Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

РАЗРАБОТКА ПРИЛОЖЕНИЙ ДЛЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА БАЗЕ ПОРТАЛА MULTITEST

Берестнева Е.В. 1 Моисеенко А.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет»
Статья посвящена проблеме создания универсального инструментария для организации социально-психологических исследований на базе портала MultiTest. Портал представляет собой WEB-сервер с многоуровневым пользовательским доступом, что обеспечивает конфиденциальность и безопасность полученной информации. Дано описание структуры портала, возможных групп пользователей (анонимы, тестируемые, тестирующие, редакторы, аналитики, администраторы, суперадминистраторы) и их возможностей. Особое внимание уделено разработанному авторами «Редактору тестов», с помощью которого создание и добавление новых психологических тестов доступно даже пользователям, не имеющим опыта программирования. Инструменты, которыми пользуется пользователь с правами редактора, представляют собой средства редактирования модулей, расположенных в базе данных. Приведены примеры разработанных приложений для Томского политехнического университета. Рассмотрены возможности развития портала для организации социально-психологических исследований в медицине.
социально-психологические исследования
информационные технологии
компьютерная психодиагностика
1. Баловнева А.Н., Берестнева О.Г., Фисоченко О.Н. Влияние личностных особенностей иностранных и российских студентов на результаты обучения // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2.
2. Берестнева Е.В. Проблемы оценки исследовательского потенциала // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2–19. – С. 4151–4153.
3. Берестнева О.Г., Моисеенко А.В., Жаркова О.С. Информационный ресурс MULTITEST для оценки компетентности студентов // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2013. - Приложение. – C. 168–170.
4. Марухина О.В., Берестнева О.Г., Боброва М.В. Оценка качества деятельности преподавателя вуза на основе методов многомерного анализа данных // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 3. – С. 180–185.
5. Моисеенко А.В., Фисоченко О.Н., Холдина Т.В., Иванова А.Д., Романова Т.А., Божедомова К.С., Берестнева О.Г. Создание приложений для организации социально-психологических исследований на базе интернет-портала // Сборник научных трудов Международного научного симпозиума «Общество и непрерывное благополучие человека» / под ред. Г.А. Барышевой, Л.М. Борисовой; Национальный исследовательский Томский политехнический университет. – Томск, 2014. – С. 16-21.
6. Мокина Е.Е., Марухина О.В., Фисоченко О.Н., Берестнева Е.В. Информационная система поддержки принятия решений для выпускников бакалавриата // Информационное общество. - 2014. – № 3. – С. 20–24.
7. Петрова Л.А., Берестнева Е.В., Бригадин А.А. Организация самостоятельной работы студентов в контексте реализации ФГОС ВО // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2.
8. Zharkova O.S., Berestneva O.G., Moiseenko A.V., Marukhina O.V. Psychological computer testing based on multitest portal // World Applied Science Journal. – 2013. – Vol. 24. – Iss. 24. – P. 220-224.

Основным недостатком большинства приложений для социально-психологических исследований является невозможность централизованного доступа к процедуре тестирования/анкетирования и собранной информации.

Для решения данной проблемы в Институте кибернетики Национального исследовательского Томского политехнического университета разработан портал MultiTest с многоуровневым пользовательским доступом, который позволяет унифицировать процесс организации компьютерного тестирования и анкетирования для любых сфер деятельности [3; 5; 8].

На рис. 1 представлена схема процесса формирования итогового заключения по результатам психологического тестирования.

Рис. 1. Схема формирования итогового заключения для тестируемого.

Портал MultiTest представляет собой WEB-сервер с многоуровневым пользовательским доступом, что обеспечивает конфиденциальность и безопасность полученной информации.

Разработанные на сегодняшний день приложения предназначены в основном для решения задач оценки качества образования и социально-психологического сопровождения образовательного процесса [1; 2; 4; 6; 7] и интегрированы в портал Томского политехнического университета (рис. 2).

Пользователи получают доступ к порталу с помощью индивидуального или группового аккаунта и пароля. В пределах группового аккаунта каждый пользователь идентифицируется без пароля. Групповые аккаунты предназначены только для тестируемых (тестируемые могут получать доступ к порталу и по индивидуальному паролю). Разработанная система интегрирована в портал ТПУ.

Рис. 2. Главная страница сайта «Тестирование абитуриентов» на портале ТПУ.

Как показано на рис. 3, со страницы итоговых результатов абитуриент, перейдя по ссылке, может получить подробную информацию о любой заинтересовавшей его специальности.

Рис. 3. Результаты оценки степени соответствия профессионально значимых качеств абитуриента специальностям Томского политехнического университета.

Инструментальные средства портала MultiTest были использованы также при создании системы оценки и мониторинга адаптации студентов ТПУ [3; 5; 8] (рис. 4).

Рис. 4. Схема информационной системы оценки адаптации студентов ТПУ.

В качестве дальнейшего совершенствования web-сайта представляется возможным дополнение сайта компьютерными версиями проективных методик. Также возможна доработка интерфейса сайта с целью дальнейшего повышения его информативности, привлекательности и удобства.

В настоящее время на базе портала MultiTest ведется разработка виртуального Центра оценки и прогнозирования качества здоровья детей, что включает в себя создание методического, алгоритмического и программного обеспечения, в том числе для решения следующих задач:

1) изучить функциональное состояние основных систем организма у условно здоровых детей различных возрастных групп, детей и подростков, занимающихся спортом, а также с наиболее распространенными хроническими неинфекционными заболеваниями;

2) на основе сформированных баз данных обследований (в соответствии с утвержденными протоколами) классифицировать детей различных возрастных категорий по однородным группам для получения объективных и независимых измерений параметров организма, необходимых для моделирования, на базе количественных и качественных признаков;

3) разработать систему интегральной оценки уровней здоровья у детей различных возрастных категорий;

4) создать информационное и программное обеспечения компьютерного виртуального Центра оценки и прогнозирования качества здоровья детей с наиболее распространенными хроническими неинфекционными заболеваниями.

Публикация подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта 15-07-08922.

Рецензенты:

Иванкина Л.И., д.ф.н., профессор кафедры менеджмента, Институт социально-гуманитарных технологий Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск;

Романенко С.В., д.х.н., профессор, заведующий кафедрой экологии и безопасности жизнедеятельности, Институт природных ресурсов Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск.


Библиографическая ссылка

Берестнева Е.В., Моисеенко А.В. РАЗРАБОТКА ПРИЛОЖЕНИЙ ДЛЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА БАЗЕ ПОРТАЛА MULTITEST // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21905 (дата обращения: 01.10.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074