Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

УСТОЙЧИВОСТЬ ЛИЧНОСТИ К АДДИКТИВНЫМ ФАКТОРАМ: ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ

Рыжов В.В. 1 Телепова Н.Н. 2
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И Лобачевского» (Национальный исследовательский университет)
2 «МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» САМАРСКИЙ ФИЛИАЛ
Рассмотрена проблема влияния на личность факторов, определяющих возникновение аддикции поведения личности. Подчеркивается серьезность проблемы аддикции и необходимость научной разработки психологической модели устойчивости личности к воздействию аддиктивных факторов. Теоретический анализ и опыт экспериментального исследования дали возможность описать модель устойчивости личности к воздействию аддиктивных факторов в виде взаимосвязанной структуры нескольких единиц анализа (когнитивных, мотивационных, эмоционально-оценочных, операциональных, ценностно-смысловых и рефлексивных) и ряда взаимодействующих личностных конструктов (открытость, верность себе, верность людям, способность быть подотчетным, ориентация на модус служения). Интегрально модель представлена тремя основными частями психологической устойчивости личности, соответствующими основным личностным сферам: устойчивость я-концепции, устойчивость социальной направленности, устойчивость ценностно-смысловой и духовно-нравственной сферы.
психологическая модель
психологическая устойчивость
зависимость
воздействие на личность
аддиктивные факторы
личность
1. Братусь Б.С. Соотношение структуры самооценки и целевой регуляции деятельности в норме и при аномальном развитии / Б.С. Братусь, В.Н. Павленко// Вопросы психологии. - 1986.- № 4. - С.146-155.
2. Братусь Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь.- М.: Мысль, 1988.-301 с.
3. Бухановский А.О., Андреев А.С., Бухановская О.А. Зависимое поведение: клиника, динамика, систематика, лечение, профилактика.- Ростов-на-Дону, 2002.
4. Егоров, А.Ю. Нехимические зависимости. - СПб., 2007.
5. Игнатова Е.Н. Социальные и социально-психологические аспекты стрессоустойчивости личности / Е.Н. Игнатова, Л.В. Куликов, М.А. Розанова // Теоретические и прикладные вопросы психологии/ Под ред. А.А. Крылова.– СПб., 1995.
6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин.– СПб.: Питер, 2003.– 512 с.
7. Котляров А.В. Другие наркотики или Homo Аddictus: Человек зависимый.-М., 2006.
8. Куликов Л.В. Психология настроения / Л.В. Куликов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. – 228 с.
9. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение //Обозрение психиатрии и медицинской психологи, 1991, №1, с 8-15.
10. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики / А.Г. Маслоу. – СПб.: Евразия, 1997.– 430 с.
11. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека / Г.С. Никифоров. – Л.: 1989. - 191 с.
12. Очерки психологии труда оператора.– М.: Наука, 1994. – С. 138–172.
13. Пономаренко В.А. Психология духовности профессионала / В.А. Пономаренко. – М.: 1997. – 296 с.
14. Рыжов В.В. Личность: творчество и духовность.- СПб: Изд-во СПБХУ, 2012.- 489 с.
15. Рыжов В.В. Механизм деструктивных изменений личности под воздействием аддиктивных факторов и формирование психологической устойчивости личности к аддикции/ В.В. Рыжов, Н.Н. Телепова// Современные исследования социальных проблем: электронный журнал. - 2012.- № 3.
16. Сапогова Е.Е. Культурный социогенез и мир детства: Лекции по историографии и культурной истории детства / Е.Е. Сапогова.– М.: Академический проект, 2004.– 496 с.
17. Сиволап Ю.П. К вопросу о психопатической принадлежности аддиктивных влечений// Общество против наркотиков: материалы межрегиональной науч.-практ.конф.-Казань, 2006.
18. Телепова Н.Н. Психолого-педагогическая концепция психологической устойчивости личности к аддиктивным факторам: дис…доктора психологических наук.-19.00.07.- Нижний Новгород, 2012.- 324 с.
19. Фонарев А.Р. Психологические особенности личностного становления профессионала /А.Р.Фонарев. - М., 2005
20. Шабалина В.В. Когнитивная структура психической зависимости //Наркология, 2006, № 9.- С.9-72.
21. Франкл В. Духовность, свобода и ответственность.- М., 1990.
22. Dye, М. Genesis process: a relapse prevention workbook for groups. Auburn, CA: GAPP, 2006
23. DuPont, R. Addiction: a new paradigm // Bull. Venninger Clin, 1998.V.84 № 2 p. 231-242.

