Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ЧЕЧЕНСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ (1922-1934 ГГ. )

Манаев М.А. 1
1 ФГБОУ ВО Чеченский государственный университет
В статье рассматривается история формирования института представительства Чеченской автономной области в 1922–1934 гг. Представительство должно было соответствовать текущему моменту и устанавливать рабочие контакты между местными и центральными органами власти Российской Федерации; владеть реальной информацией о ситуации в республике; а также иметь определенные права и полномочия для развития региона. Несомненно то, что привлечение представителей чеченского народа к участию в работе высших органов власти имело больше политическое значение, поскольку расширяло возможности области по совершенствованию связей, информации, улучшению обстановки в Чеченской автономной области. По мере выхода из ГАССР субъектов и образования самостоятельных национально-государственных образований, круг обязанностей представительства сужался. Представительство Чеченской автономной области создавалось в несколько этапов. Работа представительства столкнулась с трудностями социально-экономического, культурологического характера. Сказались острые разногласия между округом, Грозным, соседними областями. Поэтому еще при представительстве ГАССР в Москве был назначен представитель от округа.
торгово-экономические поручения
межнациональные связи
революционный комитет
Наркомнац
представительство
Чеченская автономная область
1. Архивное управление правительства Чеченской Республики. Ф. Р-1207. Оп. 1. Д. 1/17. Л. 23-23об.
2. АУП ЧР. Ф. 584. Оп. 1. Д. 16. Л. 29 об.
3. АУП ЧР. Ф. 824. Оп. 1. Д. 11. Л. 119.
4. Бугай Н. Ф. Представительства – конституционные органы межнациональных связей. 20-е годы // Северный Кавказ: Национальные отношения (историография проблемы) Майкоп: Адыгейский НИИ экономики, языка, литературы и истории. Институт российской истории РАН. С. 92.
5. Газ. Правда. 1923. 5 апреля.
6. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 1318. Оп. 25. Д. 3. Л. 90.
7. ГАРФ. Ф1235. Оп. 118. Д. 5. Л. 1.
8. ГАРФ. Ф 1318. Оп. 1. Д. 179. Л. 315 об.
9. ГАРФ. Ф 1318. Оп. 23. Д. 8. Л. 305-306.
10. ГАРФ. Ф. 1235. Оп. 125. Д. 150. Л. 6.
11. История советской Конституции 1917–1956. – М.: Изд-во Госюриздат, 1957. – С. 154.
12. Конституция и конституционные акты РСФСР. 1918–1937 гг. – М., 1940. Док. 48. С. 90.
13. Центральный Государственный архив Республики Северная Осетия-Алания. Ф. 81. Оп. 1. Д. 281. Л.73 об.
14.ЦГАРСО-А. Ф. 82. Оп. 1. Д. 32. Л. 266.
15. ЦГАРСО-А. Ф. 81. Оп. 1. Д. 299. Л. 102.
16. ЦГАРСО-А. Ф. 82. Оп. 20. Д. 221. Л. 49-50.
17. ЦГАРСО-А. Р-Ф. 94. Оп. 1. Д. 65. Л. 122.
18. ЦГАРСО-А. Ф. 81. Оп. 1. Д. 259. Л. 14.
Изменившаяся общественно-политическая обстановка после окончания гражданской войны на Северном Кавказе потребовала изменения административно-политического устройства с целью создания нового органа, который представлял бы интересы горских народов, близких по культуре и традициям, объединившихся в автономную Горскую республику. 

Этот орган должен был соответствовать текущему моменту и устанавливать рабочие контакты между местными и центральными органами власти Российской Федерации; владеть реальной информацией о ситуации в республике; а также иметь определенные права и полномочия для развития региона.

Исторический опыт работы представительства ЧАО при Президиуме Всероссийского Центрального исполнительного комитета, в рамках которого решались социально-экономические, политические вопросы на достаточно высоком уровне, в условиях ограниченных ресурсов, может быть использован для повышения эффективности взаимодействия между федеральным центром и регионом для разработки национальной  политики в современных условиях.

