Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ФАКТОРЫ И МЕХАНИЗМ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Кириченко С.В. 1
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Хабаровская академия экономики и права»
Инновационное развитие образовательного учреждения всегда индивидуально, так как оно должно основываться на анализе и учёте специфических условий деятельности, внутренних потребностях и социального заказа. Результативность этого процесса зависит от того, насколько реальные и адекватные существующей ситуации (условиям) цели и задачи ставят перед собой органы управления образовательным учреждением, а также от того, насколько высок уровень разработанности механизма управления инновационным развитием в образовательном учреждении. В статье представлен авторский взгляд на систематизацию внешних и внутренних факторов инновационного развития общеобразовательного учреждения и предложена практическая модель механизма управления, разработанная на базе МБОУ СОШ № 44 г. Хабаровска. Данный опыт работы поможет другим образовательным учреждениям обойти подводные камни, встречающиеся на пути внедрения механизма управления инновационным развитием и стать конкурентоспособными на рынке образовательных услуг.
показатели измерения результативности
внешняя и внутренняя среда
механизм инновационного развития
внешние и внутренние факторы
общеобразовательное учреждение
управление инновационным развитием
1. Абитова Г.З. Особенности структурных изменений в системе образования России // Обсерватория культуры: научно-теоретический журнал. – 2007. – № 2.
2. Аверина И.С. Эволюция и классификация феномена «хозяйственный механизм» / И.С. Аверина // Вестник ВолГУ. – 2012. – № 2 (21). – С. 13.
3. Богданова Н.Л. Разработка целевой программы развития образовательного учреждения. Теоретические вопросы. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/599928.
4. Бычкова Н.А. Экономические механизмы сферы воспроизводства основного капитала в промышленности России // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2011. Т. 11, вып. 1. 2011 г. netess.ru›3ekonomika…vosproizvodstva…kapitala.php.
5. Воеводин С.А. Экономический механизм управления промышленным производством. Методика и практика организации / С.А. Воеводин. – К.: Вища школа, 1991. – 160 с.
6. Гапоненко А.Л. Теория управления, 2003.
7. Горохов А.А. Эволюция теоретических исследований понятия «механизм» в экономической науке /А.А. Горохов // Известия УрГЭУ. – 2011. – № 3 (35). – С.32-37.
8. Деревянко О.В. Организационно-экономический механизм планирования бизнес-процессов предпринимательских структур: дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / О.В. Деревянко. – СПб., 2004. – 156 с.
9. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000.
10. Иншаков О.В. Механизм социально-рыночной трансформации и устойчивого развития АПК России / О.В.Иншаков. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1995. – 450 с.
11. Кондратьева О. Л., Разумовская М. И Организация сетевых взаимодействий школы и социальных партнёров в процессах формирования и реализации индивидуальных планов сопровождения обучающихся группы социального риска// Вестник ТОГУ. – 2013. – № 1(28).
12. Король А.М. Образовательные программы: структура, содержание, технология разработки // Информационный бюллетень Министерства образования Хабаровского края. – 2002. – № 5.
13. Кузовлёва И.А., Кузнецов С.Г., Кураленко О.Г. Механизм управления инновационным развитием предприятий промышленности // Электронный научный журнал «Управление экономическими системами». – дата публикации 14.09.11 33) УЭкС, 9/2011.
14. Кульман А. Экономические механизмы / А.Кульман; пер. с фр. под общ. ред. Н.И. Хрусталевой. – М.: Прогресс Универс., 1993. – 193 с.
15. Латфуллин Г.Р., Райченко А.В. Теория организации: учебник для вузов. – СПб., 2004. – 395 с.
16. Ломакина И.Л. Методологические основы формирования организационно-экономического механизма управления предприятиям / И. Л. Ломакина // Труды Дальневосточного государственного технического университета. – 2007. – С. 185-188.
17. Новиков Д.А. Теория управления организационными системами. – М.: МПСИ, 2005. – 584 с. Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/746/47746.
18. Осипов Ю.М. Основы теории хозяйственного механизма / Ю.М. Осипов. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 368 с.
19. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М., 2003.
20. Ричард Л. Дафт. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2007. – 864 с.
21. Стогул О.И. Сущность понятия «экономический механизм развития предприятия» / О. И. Стогул // Экономика транспортного комплекса. – 2013. – № 21. – С. 41-53.
22. Столяров В., Васечко Л. Экономический механизм социального страхования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://efaculty.kiev.ua/analytics/str/3/.
23. Сухарев О.С. Институты и экономическое развитие / О.С. Сухарев. – М.: Экономика, 2008. – 650 с. – С. 47.
24. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации». Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/zakon-rf-ob-obrazovanii-v-rossijskoj-federacii
25. Чаленко А.Ю. О понятийной неопределённости термина «механизм» в экономических исследованиях / А.Ю. Чаленко // Економiка промiсловостi. – 2010. – № 3. – С.27-33.
26. Чуйкин А.М. Основы менеджмента: учебное пособие / Калининградский университет. – Калининград, 1996. – 106 с.
27. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: учеб. пособие для вузов. – М., 2001.
28. Шестакова Е.В. Типологизация экономических механизмов промышленного предприятия / Е.В. Шестакова // Микроэкономика. – 2014. – № 2. – С. 17-22.
29. Экономико-математический словарь : словарь соврем. экон. науки / Л.И. Лопатников; под ред. Г.Б.Клейнера. – М.: Дело, 2003. – 520 с.
30. Яркина Т.В. Основы экономики предприятия: учебное пособие. – М.: Российский гуманитарный интернет-университет (РГИУ), 2005. – 85 с.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года системе образования отводится особая роль - она должна стать двигателем системных преобразований во всех сферах жизнедеятельности государства. В настоящее время наиболее успешными и конкурентоспособными являются те учреждения образования, которые активно включились в процесс модернизации своих образовательных систем, чтобы привести их в соответствие с современными требованиями. В работе мы представим практическую модель механизма управления инновационным развитием общеобразовательного учреждения, основанную на факторном анализе внешних и внутренних условий.