Аддиктивное поведение определяется как одна из форм деструктивного поведения, выражающаяся в стремлении уйти от реальности, изменив свое психическое состояние, возникающее под воздействием аддиктивных факторов[3, 4, 9]. В  качестве аддиктивных факторов могут выступить отдельно взятые влияния на физиологическую, психологическую, социальную и духовную сферы личности, мешающие  ее стабильному и эффективному развитию или совокупность таких влияний; негативное влияние на личность круга значимых для нее лиц; несформированность основных личностных конструктов; продолжительная и ставшая привычной для личности практика зависимого поведения; экзистенциальный вакуум, понимаемый как потеря личностью осмысленности жизни [18].

На нейропсихологическом уровне это проявляется образованием генератора патологически усиленного возбуждения, что ведет к компульсивности влечения. Другими словами, аддикция представляет собой набор поступков, типов поведения, которые включают не только употребление химических веществ, но и совершение действий, вызывающих сходные нейрохимические изменения.

Многие отечественные и зарубежные специалисты [3, 4, 7, 9, 17, 23] и др. рассматривают аддикцию не как исключительную зависимость от тех или иных психоактивных веществ, а как компульсивное расстройство и сверхценную идею. Аддикции, как мы полагаем,  напрямую связаны с духовно-нравственной составляющей личности, с ее ценностно-волевой сферой.

В.В. Шабалина, например, выделяет ценностно-мотивационный компонент, который заключается в придании ценности объекту зависимости, и эмоционально-волевой компонент, выражающий непреодолимость влечения к нему [20]. Р. Дюпон выдвинул похожее психоаналитическое толкование аддикции как сильнейшей влюбленности в состояние, сопряженное с употреблением наркотика. В поисках мозгового вознаграждения зависимые субъекты пренебрегают риском, поскольку мощность мозгового вознаграждения такова, что его утрата неприемлема для личности [23].

Актуальность и серьезность проблемы аддиктивного поведения, выдвигают в качестве важнейшей задачу научной разработки условий и механизмов формирования психологической устойчивости личности к воздействию аддиктивных факторов.

В основе психологической устойчивости личности, по мнению ряда исследователей, лежит единство постоянства личности и ее изменчивости, и это  касается разных видов устойчивости (эмоциональной, социально-психологической, стрессоустойчивости, работоспособности, устойчивости к неблагоприятным условиям жизни (Е.Н. Игнатова, Л.В. Куликов [5], В.А. Пономаренко [13]). Часто под устойчивостью понимается сохранение должного уровня психических и моторных компонентов деятельности в эмоциогенной ситуации [12].  Понятие эмоциональной устойчивости рассматривается как показатель психической устойчивости личности при воздействии на нее эмоциогенных факторов. При таком подходе речь идет не об устойчивости эмоций, или иных состояний и свойств личности, а о функциональной устойчивости, способности противостоять и противоборствовать тем факторам, которые могли  бы отрицательно повлиять на выполняемую деятельность.

Рассматривая психологическую устойчивость личности в более широком контексте общей жизненной ситуации, отметим в ней единство постоянства и изменчивости:

- на основе постоянства выстраивается жизненный путь личности, ее образ жизни, жизненная позиция, без которых невозможно достижение  целей жизни;

- фактор постоянства поддерживает и укрепляет самооценку, способствует принятию себя как личности, индивидуальности, ценности, как носителя возможностей, способностей, вообще потенциалов (Б.С. Братусь [1, 2], Л.В. Куликов [5, 8]);

- фактор изменчивости, приспособляемости личности теснейшим образом связан с самим развитием и существованием личности; развитие невозможно без изменений, которые происходят в отдельных сферах личности и в личности в целом, они обусловлены как внутренней динамикой, так и внешними, средовыми воздействиями;

- изменчивость - основа адаптивности, важнейшей способности на любом этапе жизненного пути и в любых ситуациях.

Имеющиеся исследования позволяют говорить о многоаспектных связях феномена устойчивости с другими сторонами сознания и личности. К ним необходимо отнести: способность к полноценной самореализации (Е.И. Игнатова, Л.В. Куликов [5], личностному росту со своевременным и адекватным разрешением внутриличностных конфликтов (мотивационных, ценностных, ролевых), А.Г. Маслоу [10]), относительную стабильность эмоциональной сферы и благоприятного настроения (Л.В. Куликов [8]), способность к эмоционально-волевой регуляции, адекватную ситуации мотивационную напряженность (Е.И. Игнатова [5], Е.П. Ильин[6]). Для психологической устойчивости личности необходима также определенная соотнесенность независимости и конформности, способность противостоять внешним влияниям, следуя своим собственным намерениям и целям (Б.С. Братусь [2]).