В мае 1920 г. ВЦИК принял постановление о реорганизации наркомата по делам национальностей. Каждая из автономных республик  и областей направляла  в наркомнац представительство (представитель и два сотрудника). В последующем, штат представительств пополнялся, что объяснялось увеличением объема работы, расширением сфер  межнациональных связей. Представители, объединившись, образовали руководящий орган наркомнаца - Совет национальностей, который руководил всей работой по становлению и развитию межнациональных связей  на территории РСФСР [4].

С целью укрепления двухсторонних связей наркомнац учреждал  институт уполномоченных, в обязанность которых входило содействие проведению  в законодательстве и управлении данной автономной единицы общих принципов политики Российской Федерации в национальном вопросе, осведомление  наркомнаца об уровне национальной работы, помощь населению  в улучшении материального благосостояния и культурном развитии, охрана прав, установление дружественных отношений между национальностями, проживающими  в данном регионе. Уполномоченные наделялись правом вхождения с совещательным голосом в состав исполкомов Советов.

С декабря 1920 г.  наркомнац на основе  постановлений ВЦИК  и СНК РСФСР «Об учреждении представительств наркомнаца  в автономных республиках и автономных областях» от 16 декабря 1920 г. организовал свои представительства при правительствах суверенных советских союзных республик [12].

В их обязанности вменялось наблюдение  за проведением  советской национальной политики, установление  правильных взаимоотношений между органами РСФСР  и автономных  и договорных республик, взаимная информация, изучение исторической, этнографической  и культурной жизни народов и национальностей, особенностей быта  и классовой структуры, содействие  в разработке  и улучшении  экономической  и культурной жизни республики, соответствующих народностей  и национальных групп, применительно к особенностям быта  и экономического развития, содействие и охрана интересов национальных меньшинств, устранение ошибок  в действиях представителей, прибывших  из центра и слабо знавших местные условия [6].

1 марта 1921 г. при Наркомнаце РСФСР было образовано представительство Горской АССР.  8 апреля 1921 г.  Коллегия Наркомнаца утвердила «Инструкцию  представителям  при правительствах автономных  и договорных советских республик», которая способствовала активизации работы  в сфере национальных отношений.

Проводимая политика по управлению национальными процессами в РСФСР нашла отражение  в Положении о народном комиссариате  по делам национальностей  от 3 июня 1922 г. В п.12 разъяснялись цели и задачи формируемых представительств автономных республик и областей, указывалось, в частности, что они создаются «в целях обобщить опыт проведения политики, контроля за выполнением издаваемых центральной федеральной властью постановлений, ограждающих права и интересы национальных меньшинств» [11]. Финансовая сторона взаимоотношения наркомнаца и представительств регулировалась решением от 18 августа 1922 г., где указывалось, что представительства переводятся на содержание своих представительств  с 10 октября 1922 г. Однако особо нуждающиеся содержались за счет средств Наркомнаца [4].

Образование СССР в декабре 1922 г. внесло коренные изменения  во взаимоотношение народов и власти. В общесоюзных органах предусматривалось и представительство малочисленных народов, многие из которых к этому времени не имели своих  национально-государственных образований или только приобретали их.

Несомненно то, что привлечение представителей  народов  к участию  в работе высших органов власти имело политическое значение, расширяло возможности самих республик  и областей по совершенствованию связей, информации, улучшению обстановки в республиках и областях.

ХII съезд РКП(б) положил начало новому этапу в работе представительств автономных республик  и областей  в Российской Федерации. Принятое съездом решение о создании второй палаты ЦИКа - Совета национальностей - способствовало упразднению наркомнаца в июле 1923 г., были ликвидированы отделы  национальных меньшинств при губернских  исполкомах, а также отзывались уполномоченные наркомнаца при исполкомах Советов автономных республик  и областей.

В газете «Правда» появился ряд публикаций о представительствах. Так, делегат ХII съезда РКП(б) В.М. Квиркелия  в статье «К вопросу о Союзе Советских Социалистических Республик», высоко оценив институт представительств по установлению тесных связей между автономиями и центром, также между народами, отметил и некоторое их несовершенство, в частности он указывал, что через РСФСР представлены автономные республики, входящие в его состав, а через Закавказскую Федерацию представлены  в Союзе независимые республики. Противоречие в том, что одни республики допускались непосредственно, другие через федерацию. Независимые республики Закавказья  в своих правах  в этом отношении низводили до прав автономных республик (т.е. по принципу автономизации) [5].