О.С. Сухарев [23] отмечает следующее: «чтобы понять экономическую реальность и тенденции развития национальных хозяйств, нам необходимо знать закономерности функционирования хотя бы базовых институтов, структурирующих информацию о поведенческих реакциях экономических агентов, создающих модели ожидания, модели опережения действий и достаточно устойчивые модели оценки».

Далее в работе сосредоточим внимание исключительно на общеобразовательных учреждениях (ОУ), которые являются некоммерческими организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Применительно к ним Статья 2 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» [24] определяет образовательную деятельность как деятельность по реализации образовательных программ, а образовательную программу как комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации. Образовательная программа представляется в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Образовательная программа - основной нормативный программный документ любого образовательного учреждения.

Образовательная программа разрабатывается и утверждается самим образовательным учреждением на основе либо примерной образовательной программы, либо государственного образовательного стандарта [12].

Образовательная программа строго направлена на реализацию государственного задания, должна быть реализована в полном объёме и строго в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, за что образовательное учреждение несёт ответственность. О.С. Сухарев отмечает, институты «заставляют вести субъектов единообразно и создают повторяющиеся циклы поведения в аналогичных ситуациях, применяя наказание за девиантное поведение» [23]. Это делается с целью облегчить контроль за выполнением государственного задания, однако лишает субъекты свободы в принятии решений, унифицирует их деятельность, вгоняя в рамки определённых шаблонов.

Таким образом, инновационная составляющая образовательной программы очень ограничена и, как правило, выражается в следующих новшествах:

- внедрение новых и качественно усовершенствованных учебных предметов, курсов;

- переход на углублённое изучение отдельных предметов (специализация);

- применение новых, в т.ч. информационных, образовательных технологий, внедрение прогрессивных форм организации образовательного процесса и активных методов обучения, а также учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню.

Программа развития (деятельности) - другой важнейший нормативный стратегический документ образовательного учреждения. Программа развития, в отличие от образовательной программы, имеет ярко выраженную инновационную направленность. Содержание и объём программы развития всегда индивидуален, так как она создаётся образовательным учреждением на основе анализа и учёта специфических условий своей деятельности, внутренних потребностей и социального заказа.

В Программе развития обосновывается перспективность и эффективность внедряемых инновационных программ и целевых изменений инновационного характера, обозначаются необходимые для этого возможности и условия: кадровые, научно-методические, материально-технические и другие, раскрывается актуальность решаемых учреждением проблем. Чётко указываются цели и детально прорабатываются планы их достижения, определяются надежные источники финансирования, обеспечивающие успешную реализацию программы: бюджетные средства, внебюджетные средства учредителя; средства от коммерческой деятельности учреждения; спонсорские средства родителей, выпускников, социальных партнеров и других; целевое финансирование по грантам, проектам [3].

Таким образом, Программа развития - главный инструмент управления инновационной деятельностью общеобразовательного учреждения и основной фактор успешности процесса его развития.

Существуют разные подходы к определению понятия «инновационная деятельность». Возьмём за основу определение Т.И. Шамовой "...инновационная деятельность -специфическая форма передового опыта, внедрение которого ведет к радикальным новшествам, способствующим развитию образовательного учреждения..." [27].