Большое значение для психологической устойчивости личности  имеют волевые процессы и характеристики личности, которые проявляются в особенностях самоуправления, саморегуляции, самоконтроля (Е.П. Ильин [6], Г.С. Никифоров [11]). Таким образом, психологическая устойчивость личности объединяет целый комплекс личностных характеристик, свойств и способностей, широкий круг разноуровневых явлений.

Построение модели психологической устойчивости личности к аддиктивным факторам связано, прежде всего, с поиском условий и механизмов формирования способности личности противостоять аддиктивным факторам и остаться свободной от зависимости. Каковы ведущие из этих условий? Говоря о трех основных аспектах этой способности, а именно: 1) стойкости, стабильности; 2) уравновешенности, соразмерности; 3) сопротивляемости, отметим следующее. Под стойкостью  понимается способность противостоять трудностям, сохранять веру в себя в ситуациях фрустрации, постоянный, достаточно высокий уровень настроения. Она проявляется в преодолении трудностей. Это уверенность в себе, вера в свои возможности, способность к  саморегуляции.

Под стабильностью понимается не жесткое постоянство, а достаточная гибкость. Снижение устойчивости в этом ее аспекте  проявляется в том, что  личность оказывается неспособна противостоять влиянию аддиктивных факторов и становится зависимой от них, что связано с негативными последствиями для психологического и соматического здоровья,  развития личности и здорового образа жизни. При рассмотрении психологической устойчивости как баланса постоянства и изменчивости, рассматривается понятие уравновешенности. В основе психологической устойчивости лежит гармоничное единство  постоянства и динамичности поведения и деятельности, которые дополняют друг друга [5, 8, 11].

Следует, однако, отметить, что указанные аспекты способности противостоять аддиктивным факторам касаются поведенческих и деятельностных, то есть преимущественно внешних,  сторон личности. Если вести речь о внутренних личностных характеристиках, в которых проявляются названные аспекты рассматриваемой способности, то здесь необходимо изучать особенности я-концепции и самооценки, ценностно-смысловые и нравственно-духовные стороны личности. Так, например, в исследованиях Б.С. Братуся [1 ,2] подвергнуты анализу  разных целевые и ценностно-смысловые характеристики самосознания личности и ее я-концепции. Выявлено, что в этой сфере, с одной стороны, имеет место оценка личностью себя как ценности, оценка собственной значимости - ценностная форма самооценки; с другой стороны - удовлетворенность своими возможностями, способностями и качествами, вообще личностными ресурсами - операционально-техническая форма самооценки. В исследовании выявлены  возможные варианты несоразмерного их соотношения: гиперразведение этих двух уровней самооценки либо их слияние, недифференцированность [2]. В первом случае, который типичен для невротического развития личности, наблюдаются нарушения психологической устойчивости и внутренняя конфликтность личности, связанные с нравственно-смысловой сферой личности. Во втором случае, также типичном, но для психопатического развития, нарушения психологической устойчивости личности имеют место на мотивационно-целевом уровне. Эти данные представляют наибольший интерес, так как позволяют рассмотреть внутренний психологический механизм нарушения устойчивости личности к негативному воздействию аддиктивных факторов.

Что касается сопротивляемости личности к негативному влиянию аддиктивных факторов, то под ней понимается устойчивая способность  противостоять всему тому, что может ограничить свободу личности как в принятии отдельных решений, так и в выборе ценностей, норм, жизненных позиций, образа жизни в целом.  В качестве наиболее важного аспекта сопротивляемости  может быть рассмотрена личностная самодостаточность как свобода от любого рода зависимости. Для анализа внутренней структуры психологической устойчивости личности могут быть важными данные о разноуровневом характере целей, которые ставит перед собой личность - идеальные цели и реальные цели и их соотношение (Б.С. Братусь [1]); о доминирующей направленности (доминанте) деятельности личности, составляющей опору устойчивости (Л.В. Куликов [8], Е.Е. Сапогова [16]).

