Д.Б. Эльконин и Т.В. Драгунова трактуют ведущую деятельность учащихся на данном возрастном этапе как личное общение сверстников в рамках учебной, организационной, художественной и трудовой деятельности. У подростка появляется ярко выраженное желание участвовать в общественно необходимой работе, стать общественно значимым, и он учится строить свои взаимоотношения с субъектами класса-коллектива на основе установленных правил и норм. Центральным психологическим новообразованием данного возраста, по мнению этих исследователей, становится возникающее у подростков чувство взрослости как форма проявления их самосознания, позволяющая сравнивать и отождествлять себя с взрослыми. В.В. Давыдов также замечает по данному вопросу, что невозможно рассмотрение общения подростков в отрыве от всего комплекса коллективных видов деятельности - учебной, производственно-трудовой, общественно-организационной, художественной и т. д., так как «именно эти виды деятельности приобретают наибольшее значение в развитии общения у подростков. У них наблюдается повышенное внимание к своим успехам и достижениям в процессе деятельности, которые получают ту или иную социальную оценку» [2, с. 112]. Участвуя в деятельности коллектива и, осознавая социальную значимость собственного вложения в эту деятельность, подростки вступают в новые взаимоотношения между собой, а результаты этой деятельности получают подлинную оценку в самом коллективе. Именно в процессе общественно-значимой деятельности в условиях музыкально-исполнительского класса у детей данного возраста формируются творческое отношение к делам коллектива, товарищеская взаимопомощь, общественная активность, они учатся оценивать профессиональные и нравственные качества своих товарищей, а также в сопоставлении с ними адекватно оценивать свои собственные возможности. Таким образом, всё вышесказанное позволяет сделать вывод, что не интимно-личностное общение подростков, а общение их в процессе выполнения общественно-значимой деятельности служит фундаментом формирования психологических новообразований, характерных для данного возраста.
Главная сложность обучения для школьника-подростка состоит в том, что он совпадает с трудным моментом в жизни детей - переходом от детства к юности. Переходный возраст характеризуется общим подъёмом жизнедеятельности и перестройкой всего организма, вызванной бурным ростом. Продолжается процесс развития кровеносной и нервной системы, а также окостенения скелета, кости становятся более упругими и твёрдыми. Возрастает сила мышц. Неравномерный рост внутренних органов, особенно сердца, и при этом отставание роста кровеносных сосудов, вызывают нарушения его работы. Кроме того, начинающееся половое развитие нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания. Поведение школьников в это время часто отличается порывистостью движений, излишней жестикуляцией и плохой координацией.
Переходному возрасту свойственно возрастание роли сознания, возможностей самоконтроля, однако характерный симптом - повышенная возбудимость - свидетельствует, что процессы возбуждения всё ещё доминируют над процессами торможения. Недаром многие педагоги считают это время в развитии детей периодом тяжёлого кризиса. Подростки часто слишком бурно, а иногда даже аффективно проявляют свои чувства, «болезнь роста» вызывает у них резкие смены настроений, проявляясь в неожиданных эмоциональных состояниях и обостренных реакциях, способных нарушить обычный ход взаимоотношений с окружающими людьми. Но, как замечает В.В. Богословский, необходимо принимать во внимание, что «все эмоциональные состояния, как бы субъективны они ни были, детерминированы, причинно обусловлены, хотя человек не всегда ясно осознаёт причину своего состояния» [1, с 306]. Педагогу-музыканту при общении с учащимися переходного возраста необходимо учитывать ярко проявляемые в этот период «акцентуации характера» [К. Леонгард] - «чрезмерные усиления и выраженность отдельных личностных черт или их сочетаний, определяющих избирательную уязвимость индивида при одних определённых психогенных воздействиях, и хорошую или даже повышенную устойчивость при других» [5, с. 276-277]. Психология рассматривает их как предпосылки отклоняющегося от норм общественной морали поведения, делающего подростков особо трудными объектами воспитания. Задачей педагога становится оказание компетентной действенной помощи ученику на основе знаний особенностей кризисного переходного периода его развития, поэтому недопустимо применение методов авторитарной педагогики в вопросах воспитания. Возникающие негативные проявления эмоций необходимо сглаживать, не доводя до конфликта. Интересны рассуждения А.