Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ РЕЙТИНГОВОГО КОНТРОЛЯ В УПРАВЛЕНИИ СПОРТИВНО ОРИЕНТИРОВАННЫМ ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Бурцев В.А. 1 Симзяева Е.Н. 2 Бурцева Е.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»
2 АНОО ВО ЦС РФ «Российский университет кооперации»
В статье теоретически обоснованы педагогические условия применения системы рейтингового контроля, содержания и результатов учебной и физкультурно-спортивной деятельности, обеспечивающих существенное повышение эффективности управления спортивно ориентированным физическим воспитанием студентов в процессе формирования спортивной культуры личности. Реализация выделенных авторами педагогических условий обеспечивается путем применения системы рейтингового контроля по дисциплине «Физическая культура» в высшем учебном заведении. Авторами статьи исследованы вопросы применения рейтинговой системы контроля в спортивно ориентированном физическом воспитании студентов в процессе формирования спортивной культуры личности. Авторами статьи проанализирован педагогический контроль как целостной системы, структурными компонентами которой являются цель, содержание, субъект (преподаватели) и объект (студенты) контроля, а функциональными компонентами являются средства, методы, формы организации и виды контроля.
спортивная культура личности
спортивно ориентированное физическое воспитание студентов
педагогический контроль
рейтинговый контроль
рейтинг
1. Драндров Г. Л., Бурцев В. А., Авксентьев Е. Н. Характеристика готовности студентов к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9, ч.11. – С.2550-2555.
2. Драндров Г. Л., Бурцев В. А., Хворонова Г. В. Сущность и содержание спортивной ориентации как личностной характеристики юных спортсменов // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9, Ч.8. – С.1836-1839.
3. Драндров Г. Л., Бурцев В. А., Шамгуллин А. З. Характеристика интереса студентов к физической культуре // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 3, ч.2. – С.383-387.
4. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Теоретические основы взаимодействия физической и спортивной культуры // Теория и практика физической культуры. – 2013. – № 6. – С. 14–21.
5. Драндров Г. Л., Бурцев В. А., Шамгуллин А. З. Сущностно-содержательная характеристика физкультурной компетентности студентов // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 11, ч. 4. – С.767-772.
6. Драндров Г. Л., Бурцев В. А., Бурцева Е. В. Сущность и содержание готовности студентов к физкультурно-спортивной деятельности // Образование и саморазвитие: научный рецензируемый журнал / ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет, ООО «Центр инновационных технологий». – Казань, 2012. – № 3 (31). – С. 140-146.

Анализ и обобщение научно-методической литературы и программно-нормативных документов организации учебного процесса в ведущих вузах стран мира и отечественный опыт использования рейтинг-контроля показывает, что преодоление недостатков традиционной системы измерения и оценивания учебной деятельности студентов возможно через применение рейтинговой оценки качества усвоения учебного материала. С учетом этого разработка и внедрение рейтинговой системы оценивания становится одним из ключевых направлений развития отечественной высшей школы [1, 6].

В спортивной практике понятие рейтинговая оценка используется для выявления и ранжирования  лучших спортсменов, команд как в отдельно взятых странах, так и в мире. Применительно к системе управления образовательным процессом рейтинг определятся как сумма баллов, набранная студентом в течение определенного промежутка времени по стандартным правилам, не изменявшимся в течение данного промежутка времени. Определение рейтинга осуществляется посредством применения специально разрабатываемой для этой цели технологии - рейтинговой системы оценивания.

Анализ опыта применения рейтингового контроля в ведущих вузах страны показывает его положительное влияние на повышение качества управления образовательным процессом: 1) повышается познавательная активность студентов, в том числе и во внеучебное время; 2) расширяются возможности для оперативной коррекции содержания и методики преподавания, для реализации дифференцированного подхода с учетом индивидуальных учебных возможностей студентов; 3) компенсируется проблема испытываемого студентами экзаменационного стресса в связи с повышением объективности оценивания [3].