Главная предпосылка инновационной деятельности учреждений образования состоит в постоянном развитии общества - приходят новые технологии, открываются новые знания, меняются ценностные установки, появляются новые формы сетевого взаимодействия с социальными партнёрами, меняется социальный заказ на образовательные услуги. Учёт этих изменений, ориентация на рынок образовательных услуг, руководство его потребностями способствует формированию конкурентных преимуществ образовательных учреждений.

Для того чтобы инновационная деятельность стала более результативной, считаем, что необходимы: во-первых, научное обоснование формирования функционально-элементной базы инновационного развития; во-вторых, подробный анализ всех сторон деятельности - ошибок, неудач, просчётов прошлого, а также коррекция деятельности на будущее; в третьих, прогноз наиболее востребованных услуг на ближайшее время; в-четвёртых, поддержка команды из лучших знающих, творческих, изобретательных работников.

Данные условия возможно обеспечить, если иметь чёткие представления о факторах и системе функционирования механизма управления инновационной деятельностью образовательного учреждения.

Обратим внимание на факторы инновационного развития.

Единые условия инновационного развития для всех учреждений общего образования в Хабаровском крае, как известно, определяются внешней средой. В связи с этим автор проанализировал современную правовую базу регулирования общего образования в Российской Федерации, а также нормативные документы в области организации профессиональной деятельности педагогов, в том числе актуальные для Хабаровского края и муниципальных образований в его составе.

На этой основе были выделены следующие области инновационного развития общеобразовательного учреждения (Таблица 1):

  • управление и система организации профессиональной деятельности;
  • организация учебно-воспитательного процесса;
  • научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;
  • материально-техническое обеспечение;
  • финансирование;
  • нормативно-правовая база;
  • контроль и оценка качества образования;
  • повышение квалификации педагогических работников;
  • сетевое взаимодействие в образовании.

Таблица 1

Общие условия инновационного развития образовательного учреждения в Хабаровском крае

Область

Общие условия

Контролирующие органы

Управление и система организации профессиональной деятельности

педагогов

Внешняя среда: расширение хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений и развитие системы самоуправления

Минобрнауки России, минобрнауки края,

учредитель

Внутренняя среда: организация самоуправления и совершенствование менеджмента образовательного учреждения; изменение структуры организации методического обеспечения профессиональной деятельности педагогов школы; разработка системы стимулирования труда педагогов

Директор учреждения,

управляющий совет, попечительский совет, педагогический совет,

координационный совет

Организация учебно-воспитательного процесса

Внешняя среда: расширение прав образовательного учреждения в реализации образовательных программ

Минобрнауки России, минобрнауки края,

учредитель

Внутренняя среда: выбор образовательных программ согласно ФГОС; адаптация рекомендованных образовательных систем и УМКД в их составе; выбор форм организации учебно-воспитательного процесса

Директор учреждения, координационный совет, управляющий совет

Научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса

Внешняя среда: распространение рекомендованных образовательных систем и УМКД в их составе; обучение педагогов современным образовательным технологиям

Издательства учебной литературы, институты (факультеты) повышения квалификации

Внутренняя среда: выбор и разработка программ элективных курсов, в том числе для предпрофильного и профильного образования

Координационный совет

Материально-техническое обеспечение

Внешняя среда: реализация целевых программ материально-технического обеспечения образовательных учреждений

Минобрнауки России, минобрнауки края,

учредитель

Внутренняя среда: установка современного оборудования и обеспечение его эксплуатации в учебно-воспитательном процессе

Директор учреждения, управляющий совет

Финансирование

Внешняя среда: предоставление дополнительного целевого финансирования образовательных проектов (грантов), профессиональных конкурсов

Минобрнауки России, минобрнауки края,

учредитель

Внутренняя среда: изыскание возможностей получения дополнительного внебюджетного финансирования

 

Директор школы, координационный совет, попечительский совет, координационный совет

Нормативно-правоваябаза

Внешняя среда: согласованность и сбалансированность стратегического и оперативного управления в образовательных учреждениях

Минобрнауки России, минобрнауки края,

учредитель

Внутренняя среда: разработка программ, базисных планов, внутренних локальных актов, должностных обязанностей и договоров.

