Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Воробьева М.С. 1
1 ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»
Статья раскрывает особенности формирования навыков ассертивного поведения подростков. Ассертивность выступает как значимая характеристика зрелой личности в подростковом возрасте, которая требует целенаправленного формирования, что обусловлено современными социальными явлениями и требованиями мира к поведению подростка. Учитывая сензитивность возраста и психопластику личности подростка, была сформирована педагогическая технология, которая представляет собой структурирование воспитательного процесса, имеет цель, задачи, принципы, компоненты и диагностический инструментарий. По итогам эмпирического исследования были определены необходимые компоненты педагогической технологии: когнитивный, эмоционально – регулятивный, поведенческий компоненты. Педагогическая технология состоит из двух основных блоков ее реализации. В первом блоке содержания, который реализовывался в форме социально – психологического тренинга, решались задачи когнитивного и эмоционально-регулятивного компонента. Второй блок содержания реализовывался в форме воспитательной программы образовательного учреждения, которая учитывала задачи поведенческого компонента технологии. По итогам реализации педагогической технологии на протяжении учебного года была выявлена динамика по индикаторам ассертивного поведения, как уверенность и решительность и опора на свои силы, уровень интернальности.
педагогическая технология
ассертивность
ассертивное поведение
психопластика личности подростка
подростковый возраст
1. Выготский JI.C. Проблемы возраста / Л.С.Выготский. - М., 1984.
2. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - Питер, 2009.
3. Каппони В. Как делать все по своему: или ассертивность в жизнь / В.Каппони.-Питер, 1995.
4. Каппони В. Сам себе психолог / В. Каппони, Т. Новак. - Питер, 1994.
5. Кон И.С. Дружба. Этико-психологический очерк / И.С.Кон.- М.,1987.
6. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.
7. Кон И.С., Лосенков В.А. Юношеская дружба как объект эмпирического исследования // Проблемы общения и воспитания. Тарту, 1974, ч. 2. с. 74 -135.
8. Леванова Е.А. Подросток: концепция психопластики личности. – М., 2002.
9. Мясищев, В.Н. Психология отношений/ В.Н. Мясищев – М., 1995.
10. Обозов Н.Н., Обозова И.С. Психология дружбы и супружества. СПб, 2001.
Социально-экономические преобразования, как в мире, так и в России влекут за собой и изменения в современном образовании. Гуманизация образования является одной из актуальных задач, которая требует создание условий для утверждения личности в социуме, социальной активности, самореализации личности и формирования нового типа отношений, главными составляющими которых являются ответственность, независимость, активность, адекватное взаимодействие в межличностных отношениях.

Вышеперечисленные факторы подталкивают нас к изучению социального развития личности подростка, так как именно личность в подростковом возрасте стремится быть максимально социально активной, смелой, осознавать свои реальные возможности, с одной стороны, а с другой стороны, заявить о себе, отстаивать свою точку зрения в соответствии с возникающими потребностями могут не все подростки, так как им сложно определить границы дозволенного в проявлении настойчивости и активности, таким образом, обладать навыками ассертивного поведения.

Ассертивность, как значимая характеристика зрелой личности в подростковом возрасте, не будучи целенаправленно формируема, существенно затрудняет внутреннее раскрытие подростка и его социальную адаптацию в среде сверстников и социуме в целом. На сегодняшний день актуальность формирования ассертивного поведения подростков обусловлена социальными явлениями в нашем обществе и требованиями, которые предъявляются к подростку при его вступлении в мир самостоятельности.

В связи с чем, наиболее эффективным способом формирования ассертивного поведения в подростковом возрасте стала разработка и реализация педагогической технологии в рамках образовательного учреждения. Под педагогической технологией мы понимаем научно-теоретическое структурирование воспитательного процесса образовательного учреждения, которое включает в себя цель, задачи. Также реализуется в рамках субъектно-деятельностного, личностно-ориентированного и технологического подхода, принципы и компоненты, диагностический инструментарий.