Анализ практики применения рейтинговой системы контроля в России говорит о том, что в подавляющим большинстве вузов отсутствует системный подход к организации контроля на различных этапах обучения в соответствии с поставленными целями, не отработана система применения различных форм контроля, недостаточно разработаны вопросы количественного и качественного оценивания знаний, не используются современные достижения квалиметрии, отсутствует научно обоснованная методология определения рейтингового балла [2, 4].

Недостаточно исследованными остаются вопросы применения рейтинговой системы контроля в спортивно ориентированном физическом воспитании учащейся молодежи в процессе формирования спортивной культуры личности, что не позволяет в полной мере использовать ее разнообразный  дидактический потенциал в совершенствовании управления учебным процессом по дисциплине «Физическая культура» в образовательных учреждениях различного типа, в том числе и в высших учебных заведениях [5].

В соответствии с системным подходом к рассмотрению педагогических явлений педагогический контроль рассматривается нами как целостная система. Структурными компонентами данной системы являются цель, содержание, субъект (преподаватели) и объект (студенты) контроля. К функциональным компонентам относятся деятельность преподавателя и студентов, которые обеспечивают взаимодействие структурных компонентов системы контроля, содействуют установлению и развитию связей между ними, реализации их свойств в отдельности и интегральных свойств системы контроля в целом.

С одной стороны, внутреннее функционирование характеризуются со стороны применения имеющихся средств, методов, форм организации и видов контроля, которые обеспечивают эффективность реализации системы рейтинговой оценки как объективной реальности, с другой стороны, какими бы оптимальными с точки зрения успешности применения они не были, это может  не привести к ожидаемым социально-значимым результатам, если не будут правильно определены цель и содержание контроля, учтены особенности субъекта и объекта контроля, а также условия внешнего функционирования системы педагогического контроля.

С учетом выше приведенных системных представлений о рейтинговом контроле, педагогические условия рассматриваются нами как специфические требования к целевой направленности, содержанию, средствам, методам, формам организации и видам контроля, выполнение которых обеспечивает эффективную реализацию педагогических функций в управлении спортивно ориентированным физическим воспитанием студентов в процессе формирования спортивной культуры личности.

Обобщая результаты теоретического анализа исследуемой нами проблемы, мы выделили ряд педагогических условий эффективного применения системы рейтингового контроля в управлении спортивно ориентированным физическим воспитанием студентов в процессе формирования спортивной культуры личности [1, 2, 4, 6].

Системообразующим фактором, определяющим содержание и процесс педагогического контроля, как функциональной системы, является его целевая направленность. Цель педагогического контроля должна определяться с учетом его роли в управлении более широкой системой: системой спортивно ориентированного физического воспитания, по отношению к которой педагогический контроль выступает как его неотъемлемый элемент. С учетом этого цель педагогического контроля заключается в обеспечении системы управления спортивно ориентированным физическим воспитанием студентов обратной информацией о его результатах: уровне и динамике развития спортивной культуры личности. Поэтому первым педагогическим условием эффективности рейтингового  контроля является ведущая роль развивающей функции по отношению к его вспомогательным функциям. Традиционно в практике физического воспитания ведущее место занимала диагностическая функция: контроль применялся для решения задач промежуточной и итоговой аттестации студентов, а не для содействия формирования спортивной культуры личности.

Известно, что чем конкретнее формулировка цели, тем более стимулирующее воздействие оказывает она на личность. В качестве цели спортивно ориентированного физического воспитания и оцениваемых с помощью педагогического контроля результатов, должны быть представлены в метрической шкале измерений, позволяющей дифференцировано оценивать результаты с учетом параметров цели. Поэтому уровень и динамика развития спортивной культуры личности в целом и ее отдельных слагаемых, измерение и оценивание которых выступает содержанием педагогического контроля, должны быть представлены в количественной форме: в определенной сумме баллов.