С. Макаренко об отношении коллектива к индивидууму, проявляющему несогласие, непонимание или протест: «Защищая коллектив во всех точках его соприкосновения с эгоизмом личности, коллектив тем самым защищает и каждую личность и обеспечивает для неё наиболее благоприятные условия развития» [4, с. 76]. Оптимальным воспитательным средством для решения проблемы несогласия в музыкально-исполнительском классе является повышение занятости учащихся. Это может быть интенсивная работа, имеющая творческие перспективы в виде концертно-гастрольных проектов, ответственных выступлений, съёмок и записей, интересных творческих встреч, участия в исполнительских конкурсах и фестивалях, а также специальные поручения по опеке младших учащихся, повышающие чувство ответственности, разные мероприятия, связанные с деятельностью коллектива. Но, если, тем не менее, разногласий между субъектами коллектива избежать не удалось, то педагог использует известные в психологии правила выхода из конфликтных ситуаций: 1) в обсуждении с учащимися возникшего конфликта, подведение их к мнению о необходимости признания существования проблемы, которую они сами должны сформулировать; 2) предоставление возможности каждому участнику события выразить своё мнение по поводу случившегося (педагог не высказывается, но и не допускает попыток унизить человеческое достоинство при высказывании учащихся; 3) совместный поиск вариантов решений проблемы; 4) обоснование найденных решений, с использованием аналогов из прошлого опыта; 5) выработка согласованного всеми участниками плана действий.
Главное, к чему стремится руководитель - поддержание доверительных дружеских отношений, позволяющих незаметно оказывать благотворное влияние на сознание ученика. Демократический принцип общения, соблюдаемый им с учениками-подростками, умение по-настоящему «захватить» их процессом творчества в итоге оказывают положительное влияние на развитие у них нравственных и социальных качеств. Увлечение музыкой, чувство своей неразрывной связи с учителем и соучениками, истинное уважение к педагогу и проявляющееся естественное желание взрослеющего подростка покровительствовать младшим учащимся разновозрастного класса помогут безболезненно преодолеть трудный переходный возраст. Проблемы роста решаются гораздо проще в здоровом коллективе, где сильна роль не только руководителя, но и творческого актива, увлекающего и направляющего всех в едином движении по выбранному курсу. Когда дети с желанием и в компании друзей занимаются любимым делом, а жизнь их «увенчана» благородной идеей служения искусству, тогда у них всё - и силы, и мысли, и побуждения - сфокусировано на стремлении к достижению цели: оптимально реализовать себя в музыке.
Старший подростковый возраст (14-15 лет) переходный к юношескому - самый пубертатный и важный период для будущего полноценной личности. В.М. Подуровский определяет его как возраст самоопределения, становления характера, «постепенной и активной, в сторону зрелости, психологической и физиологической эволюции» [5, с. 269].
Восприятие подростка становится более целенаправленным и организованным, но всё ещё нестабильно. Внимание специфично избирательно: привлекают только дела, входящие в круг личных интересов. Мышление становится более систематизированным, появляется способность к абстрактному мышлению. Данный этап обучения является сензитивным периодом развития творческого мышления юного музыканта, нравственного и социального формирования личности. Именно в этот период жизни в процессе обучения и воспитания подростку должна быть обеспечена социализация, что предполагает освоение новых реалий, подготовку к экономически самостоятельной жизни, формирование базового минимума культуры. Ученикам этого возраста свойственно критическое отношение к действительности. Происходит заметная трансформация мировоззренческого сознания - оно становится более независимым, а информация, которая раньше принималась от педагога безусловно, сразу и с полным доверием, теперь требует логического подкрепления и обоснования. Эмпирический метод познания в значительной части уступает место рациональному.