Директор школы, координационный совет

Контроль и оценка качества образования

Внешняя среда: совершенствование системы аккредитации образовательных программ, мониторинга деятельности и оценки эффективности образовательных учреждений

Минобрнауки России, минобрнауки края,

учредитель

Внутренняя среда: разработка и создание системы контроля содержания рабочих программ и качества образования, эффективности организации учебно-воспитательного процесса, общественной оценки деятельности образовательного учреждения

Координационный совет, управляющий совет

Повышение квалификации педагогических работников

Внешняя среда: организация дополнительного профессионального образования и проведение профессиональных конкурсов

Институты ДПО и центры развития образования

Внутренняя среда: распространение передового опыта реализации учебно-воспитательного процесса

Координационный совет, управляющий совет

Сетевое взаимодействие

в образовании

Внешняя среда: согласование и координация деятельности юридических лиц по реализации образовательных программ

Минобрнауки России, минобрнауки края,

учредитель

Внутренняя среда: организация сетевого взаимодействия школы и социальных партнёров в учебно-воспитательном процессе

Директор учреждения, координационный совет

Названные выше области получают своё содержательное наполнение во внутренней среде общеобразовательного учреждения. Осуществляется это обычно в рамках линейно-функциональной структуры управления учреждением общего образования, где значимой оказывается роль управляющего совета, попечительского совета, педагогического совета. Общие условия инновационного развития учреждения общего образования нашли отражение в таблице. В ней каждую область для инноваций автор рассмотрел с позиций контролируемого воздействия внешней среды со стороны Минобрнауки России, Минобрнауки Хабаровского края, учредителя на внутреннюю среду учреждения общего образования.

Между тем в известных нам работах авторы обычно не рассматривают условия внешней и внутренней среды во взаимной связи, а исследуют каждую из них в отдельности. При этом внешнюю среду они представляют как:

  • совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности; [30]
  • совокупность внешних субъектов и сил (факторов), активно влияющих на положение и перспективы фирмы, на эффективность деятельности её субъектов; [6]
  • находящиеся вне пределов компании, но оказывающие на неё существенные воздействия элементы: конкуренты, ресурсы, технологии и экономические условия; [20]
  • элементы хозяйственной системы, которые влияют на входящую в неё организацию, её функционирование, результаты и последствия деятельности, но не относятся к внутренним переменным.[26]

Требования внешней среды определяют приоритетные направления деятельности и общие механизмы (формы, методы) предоставления образовательных услуг, требования же внутренней среды предстают как специфические направления и особенные механизмы (формы, методы) реализации образовательного процесса на основе инноваций.

Если учесть, что система образования должна осуществлять свою деятельность на основе социально-ориентированного подхода (предполагающего ориентацию образования на социальные потребности, заказ, социальную ответственность), то можно заключить, что крайняя бюрократизация системы на всех уровнях заменила его технократическим.

С целью упрощения организации управления и контроля, унификации процедур отчётности, были подогнаны под единые критерии цели, объём, содержание, методики обучения. Навязывание стандартов привело к формализации деятельности как управленческих структур, так и непосредственно деятельности учителя, которая сводится, главным образом, к проведению уроков, остальное время "съедает" рутинная деятельность по написанию рабочих программ, календарно-тематических и воспитательных планов, анализов контрольных работ, протоколов собраний и актов обследования семей обучающихся, заполнение журналов и электронного дневника. Кроме того, на учителя давлеет постоянный страх надвигающейся переаттестации, который заставляет его строить профессиональную деятельность, ориентируясь не на индивидуальные потребности обучающихся или классного коллектива, а на критерии аттестации. Информатизация не разгрузила учителя, как это ожидалось, а ещё больше увеличила нагрузку учителя по отчётности. С появлением новых технологий ежегодно появляются новые виды отчётности. Рейтинг школы определяется количеством обучающихся успешно сдавших ЕГЭ - главным показателем эффективности работы учреждения, перед которым все общеобразовательные учреждения равны, несмотря на контрастность территориальных особенностей.

Крайняя бюрократизация заменила социально-ориентированный подход (предполагающий ориентацию образования на социальные потребности, заказ, социальную ответственность) технократическим. А ведь именно социально-ориентированный подход учитывает разнообразие территориальных условий, особенности и потребности обучающихся. Данный подход предполагает, что школы, как системные образования, должны быть не только обычные, но и различной направленности: спортивные, физико-математические, гуманитарные, с углублённым изучением иностранных языков, юридической и экономической направленности, элитные государственные для одарённых детей. Базовое образование в таких школах, как правило, на уровне обычной государственной школы. Специализация в таких школах обусловлена углублённым изучением предмета и направлениями внеурочной деятельности. Таким образом, именно социально-общенаучный ориентированный подход предоставляет возможность ВУЗам получить сильных студентов, способных в дальнейшем обеспечить рост российской экономики.

Основываясь на методах познания и анализе практики функционирования учреждений общего образования Хабаровского края, автор обосновал направления инновационного развития МБОУ СОШ №44 (г. Хабаровск). Все они представлены на рисунке так, что для каждой области инновационного развития сформулированы требования внешней среды и обусловливающие их удовлетворение требования внутренней среды.