Спортивно ориентированное физическое воспитание студентов должно быть организовано по модульному принципу, с выделением качественно различающихся модулей. Качество усвоения учебного материала каждого из модулей выступает в качестве отдельного, самостоятельного результативного критерия развития спортивной культуры личности. С учетом содержания «Примерной учебной программы по физической культуре» для студентов вузов должны быть выделены теоретический, методический и двигательный модули, определено их содержание и разработаны по отношению к каждому элементу содержания свои специфические средства, методы, формы организации и виды контроля.

Содержание контроля должно быть адекватным его цели. Поэтому в него входят измерение и оценивание всех компонентов спортивной культуры личности и деятельности по ее формированию. Они выступают как результативные и процессуальные критерии, на основе которых определяется уровень развития спортивной культуры личности. К результативным критериям, отражающим уровень и динамику развития спортивной культуры личности студентов, относятся: 1) теоретические знания в области физической культуры и спорта; 2) методические знания, умения и навыки организации самостоятельных занятий физическимиупражнениями и организация спортивного стиля жизни; 3) уровень развития физических качеств, значимых для избранного вида спорта; 4) уровень владения техникой и тактикой выполнения соревновательных упражнений; 5) участие в соревнованиях (с учетом масштаба соревнований).

Процессуальными критериями, характеризующими эффективность спортивно ориентированного физического воспитания, являются объем двигательной активности студентов в форме физических упражнений, проявляемой: 1) на учебных занятиях; 2) и во внеучебное время (занятия в спортивных секциях и физкультурно-оздоровительных группах; участие в соревнованиях с учетом их масштаба). Эти критерии являются достаточно информативными, поскольку эффект занятий физическими упражнениями во многом зависит от показателей объема физической и соревновательной нагрузки.

Интегральная оценка уровня развития спортивной культуры личности складывается на основе оценивания всех вышеприведенных критериев. В зависимости от того, какой удельный вес в общей оценке отведен каждому из критериев, будут определяться и приоритеты студентов и преподавателя при решении задач спортивно ориентированного физического воспитания.

Субъектами, осуществляющими педагогический контроль, являются преподаватели кафедры физического воспитания. Новизна задачи по отношению к их профессиональному опыту и обусловленные этим изменения в содержании контроля и особенностях его применения в учебном процессе обуславливают необходимость их предварительной профессиональной подготовки к практическому осуществлению системы рейтингового контроля в работе со студентами.

Объектами педагогического контроля выступают студенты вузов. Педагогическая практика и результаты научных исследований свидетельствуют о том, что студенты-первокурсники на момент начала изучения предмета «Физическая культура» существенно различаются по показателям физической подготовленности, склонностям и интересам к занятиям определенными видами физических упражнений.

Необходимо создать оптимальные условия для того, чтобы одной и той же интегральной оценки, характеризующей уровень  развития спортивной культуры, студенты могли достичь при существенных различиях в показателях отдельных критериев. Студенты должны иметь возможность самостоятельно определять индивидуальный  путь к достижению поставленной цели, сосредотачивая основное внимание на формировании отдельных компонентов своей личностной спортивной культуры. Данное условие соответствует положениям синергетического подхода к организации учебного процесса. Поэтому нормативные требования по критерию физической подготовленности должны быть минимальными, реально выполнимыми всеми студентами. При выполнении этого условия студенты с низкими показателями физических качеств, которые, как известно, во многом генетически детерминированы, могут достичь требуемых при аттестации интегральных оценок за счет большего количества баллов по остальным критериям: теоретическим знаниям, методическим знаниям, умениям и навыкам, процессуальным критериям.

Для активизации учебной деятельности студентов с низким уровнем развития физических качеств эффективным приемом является создание ситуаций достижения успеха. Для этого при оценке достижений необходимо в качестве одного из критериев учитывать наряду с уровнем развития физических качеств и темпы их развития. При этом удельный вес этого критерия должен быть достаточно высоким, чтобы оказать на студентов стимулирующее воздействие.