Вопрос о представительствах обсуждался в январе 1924 г. на 1-м Всероссийском съезде заведующих губернскими отделами нацменьшинств с участием представительств автономных республик и областей РСФСР, председателями отделов РКИ.

ВЦИК, проанализировав сложившуюся ситуацию в вопросе о представительствах, постановил (протокол № 4 заседания Секретариата ВЦИК от 20 марта 1924 г.)  по вопросу «О ликвидации наркомата по делам  национальностей»: «Представительства автономных республик и областей при Наркомате ликвидировать и для  проведения  в центральных учреждениях вопросов, касающихся автономных республик и областей и взаимной информации центра  и мест, учредить при Президиуме ВЦИК институт представителей автономных республик и областей  с отнесением за счет сметы Президиума ВЦИК содержание представителей  и секретарей» [4].

Следовательно, представительства не только сохранились, но содержание их штатов переводилось на бюджет ВЦИК. Определялось, что для «согласования   работы представительств автономных республик и областей в деле проведения  в жизнь основных  начал национальной политики на местах Президиум ВЦИК  созывает Совет этих представителей». Подобный подход позволял коллективно решать общие вопросы для всех автономных государственных образований, выявлять возможность оказания взаимной помощи по развитию экономики, культуры, совершенствовать аппарат управления.

Согласно отчету, работа Отдела национальностей была малоэффективной, нагромождение мелкими делами, незнание  жизни национальных областей и республик, работы представительств, «превращенных  в агентов республиканских правительств».

Недовольство на местах выразилось в предложении создать Комитет по делам национальностей при Президиуме ВЦИК, который решал бы вопросы деятельности Советов в национальных районах, коренизации советского аппарата, перевода делопроизводства на языки национальностей, издательской деятельности, земельного устройства и т.д. [9].

К декабрю 1923 г.  было подготовлено  «Положение о полномочных представительствах автономных республик и областей при ВЦИКе Советов РСФСР». В документе определялась основная задача - «поддержание живой неразрывной связи автономных республик с центральным правительством РСФСР и его органами», направление работы: сбор материалов совместно с заинтересованными учреждениями, пресечение нарушений в связях, информация ВЦИК и правительств республик и областей. Что касается штатов представительств, то отмечалось: «Аппарат состоит из 6 человек» [13].

Определялись и функции высшего органа представительств. Общее собрание представителей автономных республик и областей  наделялось правом избирать Бюро представительств в составе одного председателя  и 2-х  членов, утвержденных Президиумом ВЦИК, на которое возлагались созыв общих собраний председателей, контроль за выполнением принятых решений. Представительствам предоставлялось право издавать свои положения.

Представительство ГАССР было утверждено на основании декрета ВЦИК от 2 сентября 1921 г. Председателем представительства был назначен С. Г. Мамсуров, членами - А. М. Еремина, Л. А. Озеров, Е. С. Халдина, М. С. Богдаев, П. А. Дзагуров,  А. Р. Горн [14].

Состав представительства постоянно менялся. Вначале в нем было 13 человек: 5 русских, 2 осетина, 6 евреев [15].  По мере увеличения объема работы возрастал и штат представительства.

В сентябре 1921 г. представительство ГАССР предложило организовать в срочном порядке в Горской республике представительство наркомнаца. Это было вызвано конфликтом между грозненскими партийными работниками и командованием Трудовой армии, стремившейся выйти из подчинения Горобрпарткома и Юго-Восточного Бюро ЦК.

Позицию руководства Трудовой армии выразил Косиор, высказавшись на пленуме недовольство политикой Горобрпарткома, который «стремился подчинить Грозный чеченской деревне» [4].