В связи с обеспечением контроля и оценки качества образования в МБОУ СОШ № 44 инновационный процесс направлен на удовлетворение социального заказа населения. Специфика заключается в том, что в школу увеличился приток детей с пониженной учебной мотивацией, как правило, из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Так, из Таблицы 2 видно, что в 2014-2015 учебном году из 992 обучающихся: 229 детей из неполных семей, 11 детей опекаемых и 2 приёмных, 30 детей группы риска, 12 детей состоят на учёте в ОДН и КДНиЗП. Если говорить о социальном составе семей обучающихся школы, то 78 семей многодетные, 198 - малообеспеченные, 19 - неблагополучные (динамика по сравнению с 2013-2014 учебным годом +5 семей). Особые образовательные потребности из-за неудовлетворительного состояния физического и психо-соматического здоровья имели 6 обучающихся. Поскольку в обучении таких детей необходимы специальные знания и приёмы, то повышение квалификации педагогических работников должно быть организовано в контексте проектов по реализации социального заказа населения. Осуществляться оно должно преимущественно как активный обмен накопленным опытом профессиональной деятельности.

Рассмотрим направления инновационного развития учреждения общего образования в контексте особенных условий предоставления образовательных услуг.

Одним из способов организации повышения квалификации педагогов является сетевое взаимодействие МБОУ СОШ № 44 и социальных партнёров в процессе предоставления образовательной услуги обучающимся группы социального риска. Как показано в работах Разумовской М. И. и Кондратьевой О.Л. [11], основой тому становится объединение усилий работников школы и специалистов управления образования, здравоохранения, инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних, опеки и попечительства, служб по работе с семьей и др. При этом сетевые взаимодействия должны быть сосредоточены на индивидуальном сопровождении образовательного процесса.

Нормативно-правовые отношения между школой и заказчиком образовательных услуг регулируют внутренние положения, приказы и акты, направленные на реализацию программы развития, которая учитывает специфически сложный социальный состав населения, территориально закреплённого за участком школы и его потребности.

Программа развития определяет цели и задачи всего учебно-воспитательного процесса ОУ и включает в себя учебный план школы на каждый учебный год, основанный на Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации - нормативно правовом акте, устанавливающем перечень учебных предметов и объём учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования и учебным годам.

Кроме того, в состав учебного плана школы входят программы элективных и факультативных курсов, созданные с учётом регионального компонента, современных знаний и условий жизни. Это позволяет разнообразить направления и формы внеурочной деятельности обучающихся, однако требует своевременного научно-методического обеспечения.

Реализация социальных проектов, развитие системы внеурочной деятельности, дополнительного образования и инклюзивного обучения, индивидуальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, одарённых детей, с учётом скорого введения ФГОС ООО, также требуют обновления научно-методического обеспечения, системы управления и организации профессиональной деятельности педагогов. В настоящее время для реализации социальных проектов и образовательной деятельности в данных направлениях организуются временные творческие группы и функциональные команды педагогов.

Для достижения целей и задач программы развития, ОУ зачастую нуждается в дополнительном финансировании, способствующем созданию благоприятных условий деятельности всех участников образовательного процесса. Использование дополнительного финансирования из внебюджетных источников расширяет возможности материального стимулирования труда педагогов, развития материально-технической базы ОУ, реализации проектной педагогической деятельности. Решение проблемы изыскания дополнительных источников получения денежных средств ОУ требует законодательных изменений в области их внебюджетного финансирования.

Решения о необходимости и способах привлечения внебюджетных средств принимает управляющий совет, функционалом которого также является и обеспечение системы общественной оценки деятельности ОУ. На заседаниях управляющего совета МБОУ СОШ № 44 представляются результаты мониторинга образовательной деятельности, внутришкольного контроля, принимаются решения о необходимости внедрения в учебный план новых элективных курсов, факультативов, профилей, соответствующих запросам изменяющегося социального заказа, а также решения, способствующие повышению эффективности образовательного процесса.

На Рисунке 1 направления инновационного развития учреждения общего образования представлены обобщённо в контексте особенных условий предоставления образовательных услуг.

Рис.1. Направления инновационного развития учреждения общего образования в контексте особенных условий предоставления образовательных услуг

Приоритетными задачами российского образования являются приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда, повышение доступности качественных образовательных услуг. Таким образом, можно заключить, что цель образования - удовлетворить потребности рынка труда и услуг.

Реализация этой цели возможна на основе институциональных и структурных изменений в сфере общего образования.