Более высокая степень личностной организации, свойственная этому этапу развития, предполагает новый уровень эмоционального восприятия и переживания, которому присущи больший индивидуализм, более богатая образно-эмоциональная палитра, способность к пониманию романтических чувств и тонких настроений. Руководителю разновозрастного музыкально-исполнительского класса необходимо развивать эту сферу, чтобы детское исполнительство достигало высокого творческого накала и наполнялось глубоким внутренним содержанием. Целью интегрированных занятий становится подведение школьника к пониманию искусства как формы художественно-образного осмысления мира, развития собственного творчества, как способа реализации в искусстве, личностного представления о нём.
Данный возрастной период у учащихся сопряжён с выбором не только профессии, но и референтных групп людей и самого образа жизни, что диктует жизненная ситуация. Референтная группа - необходимое условие для самоутверждения личности, так как ей присущи общность цели практической совместной деятельности, и именно целевая направленность определяет и формирует организацию и характер общения. Основное значение в это время приобретает ценностно-ориентированная активность, связанная со стремлением к автономии, правом быть самим собой. Подростковый период - завершающий этап созревания и формирования личности учащегося, когда у него формируются полная структура самосознания и уровень притязаний, развивается личностная рефлексия, осознаются жизненные планы, перспективы.
Ш. Бюлер называет переходный возраст позитивной фазой психической пубертатности, которая характеризуется возрастающей восприимчивостью к позитивным аспектам окружения. Сознательное переживание прекрасного - важнейшие источники радости, открывающиеся перед подростком. Именно это является стимулом к успешному овладению искусством. На данном этапе в развитии учащихся происходит расширение своего Я и обретение чувства отграниченности своего «Я» от «Я» других людей через социализацию. Сложность этих процессов связана с часто возникающим чувством тревоги, которая находится в прямой зависимости от динамики самооценки. Чем выше и адекватнее самооценка, тем меньше тревожность и больше уверенность в себе. А истоки агрессивного поведения, проявляющиеся у некоторых учеников старшего подросткового возраста как признаки инфантильности, кроются в низком уровне сформированности личности, что убедительно доказывают исследования российских психологов, в частности, В.А. Аверина. По мере формирования самосознания агрессивность убывает и становится более контролируемой и управляемой.
Важными составляющими в психическом развитии учащегося является развитие его интеллектуальной сферы и нравственное развитие, в ходе которого, по мнению Л. Кольберга, подросток эволюционирует от эгоцентрического отношения к окружающему его миру до более гибкой позиции, когда он опирается уже на свои собственные критерии, что ведёт к активизации творческой деятельности.
Рассматриваемый возрастной период характерен завершением длительного процесса физического развития организма: заканчивается рост, окостенение скелета, оформляется мышечная система, увеличивается физическая сила и способность выдерживать большие нагрузки, стабилизируется кровяное давление, выравнивается работа желез внутренней секреции, заканчивается начальный период полового созревания, одновременно продолжается функциональное развитие головного мозга, идёт общее созревание всего организма.
У учащихся позднего подросткового возраста активно вырабатывается мировоззрение, крепнут убеждения и характер. Это пора самоутверждения, поисков и надежд, время жизненного самоопределения и изменения ценностных ориентиров. Если в раннем подростковом возрасте больше ценилась физическая сила, то сейчас приоритетным считается интеллектуальное развитие, эрудиция, способность к быстрой ориентации в учебном процессе, находчивость и т.д. Идеалами у подростков становятся гармонически развитые люди, в связи с этим многие из них осознанно стремятся к самовоспитанию. Этот процесс обретает устойчивость и целенаправленность - формируются нравственные и социальные качества. Музыка на данном этапе развития является активным фактором социализации. Особо значимой среди подростков становится компетентность в профессиональных вопросах, наличие которой способствует повышению социометрического статуса. В этот сензитивный период нравственной зрелости чётче вырисовываются моральные понятия, набирают силу этические убеждения, усиливаются сознательные мотивы поведения. Но педагог-музыкант должен учитывать, что развитие в детях способности восприятия, как точно отметил Б.Т. Лихачёв, «понимания, чувствования человеческой духовно-нравственной красоты одновременно с формированием их собственной нравственно-этической духовности - сложный, своеобразный, неравномерно протекающий, диалектически противоречивый, зависящий от возрастных особенностей и конкретных социально-психологических условий процесс» [3, с. 35].
