шишелова Т.И., Коновалов Н.П., Шульга В.В. Практика использования интерактивных профессиональных значимых проектов на младших курсах ИРНИТУ. Вектор науки. — 2014. № 2 (17). — С. 221–224.
4. Шишелова Т.И., Кузнецова С.Ю., Коновалов Н.П., Шульга В.В. Прикладные исследования в области физики (интерактивный проект) Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – М., – 2014, — № 3. — Ч. 2. — 215 с.
5. Шишелова Т.И., Созинова Т.В., Коновалов Н.П. Повышение качества профессионального образования при изучении физики в ИРНИТУ // Современные проблемы науки и образования. — М., 2008. — № 4. — С. 106–107.
6. Шишелова Т.И., Кузнецова С.Ю., Павлова Т.О. Прикладные исследования в области физике (реализация программы по развитию профессиональных и деловых качеств). Международный журнал экспериментального образования. — М. — № 5. — 2015 — С. 241–242.
На протяжении многих лет бывший Советский Союз (а ныне Россия) оказывал большую помощь в обучении вьетнамских граждан. Многие выпускники из Вьетнама, получившие образование в России, заняли руководящие должности на предприятиях, защитили диссертации, стали учеными. Эти выпускники представляют собой цвет научно-технической и культурной интеллигенции Вьетнама. Правительство Вьетнама уделяет большое внимание образованию. Президент Чыонг Тан рассматривает сферу образования как стратегически важную отрасль, которая создает движущую силу и прогресс для экономики страны. Упор делается на изучение ведущих отраслей науки, высоких технологий, информатики, новых материалов. По многим научным направлениям и подготовки научных инженерных кадров Вьетнама тесно сотрудничает с Россией.

К 2020 г. Вьетнам поставил задачу войти в шестерку индустриально развитых стран мира, поэтому правительство направляет на обучение своих выпускников школ преимущественно по техническим специальностям. Среди городов, в которых обучается большинство вьетнамских студентов, - Москва, Санкт-Петербург и Иркутск.

В 2013-2014 гг. в российские вузы принято 660 вьетнамских школьников. Министерство образования Вьетнама готово увеличить квоту до 1000 человек и отметило, что сотрудничество в сфере образования и науки является важнейшей стратегической задачей республики Вьетнам. Дальнейшее развитие отношений между Россией и Вьетнамом в области науки и образования позволит проводить совместные конкурсы научных проектов.

Профессионализм педагогов, применение новых технологий обучения, использование современного оборудования - все это должно способствовать проявлению должного интереса граждан Вьетнама к нашему университету. Студенты Вьетнама, обучающиеся в нашем университете, считают его своим вторым домом.

Так, студент первого курса Чан Мань Тхием комментирует свое обучение в ИРНИТУ: «Я приехал в Россию с целью получения хорошего образования. Наш университет - крупнейший технический вуз Восточной Сибири и один из ведущих технических университетов России. Сейчас в ИРНИТУ 10 институтов по разным специальностям, где работают высококвалифицированные преподаватели, доктора и кандидаты наук, профессора. В ИРНИТУ есть большая библиотека, несколько читальных залов, компьютерные классы, лаборатории, актовый зал, спортивный зал, технопарк и многое другое. Все условия для учебы и  студенческой жизни хорошие. В этом университете каждый студент не только учится, но и живет интересной, разнообразной студенческой жизнью. Есть возможность заниматься наукой, спортом, танцами, музыкой, живописью, театральным искусством. Можно изучать иностранные языки, участвовать в конкурсах, встречаться с интересными людьми. Здесь у меня есть русские друзья. Они добрые и дружелюбные. Они всегда помогают мне. Наши ребята, с первого курса учувствовавшие в художественной самодеятельности, представляют песни и танцы нашей страны. Они делятся впечатлениями у себя на родине, и у многих, соответственно, возникает желание получить образование в нашем университете».

Одним из направлений деятельности ИРНИТУ является представление и совершенствование экспорта образовательных услуг странам как ближнего, так и дальнего зарубежья. Большой интерес вызывают страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Основные задачи в этом направлении определены Концепцией государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран, положениями Концепции внешней политики Российской Федерации. По мнению экспертов ЮНЕСКО, оказание иностранным гражданам образовательных услуг становится одним из самых прибыльных видов экспорта ХХI в.

В Иркутском техническом университете обучаются около 1800 иностранных студентов из 10 стран ближнего зарубежья. Основной контингент иностранных студентов составляют граждане Монголии, Вьетнама, КНР‚ граждане СНГ. Более 60% общего числа иностранных студентов проходят обучение по основным образовательным программам.

Иностранцы, обучающиеся в аспирантуре, докторантуре, проходят стажировку в нашем университете, -  75 человек, из них аспиранты из Вьетнама - 45 человек, в 2013 г. защитили диссертации 11 человек.

Надо отметить, что граждане Вьетнама приезжают к нам с хорошей общеобразовательной подготовкой, но почти с нулевыми знаниями русского языка. Студенты Вьетнама - это трудолюбивые, культурные, желающие получить как можно больше знаний и хорошо успевающие студенты. Как правило, они участвуют во всех мероприятиях, проводимых кафедрой, факультетом, университетом.