Стратегической задачей спортивно ориентированного физического воспитания студентов является формирование спортивной культуры личности студента как субъекта собственной физкультурно-спортивной деятельности, в том числе и ее самоконтроля. Поэтому в ходе педагогического контроля необходимо учитывать показатели самоконтроля. С одной стороны, это существенно повысит эффективность деятельности преподавателя по сбору обратной информации о ходе и результативности учебного процесса, с другой, создаст оптимальные условия для постепенного овладения студентом функциями самоконтроля.

Для стимулирования студентов с исходными высокими показателями спортивной культуры необходимо в полной мере задействовать соревновательные мотивы, чтобы студент занимался физическими упражнениями не ради зачета, который он заведомо может получить благодаря высокой интегральной оценке, а для того, чтобы быть в числе первых по итогам рейтинговой оценки. Это предполагает открытость и гласность доведения результатов рейтингового контроля до всех участников образовательного процесса. Чем меньше задержка обратной связи, тем выше эффективность рейтингового контроля, поэтому в зависимости от динамичности оцениваемых критериев периодичность их измерения и оценивания должна быть по возможности более высокой.

Вместе с тем студенты должны быть постоянно информированы о количестве набранных на сегодняшний день баллов, о количестве баллов, которые они могут получить по достигнутому уровню развития физических качеств. На основе этой информации студент может вносить оперативные коррекции в учебную деятельность по предмету «Физическая культура». Это позволит стимулировать стремление студентов к своему физическому совершенствованию и самоопределению, повышению физкультурно-спортивной активности, переживанию удовлетворенности не только от процесса занятий физическими упражнениями, но и от достигаемых при этом спортивных результатов.

Педагогический контроль не является самоцелью учебного процесса, поэтому методы контроля должны быть оперативными, не занимающими у преподавателя и студентов много учебного времени. Количественный анализ результатов контроля должен быть автоматизирован, что предполагает использование вычислительной техники. При текущем, промежуточном и итоговом контроле в обязательном порядке учитываются результаты предшествующих видов контроля.

Заключение. Обобщая результаты исследования, можно заключить, что основными педагогическими условиями эффективности применения рейтингового контроля в спортивно ориентированном физическом воспитании студентов в процессе формирования спортивной культуры личности являются: ведущая роль развивающей функции контроля по отношению к остальным его функциям; оценка уровня и динамика развития физической культуры личности в целом и ее отдельных слагаемых на основе метрической шкалы измерений; модульный принцип организации физического воспитания; адекватность содержания контроля стратегической целевой направленности физического воспитания на формирование физической культуры личности; интегрирование результатов оценивания отдельных критериев с учетом их значимости в развитии и функционировании физической культуры, как целостной личностной характеристики; профессиональная готовность преподавателей к эффективному применению контроля в физическом воспитании; минимальный уровень нормативных требований по каждому критерию в сочетании с оптимальными нормативными требованиями к значениям интегральной оценки; учет в качестве одного из критериев аттестации индивидуальных темпов развития физических качеств; единство контроля преподавателя и самоконтроля; создание атмосферы открытости и гласности результатов контроля; минимальная задержка обратной информации о ходе и результативности физического воспитания; простота и оперативность применения методов контроля; единство оперативного, текущего, промежуточного и итогового видов контроля.

Таким образом, наиболее полная реализация педагогических условий обеспечивается применением системы рейтингового контроля. Игнорирование каждого из перечисленных педагогических условий приведет к тому, что система педагогического контроля будет функционировать с недостаточной эффективностью, проявляющейся в низком качестве реализации отдельных его функций, либо в  отсутствии ожидаемых результатов.

Рецензенты:

Бикмухаметов Р.К., д.п.н., профессор, декан факультета спорта ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», г. Казань;

Коновалов И.Е., д.п.н., доцент, зав. кафедрой теории и методики спортивных игр ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», Казань, Россия, г. Казань.


Библиографическая ссылка

Бурцев В.А., Симзяева Е.Н., Бурцева Е.В. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ РЕЙТИНГОВОГО КОНТРОЛЯ В УПРАВЛЕНИИ СПОРТИВНО ОРИЕНТИРОВАННЫМ ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21916 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674