Процесс морального воспитания, связанный с познанием моральных идей, становится возможным только при многогранной духовной деятельности учащегося, которую В.А. Сухомлинский определяет следующим образом - «творческий труд, кипучая общественная деятельность, одухотворённая благородной целью. Духовная деятельность - это отражение общественных отношений, включая труд, во внутреннем мире человека, в его пристрастиях и устремлениях, в его желаниях... Настоящим человеком становится только тот, у кого в душе возникают, утверждаются благородные желания, которые стимулируют поведение, порождают страсти и поступки, в которых человек опять-таки утверждается, в которых рождаются новые желания. Этот сложный процесс и является тем, что мы в практике воспитания называем идейной жизнью личности... » [6, с. 238].
Подросткам свойственно избирательное отношение к учебным дисциплинам. Их восприятие целенаправленно, внимание устойчиво, мышление отличается способностью к абстрагированию, развитой критичностью суждений. У них наблюдается стремление выработать на всё собственную точку зрения, дать свою оценку происходящему, активно отстаивать своё мнение, причём педагогу не следует слишком строго судить о пока ещё незрелых умозаключениях молодых людей, так как это неминуемо приведёт к конфликту. Ценностные ориентации учащихся данной возрастной группы отличаются резкой дифференциацией по интересам. А поскольку все участники разновозрастного музыкально-исполнительского класса на протяжении длительного времени связаны общими интересами и находятся в обстановке увлекательных и серьёзных занятий музыкально-исполнительским искусством, в котором наилучшим образом реализуются их творческие способности, неудивительно, что музыка стала для них важным делом их жизни.
С учащимися подросткового возраста мы видим целесообразность проведения целенаправленной работы по развитию интеллекта и способности к аналитическому мышлению, расширению их профессиональной эрудиции и кругозора, воспитанию волевых и артистических черт характера, приобретению ими первичных педагогических навыков. Большую пользу в это время может принести ознакомление с элементами методики обучения игре на инструменте, что в итоге явится дополнительным стимулом оптимизации профессионального развития. На этом этапе обучения активизируется исполнительская деятельность учащихся - к сольному прибавляются формы совместного музицирования в ансамбле и оркестре. Сотворчество духовно обогащает каждого, заметно интенсифицируется учебно-воспитательный процесс.
Исполнительские достижения учащихся начального периода обучения развиваются, совершенствуются и на этом этапе доводятся до более высокого профессионального уровня на более сложном музыкальном материале. Всё это является новой ступенью в освоении музыкального искусства. Наличие в педагогическом репертуаре известных произведений разных жанров обязывает исполнителя заботиться о расширении своего профессионально-личностного потенциала, без чего попытка интерпретировать сложную по форме и содержанию классическую музыку может оказаться бесплодной, и в результате проявится творческая несостоятельность исполнителя. Таким образом, в атмосфере учебно-творческой деятельности музыкально-исполнительского класса органично формируется истинная система ценностей, обеспечивается ранняя социализация, что предполагает освоение новых реалий, благодаря чему у учащихся поддерживается мотивация к обучению музыке и духовному самосовершенствованию.
Рецензенты:
Щербакова А.И., д.п.н., д.культурологии, заведующая кафедрой социологии и философии культуры, профессор, декан факультета искусств и социокультурной деятельности ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», г. Москва;
Ануфриева Н.И., д.п.н., доцент, профессор кафедры социологии и философии культуры факультета искусств и социокультурной деятельности ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», г. Москва.
Библиографическая ссылка
Смирнов А.В. ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ТВОРЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА С УЧАЩИМИСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21874 (дата обращения: 08.12.2024).