Институциональные преобразования предполагают нормативное регулирование изменений сферы общего образования Российской Федерации по шести основным направлениям: нормативно-подушевое финансирование общеобразовательных образовательных учреждений; переход учреждений на новую систему оплаты; развитие сети общеобразовательных учреждений; развитие региональных систем оценки качества образования; расширение общественного участия в управлении образованием; модернизация системы повышения квалификации руководящих и педагогических работников общего образования.

Структурные изменения [1] - направлены на переоформление внутренней организации и механизмов принятия решений внутри образовательной системы - предусматривает изменения системы уровней общего образования (образовательных цензов); уточняет форму обучения; расширяет круг лиц, имеющих право осуществлять образовательную деятельность; совершенствует типы и виды образовательных организаций; вводит статус обучающихся; изменяет меры социальной поддержки педагогических работников; уточняет общие правила организации образовательного процесса и реализации образовательных программ; рассматривает вопросы экономической деятельности.

Институциональные и структурные изменения предполагают создание поливариантной системы образования, ключевым компонентом которой является создание условий для научно-исследовательской, методической и экспериментальной деятельности педагогов и учащихся. Данные изменения предполагают развитие образовательной реальности; повышение качества системы управления на всех уровнях; разработку действенных механизмов привлечения инвестиций.

Институциональные и структурные преобразования, предполагающие инновационное развитие системы образования, происходят с учётом следующих аспектов:

  • Финансовый - внешние преобразования выражаются в расширении прав ОУ в области финансово-хозяйственной деятельности, автономию деятельности. Внутренние изменения выражаются в финансово-хозяйственной самостоятельности (самостоятельное расходование выделяемых федеральных средств).
  • Структурно-организационный - предполагает открытость системы образования: переход от жёстко централизованной системы управления к гибкой, демократичной системе, стимулирующей инновационную деятельность. Такой переход непосредственно в школе предполагает создание органов школьного самоуправления: управляющего совета, попечительского совета, координационного совета.
  • Содержательно-технологический - как внешний фактор предполагает социоцентристскую модель системы образования, в основе которой лежит социальный заказ в виде универсальной модели выпускника и выражается в требованиях по реализации федерального и регионального компонента. С учётом особенностей потребителя образовательных услуг и его заказа включает принцип внутренней дифференциации (коррекционно-развивающие, общеобразовательные и профильные классы) и вариативности образования (разнообразие образовательных программ, элективных курсов по выбору). В соответствии со спецификой школы могут подбираться вариативные образовательные дисциплины в рамках предметных областей и конструироваться педагогический процесс по любой модели, включая авторские.
  • Ценностно-мировоззренческий - выражает требования государственного заказа в воспитании обучающегося как гражданина нашего общества. Непосредственно реализуется в направленности деятельности педагога на формирование системы общечеловеческих ценностей, определяющих отношение человека к самому себе, к окружающим людям, к миру в целом.
  • Профессионально-компетентностный - предъявляет требования к развитию системы повышения квалификации руководящих и педагогических работников. Выражается в поиске ОУ разнообразных форм, способов, методов непрерывного повышения профессиональной компетенции работников образования на уровне, соответствующем современным квалификационным требованиям и должностным обязанностям.

Современная база научных представлений о механизмах управления инновационным развитием общеобразовательного учреждения достаточно обширна. Однако многие исследователи отмечают, что понятие «механизм» в современной экономической науке до сих пор не имеет точного определения. Отсутствует однозначность понимания и употребления этого понятия в экономических исследованиях, а вопросы разработки механизмов управления инновационным развитием учреждения общего образования в литературе проработаны недостаточно.

Анализ понятия «механизм» показал, чтов области управления инновационным развитием общеобразовательного учреждения возможны различные комбинации его употребления.

Изначально данное понятие (о греч. mechane - машина) было широко распространено в технических системах, служащих для передачи движения и преобразовании энергии. Обычно в технических науках под «механизмом» подразумевается внутреннее устройство какого-либо аппарата, приводящее его в действие [21].

В экономическую науку понятие «механизм» пришло с потребностью описания социальных и производственных процессов и их взаимодействия.

В современных экономических исследованиях разные подходы к трактовке этого понятия представлены в работах И.С. Авериной [2], Ю.М. Осипова [18], С.А. Воеводина [5], О.В. Иншакова [10], Л.И. Лопатникова [29], И.Л. Ломакиной [16], А.А. Горохова [7], О.И. Стогул [21] и др.

Отметим, что на основании процессного подхода понятие «механизм» исследователи определяют как неразрывный составной элемент в структуре экономического процесса. Так А.Ю. Чаленко считает, что управление является главным генератором командных воздействий, в то время как «механизм» подчинённым, исполнительным, обеспечивающим ресурсами реализацию команды. В результате такого соединения «управления» с «механизмом» осуществляется процесс преобразования «входов» в «выходы» [25]. Однако в данном определении показано только исполнительная функция «механизма», но не ясна его сущность.