Активизировалась работа представительства ГАССР в Москве. Оно было усилено опытными работниками. Так, для работы в представительство был командирован бывший член ГорЦИКа О. К. Ахтаханов. Федеральные органы оказали Горпредставительству материальную поддержку в сумме 1,5 млн руб. [16]. 3 июня 1922 г. Представителем ГАССР при Наркомнаце РСФСР был утвержден Е. Д. Рамонов [17]. В состав представительства помимо председателя Е. Д. Рамонова, входили С. П. Казьмин, С. Н. Сулимов, Е. И. Калинина, Н. С. Дудель, В. М. Вершинин. В 1922 г. персональный состав представительства Чеченской АО был следующим: Ахтаханов О. К., Вагин, Соймонова Е., Шевле, Ханиев [4].

По оценки III съезда Советов ГАССР (февраль 1923 г.) деятельность признана вполне удовлетворительной и плодотворной в жизни республики. По мере выхода из ГАССР субъектов и образования самостоятельных национально-государственных образований, круг обязанностей представительства сужался.

Для сохранения экономических связей было предложено организовать временное торгово-экономическое представительство. 8 января 1924 г. на заседании СНК ГАССР было рассмотрено «Положение о горском экономическом представительстве в Москве». Цель деятельности представительства виделась в выполнении поручений торгово-экономического характера всех хозяйственно-экономических органов Горской республики [13].

На заседании представительства 19 января 1924 г. была принята резолюция «закончить работу 31 января 1924 г. и  перейти  в «ведение представительства при ВЦИКе» [4].

После принятия решения о ликвидации Горской республики, в резолюции от 4 августа 1924 г. говорилось: «Признать необходимым ликвидацию представительства, о чем и известить ВЦИК  и Ромонова. Для принятия дел и имущества представительства назначить паритетную комиссию из представителей Сунжи и Ингушетии, города и Осетии, вызвав предварительно Рамонова для дачи доклада  в комиссии предревкомов» [18].

Представительство Чеченской автономной области создавалось в несколько этапов. Работа представительства столкнулась с трудностями социально-экономического, культурологического характера.  Сказались острые разногласия между округом, Грозным, соседними областями. Поэтому еще при представительстве ГАССР в Москве был назначен представитель от округа.После создания Чеченской автономной области эти функции были возложены на члена  Чеченского облисполкома Ханиева. Впоследствии стало ясно, что с созданием ЧАО такая форма взаимосвязей не соответствовала текущему моменту. Облисполком назначил свое представительство в Москве, в его состав вошли О.К. Ахтаханов (председатель), Вагин, Е. Саймонова. Представительство имело полномочия «ведения дел, касающихся Чечни»[8].

Длительное время представительство налаживало связи между областью и центром, с представительствами других автономий Северного Кавказа в Москве. О. Ахтаханов неоднократно обращался в  облревком  с различными просьбами, прежде всего, запрашивал денежные средства и специалистов: «Необходимы для представительства  и организации работы «спецы»,  а для оплаты труда  денежные средства, информация о постановлениях облревкома» [2].

В 1923 г. Благодаря ходатайству представительства ЧАО было решено «сложить налоги с населения с. Алхан-Юрт Грозненского Округа, как особенно сильно пострадавшего в борьбе с белогвардейцами». НКЗдраву и НКПросу было предложено выяснить действительную нужду сирот погибших алхан-юртинцев и принять меры к устройству их в соответствующие воспитательно-просветительские учреждения.

Представительство Автономной Чечни просило Деткомиссию обратить особое внимание на тяжелое положение детей, как всей Чечобласти, нуждающихся  в помощи довольствием, одеждой и обувью найдется от 75 до 100 человек, так и особенно на аул Алхан-Юрт, выделив все, что только окажется возможным. Материальная помощь Деткомиссии в этом деле требуется в максимальном размере, ибо нуждаемость в местном масштабе чрезвычайно велика [7].

Ходатайство представительства не осталось без внимания. Из Деткомиссии было переведено 30 тысяч рублей для оказания помощи беспризорным детям Чечни, выделено 100 комплектов белья и 50 пар сандалий. Для 50 детей школьного возраста ревком Чечни организовал детский дом в с. Алхан-Юрт, однако, ввиду отсутствия мебели, посуды, теплой одежды ожидаются дополнительные средства. Поскольку определенного опыта работы в Деткомиссии не имелось, представительство предложило по-аульное обследование с целью выяснения необходимой помощи детям Чечни.