Исходными в поиске условий и психологического механизма формирования психологической устойчивости личности к воздействию аддиктивных факторов деструктивных изменений личности под влиянием аддиктивных факторов для нас являются продуктивные идеи об уровнях и факторах  психологического и духовно-нравственного здоровья, психологического благополучия и здорового образа жизни, ценностно-смысловой и духовно-нравственной ориентации личности, направленности ее жизнедеятельности на модус служения.

Выделяются три модуса осмысленности бытия, которым руководствуется личность в своей жизни.  Первый модус - обладания, второй модус - социальных достижений и третий модус - служения [14, 19]. В модусе обладания главная уста­новка потребительская. Модус социальных достижений, характеризует два возможных вари­анта отношений к жизни: первый - стремление к власти, второй - стремление к собственным социальным дости­жениям.  Общим следствием таких мотивов, как карьеризм, чес­толюбие, властолюбие, стяжательство является деградация и духовное обнищание личности (В.В. Рыжов [14], А.Р. Фонарев [19]). Выражением духовности человека в материальном мире является мо­дус служения, который описывается параметрами свободы, ответственности, нравственности, любви, творчества. Первый и второй модусы ведут к дефициту в жизни человека пяти необходимых аспектов формирования устойчивости к аддиктивным факторам: открытость и самопринятие, верность  идеалам и мечте, гармоничные отношения с людьми, подотчетность и служение.

Рассмотренные   характеристики ценностно-смысловой и мотивационной сфер находят свое отражение в следующих аспектах личности: умение быть открытым (принятие и понимание своего Я), умение быть верным себе (осознавание духовной сущности своей личности и предназначения), умение быть верным людям (налаживание прочных социальных связей, осуществление позитивных коммуникаций), умение  быть подотчетным (готовность слышать и анализировать критические замечания в свой адрес, а так же готовность корректировать свое поведение), делать ставку на модус служения (направленность на созидание на просоциальном, гуманистической и эсхатологическом уровнях (М. Дай [22], В.В. Рыжов [14], А.Р. Фонарев [19]).

На основе результатов нашего теоретического анализа и данных экспериментального исследования [15, 18] разработана и описана авторская модель психологической устойчивости личности к аддиктивным факторам как основной элемент предложенной нами психолого-педагогической концепции устойчивости личности.  В названной модели психологическая устойчивость личности к аддиктивным факторам описывается, во-первых, совокупностью взаимосвязанных единиц анализа (когнитивные, мотивационные, эмоционально-оценочные, операциональные, ценностно-смысловые, духовно-нравственные, рефлексивные).

Во-вторых, структура (модель) психологической устойчивости личности к аддиктивным факторам  определена системой личностных конструктов (открытость личности, верность себе, верность другим, способность и умение быть подотчетным и ответственным, быть ориентированным на модус служения). Система личностных конструктов, обеспечивающих формирование психологической устойчивости личности к аддиктивным факторам, представляет собою совокупность следующих характеристик: способность быть открытым (принятие и понимание своего Я); умение быть верным себе (осознание духовной сущности своей личности и предназначения); быть верным людям (налаживание прочных социальных связей, осуществление позитивных коммуникаций); быть подотчетным (готовность слышать и анализировать критические замечания в свой адрес и корректировать свое поведение); ориентировать свою жизнь и деятельность на модус служения (созидательная направленность личности на  просоциальном, гуманистическом и эсхатологическом уровнях). 

Психологическая устойчивость личности к аддиктивным факторам, в третьих, интегрально выражается в трех основных частях устойчивости, соответствующих основным сферам личности (устойчивость Я-концепции, устойчивость социальной направленности личности, устойчивость ценностно-смысловой и духовно-нравственной сферы).

Особая и исключительно важная роль в формировании психологической устойчивости личности, ее целостности и стабильности, приверженности здоровым и позитивным привязанностям, здорового образа жизни, ориентаций на сохранение и укрепление нравственно-психологического здоровья в процессе социализации принадлежит семье. Эта роль состоит в оказании  членам семьи поддержки, проявлении любви и заботы, которые дают чувство защищенности и уверенности, что необходимо для гармоничного развития личности и благотворно сказывается на всем процессе социализации личности [18, с. 20].

Рецензенты:

Рыжов В.В., д.псх.н., профессор, кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО "Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова", г. Нижний Новгород;

Сорокоумова Г.В., д.псх.н., профессор, зав. кафедрой психологии Нижегородского филиала университета Российской академии образования, г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Рыжов В.В., Телепова Н.Н. УСТОЙЧИВОСТЬ ЛИЧНОСТИ К АДДИКТИВНЫМ ФАКТОРАМ: ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22028 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674