Таблица 2 показывает, что более распространённым в науке является подход к определению «механизма» как некой совокупности (законов, прав, процессов, структур, состояний, ресурсов, методов, форм, инструментов, средств), с помощью которой организуется определённый процесс.

Таблица 2

Определения термина «механизм» в экономической науке

Д.А.Новиков [17]

система, устройство, определяющее порядок какого-либо вида деятельности; совокупность правил, законов и процедур, регламентирующих взаимодействие участников организационной системы; совокупность процедур принятия управленческих решений центром

Т. Ф. Ефремова [9]

совокупность состояний и процессов, из которых складывается какое-либо физическое, химическое, физиологическое и т.п. явление

Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева [19]

совокупность организационных структур, конкретных форм и методов управления, а также правовых норм, с помощью которых реализуются действующие в конкретных условиях экономические законы

А. Ю. Чаленко [25]

совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих ресурсов экономического процесса и способов их соединения

А. С. Кульман [14]

определенная совокупность или последовательность экономических явлений «Экономический механизм определяется либо природой исходного явления, либо конечным результатом серии явлений», а «составляющими элементами механизма всегда одновременно выступают и исходное явление, и завершающие явления, и весь процесс, который происходит в интервале между ними» [с. 12]

В. Столяров, Л. Васечко [22]

совокупность методов и средств воздействия на экономические процессы, их регулирование

Е.В. Шестакова [28]

совокупность методов, инструментов, средств, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие социально-экономической системы с учетом её внутреннего строения и специфики деятельности

О.В. Деревянко [8]

способ функционирования хозяйственной системы, в основе которого лежит определённая совокупность производственных отношений

Г.Р. Латфулин, А.В. Райченко [15]

организация случайного или целенаправленного объединения систем, самостоятельных составляющих и их взаимосвязей в ходе определенного процесса, осуществляемого в конкретных условиях

Считаем, Т. Ф. Ефремова дала общее определение «механизма», в котором, однако, не ясна сущность, природа возникновения упомянутых состояний и процессов. В большинстве определениях авторов, представляющих «механизм» как некую совокупность, не прослеживается направленность управленческих воздействий на экономические процессы. Такая направленность на результат присутствует в определениях Б.А. Райзберга, Е.В. Шестаковой, Д.А. Новикова. Но Б.А. Райзберг сужает функции механизма до реализации экономических законов. Определения Е.В. Шестаковой и Д.А. Новикова нам более близки и понятны, но хотелось бы, чтобы в них прослеживалась направленность на результат достижения целей управления.

Анализ данного понятия позволяет нам представить своё обобщённое определение, основанное на работах И.А. Кузовлёвой, Н.А. Бычковой. Под механизмом управления инновационным развитием мы понимаем «совокупность приёмов, методов, инструментов воздействия на систему (предприятие, учреждение), направленную на достижение результатов прогрессивного развития»[13] в условиях специфической деятельности, алгоритм «работы» которого представляет собой закономерную «совокупность функций управляющих воздействий и методов, а также способов достижения целей управления» [4].

Основными элементами механизма управления инновационным развитием УО являются:

1) цели управления - перспективы инновационного развития ОУ;

2) средства обеспечения управленческих ситуаций - потенциал предприятия, при использовании которого реализуется управление и обеспечивается достижение поставленных целей: кадра, информация, финансы, технические средства, условия труда;

3) внешние и внутренние источники возникновения управленческих ситуаций - государственное задание, социальный заказ на услуги общего и дополнительного образования;

4) процессы прямого и косвенного воздействия: планирование, организация, координация, мотивирование, стимулирование, контроль;

5) формы организации инновационной деятельности: научно-исследовательские лаборатории, экспериментальные площадки, стажировочные площадки, внедренческие площадки, центры компетенций, центры трансферта технологий, учебно-методические комиссии и кафедры по опробованию новшеств;

6) уровневая система показателей для измерения результативности инновационной деятельности.

Функционирование механизма управления должно осуществляться лицами, наделёнными определёнными полномочиями в соответствии с Уставом. Данные лица представляют Центр инновационного развития общего и дополнительного образования (ЦИР). Обычно в его состав входят заместители директора по учебно-воспитательной работе, научный руководитель, представители органов управления ОУ. Основываясь на объективных принципах управления инновационным развитием ЦИР ОУ, организует инновационную деятельность таким образом, чтобы обеспечить реализацию поставленной цели инновационного развития.