Из докладной записки Председателю революционного комитета Автономной Чечни тов. Эльдерханову (1924 г.), следовало, что штат сотрудников Представительства был сокращен. На сотрудников представительства, кроме прямых обязанностей, возлагалось много других поручений как-то: отправка корреспонденции, хождение по разным учреждениям для продвижения затронутых Представительством вопросов и наведения справок о прохождении справок, о прохождении дел в учреждениях; причем приходится по несколько раз переходить из учреждения в учреждение, получение разных товаров для отправки их в Область и отправка таковых по железной дороге и т.д. В сентябре 1924 г. председатель ЧАО при президиуме ВЦИК О. Ахтаханов обратился к заведующему отделом национальностей ВЦИКа т. Клингеру, выразив свое мнение по поводу перевода делопроизводства на чеченский язык.

Сократив штат сотрудников, Председатель Представительства должен будет единолично работать по всем отраслям, выполняемым теперь сотрудниками Представительства, что является для него физически невыполнимым в виду крайней перегруженности его работой. На основании изложенного председатель Представительства О. Ахтаханов просил не сокращать штат сотрудников. Резолюция Председателя Ревкома т. Эльдерханова была положительной [1].

Эти причины представительство озвучивало и в наркомнаце, предлагая программу по устранению недостатков и установлению связей местных и федеральных органов власти». По мере возможности такая помощь предоставлялась [8].

Эффективность работы представительства, как уже говорилось, сталкивалась с непониманием и отсутствием согласованности между органами власти ЧАО и Грозным. Дело дошло до того, что Грозненский партком и исполком горсовета обратились с требованием о создании представительства в Москве от г. Грозного. Эти разногласия нашли отражение в протоколе заседания облревкома, где говорилось, что «Грозненский губисполком не идет навстречу насущнейших  потребностей облревкома, его сотрудников и вообще всего населения Чечни» [3].

Вопрос о статусе г. Грозного обсуждался 9 декабря 1921 г., аргументы были следующие: «с центром Горреспублики связь удовлетворительна, с центром РСФСР (Москва) и представительством ГАССР связи нет». Эта идея не нашла должной поддержки, и было решено назначить в состав представительства ГАССР от горсовета Михайлова, которому вменялось в обязанность установление контактов как с соседними областями, так и с центром. Аналогично поступили и органы власти Сунженского  округа [4].

В последующем основные усилия органов власти были направлены на установление связи  с соседними народами и с чеченской деревней.

Для укрепления связи крестьянства Чечни с Грозным, городским пролетариатом, для взаимной информации» Чеченский облревком ввел в свой состав в качестве представителя Грозненского исполкома. Через некоторое время в состав исполкома вошел и представитель Грозненского гарнизона.

Постановлением Президиума ВЦИК от 22.3.26 г. (пр. № 46 п. 35) т. Арсанов был утвержден представителем Чеченской автономной области при Президиуме ВЦИК, вместо т. Ахтаханова. В октябре 1930 г. постоянным Представителем Чечни при ВЦИКе был утвержден т. Курбанов [10].

Можно констатировать, что с созданием ЧАО представительство как форма взаимодействия  центра и области  соответствовала текущему моменту.  Власть, сделав ставку на институт представительства, укрепляла советскую систему в национальных областях посредством решения через него определенной части экономических, политических и социальных проблем. Представительство было по-своему оправдано, поскольку с его помощью стало возможно более оперативно решать поставленные задачи.

Рецензенты:

Эльбуздукаева Т. У., д.и.н., доцент, заместитель генерального директора по научной работе ГБУК «Национальный музей ЧР», г. Грозный;

Осмаев А. Д., д.и.н., профессор, заместитель директора по науке ФГБУН «Комплексного НИИ им. Х. И. Ибрагимова РАН», г. Грозный.


Библиографическая ссылка

Манаев М.А. ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ЧЕЧЕНСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ (1922-1934 ГГ. ) // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22030 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674