Описывая структуру педагогической технологии, стоит отметить, что для нас основными индикаторами ассертивного поведения подростков являются: принятие на себя ответственности за собственное поведение; демонстрация самоуважения и уважения к другим людям; эффективное общение; демонстрация уверенности и позитивной установки; умение внимательно слушать и понимать; переговоры и достижение рабочего компромисса; поиск простых выходов из сложных ситуаций.

Учитывая кризис переходного возраста (Л.С. Выготский)[1], который связан с двумя факторами: возникновением новообразования в сознании подростка - социального сознания, и перестройка отношений между подростком и окружающей его средой, мы можем отметить, что у подростка нет опыта ассертивного поведения, который требует и новая социальная среда, и вышедшие на новый уровень межличностные отношения. Ведущей деятельностью данного возраста является интимно-личностное общение, которое позволяет подростку выработать необходимые навыки социального взаимодействия. Таким образом, возраст сенситивен и личность подростка способна к адекватным изменениям в ответ на значимые изменения внешних факторов. Опора на концепцию психопластики личности подростка Е.А. Левановой[12] позволила нам сформировать программу по развитию навыков ассертивного поведения у подростков.

Для успешного применения в образовательном учреждении педагогической технологии формирования ассертивного поведения, первоначально мы определили степень  подготовленности участников (подростки в возрасте 14 - 15 лет) образовательного процесса. Для диагностики уровня ассертивности был использован тест - опросник «Исследование уровня ассертивности» модифицированный В. Каппони, Т. Новак[3], а также для получения дополнительной информации мы использовали тест «Уровень субъективного контроля» и тест «Шкала самоуважения Розенберга».

По итогам первичной диагностики, мы выявили, что подростки обладают некоторыми навыками ассертивного поведения, например, независимостью и автономностью (63%), решительностью и опорой на свои силы (51%), уверенностью и позитивной установкой (33%),  однако, уровень проявления этих качеств не высок. По некоторым характеристикам, например, как уровень интернальности межличностных отношений (50%) мы можем говорить о том, что подростки не обладают стабильным интернальным характером. По степени развитости адекватной самооценки мы получили данные среднего значения - 55%, что свидетельствует о том, что у испытуемых преобладает самоуважение, и подросток может адекватно оценивать свои достоинства и недостатки. Таким образом, мы выявили, что испытуемые обладают предпосылками для развития и формирования ассертивного поведения по ключевым показателям таким, как «ответственность» и «самоуважение».

По итогам исследования мы определили необходимые компоненты педагогической технологии для формирования ассертивного поведения в подростковом возрасте: когнитивный, эмоционально-регулятивный, поведенческий. Каждый из компонентов решает определенные задачи. Когнитивный компонент направлен на расширение теоретических знаний и представлений об ассертивности. Эмоционально - регулятивный - решает задачи развития способности осознания и оценивания своего поведения. Поведенческий компонент - на развитие практических навыков ассертивного поведения. Каждый из этих компонентов реализовывался в двух блоках, которые и определяют содержание технологии.

В первом блоке содержания, который реализовывался в форме социально - психологического тренинга, решались задачи когнитивного и эмоционально-регулятивного компонента.

Второй блок содержания реализовывался в форме воспитательной программы образовательного учреждения, которая учитывала задачи поведенческого компонента технологии.

В рамках первого блока мы разработали программу тренинга «Развитие ассертивного поведения», который решал задачи формирования теоретических знаний по ассертивности, развития коммуникативных способностей подростка, развития навыков контроля и регулирования  эмоционального состояния в незнакомых ситуациях, формирования позитивного представления о себе и других.

В рамках второго блока технологии нами были поставлены и реализованы следующие задачи: внедрение современных воспитательных технологий в работу классных руководителей, формирование умений и навыков ассертивного поведения подростков в различных ситуациях в рамках воспитательной программы, подготовка подростков к новым условиям обучения и формирование позитивных установок. Также был подготовлен план мероприятий на год в рамках программы «Развитие ассертивного поведения подростков».

Технология реализовывалась на протяжении 2012 - 2013 учебного года на базе Канашского финансово-экономический колледжа - филиала федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» рамках психологического клуба колледжа «Познай себя сам».