Естественно, мы применяем самые современные технологии обучения. В этом плане большую роль играет интерактивная форма преподавания.

В настоящее время фундаментальная и прикладная наука развивается быстрыми темпами. Учитывая запросы времени, необходимо в учебном процессе отразит современное состояние науки.

Проблема: подготовка по физике должна быть фундаментальной и профессионально направленной. В связи с этим необходимо разработать основы совершенствования фундаментальной и профессиональной подготовки по физике студентов из Вьетнама технического вуза.

Предмет исследования: содержание, средства и теоретико-методологические основы совершенствования фундаментальной и профессиональной подготовке по физике студентов Вьетнама.

Цель исследования: заключается в теоретическом обосновании и разработке методики применения новых информативных технологий в обучении граждан Вьетнама.

Гипотеза: если организовать синтез фундаментальных и прикладных знаний как ключевой концепт обновления содержания физического образования студентов из Вьетнама, то можно повысить качество знаний и осуществить фундаментальную и профессиональную подготовку студентов из Вьетнама.

В связи с этим был поставлен целый ряд задач, для решения которых используются различные методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы, научные публикации, нормативные документы, наблюдение, анкетирование, анализ моделирования учебного процесса и пр.

При обучении физике необходимо сочетать фундаментальность образования, позволяющую формировать глубокие знания, заложенные в программе, с введением в процесс обучения инновационных технологий. С точки зрения психологической дидактики и деятельного подхода фундаментальность образования характеризуется такими принципами, как научность, систематичность, последовательность, т.е. применяются все составляющие деятельного компонента образования при включении обучающихся в исследовательскую деятельность. Ведущими, конечно, здесь являются интерактивные методы обучения, к которым относится метод проекта. Федеральная целевая программа (ФЦП), «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2014-2020 г.» определяют заинтересованность государства в развитии таких исследований. Необходимо задействовать новые факторы развития - высокое качество профессионального образования и современные технологии. В связи с этим необходимо провести организацию учебного процесса в техническом вузе так, чтобы он включал элементы фундаментальности и профессиональной направленности физических знаний. При формировании исследовательских компетенций необходимо должное внимание уделять прикладным исследованиям.

В декабре 2014 г. был проведен круглый стол - «Прикладные исследования в области физики». В Москве на ХХV Международной выставке-презентации учебно-методических изданий представлен наш научный проект «Прикладные исследования в области». Следует отметить, что, несмотря на то, что в нем в основном представлены работы студентов первых месяцев обучения в университете, у многих уже сложилось некоторое отношение к научным исследованиям. Их заинтересовали определенные темы исследования, некоторые пожелали продолжить эту работу и проявили должный интерес к своей будущей профессии. А это и есть начало формирования хорошего профессионального специалиста.

Необходимо характеризовать современное состояние науки и производства. В связи с этим необходимо надо было решить некоторые задачи:

  • применение новых технологий образования;
  • целесообразно обновление фундаментальных знаний.

В связи с этим открываются возможности отражения в учебном процессе фундаментальных и прикладных составляющих научной деятельности, интеграции научных видов деятельности.

Методические приемы: применение имеющихся знаний и пополнение их до требуемых, методы активизации НИРС.

На кафедре поставлен ряд работ, составлены указания по интерактивному лабораторному практикуму.

Особый акцент направлен на прикладную физику. Это значит, что часть лабораторных работ по прикладной физике имеет профессиональную направленность. В таких лабораторных работах используются современные методы исследования и современная аппаратура.

В лекционном курсе по физике внедрен интерактивный метод проекта. Как правило, мы формулируем проблему, а темы студенты разрабатывают сами.

 Пути повышения интереса к исследовательской деятельности: лекционный курс, лабораторный практикум, научные семинары, конференции, организация круглых столов, исследования в заводских лабораториях, в лабораториях технопарка, в выставках и, конечно, интеллектуальный потенциал, профессионализм профессорско-преподавательского состава. Всю эту работу мы начинаем с первых месяцев обучения студентов в вузе, когда закладывается интерес к научной деятельности на вводных занятиях, и продолжаем в течение всего периода обучения физики.

Научная новизна

  • Обоснована необходимость того, что подготовка по физике должна быть фундаментально и профессионально направленной.
  • Обоснованы возможность и целесообразность использования при обучении физики студентов Вьетнама, применение интерактивных методов.
  • Обновление содержания фундаментальных знаний.

Практическая значимость

  • Разработка лабораторных работ, имеющих профессиональную направленность, методических рекомендаций для их выполнения.
  • Организация проведений конференций, круглых столов по прикладной физике.
  • Организация проектной деятельности по прикладной физике.
  • Повышение уровня мотивации к усвоению физики, ее научной и практической значимости.
  • Формирование и обновление профессиональных компетенций выпускника вуза.

Рецензенты:

Чупин В.Р., д.т.н., профессор, директор института архитектуры и строительства, ИРНИТУ, г. Иркутск;

Марков К.К., д.п.н., профессор кафедры физической культуры ИРНИТУ, г. Иркутск.


Библиографическая ссылка

Шишелова Т.И., Коновалов Н.П. ОБУЧЕНИЕ ГРАЖДАН ВЬЕТНАМА В ИРНИТУ (КАФЕДРА ФИЗИКИ): ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22116 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674