Принципы построения механизма управления инновационным развитием следующие:

  • определение инновации как конкурентного преимущества;
  • обеспечение восприимчивости к инновациям ОУ и в целом каждого педагога в отдельности;
  • организация инновационного развития на основе целевых программ.

Предлагаем рассмотреть модель механизма управления инновационной деятельностью МБОУ СОШ № 44 г. Хабаровска, представленной на Рисунке 2. На данной схеме механизм управления инновационной деятельностью МБОУ СОШ № 44 г. Хабаровска представляет основные взаимосвязи между: управляющим звеном и направлением деятельности; процессами прямого и косвенного воздействия, формой организации инновационной деятельности, показателями результативности инновационной деятельности.

Рис.2. Модель механизма управления инновационной деятельностью МБОУ СОШ № 44 г. Хабаровска

Представленная модель раскрывает структуру, взаимосвязи, функционал структурных компонентов механизма управления инновационным развитием в ОУ. Можно выделить три этапа алгоритма «работы» представленного механизма.

Первый этап - организационный: Органы управления (управляющий, попечительский совет, директор) проводят учёт и анализ внешних и внутренних условий деятельности, выявляют проблемы развития ОУ. Данная информация поступает в Центр инновационного развития и дополнительного образования (ЦИР), упомянутого нами выше. На основе представленной информации, а также учитывая возможности (доступные средства) ОУ, внешние и внутренние условия и специфику деятельности, ЦИР разрабатывает образовательную программу и программу развития ОУ на определённый срок.

Второй этап - исполнительский. ЦИР, используя средства (инструменты) прямого (приказы, решения, поручения) или косвенного воздействия (приёмы активизации мотивации деятельности, стимулирование), осуществляет основные функции менеджмента: планирование этапов реализации управленческих решений, с помощью закономерных приёмов, методов, инструментов; организацию инновационной деятельности с помощью разнообразных форм. Формы организации инновационной деятельности разнообразны: научно-исследовательские лаборатории; экспериментальные, стажировочные, внедренческие площадки; центры компетенций и трансферта технологий; сетевое взаимодействие; методические комиссии и кафедры по опробованию новшеств. Необходимое условие -адекватность целям, возможностям, условиям и специфике деятельности ОУ. На данном этапе ЦИР проводит контроль (мониторинг) и необходимую коррекцию деятельности.

Третий этап - заключительный. Функция ЦИР на данном этапе заключается в том, чтобы провести оценку результативности инновационной деятельности и представить данную информацию органам управления для анализа и учёта проблем развития ОУ в дальнейшей деятельности. Эта информация станет координирующей направления развития ОУ в будущем.

Оценка результативности инновационной деятельности ОУ проводится на трёх уровнях, представленных на Рисунке 3:

  • уровень педагогов, отражающий наличие достижений (награды и гранты); наличие статуса педагога-исследователя, учителя-апробатора; авторские разработки, публикации, информационно-аналитические материалы, научные и методические статьи различной направленности, публичные выступления;
  • уровень структурного подразделения, позволяющий получить представление о наличии инновационного опыта, который демонстрируется в том числе на методических семинарах, конференциях, конкурсах муниципального, регионального, всероссийского уровней организации;
  • уровень ОУ, характеризующий наличие внутренней системы повышения квалификации; организацию работы структур: ресурсного центра, школы-лаборатории, стажировочной площадки, опытно-экспериментальной площадки, центра трансферта технологий; достижений в конкурсах всероссийского и регионального, муниципального уровней организации (наград и грантов).

Подводя итог сказанному выше, отметим, что результативность управления инновационным развитием общеобразовательного учреждения зависит от чёткого представления факторов развития, а также целей, структуры и алгоритма функционирования механизма управления. Разработка системы показателей (критериев) результативности инновационной деятельности поможет определить необходимость внедрения новшества в повседневную практику ОУ, необходимость диссеминации полученного опыта.

Рис.3. Система показателей для измерения результативности инновационной деятельности ОУ

Использование опыта представленного общеобразовательного учреждения образования поможет другим образовательным учреждениям обойти подводные камни, встречающиеся на пути внедрения механизма управления инновационным развитием.

Рецензенты:

Разумовская М.И., д.э.н., профессор, проректор по научной работе ФГБОУ ВПО «Хабаровская государственная академия экономики и права», г. Хабаровск;

Леонов С.Н., д.э.н., профессор, главный научный сотрудник Института экономических исследований Дальневосточного отделения РАН, г. Хабаровск.


Библиографическая ссылка

Кириченко С.В. ФАКТОРЫ И МЕХАНИЗМ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22082 (дата обращения: 23.02.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074