В конце учебного года была проведена вторичная диагностика по тем же методикам, которые упоминались выше. По результатам внедрения и реализации программы по развитию ассертивного поведения мы можем отметить, что мы достигли изменения по показателям (тест-опросник В. Каппони, Т. Новак), прежде всего, уверенности, решительности и опоры на себя, изменения произошли на 8%, что свидетельствует нам о том, что подростки стали более уверенными и решительными и при столкновении интересов могут найти компромиссное решение для всех сторон-участников спора. Таким образом, проявляя, ассертивное поведение. Также изменения произошли на 7% по показателю социальной желательности, что свидетельствует о том, что подросток научился определять возможные «социальные ловушки», связанные с манипуляциями других людей и уровнем развитости социального интеллекта, который позволяет находить выход из новой сложной ситуации.

В раках вторичной диагностики по тесту «Уровень субъективного контроля», мы можем наблюдать динамику по Шкале общей интернальности на 11%, что свидетельствует о том, что у подростков изменился уровень субъективного контроля, то есть они считают, что большинство значимых событий, которые произошли  в их жизни, являются результатом их усилий и берет ответственность за свою жизнь в целом. А также, по Шкале интернальности в межличностных отношениях. Мы наблюдаем динамику на 25%, это говорит нам, прежде всего, о том, что чувствует себя способным вызывать уважение и симпатию других людей и берет ответственность за свои отношения с окружающими. Таким образом, проявляя качества ассертивного поведения.

Таким образом, теоретический анализ и результаты опытно-экспериментальной работы позволяют нам сделать следующие выводы:

1. Ассертивность в подростковом возрасте является значимой характеристикой зрелости личности, которая характеризуется уверенностью в себе, ответственностью, активностью, независимостью от внешних влияний и оценок, мотивацией на успех и достижения, расширением степени свободы и саморазвития на основе ответственности за выбор своих чувств, действий и отношений с собой и окружающими, способностью самостоятельно регулировать собственное поведение и нести ответственность за последствия своих решений, позволяющие защищать права и достигать поставленную цель в ситуациях социального взаимодействия.

2. Формирование навыков ассертивного поведения с опорой на дружеские отношения подростков можем считать критерием эффективности становления личности подростка, его успешности в социальных контактах и эффективности выстраивания межличностных отношений, как в подростковом возрасте, так и в будущем.

3. В связи с чем, что подростки обладаю неглубоким опытом социальных отношений и взаимодействий, а ассертивность - это интегральное качество личности, необходимо целенаправленно формировать и развивать навыки ассертивного поведения с помощью педагогической технологии, которая представляет собой структурирование воспитательного процесса, включающая цель, задачи, методологические подходы и формы организации работы, компоненты, разработанный диагностический инструментарий.

В итоге, мы можем отметить, что проведенное теоретико-экспериментальное исследование продемонстрировало, что проблема формирования и развития навыков ассертивного поведения в подростковом возрасте является актуальной. Перспективным направлением исследования является внедрение практики реализации педагогической технологии в подобные образовательные учреждения, что позволит нам помочь подросткам грамотно реализовать их ведущую деятельность - общение с целью формирования зрелости личности.

Дальнейшими рекомендациями по развитию программы является разработка программы для студентов-педагогов и психологов, а также программы для курсов повышения квалификации для действующих педагогов и классных руководителей образовательных учреждений с целью повышения общей грамотности ассертивного поведения и формирования навыка ассертивного поведения. А также, разработать программу при образовательном учреждении для родителей подростков, это позволит нам создать полноценную воспитательную среду, находясь в которой, подросток быстрее будет развивать навыки ассертивного поведения.

Рецензенты:

Пушкарева Т.В. д.п.н., профессор, Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет», г. Москва;

Серякова С.Б. д.п.н., профессор, Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет», г. Москва.


Библиографическая ссылка

Воробьева М.С. ФОРМИРОВАНИЕ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21957 (дата обращения: 14.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674